Урок окружающего мира. Тема: «В царстве грибов»
материал по окружающему миру (3 класс) на тему
- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_griby.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема: «В царстве грибов» 3 класс
Программа "Школа России"
Цели:
- формировать представления о многообразии грибов, выявить их характерные признаки, по которым определить принадлежность к конкретной группе,
- познакомить с особенностями строения гриба.
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы.
Планируемые результаты:
Личностные мотивировать свои действия; выражать готовность в любойситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; извлекать нужную информацию из текста, строить высказывание по модели, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев.
Коммуникативные УУД: уметь формировать коммуникативно – речевые действия, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, картина леса, демонстрационный материал: макеты грибов, карточки с изображением грибов, схемы, рисунок с внешним строением гриба,
Тип урока: "открытие" нового знания.
Организационный момент.
Звонкий прозвенел звонок.
Начинается урок.
Продолжим мир природы познавать,
И её законы вместе изучать.
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
- За окном зима. Все кругом белым – бело. Вся земля укрыта снегом. Сейчас в заснеженном лесу тихо и спокойно. А я предлагаю вам мысленно перенестись из холодной зимы в тёплое лето.
Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и тайн. Он многих приютил. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, а приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
2. Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться!
- Итак, по тропинке мы отправляемся в лес, на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)
- Какая бывает природа? (Живая, неживая).
- На какие группы можно разделить объекты природы?
(объекты природы можно разделить на две группы: растения и животные)
- Какое название дали учёные–биологи этим группам?
(учёные биологи назвали их царствами: царство растений и царство животных)
-Используя кластер кратко расскажите о царстве растений и царстве животных.
3. Формулирование темы, постановка цели.
- А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу? (ягоды, грибы)
- К какому царству вы отнесёте ягоды? (к царству растений)
- А грибы можно отнести к этому царству? ( нет, нельзя)
-Почему? ( потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков)
- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?
(их можно отнести к царству грибов)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( царство грибов)
- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.
- Чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
(мы узнаем, какие бывают грибы)
- Почему грибы определили в отдельное царство?
(у них особое строение)
- Значит, что мы ещё узнаем?
(узнаем строение грибов)
-Что вы ещё знаете о грибах?
(грибы бывают съедобные и несъедобные)
-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?
(мы будем учиться классифицировать грибы)
- Всю важную и интересную информацию будем заносить в кластер.
Физминутка про грибы
- Посмотрите, сколько у меня грибов!
- Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах.
Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться в самой большой корзине, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.
- Ребята, какие грибы вы знаете?
(рыжики, боровики, мухоморы, опята и т.д….
- Посмотрите, сколько у меня грибов! Выберите себе любой (раздаю грибы)
- Что общего в их строении? ( у гриба есть шляпка, ножка)
- У гриба есть шляпка, ножка и грибница.
- Что такое грибница, какую роль она выполняет?
Работа по учебнику
- Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112.
(С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос)
- Что такое грибница?
- Какую роль она выполняет?
- Грибы могут производить для себя питательные вещества?
-Ножка и шляпка – это надземная часть гриба.
- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы.
- А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.
- Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по–вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба надземная - ножка и шляпка или подземная - грибница? Почему?
( Грибница важнее, чем плодовое тело.) ( Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте.
- Многие грибы растут под конкретными деревьями. Отсюда их и названия.
-Какие это грибы? ( Подберезовик – под березами, подосиновик – под осинами, маслята – под хвойными деревьями.)
- Почему так происходит мы узнаем, прочитав 3 абзац на стр.112
-Как питаются грибы?
- Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
-У вас разные модели грибов!
- Если бы я вас попросила разложить грибы в 2 корзины, как бы вы это сделали?
- По какому признаку мы разделим грибы на группы?
(съедобные – несъедобные)
- Какое действие мы будем осуществлять?
(- мы будем классифицировать)
- Определите название и найдите информацию про ваш гриб в информационном листе или Справочнике от Земли до неба. Работаем в парах.
(зачитывают)
- А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – Несъедобный гриб, но он очень похож на съедобный гриб.
-- Узнаем, как различать грибы-двойники.
- Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
Белый гриб и Желчный гриб (ложный белый)
Опёнок осенний и Ложноопёнок ( кирпично – красный)
Шампиньон и Бледная поганка
- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?
- Будьте внимательны при сборе грибов!
- Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы?
-С кем вы ходите в лес?
-Как вы собираете грибы?
- Прочитайте правила в учебнике с.115, обоснуйте, почему и зачем нужно выполнять эти правила? Запишите свои ответы на бланках.
-Читаем.
- Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравиться грибами? (Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен.)
- Что может случиться, если не соблюдать эти правила? 1,2,5.
-Грибы могут исчезнуть.
- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.
-Эти грибы занесены в Красную книгу России.
(Показать Красную книгу)
- С какой целью их занесли в Красную книгу?
(чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли)
Интересные факты
Грибная капуста
Этот гриб своим видом действительно напоминает капусту. Растёт у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые желтоватого цвета листочки, напоминающие морские водоросли. Гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг.
Гриб – баран ещё больше. Гриб один, а «веточек» с кудрявыми шляпками может быть до 200 штук. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50 – 80 см в диаметре, масса 10 кг и более. И вся эта громадина вырастает за 8 – 10 дней. Гриб съедобный состоит из многочисленных белых ножек, соединённых друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером светло – коричневого цвета.
Диктиофора сдвоенная
Из яйца вырастает грязно – белая ножка высотой до 20 см с маленькой конической оливково – зелёной шляпкой. У гриба – сетчатое покрывало, за что диктиофоре сдвоенной дано название «дама с вуалью».
Решоточник красный - удивительный по своей красоте гриб. Смертельно ядовит. Им можно любоваться издали. Растёт в густых лиственных лесах. Имеет очень тяжёлый запах, который ощущается на расстоянии 10-15 метров.
- Если вам интересно узнать о других грибах, занесённых в Красную книгу, вы можете прочитать о них в этой книге.
-Ребята, сейчас я вам расскажу о других видах грибов. Вы внимательно слушайте, а потом информацию внесите в кластер.
-Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы.
- Плесень это тоже гриб. ( Плесневый гриб)
- Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин? Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
- Выросло на стене в сыром помещении что – то зеленое и скользкое - опять грибы, испортилось яблоко –это работа грибов. На самом деле вкусный кефир делает кефирный грибок. Возьмем булочки. Пышными сделал их дрожжевой грибок-хлебопек. Грибы – дрожжи добавляют в тесто, чтобы оно стало пышным и мягким.
- Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, изучающая грибы. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука.
4. Рефлексия.
Грибы – это удивительное чудо природы. Они не относятся ни к растениям, ни к животным. Грибы отдельное царство живой природы.
- Используя учебник, дополнительную информацию полученную на уроке, вносим новое царство в кластер .
(можно пользоваться разными пастами)
- Расскажите, что у вас получилось.
- И, как итог нашего урока, я хочу вас попросить составить синквейн о грибах.
Грибы
Вкусные, ядовитые
Живут, растут, питаются,
Грибы нуждаются в охране
Царство.
ИТОГ
-Кто доволен своей работой на уроке?Оценки.
5. Домашнее задание
Прочитать текст учебника стр. 112 -117
По составленному кластеру рассказать о царстве грибов.
-Не знаю как вы, а я очень люблю грибы. И хочу вас угостить ими. Угощайтесь.
- Приятного аппетита. (Кондитерское изделие –грибочки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На ур...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Царство грибов"
Конспект урока -путешествия "Царство грибов"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Царство грибов"
Тема: «Царство грибов»Цель: познакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов; формировать представление о роли грибов в жизни леса....
Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "В царстве грибов"
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений....
Урок окружающего мира Тема: В царстве грибов. Разнообразие грибов. Правила сбора грибов.
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»....
Конспект урока по окружающему миру. Тема:«В царстве грибов». (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.Планируемые результатыПредметные:- Знать внешнее строение грибов, отличительны...
Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема: " В царстве грибов" 3 класс
Презентация к уроку...