Конспект урока по окружающему миру "Ядовитые растения различных природных зон."
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе по УМК "Начальная инновационная школа" по теме "Ядовитые растения различных природных зон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yadovitye_rasteniya_razlichnyh_prirodnyh_zon_2.docx | 287.7 КБ |
yadovitye_rasteniya_razlichnyh_prirodnyh_zon_2.docx | 287.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: "Ядовитые растения различных природных зон."
Т и п у р о к а : Выработка умений и навыков.
Ц е л е в а я у с т а н о в к а : Выработка умений и навыков безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.
О с н о в н ы е п о н я т и я : Ядовитые растения, безопасное поведение, оказание первой помощи.
Планируемые результаты
Предметные: распознавать ядовитые растения, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями, знать способы оказания первой помощи при лёгких поражениях (обратить особое внимание на то, что в таблице учебника знаком «*» отмечены те растения, от которых чаще всего страдают дети).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: распознавать природные объекты по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение; приходить к общему решению при работе в паре и/или группе.
Личностные: интерес к новому учебному материалу и способам решения новых познавательных задачи. Элементы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.
Знать способы оказания первой помощи.
Различать ядовитые растения ( на примере своей местности).
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент. Проверка д/з.
-Что такое «природная зона»?
-Покажите на карте природные зоны нашей страны?
-Какие интересные сведения о различных природных зонах вы еще узнали? (Почему в пустынях ночью холодно? Почему зона Арктических пустынь так называется? и т.д.)
-Дома вы должны были обобщить знания по пройденным темам и подготовить работу. Кто хочет рассказать о ней?
II.Новая тема.
1.Подготовка к восприятию.
-Надеюсь, наше путешествие по природным зонам было для вас увлекательным. А каким должно быть любое путешествие?
-Я загадаю вам загадку, а вам нужно ее отгадать и догадаться чему посвящено наше дальнейшее путешествие по природным зонам.
Это растение –украшение субтропиков. Его ценную и прочную древесину по приданию использовал для своих стрел Робин Гуд. Но держаться от этого растения следует подальше. Почему? О чем речь?(Тис. Ядовитые растения.)
2.Просмотр видео "Ядовитые растения".
-Какие растения перечислены в ролике?
3.Чтение текста в учебнике (стр.84-87)
-Предположите, почему авторы учебника попросили обратить внимание на растения, от которых чаще всего страдают дети?
4.Беседа о ядовитых растениях Северной Осетии.
-Наше с вами путешествие по природным зонам закончено.Мы возвращаемся домой в Осетию.
ФИЗМИНУТКА. (ВИДЕО «Осетия с высоты птичьего полета»)
-(Картинка на экране -Цей) Посмотрите ,какая красота! В своих впечатлениях об Осетии один путешественник, описывая ее просторы, писал о стадах, пасущихся на сочных лугах. И он отметил, что животные обходили стороной на вид очень красивые растения. Как вы думаете, почему? (Это ядовитые растения.)
-Я хочу вас познакомить с ядовитыми растениями нашей Родины. (СЛАЙДЫ)
1. Борщевик
Довольно распространен на Кавказе. Если вы случайно прикоснетесь рукой к его листьям, то получите фотосинтетический ожог.
2. Дурман
Одно из самых распространенных и опасных растений Кавказа — дурман. Он особенно опасен тем, что любит расти на почве, за которой ухаживают, любит открытые пространства и солнечный свет.
Поэтому его чаще всего можно встретить на газонах, в декоративных палисадниках, в скверах, на берегах водоемов. Кроме того, у него красивые цветы, которые могут вызвать серьезнейшее отравление у маленьких детей, которые решат попробовать их на вкус либо вдохнут пыльцу этого растения. Причем такие отравления могут быть и с летальным исходом. Многие удивятся, ведь дурман может использоваться в лекарственных целях. Но тут нужно учитывать, что хоть это и так, но живой цветок лучше обходить стороной и не трогать руками, ни при каких случаях, а тем более не вдыхать его запах.
3. Горный пион
На Кавказе можно встретить и очень опасный галлюциноген — мандрагон или по-другому пион горный. Все конечно видели в садах декоративные пионы, так вот пион горный является их родственником, но при этом диким, красивым и смертельно опасным. Свое экзотическое «индийское» второе название — мандрагон цветок получил из-за свойств корня. Корень этого растения даже в малых количествах может вызвать стойкие психические расстройства. Такие расстройства могут длиться от 1 дня и до 3 дней. А в тяжелых случаях, съевшие кусочек корня мандрагона, теряли полностью память.
4.Вороний глаз
Растет в лесах Центральной Европы и Сибири. Ядовитым является все растение, особенно корневище и ягода. Вещество, содержащееся в нем, вызывает тошноту, рвоту, судороги, а иногда и паралич дыхательных путей.
5.Аронник.
Его ближайшие родственники – обитатели жарких стран. Необычен у этого ядовитого растительного чуда облик, не характерный для растений Северной Осетии. Над ярусами цветков бесплодный стержень до 10 см длиной. Светло-лиловый кроющий лист внизу раздут в камеру, где помещаются цветки. Летом появляется початок красных ягод. Щетинки у цветков в теплом чехле задерживают опыляющих насекомых. Имеет достаточно неприятный запах.
6.Белена .
Растение из семейства пасленовых имеет ядовитое вещество. При легком отравлении оно вызывает расстройство речи, галлюцинации и бред; при тяжелом – судороги с потерей сознания, иногда развитие коматозного состояния и паралич дыхательных путей.
7.Ландыш майский.
Все части растения ЯДОВИТЫ, при выращивании и размножении следует соблюдать осторожность. Яд содержится даже в вазе с водой. Отравление проявляется тошнотой, рвотой, поносом, сильной головной болью и болью в подложечной области. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений, при этом пульс, как правило, становится редким. Иногда поражается и нервная система. Об этом свидетельствуют возбуждение, расстройство зрения, судороги, потеря сознания.
5.Знакомство с ядовитыми комнатными растениями.
- К сожалению, чтобы растения причинили вред, не обязательно выходить из дома. Сейчас наши ребята расскажут о комнатных растениях, которые тоже ядовиты и могут навредить.(Уч-ся рассказывают о домашних цветах, изображение крепится на доску)
Плющ вечнозеленый
У этого растения ядовиты ягоды и листья. Последствия — бред, остановка сердца.
Диффенбахия
Сок многих диффенбахий ядовит для кожи – контакт с ним грозит дерматитом; при попадании в глаза поражает роговицу и вызывает конъюнктивит, а при попадании в рот – боль в слизистой и отёки. Из животных особенно уязвимы кошки – их этот сок может убить, попав в рот даже в малом количестве.
Рододендрон Симса
Все части рододендрона ядовиты, он может вызвать судороги.
Монстера
В этих больших – до 0,5 м – листьях содержатся токсины, вызывающие жжение в слизистых оболочках, воспаление, сильное выделение слюны, рвоту и расстройства пищеварения.
Цикламен персидский
Самые ядовитые части – семена и корни. Могут появиться судороги.
Спатифиллум
Это растение даже рекомендуется держать в помещениях с загрязнённым воздухом – оно быстро поглощает токсины, но и само является токсичным: если сок попадёт на кожу, то может появиться нарыв, который долго не будет заживать.
Диоскорея
Ядовиты все части растения, а особенно клубни. Грозит остановкой дыхания и смертью.
Гранат
Все части растения ядовиты, за исключением его плодов. Вызывает желудочное кровотечение, судороги, коллапс.
Котиледон округлый
Ядовито всё растение, наиболее ядовиты листья. Вызывает судороги и паралич.
Олеандр обыкновенный
Ядовиты все части растения. В одном листке олеандра содержится смертельная для человека доза яда. Грозит остановкой дыхания, судорогами.
Амариллис беладонна
Особенно ядовиты луковицы, туземцы используют это растение как яд для стрел.
Кливия киноварная
Ядовиты листья, могут вызвать коллапс.
Азалия.
Их насыщенный аромат вызывает головокружение, а в плохо проветриваемом помещении может вызвать потерю сознания – это растение содержит наркотические вещества.
Аглаонема переменчивая
Ядовито всё растение. Поражает ЦНС.
Паслён ложноперечный
Им часто травятся дети, привлечённые красивыми красно-оранжевыми ягодками, вызывающими боли в желудке, тошноту и рвоту; сок листьев паслёна тоже ядовит - он вызывает раздражение кожи.
Глориоза роскошная
Ядовиты все части растения, особенно клубни. Яд вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания
Фикус
При склонности к аллергии лучше вообще не держать его в доме. Сок фикуса ядовит – кожа от него воспаляется, а в дыхательных путях возникает раздражение – может случиться даже приступ астмы.
-Ребята, посмотрите, сколько растений вокруг нас ядовиты. Что же делать? Неужели все их нужно уничтожить? (Нет. Нужно быть просто очень осторожными.)
6.Беседа о правилах безопасности и первой помощи.(СЛАЙДЫ)
-Как же себя вести, чтобы поход был безопасным? (Учебник стр. 87, СЛАЙДЫ)
Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
При подозрении на случайное употребление ядовитого растения, надо немедленно, не дожидаясь признаков отравления:
1. Вызвать скорую помощь,
2. Выпить 4-5 стаканов тёплой воды (вместо воды хорошо использовать 1% раствор перманганата калия (марганцовки), детям из расчёта полстакана на каждый год жизни.
3. Вызвать рвоту (надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем, если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).
4. Принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля,, два-три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко.
5. После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмывать водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.
III. Закрепление. Работа в группах.
-Каждой группе я предлагаю отгадать загадку. Затем один делегат из группы должен найти на доске название отгадки и соединить его с изображением
ЗАГАДКИ
Вороний глаз
Это что за чёрный глаз
Смотрит из травы на нас?
Удивительное дело -
Вот он, глаз, а где же тело?
Белена чёрная.
У тропы стоит неряха,
на ней липкая рубаха,
на плече кувшин узорный
до краев с отравой черной.
Волчье лыко.
Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
Ландыш
Белые горошки
На зеленой ножке.
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Болиголов
Вышли дети на поляну,
Там высокий рос укроп.
Ты не тронь его руками –
Это страшный …
IV. Итог урока. Рефлексия .
-Что вы на уроке усвоили? Пригодятся ли вам эти знания?
-Оцените свою работу на уроке.
-Какой вывод для себя вы сделали?(СЛАЙД)
Никогда не берите в руки или рот незнакомое растение.
Ядовитые растения приносят пользу. Нужно просто уметь их использовать.
Берегите вы природу,
Берегите для себя,
Чтобы радовались дети,
Чтоб жила, цвела земля.
V. Д/З: подготовить сообщение о ядовитом растении.
Предварительный просмотр:
ТЕМА: "Ядовитые растения различных природных зон."
Т и п у р о к а : Выработка умений и навыков.
Ц е л е в а я у с т а н о в к а : Выработка умений и навыков безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.
О с н о в н ы е п о н я т и я : Ядовитые растения, безопасное поведение, оказание первой помощи.
Планируемые результаты
Предметные: распознавать ядовитые растения, знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями, знать способы оказания первой помощи при лёгких поражениях (обратить особое внимание на то, что в таблице учебника знаком «*» отмечены те растения, от которых чаще всего страдают дети).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: распознавать природные объекты по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственную позицию и мнение; приходить к общему решению при работе в паре и/или группе.
Личностные: интерес к новому учебному материалу и способам решения новых познавательных задачи. Элементы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе при встрече с ядовитыми растениями.
Знать способы оказания первой помощи.
Различать ядовитые растения ( на примере своей местности).
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент. Проверка д/з.
-Что такое «природная зона»?
-Покажите на карте природные зоны нашей страны?
-Какие интересные сведения о различных природных зонах вы еще узнали? (Почему в пустынях ночью холодно? Почему зона Арктических пустынь так называется? и т.д.)
-Дома вы должны были обобщить знания по пройденным темам и подготовить работу. Кто хочет рассказать о ней?
II.Новая тема.
1.Подготовка к восприятию.
-Надеюсь, наше путешествие по природным зонам было для вас увлекательным. А каким должно быть любое путешествие?
-Я загадаю вам загадку, а вам нужно ее отгадать и догадаться чему посвящено наше дальнейшее путешествие по природным зонам.
Это растение –украшение субтропиков. Его ценную и прочную древесину по приданию использовал для своих стрел Робин Гуд. Но держаться от этого растения следует подальше. Почему? О чем речь?(Тис. Ядовитые растения.)
2.Просмотр видео "Ядовитые растения".
-Какие растения перечислены в ролике?
3.Чтение текста в учебнике (стр.84-87)
-Предположите, почему авторы учебника попросили обратить внимание на растения, от которых чаще всего страдают дети?
4.Беседа о ядовитых растениях Северной Осетии.
-Наше с вами путешествие по природным зонам закончено.Мы возвращаемся домой в Осетию.
ФИЗМИНУТКА. (ВИДЕО «Осетия с высоты птичьего полета»)
-(Картинка на экране -Цей) Посмотрите ,какая красота! В своих впечатлениях об Осетии один путешественник, описывая ее просторы, писал о стадах, пасущихся на сочных лугах. И он отметил, что животные обходили стороной на вид очень красивые растения. Как вы думаете, почему? (Это ядовитые растения.)
-Я хочу вас познакомить с ядовитыми растениями нашей Родины. (СЛАЙДЫ)
1. Борщевик
Довольно распространен на Кавказе. Если вы случайно прикоснетесь рукой к его листьям, то получите фотосинтетический ожог.
2. Дурман
Одно из самых распространенных и опасных растений Кавказа — дурман. Он особенно опасен тем, что любит расти на почве, за которой ухаживают, любит открытые пространства и солнечный свет.
Поэтому его чаще всего можно встретить на газонах, в декоративных палисадниках, в скверах, на берегах водоемов. Кроме того, у него красивые цветы, которые могут вызвать серьезнейшее отравление у маленьких детей, которые решат попробовать их на вкус либо вдохнут пыльцу этого растения. Причем такие отравления могут быть и с летальным исходом. Многие удивятся, ведь дурман может использоваться в лекарственных целях. Но тут нужно учитывать, что хоть это и так, но живой цветок лучше обходить стороной и не трогать руками, ни при каких случаях, а тем более не вдыхать его запах.
3. Горный пион
На Кавказе можно встретить и очень опасный галлюциноген — мандрагон или по-другому пион горный. Все конечно видели в садах декоративные пионы, так вот пион горный является их родственником, но при этом диким, красивым и смертельно опасным. Свое экзотическое «индийское» второе название — мандрагон цветок получил из-за свойств корня. Корень этого растения даже в малых количествах может вызвать стойкие психические расстройства. Такие расстройства могут длиться от 1 дня и до 3 дней. А в тяжелых случаях, съевшие кусочек корня мандрагона, теряли полностью память.
4.Вороний глаз
Растет в лесах Центральной Европы и Сибири. Ядовитым является все растение, особенно корневище и ягода. Вещество, содержащееся в нем, вызывает тошноту, рвоту, судороги, а иногда и паралич дыхательных путей.
5.Аронник.
Его ближайшие родственники – обитатели жарких стран. Необычен у этого ядовитого растительного чуда облик, не характерный для растений Северной Осетии. Над ярусами цветков бесплодный стержень до 10 см длиной. Светло-лиловый кроющий лист внизу раздут в камеру, где помещаются цветки. Летом появляется початок красных ягод. Щетинки у цветков в теплом чехле задерживают опыляющих насекомых. Имеет достаточно неприятный запах.
6.Белена .
Растение из семейства пасленовых имеет ядовитое вещество. При легком отравлении оно вызывает расстройство речи, галлюцинации и бред; при тяжелом – судороги с потерей сознания, иногда развитие коматозного состояния и паралич дыхательных путей.
7.Ландыш майский.
Все части растения ЯДОВИТЫ, при выращивании и размножении следует соблюдать осторожность. Яд содержится даже в вазе с водой. Отравление проявляется тошнотой, рвотой, поносом, сильной головной болью и болью в подложечной области. В тяжелых случаях нарушаются ритм и частота сердечных сокращений, при этом пульс, как правило, становится редким. Иногда поражается и нервная система. Об этом свидетельствуют возбуждение, расстройство зрения, судороги, потеря сознания.
5.Знакомство с ядовитыми комнатными растениями.
- К сожалению, чтобы растения причинили вред, не обязательно выходить из дома. Сейчас наши ребята расскажут о комнатных растениях, которые тоже ядовиты и могут навредить.(Уч-ся рассказывают о домашних цветах, изображение крепится на доску)
Плющ вечнозеленый
У этого растения ядовиты ягоды и листья. Последствия — бред, остановка сердца.
Диффенбахия
Сок многих диффенбахий ядовит для кожи – контакт с ним грозит дерматитом; при попадании в глаза поражает роговицу и вызывает конъюнктивит, а при попадании в рот – боль в слизистой и отёки. Из животных особенно уязвимы кошки – их этот сок может убить, попав в рот даже в малом количестве.
Рододендрон Симса
Все части рододендрона ядовиты, он может вызвать судороги.
Монстера
В этих больших – до 0,5 м – листьях содержатся токсины, вызывающие жжение в слизистых оболочках, воспаление, сильное выделение слюны, рвоту и расстройства пищеварения.
Цикламен персидский
Самые ядовитые части – семена и корни. Могут появиться судороги.
Спатифиллум
Это растение даже рекомендуется держать в помещениях с загрязнённым воздухом – оно быстро поглощает токсины, но и само является токсичным: если сок попадёт на кожу, то может появиться нарыв, который долго не будет заживать.
Диоскорея
Ядовиты все части растения, а особенно клубни. Грозит остановкой дыхания и смертью.
Гранат
Все части растения ядовиты, за исключением его плодов. Вызывает желудочное кровотечение, судороги, коллапс.
Котиледон округлый
Ядовито всё растение, наиболее ядовиты листья. Вызывает судороги и паралич.
Олеандр обыкновенный
Ядовиты все части растения. В одном листке олеандра содержится смертельная для человека доза яда. Грозит остановкой дыхания, судорогами.
Амариллис беладонна
Особенно ядовиты луковицы, туземцы используют это растение как яд для стрел.
Кливия киноварная
Ядовиты листья, могут вызвать коллапс.
Азалия.
Их насыщенный аромат вызывает головокружение, а в плохо проветриваемом помещении может вызвать потерю сознания – это растение содержит наркотические вещества.
Аглаонема переменчивая
Ядовито всё растение. Поражает ЦНС.
Паслён ложноперечный
Им часто травятся дети, привлечённые красивыми красно-оранжевыми ягодками, вызывающими боли в желудке, тошноту и рвоту; сок листьев паслёна тоже ядовит - он вызывает раздражение кожи.
Глориоза роскошная
Ядовиты все части растения, особенно клубни. Яд вызывает судороги, может вызвать остановку дыхания
Фикус
При склонности к аллергии лучше вообще не держать его в доме. Сок фикуса ядовит – кожа от него воспаляется, а в дыхательных путях возникает раздражение – может случиться даже приступ астмы.
-Ребята, посмотрите, сколько растений вокруг нас ядовиты. Что же делать? Неужели все их нужно уничтожить? (Нет. Нужно быть просто очень осторожными.)
6.Беседа о правилах безопасности и первой помощи.(СЛАЙДЫ)
-Как же себя вести, чтобы поход был безопасным? (Учебник стр. 87, СЛАЙДЫ)
Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
При подозрении на случайное употребление ядовитого растения, надо немедленно, не дожидаясь признаков отравления:
1. Вызвать скорую помощь,
2. Выпить 4-5 стаканов тёплой воды (вместо воды хорошо использовать 1% раствор перманганата калия (марганцовки), детям из расчёта полстакана на каждый год жизни.
3. Вызвать рвоту (надавить на корень языка чайной ложкой или пальцем, если человек находится в бессознательном состоянии, рвоту вызывать нельзя).
4. Принять вещества, препятствующие всасыванию яда в кровь: несколько таблеток активированного угля,, два-три яичных белка, размешанных в стакане воды, молоко.
5. После контакта с растениями, вызывающими ожоги, поражённые участки кожи надо обмывать водой с мылом, образовавшиеся пузыри протереть одеколоном или спиртом, наложить чистую повязку.
III. Закрепление. Работа в группах.
-Каждой группе я предлагаю отгадать загадку. Затем один делегат из группы должен найти на доске название отгадки и соединить его с изображением
ЗАГАДКИ
Вороний глаз
Это что за чёрный глаз
Смотрит из травы на нас?
Удивительное дело -
Вот он, глаз, а где же тело?
Белена чёрная.
У тропы стоит неряха,
на ней липкая рубаха,
на плече кувшин узорный
до краев с отравой черной.
Волчье лыко.
Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет.
Ландыш
Белые горошки
На зеленой ножке.
На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Болиголов
Вышли дети на поляну,
Там высокий рос укроп.
Ты не тронь его руками –
Это страшный …
IV. Итог урока. Рефлексия .
-Что вы на уроке усвоили? Пригодятся ли вам эти знания?
-Оцените свою работу на уроке.
-Какой вывод для себя вы сделали?(СЛАЙД)
Никогда не берите в руки или рот незнакомое растение.
Ядовитые растения приносят пользу. Нужно просто уметь их использовать.
Берегите вы природу,
Берегите для себя,
Чтобы радовались дети,
Чтоб жила, цвела земля.
V. Д/З: подготовить сообщение о ядовитом растении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России"
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по природным зонам России", обобщающий урок - путешествие....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные зоны России" 4 класс ПНШ
Тема урока: «Природные зоны нашей страны. Часть 2»Цели: Знать природные зоны России, их особенности и обитателей.Планируемые результаты:Планируемые результаты- Личностные: положительное отношени...
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
«Природные богатства и труд людей – основа экономики»...
Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Природные стихии" (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Конспект урока по окружающему мируТема: «Природные стихии в народном творчестве»Цели деятельности учителя: формирование знаний о значений стихий в жизни человека, изображением в прикладном...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные явления " 2 класс УМК "Гармония"
Только вместе, только дружно...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Природные сообщества"
Урок разработан для учащихся 4 класса. УМК "Планета знаний"...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные зоны. Тундра" 4 класс. УМК "Школа России" Урок открытия новых знаний. Форма урока: урок – исследование.Цель ур...