Разработка к уроку "Зима - время науки и сказок"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Перспектива".
Раздел "Зима". Тема "Зима - время науки и сказок".
Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Зима- время науки и сказок" | 21.29 КБ |
Самоанализ к уроку "Зима - время науки сказок" | 15.76 КБ |
Презентация к уроку "Зима - время науки и сказок" | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира во 2 классе
Харитоненко Виктории Олеговны
Дата: 6.02.2018 г.
Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Тема урока: Зима – время науки и сказок.
Цель урока: дать представление учащимся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе.
Задачи урока:
- углубить представление учащихся о том, как учились дети в старину;
- расширять знание народных примет о погоде;
- развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства;
- воспитывать нравственные качества на примерах устного народного творчества.
Планируемые результаты: - узнают новые зимние народные приметы на природу;
- продолжат развивать умение объяснять, чему учат сказки и пословицы;
- познакомятся с новыми произведениями изобразительного искусства по теме урока.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
1. Организационно-мотивационный этап. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
-Давайте повернёмся к своему соседу по парте, соединим ладошки и подарим ему свою улыбку и хорошее настроение, это будет помогать нам работать на уроке.
2. Планирование и постановка учебных задач.
СЛАЙД 1 (Зима – время науки и сказок.)
-Прочитайте тему нашего урока на слайде. Какие вопросы вам хотелось бы задать? (Почему зима время науки и сказок?)
-На эти вопросы мы сегодня с вами попробуем найти ответы.
3. Этап открытия новых знаний и способов действий.
- Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила. Хорошо ли заточены перья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!
-Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? (в старинную школу)
-А что вы уже знаете о старинной школе?
-Как вы думаете, чем отличалась та школа от современной?
- Когда дети начинали учиться?
-В старину дети первый раз приходили в школу зимой -14 декабря. В день святого Наума. Святой Наум учеником Кирилла и Мефодия, которые написали первую азбуку. Вокруг него всегда было много учеников, потму что он был набожным и умным человеком.
СЛАЙД 2.
-Посмотрите на изображение иконы святого Наума.
-Как вы думаете, каким был этот человек? (добрый, мудрый, внимательный, терпеливый и т.д.)
- Дети верили, что он поможет им в обучении. Обращались ли ребята к нему за помощью?
-А вы знаете с какими словами дети обращались к Науму?
-Ответ вы найдете на стр.8 учебника в первом абзаце. С какими словами? (Батюшка Наум, наставь меня на ум.)
- Что значат эти слова?
СЛАЙД 3.
-А теперь мы побываем в старинной школе. Перед вами картина Александра Ивановича Морозова «Сельская бесплатная школа».
-Похожа ли она на ту школу, в которой учитесь вы?
-Попробуйте «послушать» картину, что можно услышать?
-Как вы думаете, какие знания получали дети в такой школе? (Они обучались грамоте, узнавали о природе, об окружающем мире; о том как работать в поле.)
-Молодцы! Но еще ребят обучали народным приметам. На стр.9 в первом абзаце найдите, пожалуйста, одну из народных примет. Кто найдет, поднимает руку.
СЛАЙД 4.
-Народных примет много. Я вам расскажу самую известную. Если из трубы от печи дым столбом идет, то можно ожидать крепких морозов, а если дым стелется, то это означает, что придет оттепель.
- Взгляните на картину братьев Ткачевых «В субботний день» на стр.9. Как вы думаете, какой погоды ожидать сельским жителям? (Мороза)
-Почему? (Потому что дым из трубы идет столбом.)
- Таким образом, с помощью народных примет люди знали, какую погоду ждать.
-Так почему же зима – это время науки? (потому что в это время года дети учились в школе, т.к. на поле не было работы)
- Молодцы! Мы нашли ответ на первый вопрос, что зима – время науки.
4.Физминутка
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
5. Этап применения знаний и способов действий.
- Сейчас нам с вами нужно найти ответ на второй вопрос: «Почему зима – это время сказок?»
-У вас на партах лежит одна пословица, но все слова в ней перепутались. Вам в паре нужно разместить слова в нужном порядке. Затем обсудить с соседом что значит пословица и поднять руки. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
-Как вы думаете, что обозначает эта пословица?
-Пословиц в народной мудрости много. Перед вами еще несколько.
СЛАЙД 5.
- О чем все эти пословицы? (Об учении)
-Правильно, любая сказка или пословица чему-либо учит.
- Так вот, зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время – когда меньше было работы, не было электричества, телевидения, компьютеров, были долгие зимние вечера. Слушали дети сказки и ума набирались.
- Почему зиму называли временем сказок?
- А теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку «Два жадных медвежонка».
Остановка мульт-ма на 1:54.
- Как вы думаете, помогла ли лиса медвежатам поделить сыр?
- Чем, по вашему мнению, закончилась сказка?
6. Домашнее задание.
- Дома вам нужно найти сказку «Два жадных медвежонка», дочитать её до конца и подумать, чему же учит та сказка. Так же вы можете прочитать сказку «Скупясь, не сбережёшь» на стр. 10 в учебнике.
7. Этап обобщения и систематизации знаний.
-Вернемся к теме нашего урока. Почему же наши предки называли зиму временем науки и сказок?
8. Рефлексия.
-Вы все молодцы и очень хорошо работали. В память о нашем уроке я хочу вам всем подарить закладки в книги.
-Если вам урок понравился, все было понятно и вы узнали что то новое. Напишите на закладке зеленым цветом любую пословицу с доски.
-Если вам понравился урок, но остались какие то вопросы, то напишите пословицу синей ручкой.
-Если же урок был вам неинтересен и скучен, то красной пастой.
-Ребята, поднимите, пожалуйста свои закладки вверх те, кто написал пословицу зеленой пастой, синей. А теперь те, кто красной.
-Спасибо за урок. Мне было очень приятно работать с вами.
Предварительный просмотр:
Уважаемые члены жюри!
Вашему вниманию был представлен урок окружающего мира во 2 классе.
Данный урок основан на знаниях, полученных в первом классе, и является продолжением изучения раздела «Зима».
По типу урок – открытие новых знаний.
Цель урока: дать представление учащимся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе.
Готовясь к уроку, я поставила следующие задачи:
- углубить представление учащихся о том, как учились дети в старину;
- расширять знание народных примет о погоде;
- развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства;
- воспитывать нравственные качества на примерах устного народного творчества.
От урока я ждала, что дети:
- узнают новые зимние народные приметы на природу;
- продолжат развивать умение объяснять, чему учат сказки и пословицы;
- познакомятся с новыми произведениями изобразительного искусства по теме урока.
На этапе постановки учебных задач я применила сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Это мотивировало учащихся на дальнейшую активную деятельность.
Для решения задачи углубления представления учащихся о том, как учились дети в старину, я использовала «эффект неожиданности», беседу, наводящий диалог и работу с текстом «Выборочное чтение».
Для расширения знаний о народных приметах на погоду я применила такие приемы: работа с учебником, выборочное чтение. Получение новых знаний я организовала с помощью ИКТ. Проверила усвоение полученных знаний при работе с картиной братьев Ткачёвых.
Работа с картинами была направлена на задачу развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства. Эта работа была направлена на закрепление нового материала, и для развития метапредметных умений.
Для решения задачи воспитания нравственных качеств на примерах устного народного творчества была проведена работа в парах, знакомство с пословицами об учении, просмотр фрагмента сказки, постановка проблемной ситуации.
Решая все перечисленные задачи, нам удалось ответить на вопросы, поставленные учащимися в начале урока.
Следовательно – цель урока достигнута.
На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. Выбранная форма урока достаточно эффективна. Это показала рефлексия.
Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Святой Наум Орхидский.
Дым столбом. Дым стелется.
Ученье – свет, а неученье – тьма. Грамоте учиться - всегда пригодится. Век живи – век учись!
Урок был интересный. Все понятно. Урок был интересным. Остались вопросы. Было трудно и непонятно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.
В материале представлена викторина "В мире живой природы"....
Конспект урока «Зима – время науки и сказок».
Конспект урока «Зима – время науки и сказок»....
Презентация к уроку по теме " Зима – время науки и сказок" 2 класс
Презентация к уроку по теме " Зима – время науки и сказок" 2 классУМК "Перспектива"...
Зима - время науки и сказок. (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе; углубление представления учащихся о том, как училис...
Методическая разработка игры-путешествия «По страницам любимых сказок» для детей младшего школьного возраста
Обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказка...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Крок науки"
Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества....
Методическая разработка учебного занятия "Зоология-наука о животных"
Методическая разработка учебного занятия "Зоология-наука о животных" содержит информацию об актуальных вопросах бережного отношения к природе и экологии, будущем выборе профессии обучающимис...