Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»
материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Минеева Светлана Павловна

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты  - мясо, колбасу, яйца, рыбу.

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_griby.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «В царстве грибов» 3 класс

Программа "Школа России"

Цели:

  • формировать представления о многообразии грибов, выявить их характерные признаки, по которым определить принадлежность к конкретной группе,
  • познакомить с особенностями строения гриба.

-    содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.

         Планируемые результаты:

Личностные мотивировать свои действия; выражать готовность в любойситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; извлекать нужную информацию из текста, строить высказывание по модели, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев.

Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно – речевые действия, строить взаимоотношения  в соответствии с правилами работы в группе.

Оборудование:  мультимедиапроектор,  презентация, картина леса,  демонстрационный материал: макеты грибов, карточки с изображением грибов, схемы, рисунок с внешним строением гриба

Тип урока: "открытие" нового знания.

Организационный момент.

                      Звонкий прозвенел звонок.

                      Начинается урок.

                      Продолжим  мир  природы познавать,

                      И её законы вместе изучать.

1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

- За окном зима. Все кругом белым – бело. Вся земля укрыта снегом. Сейчас в заснеженном лесу тихо и спокойно. А я предлагаю вам мысленно перенестись из холодной зимы в тёплое лето.

Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил.  А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, а приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

2. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!

- Итак, по тропинке  мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая, неживая).

- На какие группы можно разделить объекты природы?

(объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные)

- Какое название дали учёные–биологи этим группам?

(учёные биологи назвали их царствами: царство  растений и царство животных)

-Используя кластер кратко расскажите о царстве растений и царстве животных.

3. Формулирование темы, постановка цели.

 - А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу? (ягоды, грибы)

 - К какому царству  вы отнесёте ягоды? (к царству растений)

- А грибы можно отнести к этому царству? ( нет, нельзя)

-Почему? ( потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков)

- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?

(их можно отнести к царству грибов)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?  ( царство грибов)

- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.

- Чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

(мы узнаем, какие бывают грибы)

- Почему  грибы определили в отдельное царство?

(у них особое строение)

- Значит, что мы ещё узнаем?

(узнаем строение грибов)

-Что вы ещё знаете о грибах?

(грибы бывают съедобные и несъедобные)

-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?

(мы будем учиться классифицировать грибы)

- Всю важную и интересную информацию будем заносить в кластер.

Физминутка про грибы

- Посмотрите, сколько у меня грибов!

- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты  - мясо, колбасу, яйца, рыбу.

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах.

 Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться в самой большой корзине, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

- Ребята, какие грибы вы знаете?

(рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д….

-  Посмотрите, сколько у меня грибов! Выберите себе любой (раздаю грибы)

- Что общего в их строении?   ( у гриба есть шляпка, ножка)

- У гриба есть шляпка, ножка и  грибница.

- Что такое грибница,  какую роль она выполняет?

Работа по учебнику

- Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112.

 (С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос)

- Что такое грибница?

- Какую роль она выполняет?

- Грибы могут производить для себя питательные вещества?

-Ножка и шляпка – это надземная часть гриба.

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы.

- А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

 - Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по–вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба надземная - ножка и шляпка или подземная - грибница?  Почему?

( Грибница важнее, чем плодовое тело.) ( Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.)

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте.

 - Многие  грибы растут под конкретными деревьями. Отсюда их и названия.

-Какие это грибы? ( Подберезовик – под березами, подосиновик – под осинами, маслята – под хвойными деревьями.)

- Почему так происходит  мы узнаем, прочитав 3 абзац  на стр.112

-Как питаются грибы?

- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

-У вас разные модели грибов!

- Если бы я вас попросила разложить грибы в 2 корзины, как бы вы это сделали?

- По какому признаку мы разделим грибы на группы?

(съедобные – несъедобные)

- Какое действие мы будем осуществлять?

(- мы будем классифицировать)

 - Определите название и найдите информацию про ваш гриб в  информационном листе или Справочнике от Земли до неба. Работаем в парах.

(зачитывают)

- А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – Несъедобный гриб, но он очень похож на съедобный гриб.

-- Узнаем, как различать  грибы-двойники.

- Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.

Белый гриб и Желчный гриб (ложный белый)

Опёнок осенний и Ложноопёнок ( кирпично – красный)

Шампиньон и Бледная поганка

- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?

- Будьте внимательны при сборе грибов!

 - Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы?

-С кем вы ходите в лес?

-Как вы собираете грибы?

- Прочитайте правила в учебнике с.115, обоснуйте, почему и зачем нужно выполнять эти правила? Запишите свои ответы на бланках.

-Читаем.

- Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравиться грибами? (Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен.)

- Что может случиться, если не соблюдать эти правила? 1,2,5.

-Грибы могут исчезнуть.

- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.  

-Эти грибы занесены в Красную книгу России.

(Показать Красную книгу)

- С какой целью их занесли в Красную книгу?

(чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли)

Интересные факты

Грибная капуста

Этот гриб своим видом действительно напоминает капусту. Растёт у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые желтоватого цвета листочки, напоминающие морские водоросли. Гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг.

Гриб – баран ещё больше. Гриб один, а «веточек» с кудрявыми шляпками может быть до 200 штук. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50 – 80 см в диаметре, масса 10 кг и более. И вся эта громадина вырастает за 8 – 10 дней. Гриб съедобный состоит из многочисленных белых ножек, соединённых друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером светло – коричневого цвета.

Диктиофора сдвоенная

Из яйца вырастает грязно – белая ножка высотой  до 20 см с маленькой конической оливково – зелёной шляпкой. У гриба – сетчатое покрывало, за что диктиофоре сдвоенной дано название «дама с вуалью».

Решоточник красный - удивительный по своей красоте гриб. Смертельно ядовит. Им можно любоваться издали. Растёт в густых лиственных лесах. Имеет очень тяжёлый запах, который ощущается на расстоянии 10-15 метров.

- Если вам интересно узнать о других грибах, занесённых в Красную книгу, вы можете прочитать о них в этой книге.

-Ребята, сейчас я вам расскажу о других видах грибов. Вы внимательно слушайте, а потом  информацию внесите в кластер.

-Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы.

 - Плесень это тоже гриб. ( Плесневый гриб)

- Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин? Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.

- Выросло на стене в сыром помещении что – то зеленое и скользкое - опять грибы, испортилось яблоко –это работа грибов. На самом деле вкусный кефир делает кефирный грибок. Возьмем булочки. Пышными сделал их дрожжевой  грибок-хлебопек. Грибы – дрожжи добавляют   в тесто, чтобы оно стало пышным и мягким.

- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, изучающая грибы. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука.

4. Рефлексия.

Грибы – это удивительное чудо природы. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибы отдельное царство живой природы.

- Используя учебник, дополнительную информацию полученную на уроке, вносим новое царство в кластер .

 (можно пользоваться разными пастами)

- Расскажите, что у вас получилось.

 - И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.

Грибы

Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются,
Грибы нуждаются в охране
Царство.

ИТОГ

-Кто доволен своей работой на уроке?Оценки.

5. Домашнее задание

Прочитать текст учебника стр. 112 -117

По составленному кластеру рассказать о царстве грибов.

-Не знаю как вы, а я очень люблю грибы. И хочу вас угостить ими. Угощайтесь.

- Приятного аппетита. (Кондитерское изделие –грибочки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"

Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Царство грибов"

Конспект урока -путешествия "Царство грибов"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Царство грибов"

Тема: «Царство грибов»Цель: познакомить  с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса....

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....

Конспект урока по окружающему миру. Тема:«В царстве грибов». (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.Планируемые результатыПредметные:- Знать внешнее строение грибов, отличительны...