УМК "Перспектива" рабочая программа по окружающему миру. 4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Гончар Кристина Анатольевна

Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по окружающему миру для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Плешакова А. А., Новицкой М. Ю. с учетом учебника по окружающему миру для 4 класса Плешакова А. А., Новицкой М. Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4vokr_mir.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Раздел. Мы — граждане единого Отечества (12 ч)

 Общество — это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение воображаемых путешествий в республики и другие регионы Российской Федерации. Оформление «Альбома путешествий» и выставки «Гербы, флаги и столицы субъектов Российской Федерации». Совместно с коллективом параллельного класса и с помощью старшеклассников организация конкурса видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества».

Раздел. По родным просторам (21 ч) 

Карта — наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра — краса Земли. По морским просторам. С севера на юг . В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне . У тёплого моря. Мы — дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Блок внеклассной, внешкольной работы: продолжение изучения природы родного края, его экологических проблем, участие в местных экологических проектах. Проведение конференции на тему «Как решить экологические проблемы края». Очно-заочное посещение заповедников и национальных парков в разных краях России. Составление «Альбома путешествий», организация выставок этих альбомов, викторины на темы «Красная Книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Музеи под открытым небом». Чтение книг о природе и культуре, праздник «С книгой — в природу», конкурс «Самый внимательный читатель». Знакомство с древними песнями, сказаниями народов своего края, орудиями и технологиями их труда, который издавна был основой жизни в содружестве с природой.

Раздел. Путешествие по Реке времени (27 ч) 

В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва — преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. Достижения 1950—1970-х годов. Блок внеклассной, внешкольной работы: организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия города (села), рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города (села). Организация очных и заочных экскурсий по городам Золотого кольца России. Составление фоторассказов для «Альбома путешествий» или организация выставки рисунков. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвящённых событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны» и «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы.

Раздел. Мы строим будущее России (8 ч) 

Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Блок внеклассной, внешкольной работы: встречи со специалистами в области сельского хозяйства, техники, работниками пищевой промышленности, представителями науки, искусства своего края. Организация экскурсий на промышленные предприятия своего края и знакомство с применением новых научных разработок для их развития, улучшения условий труда и благоустройства жизни работников и жителей города (села). Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвёртом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
  •  учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  •  работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

   Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  •  добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  •  перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.

      Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  •  вступать в беседу на уроке и в жизни;
  •  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В результате изучения окружающего мира в 4 классе ученик должен знать:

  • природные зоны России: географическое положение, климат, растительный и животный мир, условия жизни населения;
  • особенности хозяйственной деятельности людей (на примере родного края, города, села);
  • важнейшие экологические проблемы в современном мире; строение и функции органов и систем организма человека;
  • основные вехи и события истории Отечества (в соответствии с требованиями образовательного минимума); культурно-исторические традиции разных народов нашей страны;
  • основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
  • как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
  • меры пожарной безопасности при разведении костра.

        Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать природные зоны страны; приводить примеры взаимосвязи между географическим положением местности, природными особенностями и хозяйственной деятельностью людей;
  • показывать на карте крупные города страны;
  • приводить примеры положительного и отрицательного взаимодействия человека с природой;
  • проводить целенаправленные наблюдения в природе;
  • кратко рассказывать о важнейших событиях истории Отечества.
  • правильно переходить дорогу, перекресток;
  • ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить костер;
  • вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа.
  • оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колен)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Дата

Раздел

Тема урока

Количество часов

I ЧЕТВЕРТЬ

17ч.

02.09

Мы – граждане единого Отечества (12ч.)

Общество-это мы

1

07.09

Российский народ

1

09.09

Конституция России

1

14.09

Права ребенка

1

16.09

Государственное устройство России

1

21.09

Российский союз равных

1

23.09

Государственная граница России

1

28.09

Путешествие за границу России

1

30.09

Сокровища России и их хранители

1

05.10

Творческий союз

1

07.10

За страницами учебника

1

12.10

Контрольная работа по теме: «Мы- граждане единого Отечества»

1

14.10

По родным просторам

(21ч.)

Работа над ошибками. Карта – наш экскурсовод

1

19.10

По равнинам и горам

1

21.10

В поисках подземных кладовых

1

26.10

Наши реки

1

28.10

Озера – краса земли

1

II ЧЕТВЕРТЬ

16ч.

09.11

По морским просторам

1

11.11

С севера на юг

1

16.11

В ледяной пустыне

1

18.11

В холодной тундре

1

23.11

Среди лесов

1

25.11

В широкой степи

1

30.11

В жаркой пустыне

1

02.12

У теплого моря

1

07.12

Мы- дети родной земли

1

09.12

В содружестве с природой

1

14.12

Как сберечь природу России

1

16.12

По страницам Красной книги

1

21.12

По заповедникам и национальным паркам

1

23.12

По заповедникам и национальным паркам

1

28.12

Контрольная работа по теме: «По родным просторам»

1

30.12

Работа над ошибками. За страницами учебника

1

III ЧЕТВЕРТЬ

18ч.

13.01

Путешествие по реке времени (27ч.)

В путь по реке времени

1

18.01

Путешествуем с археологами

1

20.01

По страницам летописи

1

25.01

Истоки древней Руси

1

27.01

Мудрый выбор

1

01.02

Наследница Киевской Руси

1

03.02

Москва- преемница Владимира

1

08.02

Начало Московского царства

1

10.02

Подвижники Руси и землепроходцы

1

15.02

На пути к единству

1

17.02

Начало Российской империи

1

22.02

«Жизнь- Отечеству, честь- никому »

1

01.03

Отечественная война 1812

1

03.03

Отечественная война 1812

10.03

Великий путь

1

15.03

Золотой век театра и музыки

1

17.03

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

22.03

В поисках справедливости

1

IV ЧЕТВЕРТЬ

17ч.

05.04

Век бед и побед

1

07.04

«Вставай страна огромная!»

1

12.04

«Вставай страна огромная!»

1

14.04

Трудовой фронт России

1

19.04

«Нет в России семьи такой »

1

21.04

После великой войны

1

26.04

Достижения 1950- 1970х годов

1

28.04

Контрольная работа по теме: «Путешествие по реке времени»

1

03.05

Работа над ошибками. За страницами учебника

1

05.05

Мы строим будущее России (8ч.)

Современная Россия

1

10.05

Здоровье России

1

12.05

Умная сила России

1

17.05

Светлая душа России

1

19.05

Начни с себя

1

24.05

Контрольная работа по теме: «Мы строим будущее России»

1

26.05

Работа над ошибками. За страницами учебника

1

31.05

Отправимся на экскурсию.

1

Годовой учебный график 4 «В» класса по окружающему миру на 2016/2017 учебный год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

17

16

18

17

68

К.р. –  1

К.р. –  1

К.р. –  1

К.р. –  1

К.р. –  4

        Рабочая программа по окружающему миру для 4 в класса МБОУ города Ростова - на - Дону «Школа № 81» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения, программы по окружающему миру для 1- 4 классов начальной школы по образовательной системе «Перспектива» Плешакова А. А., Новицкой М. Ю. с учетом учебника по окружающему миру для 4 класса Плешакова А. А., Новицкой М. Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...