Презентация к уроку окружающего мира и ИЗО "В царстве грибов"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Соловьева Татьяна Васильевна

Урок окружающего мира и ИЗО в 3 классе.

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21 г. Калининграда Соловьева Т.В.

Тема: В царстве грибов.

Предметные цели:

познавательные: формировать представление о грибах, как особом царстве живой природы, формировать навыки логического мышления.

регулятивные: проводить работу по предложенному заданию, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи; учить формулировать основные выводы, обосновывать правильность выбора.

коммуникативные: учить работать в команде разного наполнения, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

личностные: осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, достигать положительных результатов труда, учить проводить самооценку своего учебного труда.

Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие:

мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего важное значение в жизни человека; прививать навыки экологической культуры; воспитывать культуру учебного труда; расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.

Оборудование: Презентация, тексты-описания для чтения детьми, опорные карточки для кластера, дополнительный информационный материал для групп, листы самооценки. Примечание: Задания, отмеченные «*», предполагают взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.

Ход урока:

1 этап. Организационный

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную деятельность.

 Итак, друзья, внимание- ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок!

Готовятся к уроку, занимают места в группах. Слушают учителя.

Организация рабочего места, готовность активно участвовать в уроке (Л, К).

 

2 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Слайд №2

Лес...Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушай-тесь. Лес полон загадок и таинств… Он многих приютил. (Чтение текста учащимися) Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок нам, т.к. мы часто бываем у него в гостях… Лес украшает землю, а потому и жизнь человека.

 

После учителя читают текст 3 учащихся:

-Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.

 -А сколько в нём разнообразных ягод и грибов!

-Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Развитие умения самостоятельно эмоционально читать, понимать, осознавать прочитанное (П, Р)

 

3 этап. Введение в тему

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Беседа:

-Кто из вас был в лесу? С какой целью можно посещать лес?

-Что такое лес? Что вы о нем знаете?

-Итак, мы отправимся в лес, на природу, если ответим на «его» вопросы.

На доске:

1 вопрос. Что такое природа? Какая бывает природа?

2 вопрос. Какие признаки живого вам известны?

3 вопрос. А на какие царства можно разделить живую природу?

 

 

 

Ответы детей на вопросы.

Развитие умения  ясно формулировать ответы на вопросы педагога (К).

 

 

Природа – все, что нас окружает, человек – частица природы. Природа бывает живая, неживая.

Живое рождается, питается, растет, дышит, имеет потомство, умирает.

Живая природа делится на царства растений и животных.

Развитие умений самостоятельно объяснять, пояснять информацию, заданную с помощью краткой записи; (П)

 

 

4 этап. Постановка проблемы, цели и темы урока, мотивация к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 

Доска (кластер):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №3 (3 клика)

Дать название последнего царства вам поможет загадка:

 И на горке, и под горкой,                  Под берёзой и под ёлкой.            Хороводами и в ряд                                 В шапках молодцы стоят. 

Слайд №3 (4-ый клик)

 

Можете ли вы сказать, к какому царству относятся грибы?

 Слайд №4

- Что бы вы ещё хотели узнать о грибах?                             

 

 

Доска (кластер): Царства живой природы*

 

                                                                       ?

На доске собирают из табличек кластер

«Царства живой природы»: бактерии, растения, животные, …  ?

 Построение вспомогательной модели к учебной задаче в виде кластера(Р).

Подтверждения высказанных предположений

                                              

 

 

Дети дают ответ: Грибы

 

 

Постановка проблемы, формулировка своих затруднений, возникших при ответе;

 отсутствие боязни совершить собственные ошибки, участие в их обсуждении (Р,К).

 

Из каких частей состоит гриб? Где растут грибы? Как правильно их собирать? Какие грибы съедобные, а какие опасные? Какую роль играют грибы в экосистеме?

 

Развитие умений принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания (Р).

  

 

5 этап. Организация исследовательской деятельности учащихся по проблеме.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Итак, грибы-это растения или животные?

Если это растения, то перечислите части растений:

- А есть ли это у грибов?

-Давайте попробуем разобраться со строением гриба.

Слайд №5 (1 минута)

- Какой вывод?

Значит грибы мы относим к царству животных?

- Какой вывод?

Молодцы! Задачи поставлены, тогда в путь! В лес пойдем группами, на которые разбились. Как надо вести себя в лесу?                                                                                                

А для чего нам корзинки?

 

 

Дети: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.

 

Возможные ответы*: есть корень, стебель…

 

 

 

Дети смотрят строение гриба на слайде.

Дети*: Грибы - это и растения и не растения? скорее не растения…

Нет. Грибы не могут передвигаться, питаться как животные.

 

Грибы – это не растения и не животные. Значит это отдельное царство.

 

 

 

Дети: Не нарушать покой природы, не вредить растениям и животным.

Дети: Будем собирать грибы.

 

6 этап.  Физкультминутка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Раз - присядка, два – прыжок,

Под кустом растет грибок.
Он проснулся, потянулся,
Раз зевнул и повернулся,
Выгнул спинку, наклонился,                                                                                                                                           Ничему не удивился.                                                                                                                                                 Потоптался на ноге                                                                                                                                                                       И опять присел к земле                                                                                                                                               Как прекрасно в этом мире!                                                                                                                                      Руки в стороны и шире.                                                                                                                                                     И шагал он каждый день,                                                                                                                                             Побеждая свою лень.    

Дети выполняют упражнения согласно словам текста физкультминутки. 

 

 

7 этап. Выработка на основе полученной информации обобщенных умений, формирующих обобщенно - понятийные знания. Информация о домашнем задании.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Слайды № 6-15 (5 минут)

 

 

 

 

 

Сейчас каждая группа получит задание-карточку и тексты. Через три минуты вы должны:

1гр. Рассказать о строении гриба. Нарисовать схему. Используя информацию дополнительного материала рассказать о роли грибницы.

2гр. Рассказать, какие бывают грибы. Нарисовать (схематически) виды шляпочных грибов. Используя информацию дополнительного материала, рассказать, какова их роль в природе.

3гр. Рассказать о видах шляпочных грибов, привести примеры. Используя информа-цию дополнительного мате-риала записать основные прави-ла сбора грибов.

Д/з на доске:

Всем:Учебник тема №10, отвечать на вопросы, раб. тетрадь.

Доп. задание (по желанию): Знать основные части гриба. Какая часть играет более важную роль в его жизни? Почему?

 

Дети получают:

 видеоинформацию о:

- строении гриба;

- видах шляпочных грибов;

- разнообразном мире грибов: плесень, дрожжи, молочный и чайные грибы;

- съедобных, несъедобных и ядовитых грибах.

текстовую информацию о:

- роли грибницы, её функции в природе;

- разнообразном мире грибов, их роли в экосистеме;

- правилах сбора грибов и употребления их в пищу.

 

Представители от каждой команды по очереди представляют на доске свои мини-проекты (схемы, правила) о грибах, сопровождая устными пояснени-ями, рассуждениями, примерами*. 

Развитие умения работать в команде разного наполнения: паре, малой группе, целым классом; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов (К);

Развитие умения самостоятельно «читать» и объяснять текстовую и видеоинформацию (П), Развитие умения составлять, понимать и объяснять простейший план действий при работе с конкретным заданием (Р);

Развитие умения понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).

 

 

 

8 этап. Рефлексия и итог урока (самооценка).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. А сейчас поиграем. Игра называется «Идём за грибами»

Слайд №16 (5 минут)

 

II.Блиц-задание для все команд (фронтально):

В каких источниках можно найти информацию о грибах?

Слайды №17, 18 (1 минута)

 

III.Кроссворд:

Слайд №19 (3 минуты)

 

  1. Гриб-конфета
  2. Один из видов шляпочных грибов.
  3. Самая главная часть гриба.
  4. Другой вид шляпочных грибов.
  5. Ядовитый гриб.

В кроссворде спряталось слово по вертикали, обозначающее на латинском языке «грибы».

Спасибо командам!

На оценочном листе оцените себя по предложенным критериям: работал активно, успешно, отвечал на вопросы, готовил представление команды, организовывал работу команды, составлял схему, правила, работал с дополнительным материалом, делал выводы, работал над составлением кластера.

Отмечено:7-10 положений – «5»

                    4-6 положений – «4»

Если отмечено меньше 4-х пози-ций, то улучшить свои результаты можно в рабочей тетради дома.

Слайд №20 «Молодцы!»

 

Вот звенит уже звонок,

Всем спасибо за урок!

 

Учащиеся в группах обсуждают, выбирают съедобные грибы и «складывают» их в корзинку*.

Принятие участия в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (Р);

Дети дают ответы на вопрос. Проверяют свои ответы по слайду.

Умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием (П).

 

 

 

 

Дети: трюфель, шляпочные, грибница, пластинчатые, поганка.

 

 

 

 

 

 

Дети: фунги*

Использование принципа научности.

 

Дети отмечают значками (+, V) свой вклад в изучение новой темы, приобретении новых знаний, сдают модераторам команд.

Развитие умения оценивать свой вклад в решение общих задач (Л).

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грибы Урок окружающего мира и ИЗО в 3-В классе. Учитель МАОУ СОШ № 21 Соловьева Т.В

Слайд 3

Бактерий Растений Животных ? Царство Грибы

Слайд 4

Строение гриба Плодовое тело Грибница

Слайд 5

Эти разные, разные грибы… Шляпочные Пластинчатые Трубчатые

Слайд 6

Эти разные, разные грибы…

Слайд 7

Необычные грибы

Слайд 8

Белые и черные трюфели Гриб баран

Слайд 9

Трубчатые грибы

Слайд 10

Пластинчатые грибы

Слайд 11

Съедобные грибы

Слайд 12

Ядовитые грибы Бледная поганка Мухомор Ложный опёнок Сатанинский гриб

Слайд 13

Идем за грибами…

Слайд 14

Информация о грибах: на телевидении, на открытках, плакатах, в буклетах, брошюрах. в книгах, в Интернете,

Слайд 15

П Л А С Т И Н Ч А Т Ы Е Ф У Н Г Т Р Ю Е Л Ь Т Р Б Ч А Т Ы Е П О Н А К А Г Р И Б И Ц А Проверь себя

Слайд 16

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Царство грибов"

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "В царстве грибов". Урок разработан с использованием технологии критического мышления....

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Царство грибов" 2 класс

Урок окружающего мира 2 класс «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, изд. «Вентана Граф» 2013г. Тема урока: «Грибы»Дидактическая цель: создать условия для расширения понятия о царстве ...

Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам прод...

Презентация к уроку окружающего мира "В некотором царстве.."

Презентация к уроку окружающего мира "В некотором царстве.." для обучающихся 2 класса....