Разработка к уроку "Зима - время науки и сказок"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Харитоненко Виктория Олеговна

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Перспектива".

Раздел "Зима". Тема "Зима - время науки и сказок".

Самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

Харитоненко Виктории Олеговны

Дата: 6.02.2018 г.

Класс: 2

УМК: «Перспектива»

Тема урока: Зима – время науки и сказок. 

Цель урока: дать представление учащимся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе.

Задачи урока: 

  • углубить представление учащихся о том, как учились дети в старину;
  • расширять знание народных примет о погоде;
  • развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства;
  • воспитывать нравственные качества на примерах устного народного творчества.
    Планируемые результаты: 
  • узнают новые зимние народные приметы на природу;
  • продолжат развивать умение объяснять, чему учат сказки и пословицы;
  • познакомятся с новыми произведениями изобразительного искусства по теме урока.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

1. Организационно-мотивационный этап. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе урока

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Давайте повернёмся к своему соседу по парте, соединим ладошки и подарим ему свою улыбку и хорошее настроение, это будет помогать нам работать на уроке.

2. Планирование и постановка учебных задач. 

СЛАЙД 1 (Зима – время науки и сказок.)

-Прочитайте тему нашего урока на слайде. Какие вопросы вам хотелось бы задать? (Почему зима время науки и сказок?)

-На эти вопросы мы сегодня с вами попробуем найти ответы.

3. Этап открытия новых знаний и способов действий.

- Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила. Хорошо ли заточены перья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!

-Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? (в старинную школу)

-А что вы уже знаете о старинной школе?

-Как вы думаете, чем отличалась та школа от современной?

- Когда дети начинали учиться?

-В старину дети первый раз приходили в школу зимой -14 декабря. В день святого Наума. Святой Наум учеником Кирилла и Мефодия, которые написали первую азбуку. Вокруг него всегда было много учеников, потму что он был набожным и умным человеком.

СЛАЙД 2.

-Посмотрите на изображение иконы святого Наума.

-Как вы думаете, каким был этот человек? (добрый, мудрый, внимательный, терпеливый и т.д.)

- Дети верили, что он поможет им в обучении. Обращались ли ребята к нему за помощью?

-А вы знаете с какими словами дети обращались к Науму?

-Ответ вы найдете на стр.8 учебника в первом абзаце. С какими словами? (Батюшка Наум, наставь меня на ум.)

- Что значат эти слова?

СЛАЙД 3.

-А теперь мы побываем в старинной школе. Перед вами картина Александра Ивановича Морозова «Сельская бесплатная школа».

-Похожа ли она на ту школу, в которой учитесь вы?

-Попробуйте «послушать» картину, что можно услышать?

-Как вы думаете, какие знания получали дети в такой школе? (Они обучались грамоте, узнавали о природе, об окружающем мире; о том как работать в поле.)

-Молодцы! Но еще ребят обучали народным приметам. На  стр.9 в первом абзаце найдите, пожалуйста, одну из народных примет. Кто найдет, поднимает руку.

СЛАЙД 4.

-Народных примет много. Я вам расскажу самую известную. Если из трубы от печи дым столбом идет, то можно ожидать крепких морозов, а если дым стелется, то это означает, что придет оттепель.

- Взгляните на картину братьев Ткачевых «В субботний день» на стр.9. Как вы думаете, какой погоды ожидать сельским жителям? (Мороза)

-Почему? (Потому что дым из трубы идет столбом.)

- Таким образом, с помощью народных примет люди знали, какую погоду ждать.

-Так почему же зима – это время науки? (потому что в это время года дети учились в школе, т.к. на поле не было работы)

- Молодцы! Мы нашли ответ на первый вопрос, что зима – время науки.

4.Физминутка

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)
Что в подарок принесла?            (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                     (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,               (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

5. Этап применения знаний и способов действий.

- Сейчас нам с вами нужно найти ответ на второй вопрос: «Почему зима – это время сказок?»

-У вас на партах лежит одна пословица, но все слова в ней перепутались. Вам в паре нужно разместить слова в нужном порядке. Затем обсудить с соседом что значит пословица и поднять руки. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

-Как вы думаете, что обозначает эта пословица?

-Пословиц в народной мудрости много. Перед вами еще несколько.

СЛАЙД 5.

- О чем все эти пословицы? (Об учении)

-Правильно, любая сказка  или пословица чему-либо учит.

- Так вот, зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время – когда меньше было работы, не было электричества, телевидения, компьютеров, были долгие зимние вечера. Слушали дети сказки и ума набирались.

- Почему зиму называли временем сказок?

- А теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку «Два жадных медвежонка».

Остановка мульт-ма на 1:54.

- Как вы думаете, помогла ли лиса медвежатам поделить сыр?

- Чем, по вашему мнению, закончилась сказка?

6. Домашнее задание.

- Дома вам нужно найти сказку «Два жадных медвежонка», дочитать её до конца и подумать, чему же учит та сказка. Так же вы можете прочитать сказку «Скупясь, не сбережёшь» на стр. 10 в учебнике.

7. Этап обобщения и систематизации знаний.

-Вернемся к теме нашего урока. Почему же наши предки называли зиму временем науки и сказок?

8. Рефлексия.

-Вы все молодцы и очень хорошо работали. В память о нашем уроке я хочу вам всем подарить закладки в книги.

-Если вам урок понравился, все было понятно и вы узнали что то новое. Напишите на закладке зеленым цветом любую пословицу с доски.

-Если вам понравился урок, но остались какие то вопросы, то напишите пословицу синей ручкой.

-Если же урок был вам неинтересен и скучен, то красной пастой.

-Ребята, поднимите, пожалуйста свои закладки вверх те, кто написал пословицу зеленой пастой, синей. А теперь те, кто красной.

-Спасибо за урок. Мне было очень приятно работать с вами.



Предварительный просмотр:

Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию был представлен урок окружающего мира во 2 классе.

Данный урок основан на знаниях, полученных в первом классе, и является продолжением изучения раздела «Зима».

По типу урок – открытие новых знаний.

Цель урока: дать представление учащимся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе.

Готовясь к уроку, я поставила следующие задачи:

  • углубить представление учащихся о том, как учились дети в старину;
  • расширять знание народных примет о погоде;
  • развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства;
  • воспитывать нравственные качества на примерах устного народного творчества.

От урока я ждала, что дети:

  • узнают новые зимние народные приметы на природу;
  • продолжат развивать умение объяснять, чему учат сказки и пословицы;
  • познакомятся с новыми произведениями изобразительного искусства по теме урока.

На этапе постановки учебных задач я применила сообщение темы урока с использованием приема «актуализация». Это мотивировало учащихся на дальнейшую активную деятельность.

Для решения задачи углубления представления учащихся о том, как учились дети в старину, я использовала «эффект неожиданности», беседу, наводящий диалог и работу с текстом «Выборочное чтение».

Для расширения знаний о народных приметах на погоду я применила такие приемы: работа с учебником, выборочное чтение. Получение новых знаний я организовала с помощью ИКТ. Проверила усвоение полученных знаний при работе с картиной братьев Ткачёвых.

Работа с картинами была направлена на задачу развивать умение за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства. Эта работа была направлена на закрепление нового материала, и для развития метапредметных умений.

Для решения задачи воспитания нравственных качеств на примерах устного народного творчества была проведена работа в парах, знакомство с пословицами об учении, просмотр фрагмента сказки, постановка проблемной ситуации.

Решая все перечисленные задачи, нам удалось ответить на вопросы, поставленные учащимися в начале урока.

Следовательно – цель урока достигнута.

На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. Выбранная форма урока достаточно эффективна. Это показала рефлексия.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 2 класс Харитоненко Виктория Олеговна ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л. Капицы Кроштадтского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Святой Наум Орхидский.

Слайд 4

Дым столбом. Дым стелется.

Слайд 5

Ученье – свет, а неученье – тьма. Грамоте учиться - всегда пригодится. Век живи – век учись!

Слайд 6

Урок был интересный. Все понятно. Урок был интересным. Остались вопросы. Было трудно и непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Игры во время внеурочной деятельности.

В материале представлена викторина "В мире живой природы"....

Конспект урока «Зима – время науки и сказок».

Конспект урока «Зима – время науки и сказок»....

Презентация к уроку по теме " Зима – время науки и сказок" 2 класс

Презентация к уроку по теме " Зима – время науки и сказок" 2 классУМК "Перспектива"...

Зима - время науки и сказок. (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе; углубление представления учащихся о том, как училис...

Методическая разработка игры-путешествия «По страницам любимых сказок» для детей младшего школьного возраста

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки», вызвать у детей             положительные эмоции, привить интерес к сказка...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Крок науки"

Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества....

Методическая разработка учебного занятия "Зоология-наука о животных"

Методическая разработка учебного занятия "Зоология-наука о животных" содержит информацию об актуальных вопросах бережного отношения к природе и экологии, будущем выборе профессии обучающимис...