Урок окружающего мира в 1классе "Царство грибов"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок построен в форме проблемного диалога. В процессе урока ученики находят ответы на вопросы: что такое грибы и каково их значение в природе. Ученики учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. На уроке проводится работа в парах, самостоятельная работа с последующей проверкой. Ученики отгадывают загадки, читают стихи. поют частушки, разыгрывают сценку. Урок способствует творческому развитию учащихся, формированию коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
carstvo_gribov..doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый региональный конкурс рабочих программ и методических разработок по реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Урок окружающего мира
в 1 классе
«Царство
грибов»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ-сош№15 г.Альметьевск
Панкратова Елена Ильинична
Тема: Царство грибов.
Цели: 1.Углубить знания учащихся о грибах как особом царстве живой природы.
Познакомить с особенностями строения, их многообразием,
отличительными особенностями грибов от растений.
Способствовать:
2. развитию речи, мышления, памяти, внимания, формированию умения
сравнивать, обобщать, формулировать проблему, планировать свою
деятельность, делать выводы;
3.воспитанию умения общаться, договариваться, умения правильно
организовать свое место, воспитанию интереса к изучению предмета.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Дидактический материал «Растения», «Животные», «Грибы», м/проектор, муляжи грибов, г/запись «Звуки леса» , УМК «Планета знаний», рабочая тетрадь.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
«Мозговой штурм» (ученики отгадывают загадки о природе, учитель вывешивает картинки-ответы на доске: лес, река, облако, гора, водопад, солнце, дерево, птица, животное, трава).
-Как можно назвать все это одним словом?( природа, объекты природы)
-Какая бывает природа? Назовите объекты живой и неживой природы.
Докажите свою версию.
-Какой раздел мы изучаем? (царства живой природы). Назовите эти царства. Все ли об этом вы знаете? (нет) . Сегодня мы продолжим наше исследование о природе, а тему урока вы сформулируете сами. Сегодня вы не только исследователи, но и путешественники.( Слайд №1)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии.
а) формулировка темы урока.
-Выберите из таблицы все буквы русского алфавита, соберите слово. Это и будет темой нашего урока. (Слайд№2)
Q | Y | Г | F | G |
J | И | S | Р | V |
Б | Z | N | D | Ы |
-Итак, о чем же будем говорить на уроке? (о грибах) А где , в основном, растут грибы?
Представьте, что мы отправились в лес, а нашим проводником будет Старичок- Лесовичок.
Какой вопрос будем исследовать? ( Что такое грибы?) На какой еще вопрос будем отвечать, как вы думаете?. (Роль грибов в природе и в жизни человека, Вопрос формулируется с помощью учителя. Слайд №3).
Вспомните, как нужно вести себя в лесу? А что принято желать тому, кто отправляется в лес? (доброй тропы).
-Итак, доброй тропы нам всем!
3.Совместное открытие новых знаний.
б) сравнение объектов царств живой природы.
-Как вы думаете, к какому царству можно отнести грибы? К царству животных ? Докажите свое мнение.(высказывания учащихся).Или к царству растений?
Назовите основные части растения. А главная особенность растений? (зеленый цвет).
А как называется это вещество? ( хлорофилл –играет важную роль в образовании питательных веществ). Вывод: растения образуют питательные вещества и выделяют кислород, необходимый для всех живых организмов.
У грибов нет хлорофилла, а это значит, что они не могут образовывать питательные вещества, как растения, а питаются готовыми. Так можно ли отнести грибы к растениям?
-Оказывается, грибы не относятся ни к царству животных, ни к царству растений.
Грибы составляют свое, особое царство живых организмов.(Слайды№4-5). Изучением царства грибов занимается наука микология( Слайд №6)
В переводе с греческого языка «микос» означает гриб, «логос»- учение.
б) строение гриба.
-Рассмотрим строение гриба. У разных грибов строение и размеры разные. Наиболее известные грибы- шляпочные. Давайте посмотрим, из каких же частей состоит шляпочный гриб. (Слайд № 7)
Различают надземную и подземную часть. Как вы это понимаете? Надземная часть –это плодовое тело, которое состоит из шляпки и ножки. Подземная часть-это грибница. Волокна грибницы всасывают воду и питательные вещества из почвы. Плодовое тело участвует в размножении.
б) работа в тетрадях на п/о ( с комментированием) №1 стр.35
-Обозначьте части гриба.
ВЫВОД.- Итак, в чем же отличие грибов от растений? (Слайд №8-нет хлорофилла, не могут образовывать питательные вещества).
-Растения живут несколько лет, увеличиваясь в росте, а грибы- несколько дней. Вспомните, как правильно нужно собирать грибы?
Физминутка. Релаксация под звуки леса.
-Что вы представили? Какие «лесные» звуки слышали?
в) особенности распространения грибов в лесу.
-Мы много читали о том, что лес полон сказок и чудес. Давайте послушаем, о каких лесных чудесах ведут разговор лесные жители. (Инсценировка-Белка и Заяц).
Зайка. Здравствуй, Белка!
Белка. Здравствуй, Зайка! Ты что такой испуганный? Опять от врагов своих ноги уносишь?
Зайка. Да что там лиса и волк по сравнению с ведьмами!
Белка. Какие ведьмы? Ты что говоришь?
Заяц. Эх, ты! Весь день по лесу скачешь, а последние новости не знаешь! Тут тетушка Сорока на дереве сидела, страшные истории рассказывала. Летала она по лесу и на одной лесной поляне нашла круги, очерченные шляпками грибов. Говорят, на этом месте при свете луны ведьмы хороводы водили. Внутри круга почти нет травы, как будто вытоптанная. Круги эти не исчезают, а с каждым годом становятся все шире и шире.
Белка. Ай- ай- ай, Зайка! Сколько лет в лесу живешь, а до сих пор не знаешь, что Сороке доверять нельзя. Ведьм в лесу никто и никогда не видел, а у ученых есть объяснение этим странностям. Они считают, что трава внутри этих кругов не растет потому, что там слишком плотная грибница. Грибы так быстро поглощают воду и питательные вещества, что травянистым растениям уже не хватает. А так как грибница растет по кругу, то и получаются кольца.
-О какой тайне нам поведали лесные жители? ( грибы растут кругами).
г) взаимосвязь грибов и деревьев в природе.
-Скажите, интересовался ли кто из вас названиями грибов?
(Ученик читает стихотворение)
Нет, грибные имена
Непонятны для меня!
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,
Не кричат «опять» опята,
Не бодаются козлята,
У лисичек нету шубки.
Как узнать, чьи это шутки?
. - Почему же так назвали грибы?
И вообще жизнь грибов и деревьев связана между собой, как и все живое в природе: грибы получают из корней деревьев нужные вещества, а корни деревьев- от грибов. Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе: они разрушают остатки погибших растений и животных, образуя перегной.
Давайте посмотрим, каких грибов набрал Лесовичок. (работа в тетрадях
на п/о-№2)
(Учитель читает загадки, ученики отгадывают их и записывают названия грибов в тетрадь, учитель демонстрирует при этом муляжи грибов).
Я в красной шапочке расту Вдоль лесных дорожек
Среди корней осиновых Много белых ножек.
Меня увидишь за версту, В шляпках разноцветных,
Зовусь я… Издали приметных.
Собирай, не мешкай! Это…
Не спорю, не белый. Ходят в рыженьких беретах,
Я, братцы, попроще. Осень в лес приносят летом.
Расту я обычно Очень дружные сестрички
В березовой роще. Золотистые…
д) разновидность грибов в природе.
-Какие же еще существуют грибы, кроме шляпочных? Прочитаем об этом на стр.70(1абзац) (Чтение текста учащимися)
-Плесневые грибы используются в приготовлении сыра, который мы употребляем в пищу.
И из этих грибов получено лекарство пенициллин, которое убивает болезнетворные микробы.
Дрожжи, которые используют для выпечки, это тоже один из видов грибов.
-А может ли гриб съесть дом? Домовый гриб разрушает древесину.
И это еще не все виды грибов, подробнее о них вы узнаете в старших классах.
е) целебные свойства грибов.
-А как готовят грибы, вы знаете? (сушат, маринуют, варят)
Как вы думаете, обладают ли грибы целебными свойствами?
- Например, березовый гриб чага .Он растет на березах, черного цвета. От него дерево начинает гнить. А настой этого гриба применяют в медицине при заболеваниях желудка, при опухолях.
- Грибы-дождевики растут на полях, лугах и в лесах. Цвет белый, размер может быть до 1,5метра в длину и 24см в ширину. Применяют как противовоспалительное и кровоостанавливающее средство.
- Чайный гриб. Считают, что его завезли из Японии. Он хранится дома в банке с сахаром и заваркой. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, при простудных заболеваниях, при плохой памяти у пожилых людей.
- Мухомор используют для истребления мух и клопов. Но это еще и лекарственный гриб Настойку этого гриба применяют при радикулите.( Также он является лекарством для лосей).
Во время ВОВ грибы трутовики использовали вместо ваты при перевязке раненых.
е) выступление учащихся.( физминутка)
-Даже грибные частушки сочинил народ.
Не играйте вы, опятки, Шоколадная папаха,
Дотемна с Ванюшей в прятки. Белый шелковый мундир
Окажите Ване честь- Посмотрев, опенок ахнул:
В кузовке местечко есть. - Настоящий командир!
Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил сморчок меня:
-Возраст мой всего два дня!
ж) «интересные» грибы.
- Некоторые грибы занесены в Красную книгу, т.к.их вид почти исчез. Это гриб-барон.(рисунок).
Много диковинных грибов есть в природе. Послушайте, какие грибы растут на нашей планете.
- В Японии встречается оригинальный гриб. Он растет на гнилых стволах деревьев и ярко светится в темноте. Поверхность гриба дает столько света, что можно читать ночью.
- В Южной Америке растет удивительный гриб –колокольчатый диктофор. За ростом этого гриба можно наблюдать простым глазом. За 2 часа ( например, за 2 урока и перемену) он увеличивается на 2 метра. Из-под его оранжевой шляпки опускается ажурное белое покрывало, и гриб начинает дурно пахнуть. Ночью из-под шляпки струится яркий свет. Живет этот гриб только сутки. Наутро от него остается только маленький слизистый комочек.
4. Итог урока.
-Наше путешествие закончилось. Какое исследование мы сегодня с вами провели?
-На какие вопросы получили ответы?( Демонстрация слайда №4)
Игра «Найди свое царство». (Ученики соотносят картинки с изображением растений, животных и грибов с царствами природы- на доске таблица и картинки вравзброс. )Затем открывается слайд.
Слайд№5
«Царства живой природы»
/ / / /
Животные Грибы
Растения ?
-Как вы думаете, что означает знак вопроса? (4 царство, с которым нам предстоит еще познакомиться)
Слайд№9
Значение грибов в природе
/
питают корни деревьев
используются в пищевой промышленности и медицине
пища и лекарство для животных
перегной
5.Рефлексия.
-Был ли для вас урок интересным и познавательным? ( Ученики показывают соответствующие карточки- «рожицы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века"
Полный конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Грибы", с использованием технологии критического мышления....
Презентация урока окружающего мира по теме "Грибы"
Представлена презентация урока окружающего мира по теме "Грибы", 3 класс, "Школа XXI века", технология критического мысшления....
Урок окружающего мира 3 класс "Грибы"
многообразие грибов, плесневые грибы, съедобные грибы, ядовитые грибы, почему гриб назвали "белый"?...
Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....
Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы
Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Урок + презентация Урок окружающего мира по теме "Грибы" 2 класс
В ходе исследования ученики открывают новое знание: грибы выделяются в отдельную группу живых организмов....
Урок окружающего мира "В царстве грибов"
Узнают об особом царстве живой природы - грибыНаучатся правилам работы в парах и группах...