Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель ШМО ______________ Протокол №__________ от «____» ____________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________/ О.Г. Попов/ Приказ от №__________ «____» ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
_Горбунова Наталья Николаевна __________
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
2017 - 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.Планируемых результатов начального общего образования;
4.Примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»;
5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;
6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2017-2018 учебный год.
Цели изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира.
В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально 4 разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого- этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
- идея уважения к миру;
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6ч.) Природа. Ценность природы для людей. Человек. Отличия человека от других живых существ. Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности. Охрана природы
Эта удивительная природа (18 ч.) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные . Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч.) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч.) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч.) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч.) Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Как устроен мир (6 ч.)
| ||||
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | 01.09 |
|
2 | Человек. Отличия человека от других живых существ. Общество. | 1 | 02.09 |
|
3 | Стартовая диагностическая работа | 1 | 08.09 |
|
4 | Мир глазами эколога. | 1 | 09..09 |
|
5 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | 15.09 |
|
6
| Обобщение. Проверочная работа по разделу «Как устроен мир». | 1 | 16.09 |
|
Эта удивительная природа (18ч.)
| ||||
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 22.09 |
|
8 | Разнообразие веществ. | 1 | 23.09 |
|
9 | Воздух и его охрана. | 1 | 29.09 |
|
10 | Вода. | 1 | 30.09 |
|
11 | Превращение и круговорот воды. | 1 | 06.10 |
|
12 | Берегите воду. | 1 | 07.10 |
|
13 | Что такое почва. | 1 | 13.10 |
|
14 | Разнообразие растений. | 1 | 14.10 |
|
15 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 20.10 |
|
16 | Размножение и развитие растений. | 1 | 21.10 |
|
17 | Охрана растений. | 1 | 27.10 |
|
18 | Разнообразие животных. | 1 | 28.11 |
|
19 | Кто что ест. | 1 | 10.11 |
|
20 | Размножение животных. | 1 | 11.11 |
|
21 | Охрана животных. | 1 | 17.11 |
|
22 | В царстве грибов. | 1 | 18.11 |
|
23 | Великий круговорот жизни | 1 | 24.11 |
|
24
| Обобщение. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | 25.11 |
|
Мы и наше здоровье (10ч.)
| ||||
25 | Организм человека. | 1 | 01.12 |
|
26 | Органы чувств. | 1 | 02.12 |
|
27 | Надёжная зашита организма. | 1 | 08.12 |
|
28 | Опора тела и движение. | 1 | 17.12 |
|
29 | Наше питание. | 1 | 15.12 |
|
30 | Дыхание и кровообращение. | 1 | 16.12 |
|
31 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 22.12 |
|
32 | Здоровый образ жизни. | 1 | 23.02 |
|
33 | Обобщение. Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 29.02 |
|
34
| Презентация проектов «Известный человек», «Удивительное растение», «Школа кулинаров». | 1 |
|
|
Наша безопасность (7ч.)
| ||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 |
|
|
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 |
|
|
37 | Дорожные знаки. | 1 |
|
|
38 | Опасные места. | 1 |
|
|
39 | Природа и наша безопасность. | 1 |
|
|
40 | Экологическая безопасность. | 1 |
|
|
41
| Обобщение. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность». | 1 |
|
|
Чему учит экономика (12ч.) | ||||
42 | Для чего нужна экономика. | 1 |
|
|
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | 1 |
|
|
44 | Полезные ископаемые | 1 |
|
|
45 | Растениеводство. | 1 |
|
|
46 | Животноводство. | 1 |
|
|
47 | Какая бывает промышленность. | 1 |
|
|
48 | Проект «Экономика родного края». | 1 |
|
|
49 | Что такое деньги. | 1 |
|
|
50 | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 |
|
|
51 | Семейный бюджет | 1 |
|
|
52 | Экономика и экология. | 1 |
|
|
Путешествия по городам и странам (15ч.) | ||||
53 | Золотое кольцо России. | 1 |
|
|
54 | Золотое кольцо России. | 1 |
|
|
55 | Проект «Музей путешествий». | 1 |
|
|
56 | Наши ближайшие соседи. | 1 |
|
|
57 | Наши ближайшие соседи (продолжение). | 1 |
|
|
58 | На севере Европы. | 1 |
|
|
59 | Что такое Бенилюкс. | 1 |
|
|
60 | В центре Европы. | 1 |
|
|
61 | Промежуточная аттестация. | 1 |
|
|
62 | По Франции и Великобритании . | 1 |
|
|
63 | По Франции и Великобритании (продолжение). | 1 |
|
|
64 | На юге Европы. | 1 |
|
|
65 | По знаменитым местам мира. | 1 |
|
|
66 | Обобщение. Путешествие по городам и странам. | 1 |
|
|
67 | Проверочная работа по разделу «Путешествия по городам и странам». | 1 |
|
|
68 | Презентация проектов «Музей путешествий». | 1 |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель ШМО ______________ Протокол №__________ от «____» ____________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________/ О.Г. Попов/ Приказ от №__________ «____» ____________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
_Горбунова Наталья Николаевна __________
(Ф.И.О. учителя-разработчика)
2017 - 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе нормативно-правовых документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3.Планируемых результатов начального общего образования;
4.Примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»;
5.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»;
6.Учебного плана МБОУ «Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2» на 2017-2018 учебный год.
Цели изучения предмета:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира.
В рамках данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Отбор содержания осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально 4 разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого- этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
- идея уважения к миру;
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения окружающего мира в начальной школе являются:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6ч.) Природа. Ценность природы для людей. Человек. Отличия человека от других живых существ. Общество. Мир глазами эколога. Природа в опасности. Охрана природы
Эта удивительная природа (18 ч.) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные . Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч.) Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч.) Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч.) Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч.) Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
Как устроен мир (6 ч.) | ||||
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | 01.09 | |
2 | Человек. Отличия человека от других живых существ. Общество. | 1 | 02.09 | |
3 | Стартовая диагностическая работа | 1 | 08.09 | |
4 | Мир глазами эколога. | 1 | 09..09 | |
5 | Природа в опасности. Охрана природы. | 1 | 15.09 | |
6 | Обобщение. Проверочная работа по разделу «Как устроен мир». | 1 | 16.09 | |
Эта удивительная природа (18ч.) | ||||
7 | Тела, вещества, частицы. | 1 | 22.09 | |
8 | Разнообразие веществ. | 1 | 23.09 | |
9 | Воздух и его охрана. | 1 | 29.09 | |
10 | Вода. | 1 | 30.09 | |
11 | Превращение и круговорот воды. | 1 | 06.10 | |
12 | Берегите воду. | 1 | 07.10 | |
13 | Что такое почва. | 1 | 13.10 | |
14 | Разнообразие растений. | 1 | 14.10 | |
15 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 20.10 | |
16 | Размножение и развитие растений. | 1 | 21.10 | |
17 | Охрана растений. | 1 | 27.10 | |
18 | Разнообразие животных. | 1 | 28.11 | |
19 | Кто что ест. | 1 | 10.11 | |
20 | Размножение животных. | 1 | 11.11 | |
21 | Охрана животных. | 1 | 17.11 | |
22 | В царстве грибов. | 1 | 18.11 | |
23 | Великий круговорот жизни | 1 | 24.11 | |
24 | Обобщение. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | 25.11 | |
Мы и наше здоровье (10ч.) | ||||
25 | Организм человека. | 1 | 01.12 | |
26 | Органы чувств. | 1 | 02.12 | |
27 | Надёжная зашита организма. | 1 | 08.12 | |
28 | Опора тела и движение. | 1 | 17.12 | |
29 | Наше питание. | 1 | 15.12 | |
30 | Дыхание и кровообращение. | 1 | 16.12 | |
31 | Умей предупреждать болезни. | 1 | 22.12 | |
32 | Здоровый образ жизни. | 1 | 23.02 | |
33 | Обобщение. Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 29.02 | |
34 | Презентация проектов «Известный человек», «Удивительное растение», «Школа кулинаров». | 1 | ||
Наша безопасность (7ч.) | ||||
35 | Огонь, вода и газ. | 1 | ||
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | ||
37 | Дорожные знаки. | 1 | ||
38 | Опасные места. | 1 | ||
39 | Природа и наша безопасность. | 1 | ||
40 | Экологическая безопасность. | 1 | ||
41 | Обобщение. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность». | 1 | ||
Чему учит экономика (12ч.) | ||||
42 | Для чего нужна экономика. | 1 | ||
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики. | 1 | ||
44 | Полезные ископаемые | 1 | ||
45 | Растениеводство. | 1 | ||
46 | Животноводство. | 1 | ||
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | ||
48 | Проект «Экономика родного края». | 1 | ||
49 | Что такое деньги. | 1 | ||
50 | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 | ||
51 | Семейный бюджет | 1 | ||
52 | Экономика и экология. | 1 | ||
Путешествия по городам и странам (15ч.) | ||||
53 | Золотое кольцо России. | 1 | ||
54 | Золотое кольцо России. | 1 | ||
55 | Проект «Музей путешествий». | 1 | ||
56 | Наши ближайшие соседи. | 1 | ||
57 | Наши ближайшие соседи (продолжение). | 1 | ||
58 | На севере Европы. | 1 | ||
59 | Что такое Бенилюкс. | 1 | ||
60 | В центре Европы. | 1 | ||
61 | Промежуточная аттестация. | 1 | ||
62 | По Франции и Великобритании . | 1 | ||
63 | По Франции и Великобритании (продолжение). | 1 | ||
64 | На юге Европы. | 1 | ||
65 | По знаменитым местам мира. | 1 | ||
66 | Обобщение. Путешествие по городам и странам. | 1 | ||
67 | Проверочная работа по разделу «Путешествия по городам и странам». | 1 | ||
68 | Презентация проектов «Музей путешествий». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...