Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_po_okruzhayushchemu_miru_prishla_zima.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Пришла зима»
по окружающему миру в 1-ом классе
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема | Пришла зима. |
Цель темы | 1. Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы. 2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр. 3. Формирование культуры учебного труда, умение работать в парах. |
Планируемый результат | Знать основные признаки зимы. Знать правила безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать и выполнять. |
Основные понятия | Понятия: - Снег - Лёд - Гололедица |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, основы безопасности жизнедеятельности |
Ресурсы: - основные - дополнительные | О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир» 1 класс; персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран; «домики» для животных; картинки животных; стакан с замёршей водой, тяжёлая гирька. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. - Расскажите правила поведения на уроке. Личностные УУД | I этап. Организационный момент. Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас? Коммуникативные УУД |
II этап. Актуализация знаний. Цель – показать многообразие животных. | Работать с информацией, представленной в виде игры «Угадай животное». Участвовать в осуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовывать фронтальную работу во время игры «Угадай животное», «Рассели животных по домикам», показать учащимся всё многообразие животных, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов | II этап. Актуализация знаний. У. Ребята, А вы любите играть? Сейчас проведём игру «Угадай животное». Я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из вас быстрее отгадает, о каком звере идёт речь? Слайд 2.( На слайде по мере ответа детей выходят картинки медведя, лисы, зайца) - Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. - Медведь. - Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасёт от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полёвок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. - Лиса. У. Молодцы! А сейчас следующее задание: Рассели животных по домикам. Каких животных спросите вы? Оглядитесь вокруг и найдите картинки животных. Слайд 3. Домики: Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы. Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку. Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе. (Картинки животных: белки, медведя, лося, лисы, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка, мыши - полевки). У. Давайте проверим! Слайд4. | II этап. Актуализация знаний. - Какую роль играют животные в природе? Для чего они нужны? Познавательные УУД |
III этап. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся с основными признаками зимы, правилами безопасности на воде в зимнее время, при катании с гор. | Работать с информацией, представленной в учебнике, тетради. Участвовать в исследовательской практической работе по изучению темы «Пришла зима». Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Организовать опытническую работу по изучению по определению свойств первого льда. Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов | III этап. Изучение нового материала. 1). Вступительная беседа учителя. У. О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки: Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Д. Зимой. У. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы и тема нашего урока «Пришла зима». Слайд 5. (На слайде – тема урока) 2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр.32-33. У. Назовите условные обозначения. Д. Расскажи, опыт, осторожно. Игра «Приметы зимы». У. Ребята сейчас мы разделимся на две команды. Команды по очереди будут называть приметы зимы. А поможет вам в этом разворот учебника «Пришла зима». - Сравните рисунок левой полосы и центральный рисунок. Одно и тоже место в разное время года. Д. На рисунке левой полосы – осенний пейзаж горки, спускающейся к озерку, разноцветная окраска листьев, листопад. Центральный рисунок – это же место зимой в воскресный день. У. Почему в воскресный день? Д. Все дети со своими четвероногими друзьями на этой горке: кто на санках, кто на коньках. Те же деревья, но они сбросили листву. С приходом зимы замёрзла вода в водоёме, а землю покрыло снежное покрывало. У. А какие изменения с приходом зимы произошли в нашем крае? Д. Кругом белое и чёрное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птиц, кваканья лягушек, жужжанье насекомых. У. А какие звуки мы слышим? Д. Мы слышим скрип снега под ногами, птичьи «разговоры» оставшихся на зиму птиц. У. А какой стал воздух с приходом зимы? Д. Я думаю, что зимний воздух – чистый и свежий. У. Как изменяется труд людей зимой? Д. Люди убирают снег возле домов. Животноводы ухаживают за животными. 3). Самостоятельная работа в тетрадях. Задание 26. У. Откройте тетрадь на стр. 26. Если осенью шла уборка урожая и подготовка к зимовке домашних животных, то зима – пора забот о будущем урожае. Расскажите о труде людей в зимнее время. Д. В мастерских ремонтируют машины, чтобы они бесперебойно работали весной и летом. В деревнях зимой все время следят, как хранятся семена, не повысилась ли их температура или влажность. В теплицах выращивают лук, салат, редис, огурцы. С января в деревнях готовят парники, чтобы потом вырастить ранние помидоры и капусту. Всю зиму много забот у животноводов, они ухаживают за домашними животными. На полях ведется задержка снега. Много забот у работников дорожной службы. Они убирают снег. У. Молодцы! А сейчас раскрасьте понравившийся вам рисунок. Нарисуй свой. 4). Динамическая пауза. Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал». 5). Работа по центральному рисунку учебника. Слайд 6. (На слайде картинка – зимних забав детей ) У. Ребята, займите свои места. Продолжим работу по учебнику. Рассмотрите центральный рисунок учебника. Обратите внимание на то, как одеты дети? И как нужно правильно одеваться зимой? У. А теперь давайте вместе прочитаем правила, которые вы должны выполнять в зимнее время: Слайд 7. 1.Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но тёплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязывать шарф, застегнуть воротник. 2.Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках. С них легче стряхивать снег и в них теплее. 3.Нельзя есть снег и лёд, даже если очень хочется пить. Замёрзшая вода не только очень холодная, но и недостаточна чистая для питья. 4.Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь. Они завтра снова пригодятся. У. Как дети ведут себя во время зимней прогулки? Д. Два мальчика катаются на санках с горы. Мальчик с девочкой на горе лепят снеговика. Один мальчик пытается встать на лёд. У. - Какие правила техники безопасности во время зимних забав нужно соблюдать? - А где ты катаешься на лыжах, коньках или санках? - Что нужно знать, чтобы не случилась беда? - Всегда ли безопасны зимние игры? Д. (ответы детей) У. Осторожность на льду. Как снегурочка, в шубке белой Маша с горки едет смело… На пруду каток хороший, Лёд сверкает, как стекло, На коньках бежит Алёша… - Какие опасности угрожают детям? - Что бы вы предложили своим товарищам, чтобы избежать трагедии? | III этап. Изучение нового материала. Практическая работа в парах. Проведение опыта со стаканом с замёршей водой. Динамическая пауза. Слайд 8.(На слайде иллюстрация – подсказка последовательности проведения опыта) У. Действительно ли первый лёд такой тонкий и опасен для жизни? Хотите в этом убедиться? Проведём опыт. Работа в парах. Дети проводят опыт с тяжёлой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой. (Смотрят иллюстрацию – подсказку последовательности проведения опыта на левом развороте и на слайде.) Вывод: Первый лёд тонкий и опасен для жизни. Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Высказывания детей о правилах поведения в зимнее время
Высказывания детей |
IV. Закрепление изученного | Работать с информацией представленной в форме рисунка. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | IV. Закрепление изученного 2. Работа по учебнику с. 32 - 33. Обсуждение вопросов и заданий. | IV. Закрепление изученного. Работа в тетрадях «Наш мир в вопросах и заданиях» 1. Самостоятельная работа в тетрадях. Задание 22 Выбери одежду и обувь для экскурсии в зимний лес. Раскрась выбранные рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке – экскурсии. Задание 23 Предложи условное обозначение, предупреждающее об опасности при спуске с гор. Отметь этим значком опасные ситуации. Нужно ли поставить такой знак у ваших ГОРОК? |
Контролирующие задание | Выбери правильный ответ Слайд 9. 1.С какого месяца начинается зима в местности, в которой ты живешь: 1. Январь 2. Декабрь 3. Ноябрь 2. Какие зимние явления происходят в неживой природе? 1.Снегопад, 2.Гололедица, 3. Ледоход, 4. Оттепель. 3. Во что превращается вода, если она замерзает? 1. В лёд. 2. В сок. 3. В каток. 4. Отправляясь гулять зимой нужно: 1. Надеть лёгкую, но теплую куртку. 2. Надеть на голову вязаную шапку. 3. Завязать шарф. - Проверим свои ответы? Слайд 10. | |||
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | V. Итог урока. Рефлексия деятельности. - О том чему вы научились на уроке расскажите по схеме: Знаю Я Запомнил Смог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку по окружающему миру"Молоко и молочные продукты"
Технологическая карта к уроку....
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру Кто такие птицы
Конспект урока в 1 классе "Кто такие птицы"...
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Наша страна- Россия ".
Урок воспитывает патриотические чувства, гордость за свою страну....
Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Вежливые слова"
Мы отправляемся на планету Вежливости, чтобы раскрыть ее секреты....
технологическая карта открытого урока по окружающему миру 2 класс
Конспект урока по укружающему миру на тему " Физкультура" написан в полном соответсвии требований ФГОСС. Описанны деятельность учителя и ученика.Прописаны все этапы урока....
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Как зимой помочь птицам .Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру, 1 класс УМК Школа России.
На данном уроке у детей формируются как помочь зимующим птицам, повторят отличительные особенности строения птиц и узнают их многообразие и красоту....