Технологическая карта к уроку окружающего мира "Разнообразие животного мира"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок соответствует требованиям деятельностного подхода: цели урока доведены до понимания обучающихся; проблемное изложение материала способствует включению обучающихся в самостоятельную деятельность в ходе проигрывания учебной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разнообразие животного мира | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Учебная тема: Разнообразие животных (УМК «Гармония»)
Технологическая карта изучения темы «Разнообразие животных»
Тип урока | Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель | -узнать, чем различаются животные, чем они питаются, как передвигаются, как защищаются. -учить наблюдать за животными и характеризовать их. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -действие смыслообразования, ценностное отношение к образовательному процессу Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Предметные: -Понимать значение «Живая» и «не живая природа», «животные» -Знать чем различаются животные, чем питаются, как передвигаются, как защищаются. -Уметь давать характеристику животного |
Основные понятия | Живая и неживая природа, животные, хищники, всеядные, растительноядные |
Ресурсы: - основные -дополнительные | - тетрадь - учебник - презентация -вырезные картинки |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа |
Этап технологии и цели | Результаты | Задания для учащихся | Взаимодействия в образовательном процессе | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | Действия педагога | Действие обучающегося | ||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; . | Ценностное отношение к образовательному процессу. | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | Выделять главное в услышанном произведении | -Доброе утро, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 1.Рассмотрите иллюстрации на стр. Кто там изображён?(рыбы птицы, черепаха и. т.д.) Как назвать одним словам эти существа.? (животные) - Какой у нас урок сегодня будет? (ОНЗ) Кому он будет посвящён? (животным). Слайд:1 | Приветствие Проговаривание заданий Задаёт вопросы Проговаривает тип урока и называют шаги учебной деятельности. | Приветствуют учителя и друг друга. Ответы на вопросы учителя Проговаривают девиз урока. Проговаривают шаги учебной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: - организовать актуализации знаний о редких растениях и животных. - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - наметить шаги учебной деятельности | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Формулировка проблемы: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов достижения, анализ (Познавательные) Контроль, коррекция (регулятивные) | Повторение о разнообразии растений и животных в мире | Чтение стихотворения «Мохнатая азбука» -О каких животных говорится в стихотворении? -Назовите мохнатых, хвостатых, горбатых и т.д. -подведите итог, о чём это стихотворение? (о разнообразии животных) -Хочется ли вам узнать о разных животных больше?
| Организует актуализацию знаний о животных и растениях. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности | Чтение стихотворения Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности | |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя , постановка и формулировка проблемы (Познавательные УУД) | Выявлять место затруднения и причину его появления | -Определите для себя то, что вы уже знаете (чем можете поделиться с друзьями) и что чего не знаете. Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? Слайд 2 1) Определю, что я не знаю? 2) Сам найду ответ на мо -Какой следующий наш шаг учебной деятельности? («Что я не знаю?) -Чтобы вы хотели узнать о животных на этом уроке? Слайд 3 (Какие бывают животные, Где живут? Чем питаются? Как защищаются) | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование(Регулятивные УУД) Выбор наиболее удобных способов решения (познавательные, общеучебные) | Анализировать, делать выбор, планировать свои действия | Как мы будем действовать, что бы найти ответы на эти вопросы? Второй шаг:. Буду искать ответ -Прочитаем в учебнике -Поработаем вместе. -Послушаю одноклассников. -Спросим у учителя.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. -определение средств. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока. -Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | |
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока | смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него) | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, анализ, синтез (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД | Ознакомление с термином «Красная книга», несколькими растениями и животными ,занесёнными в «Красную книгу» Работать в группах Делать выводы | Начнём Работа в парах. -Расскажите друг другу об одном из животных изображенных в учебнике на стр. -Расскажите то, что нового вы узнали от напарника. Подведём итог: где могут жить животные? Как передвигаются? Сопоставляем ответ с эталоном в учебнике. Слайд.4 Кто чем питается? Просмотр слайда и поиск ответа на вопрос. Практическая работа на интерактивной доске. Что вы заметили? (одни животные питаются растительной пищей, другие –животными, третьи едят и разную пищу) -На какие группы по питанию можно разделить животных? Вывод. Хищники, растительноядные, всеядные. Слайд 5 физминутка -Почему животные шли к белке на день рождения с волнением? (волновались чем она будет их угощать) Слайд 6 -Чем отличаются животные от растений и грибов? -Понаблюдайте и сделайте вывод(животные выводят детёнышей и заботятся о них.) Слайды 7, 8 -Как защищаются животные? Наблюдение на материале презентации и вывод. (Маскируются, защищаются, нападают). | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу. Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником. Организует устранение затруднения. | Под руководством учителя в группах выполняет составленный план действий. Высказывают свои версии, решения проблемы, выбирают, кто будет отвечать. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. . |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками новых знаний с проговариванием во внешней речи. | Ценностно -смысловое | Устанавливать причинно-следственные связей Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). | Анализировать Делать выводы Находить пути решения проблемной ситуации Работать с учебником | Задание такое как на слайде -Индивидуальная работа по закреплению знания групп животных (работа с разрезными картинками с животными) -Разложи картинки с животными на три группы по виду их питания.
Сопоставление с выводом на слайде Слайд 9 (для проверки) | Создаёт проблемную ситуацию Организует усвоение учениками знания с проговариванием во внешней речи. | Устанавливают причинно-следственные связиЧем питается каждое из этих животных. Проговаривают их. Чтение сообщений в учебнике с проговариванием. |
VII. Самостоятельная работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Ценностное отношение к образовательному процессу | Коррекция.оценка качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД). Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные) | Работать самостоятельно Строить схематические модели | Работа в тетради. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. | Проговаривают решения проблемных ситуации, описанных в учебнике. Выполняют задание самостоятельно в тетради. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение Цели: - организовать повторение по вопросам для характеристики животных | Прогнозирование (Регулятивные) Умение осознавать и произвольно строить речевое высказывание (познавательные, общеучебные) | Анализировать, делать выводы Применять теоретические знания на практике Сопоставление и самооценка льтатами эталона. | Характеристика животных некоторых животных. | Организует работу с картинками по повторению. | Выполняют задание под руководством Дают характеристику животных. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Нравственно-этическое оценивание | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Волевая саморегуляция (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. (Познавательные, Общеучебные) | Анализировать, выстраивать логическую цепь доказывать | - Какая тема урока была? - Какую вопросы ставили? Слайд 10 Получили ли вы на них ответы? Слайд вопросы - Оцените свою работу на уроке, используя схему Слайд 11 знаю я запомнил
смогу - Оцените свою работу на уроке, используя смайлики. «Я доволен своей работой». «Я не доволен своей работой». «Ещё остались вопросы» | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, запомнили, смогли. Оценивают свою деятельность на уроке. При помощи смайликов. |
Использованные источники.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
- Поглазова О.Т. Программа по окружающему миру для 1-4 классов. Электронная версия, УМК «Гармония» 2011.
- ПоглазоваО.Т.,Шилин В.Д. Окружающий мир,Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений., ч.2. - Смоленск «Ассоциация ХХI век»,2011
- Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"...
Технологическая карта к уроку по окружающему миру"Молоко и молочные продукты"
Технологическая карта к уроку....
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Кто такие птицы
Конспект урока в 1 классе "Кто такие птицы"...
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Наша страна- Россия ".
Урок воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну....
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Вежливые слова"
Мы отправляемся на планету Вежливости, чтобы раскрыть ее секреты....
технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс
Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя и ученика.Прописаны все этапы урока....
Технологическая карта к уроку по окружающему миру
Технологическая карта к уроку. Тема: "Правила дорожные знать каждому положено"...