Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, Пищина О.С.
рабочая программа по окружающему миру на тему

Пищина Ольга Сергеевна

Рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится:

-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работа с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

Учатся ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Предметные результаты

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

 - уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучающиеся должны знать:

 - Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

 - способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

 - что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

- некоторые современные экологические проблемы;

- природные зоны России;

- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- важнейшие события и великих людей отечественной истории;

- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-приводить примеры народов России;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 4 КЛАСС (68 ч, 2 ч в неделю)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Проверим себя, ч

Экскурсии, ч

Практическая работа

Проектная деятельность

I.

Земля и человечество

9

9

4*

II.

 Природа России

10  

10

2*

8*

III

Родной край – часть большой страны

15

15

1*

3*

6*

1*

 IV

 Страницы всемирной истории

5

5

V

Страницы истории России

20

20

1*

 VI

 Современная Россия

9  

9

2*

1*

 

Итого

68

68

6*

3*

18*

2*

*- входит  в максимальную нагрузку и теоретическое обучение


Календарно-тематический план уроков по предмету «Окружающий мир» 4 класс

№ п\п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Форма  контроля

Тип урока

Раздел «Земля и человечество» (9 часов)

1

Мир глазами астронома.

1

  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» , выбирать проекты для выполнения;
  • понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • рассказывать о мире, с точки зрения астронома;
  • работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
  • извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;
  • работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фрон.

работа

Изуч.

нового матер

2

Планеты Солнечной системы.

1

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить;
  • на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты,перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
  • различать планеты и их спутники;
  • работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;
  • практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;
  • работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа  «Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года»,


тест

комбин 

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;
  • моделировать изучаемые созвездия;
  • определять направление на север по Полярной звезде;
  • выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа  «Знакомство с картой звёздного мира».

Фрон. и инд работа

комбин 

4

Мир глазами географа.

1

  • Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
  • сравнивать глобус и карту полушарий;
  • находить условные знаки на карте полушарий;
  • обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
  • составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;
  • извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Глобус и географическая карта»

Фрон. и инд работа

комбин 

5

Мир глазами историка

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;
  • характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
  • обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фрон. и инд работа

комбин

6

Когда и где?

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
  • обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
  • работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Знакомство с историческими картами»

Фрон. и инд работа

комбин 

7

Мир глазами эколога

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о мире, с точки зрения эколога;
  • работать  в  группе:  анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;
  • знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;
  • находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фрон. и инд работа

комбин

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;
  • различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;
  • работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;
  • читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Тест

комбин

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

Тест

комбин

Раздел «Природа России» (10 ч)

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»Равнины и горы России.

1

  • Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;
  • работать в  паре:  находить  и  показывать  на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;
  • различать холмистые и плоские равнины;
  • характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;
  • выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа  «Равнины и горы России», фронт и инд. работа

контроль

11

Моря, озёра и реки России.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в  паре: находить  и  показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;
  • различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;
  • характеризовать особенности изучаемых водных объектов;
  • находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;
  • работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;
  • готовить сочинения на тему урока;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа  «Моря, озера и реки России»,

тест

комбин 

12

Природные зоны России.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
  • устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;
  • находить на карте природных зон области высотной поясности;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест , викторина

комбин

13

Зона арктических пустынь.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;
  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;
  • работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;
  • рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
  • характеризовать зону арктических пустынь по плану;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа  «Зона Арктических пустынь», тест

комбин 

14

Тундра.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры рассказывать о ней по карте;
  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;
  • работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;
  • рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
  • характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;
  • изготавливать макет участка тундры;
  • извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа  «Тундра», тест

комбин 

15

Леса России.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;
  • устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;
  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;
  • сравнивать природу тундры и лесных зон;
  • находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Леса России», тест

комбин 

16

Лес и человек.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
  • обсуждать   экологические   проблемы  леса,   предлагать  меры   по  его охране;
  • обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;
  • совершать  виртуальную  экскурсию с  помощью  Интернета  в  национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
  • характеризовать лесные зоны по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

близопрос

комб

17

Зона степей.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;
  • находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;
  • устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;
  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и
    животным миром степей,
    рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;
  • сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
  • обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

-   совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;

  • характеризовать зону степей по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Зона степей», тест,  

комбин 

  18

Пустыни.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;
  • находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;
  • устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;
  • сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;
  • обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;
  • изготавливать макет участка пустыни;

-   характеризовать зону пустынь по плану;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Пустыни»,тест

комбин 

19

У Чёрного моря.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;
  • устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;
  • работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;
  • обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;
  • совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»;
  • обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;
  • работать с терминологическим словариком;
  • характеризовать зону субтропиков по плану;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «У Черного моря».,

Тест, инд. работа

комбин 

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить и показывать на карте природные зоны, рассказывать о них по карте;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

конкурсы

контроль

Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

21

Наш край.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;
  • характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;
  • оценивать свои достижения на уроке.

Практическая работа

«Знакомство с картой края», фронт и инд. работа

Изуч нового мат 

22

Поверхность нашего края

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • описывать  по своим  наблюдениям формы земной  поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;
  • обсуждать меры по охране поверхности своего края;
  • изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;
  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

тест

комбин

23

Поверхность нашего края (экскурсия)

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Делать выводы,
  • работать в группах.
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фрон и инд раб

Экскурсия

24

Водные богатства нашего края

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);
  • моделировать значение водных богатств в жизни людей;
  • выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;
  • обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
  • участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест, инд. работа

комбин

25

Наши подземные богатства.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;
  • практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;
  • сравнивать изученные полезные ископаемые;
  • работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
  • извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;
  • обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

Фрон и инд раб

комбин 

  26

Земля – кормилица

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;
  • работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет  разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;
  • извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Словар. дикт, тест

комб

27

Экскурсия в лес и на луг

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы
  • работать в группах.
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фрон и инд раб

экскурсия

28

Жизнь леса.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;
  • рассказывать  по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
  • моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
  • обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
  • характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
  • обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»,

тест

комбин 

29

Жизнь луга.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;
  • рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;
  • моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;
  • характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;
  • сравнивать природные особенности леса и луга;
  • приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
  • обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;
  • составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

-   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»,

графич.

дикт, тест

комбин 

30

Жизнь в пресных водах.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью
    атласа-определителя растения  пресного водоёма;
    узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;
  • рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;
  • моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
  • характеризовать   пресноводное сообщество своего региона  по данному в учебнике плану;
  • обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
  • извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;
  • работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание», тест

комбин 

31

Экскурсии  к водоему

3

  • Наблюдать объекты и явления природы;
  • определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
  • фиксировать результаты наблюдений;
  • сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

экскурсия

32

Растениеводство в нашем крае.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;
  • работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;
  • практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;
  • различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);
  • работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров  культурных растений их распознавание»,

 тест

комбин

33

Животноводство в нашем крае

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

 —  различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

—   работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

—   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест, слов.дикт

комбин

34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны». Презентация проектов

1

—   Выполнять тесты с выбором ответа;

—   оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

—   адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

—   извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

—   интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

—   готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); —   готовить тексты сообщений;

—   выступать с сообщением в классе;

 оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

пров.раб, проекты

контроль

Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов)

35

Начало истории человечества

1

—   Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

—   понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

—   определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

—   обсуждать роль огня и приручения животных;

—   анализировать иллюстрации учебника;

—   рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

—   понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

—   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—   работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

тест

Изуч.нового матер

36

Мир древности: далёкий и близкий

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;
  • находить на карте местоположение древних государств;

-        извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

  • обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
  • понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
  • понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

-        работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фронт опрос

комбин

37

Средние века: время рыцарей и замков

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;
  • находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
  • описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
  • сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
  • развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
  • сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
  • понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Блицопрос,

 тест

комбин

38

Новое время: встреча Европы и Америки

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; —   прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; 

—   обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

— выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; 

—   обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; 

—  характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; — развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;  выполнять задания электронного приложения к учебнику;  работать с терминологическим словариком; 

—  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фронт.опрос

комбин

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

-      Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

—   характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; —   характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

—   рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX— XXI веков; —   выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

—   работать с терминологическим словариком;

-    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест

комб

Раздел «Страницы истории России» (20 часов)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян

1

-     Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—   анализировать карту расселения племён древних славян;

—   выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

—   характеризовать верования древних славян;

—   моделировать древнеславянское жилище;

—   составлять план рассказа на материале учебника;

—  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест

контроль

41

Во времена Древней Руси

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;
  • характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;
  • отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
  • обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
  • анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

тест

комбин

42

Страна городов

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборони тельные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;
  • сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;
  • обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
  • развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
  • обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
  • характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фронт. опрос

комбин

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;
  • характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;
  • выявлять роль летописей для изучения истории России;
  • характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;
  • сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;
  • обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, фронт. опрос

комбин

44

Трудные времена на Русской земле

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
  • обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
  • описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;
  • рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
  • находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
  • по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;
  • высказывать своё отношение к личности Александра Невского;
  • работать с терминологическим словариком;
  • заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, фронт. опрос

комбин

45

Русь расправляет крылья

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
  • рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
  • прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;
  • обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест, блицопрос

комбин

46

Куликовская битва

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
  • составлять план рассказа о Куликовской битве;
  • рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
  • моделировать ход Куликовской битвы;
  • отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;
  • обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
  • рассказывать о поединках богатырей;
  • заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Блицопрос. Инд. задан

комбин

47

Иван Третий

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
  • описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;
  • обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан

комбин

48

Мастера печатных дел

1

-     Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

  • сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
  • работать с терминологическим словариком;
  • развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

тест

комбин

49

Патриоты России

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
  • отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;
  • заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
  • осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, блицопрос

комбин

50

Пётр Великий

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
  • извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;
  • описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
  • обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;
  • отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;
  • находить на карте приобретения города, основанные Петром I;
  • высказывать своё отношение к личности Петра Великого;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

блицопрос, тест

комбин

51

Михаил Васильевич Ломоносов

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;
  • прослеживать по карте путь М. В.Ломоносова из Холмогор в Москву;
  • обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;
  • отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;
  • извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В.Ломоносова;
  • высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан

комбин

52

Екатерина Великая.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая;
  • описывать достопримечательности Петербурга;
  • сравнивать положение разных слоев российского общества;
  • рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;
  • прослеживать по карте рост территории государства;
  • рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;
  • извлекать из Интернета сведения о Петербурге,  Москве, других городах России в XVIII веке;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан

комб

53

Отечественная война 1812 года

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;
  • отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;
  • заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
  • обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;
  • обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
  • извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, тест

комбин

54

Страницы истории XIX века

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;
  • работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;
  • сопоставлять исторические источники;
  • извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

блицопрос, тест

комбин

55

Россия вступает в XX век

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны. Февральской и Октябрьской революций;
  • составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;
  • интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;
  • развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

блицопрос,

комбин

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;
  • сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
  • сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
  • в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
  • знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);
  • прослушивать в записях песни 1930-х годов;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан,

блицопрос

комбин

57-58

Великая война и великая Победа

2

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
  • обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
  • встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
  • прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
  • выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;
  • собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;
  • интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;
  • готовить праздник ко Дню Победы;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, тест

комбин

59

Страна, открывшая путь в космос.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);
  • интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
  • прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;
  • знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему;  интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
  • работать с электронным пособием;
  • работать с терминологическим словариком;

—        формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, тест

комб

Раздел «Современная Россия» (9 часов)

60

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы  истории России». Основной закон России и права человека

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;
  • анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;
  • обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

тест

контроль

61

Мы – граждане России

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
  • различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;
  • следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;
  • моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Инд. задан, опрос

комбин

62

Славные символы России

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;
  • знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;
  • выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения,с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;
  • обсуждать, зачем государству нужны символы;
  • моделировать символы своего класса, семьи;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Изуч.нового матер

63

Такие разные праздники.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;
  • знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;
  • выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;
  • рассказывать о своих любимых праздниках;
  • работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Фронт. опрос

комб

64-66

Путешествие по России

3

  • Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;
  • знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
  • совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;
  • рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;
  • анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;
  • пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках(по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

Инд. сообщения

комбин

67

Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение

1

  • Выполнять тесты с выбором ответа;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
  • адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Пров .раб

контроль

68

Презентация проектов

1

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

  • извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
  • посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
  • интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;
  • готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
  • готовить тексты сообщений;
  • выступать с сообщением в классе;
  • оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей

проект

Проект.

деят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа России", составленная в конструкторе рабочих программ...