Зима - время науки и сказок. (УМК «Перспектива», 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хотенко (Гаврилова) Виктория Игоревна

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе; углубление представления учащихся о том, как учились дети в старину.

Планируемые результаты:

         Предметные:

знать народные приметы о погоде; как учились дети в старину;

уметь за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства.         

Личностные:

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

 

воспитывать нравственные качества на примерах устного народного творчества;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 1.03.2019.

ФИО учителя:

Школа: 104

ФИ студента: Гаврилова В.

Класс: 2

ФИО методиста: БоеваС.З.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: Зима — время науки и сказок

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о роли устного народного творчества в обучении детей в старинной сельской школе; углубление представления учащихся о том, как учились дети в старину.

Планируемые результаты:

        Предметные:

знать народные приметы о погоде; как учились дети в старину;

уметь за внешним сюжетом видеть внутренний смысл произведений изобразительного искусства.

        Личностные:

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

воспитывать нравственные качества на примерах устного народного творчества;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: «открытие нового знания»

Оборудование:  Учебник Плешаков, Новицкая«Окружающий мир» 2 класс,  2 часть (УМК «Перспектива»), презентация, раздаточный материал: карточки.

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хрон-раж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1 мин

Здравствуйте, дети! Меня зовут Виктория Игоревна.

Проверьте свои чернильницы, есть ли в них чернила. Хорошо ли заточены перья? Прошу вас запомнить, что из-за каждой кляксы в тетради будут снижаться ваши отметки!

Приветствуют учителя.

Р  принимать и сохранять учебную задачу

Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

учебный диалог

3

 мин

Как вы думаете, в какое время и в какое место переносит нас такое начало сегодняшней нашей встречи? Что вы почувствовали при первых словах нашего урока?

Мы попробовали пофантазировать и представить, что так начинались уроки в старинной школе. Хотелось бы вам до конца пробыть на таком уроке? Почему? Кто помнит, что мы узнали о старинной школе в 1 классе?  

- В старинную школу.

Р:  принимать и сохранять учебную задачу

Постановка учебной задачи

Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

2 мин

Прочитайте тему нашего урока на слайде. Какие вопросы вам хотелось бы задать?

На эти вопросы мы сегодня с вами попробуем найти ответы.

Какую цель поставим перед собой на этот урок? 

Почему зима время науки и сказок?

- Узнать, почему зима — время науки и сказок.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Открытие  нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Словесный: слово учителя

Наглядный: учебная картина

Словесный:

учебный диалог

Практический: работа с учебником

Наглядный: учебная картина

Словесный:

учебный диалог

Работа в парах

Словесный:

учебный диалог

15 мин

Вы знали, что в старину начинали учиться не 1 сентября?

Чтобы узнать, попробуйте сами найти ответ в учебнике. Откройте учебники на с. 8. Каждый самостоятельно прочитает про себя первый абзац.  Когда прочитаете его и найдёте ответ, тихо поднимите руку.

Когда в старину дети первый раз приходили в школу после лета? А кто может ответить, к кому обращались дети за помощью в ученье?

Посмотрите на изображение иконы святого Наума. Правда, он похож на доброго, внимательного, терпеливого учителя?

 Дети верили, что он поможет им в обучении. Обращались ли ребята к нему за помощью?

А вы знаете с какими словами дети обращались к Науму.

Ответ вы найдете на стр.8 учебника в первом абзаце. С какими словами?

Что значат эти слова?

А теперь мы побываем в старинной школе. Перед вами картина Александра Ивановича Морозова «Сельская бесплатная школа».

Похожа ли она на ту школу, в которой учитесь вы?

Попробуйте «послушать» картину, что можно услышать?

Как вы думаете, какие знания получали дети в такой школе?

Молодцы! Но еще ребят обучали народным приметам. На стр.9 в первом абзаце найдите, пожалуйста, одну из народных примет. Кто найдет, поднимает руку.

Народных примет много. Я вам расскажу самую известную. Если из трубы от печи дым столбом идет, то можно ожидать крепких морозов, а если дым стелется, то это означает, что придет оттепель.

Взгляните на картину братьев Ткачевых «В субботний день» на стр.9. Как вы думаете, какой погоды ожидать сельским жителям?

Почему?

Таким образом, с помощью народных примет люди знали, какую погоду ждать.

Так почему же зима – это время науки?

Молодцы! Мы нашли ответ на первый вопрос, что зима – время науки.

Сейчас нам с вами нужно найти ответ на второй вопрос: «Почему зима – это время сказок?»

ФИЗМИНУТКА

Здравствуй Зимушка-зима!          
Что в подарок принесла?          
Белый снег пушистый,

  
Иней серебристый                    
Лыжи, санки и коньки,

              
И на ёлке огоньки!  

У вас на партах лежит одна пословица, но все слова в ней перепутались. Вам в паре нужно разместить слова в нужном порядке. Затем обсудить с соседом что значит пословица и поднять руки.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Как вы думаете, что обозначает эта пословица?

Все ли слова вам тут понятны? Давайте разберём значения этих слов. Как думаете, что означает слово «намёк»?

Что означает слово «молодец»?

Пословиц в народной мудрости много. Перед вами еще несколько.

О чем все эти пословицы?

Правильно, любая сказка или пословица чему-либо учит.

Так вот, зимнее время – пора для сказок. Так всегда было в старину. Это время – когда меньше было работы, не было электричества, телевидения, компьютеров, были долгие зимние вечера. Слушали дети сказки и ума набирались.

Почему зиму называли временем сказок?

Читают первый абзац.

14 декабря

К Святом Науму.

Батюшка Наум, наставь меня на ум.

Рассматривают картину.

Они обучались грамоте, узнавали о природе, об окружающем мире; о том как работать в поле.

Читают.

Мороза.

Потому что дым из трубы идет столбом.

Потому что в это время года дети учились в школе, т.к. на поле не было работы.

 

Кланяются

Разводят руки в стороны

Приседают, проводят руками по воображаемому снегу

Встают, поднимают руки вверх

Имитируют движения лыжников и конькобежцев

Поднимают руки вверх, крутят «фонарики»

Выполняют задание.

Намёк - Слово или выражение, в к-ром не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке. 

Молодец - в народной поэзии: удалец, храбрец. 

- Об учении

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые)

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач

К: работа в группe (команде) - умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

 К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

К:  формулировать собственное мнение и позицию

Первичное закрепление

Практический:

аудирование

Словесный:   учебный диалог

5 мин

- А теперь садитесь поудобнее и послушайте сказку «Два жадных медвежонка».

Остановка мульт-ма на 1:54.

- Как вы думаете, помогла ли лиса медвежатам поделить сыр?

- Чем, по вашему мнению, закончилась сказка?

Слушают сказку.

- Лиса съела почти весь сыр.

П: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

П: осуществлять анализ

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа с учебником

Словесный:

учебный диалог

7 мин

Давайте сравним эту сказку с даргинской сказкой «скупясь, не соберёшь». Самостоятельно прочтите её на стр. 11 учебника.

Какие животные бывают героями сказок народов России?

Чему учат 2 эти сказки?

Читают сказку в учебнике.

- Не быть жадными.

Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничес

Л: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

учебный диалог

3 мин

- Вернемся к теме нашего урока. Почему же наши предки называли зиму временем науки и сказок?

- Когда в старину дети начинали учиться ?

- Как можно примерно определить зимой температуру воздуха?

- 14 декабря.

- С помощью дыма из трубы.

П: строить сообщения в устной и письменной форме

Рефлексия деятельности  

Словесный:

учебный диалог

4 мин

- Мы добились поставленной цели на нашем уроке?

- Какая сказка вам понравилась больше?

- Встаньте те, кто оценил бы свою работу на уроке на «5», на «4».

- Почему вы так себя оценили?

-Спасибо за урок, было приятно с вами работать!

- Да.

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор


Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зима — время науки и сказок

Слайд 2

Святой Наум

Слайд 3

«Сельская бесплатная школа» А.И.Морозов

Слайд 4

«В субботний день» братьев Ткачёвых.

Слайд 5

Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. . НАМЁК - слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке. МО́ЛОДЕЦ - в народной поэзии: удалец, храбрец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "Зима- время верить в чудеса!"

Цель: Погрузить детей в мир музыкального искусства. Накапливать положительный эмоциональный опыт от восприятия музыки и творческой деятельности. Формировать ценностное отношение к русской музыке....

День школьных наук. Классный час во 2 классе,посвященный Дню Знаний

Классный час разработан с использованием занимательной литературы. Все задания соответствуют данному возрасту и имеют познавательную направленность. Цель данного мероприятия поддержать у детей праздни...

Презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Время и его измерение" ФГОС "Перспектива"

Данная презентация поможет систематизировать  знания  учащихся  о  единицах  времени, научить сравнивать и  преобразовывать  единицы  времени  из  мел...

Разработка к уроку "Зима - время науки и сказок"

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Перспектива".Раздел "Зима". Тема "Зима - время науки и сказок".Самоанализ урока....

Конспект урока «Зима – время науки и сказок».

Конспект урока «Зима – время науки и сказок»....

Презентация к уроку по теме " Зима – время науки и сказок" 2 класс

Презентация к уроку по теме " Зима – время науки и сказок" 2 классУМК "Перспектива"...