Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
-В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
-Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
-Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работа с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
Учатся ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
-проводить наблюдения природных тел и явлений;
-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
-приводить примеры народов России;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 4 КЛАСС (68 ч, 2 ч в неделю)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Проверим себя, ч | Экскурсии, ч | Практическая работа | Проектная деятельность |
I. | Земля и человечество | 9 | 9 |
|
| 4* |
|
II. | Природа России | 10 | 10 | 2* |
| 8* |
|
III | Родной край – часть большой страны | 15 | 15 | 1* | 3* | 6* | 1* |
IV | Страницы всемирной истории | 5 | 5 |
|
|
|
|
V | Страницы истории России | 20 | 20 | 1* |
|
|
|
VI | Современная Россия | 9 | 9 | 2* |
|
| 1* |
| Итого | 68 | 68 | 6* | 3* | 18* | 2* |
*- входит в максимальную нагрузку и теоретическое обучение
Календарно-тематический план уроков по предмету «Окружающий мир» 4 класс
№ п\п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Форма контроля | Тип урока |
|
|
|
| Раздел «Земля и человечество» (9 часов) |
|
|
1 |
|
| Мир глазами астронома.
| 1 | - Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» , выбирать проекты для выполнения;
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- рассказывать о мире, с точки зрения астронома;
- работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;
- работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Фрон. работа | Изуч. нового матер |
2 |
|
| Планеты Солнечной системы.
| 1 | - Понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнить;
- на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты,перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
- различать планеты и их спутники;
- работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;
- практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;
- работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года», тест
| комбин |
3 |
|
| Звёздное небо – Великая книга Природы.
| 1 | - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;
- моделировать изучаемые созвездия;
- определять направление на север по Полярной звезде;
- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира». Фрон. и инд работа | комбин |
4 |
|
| Мир глазами географа.
| 1 | - Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- сравнивать глобус и карту полушарий;
- находить условные знаки на карте полушарий;
- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;
- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Глобус и географическая карта» Фрон. и инд работа | комбин |
5 |
|
| Мир глазами историка
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;
- характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
- работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фрон. и инд работа | комбин |
6 |
|
| Когда и где?
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Знакомство с историческими картами» Фрон. и инд работа | комбин |
7 |
|
| Мир глазами эколога
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о мире, с точки зрения эколога;
- работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;
- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;
- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Фрон. и инд работа | комбин |
8 |
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;
- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;
- работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;
- читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
| Тест | комбин |
9 |
|
| Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Тест | комбин |
|
|
|
|
| Раздел «Природа России» (10 ч) |
|
|
10 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»Равнины и горы России.
| 1 | - Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;
- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;
- различать холмистые и плоские равнины;
- характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;
- выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;
- работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Равнины и горы России», фронт и инд. работа | контроль |
11 |
|
| Моря, озёра и реки России.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;
- различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;
- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;
- находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;
- работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;
- готовить сочинения на тему урока;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Моря, озера и реки России»,
тест | комбин |
12 |
|
| Природные зоны России.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
- устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;
- находить на карте природных зон области высотной поясности;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Тест , викторина | комбин |
13 |
|
| Зона арктических пустынь.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;
- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;
- работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;
- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- характеризовать зону арктических пустынь по плану;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Зона Арктических пустынь», тест | комбин |
14 |
|
| Тундра.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры рассказывать о ней по карте;
- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;
- работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;
- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;
- изготавливать макет участка тундры;
- извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Тундра», тест | комбин |
15 |
|
| Леса России.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;
- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;
- сравнивать природу тундры и лесных зон;
- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Леса России», тест | комбин |
16 |
|
| Лес и человек.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;
- обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;
- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
- характеризовать лесные зоны по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| близопрос | комб |
17 |
|
| Зона степей.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;
- находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;
- устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и
животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
- обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках; - характеризовать зону степей по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Зона степей», тест, | комбин |
18 |
|
| Пустыни.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;
- находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;
- устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;
- сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;
- обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;
- изготавливать макет участка пустыни;
- характеризовать зону пустынь по плану; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Практическая работа «Пустыни»,тест | комбин |
19 |
|
| У Чёрного моря.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;
- устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;
- обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;
- совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»;
- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;
- работать с терминологическим словариком;
- характеризовать зону субтропиков по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «У Черного моря»., Тест, инд. работа | комбин |
20 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» |
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте природные зоны, рассказывать о них по карте;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | конкурсы | контроль |
|
|
|
|
| Раздел «Родной край – часть большой страны» (15 часов) |
|
|
21 |
|
| Наш край.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;
- характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;
- оценивать свои достижения на уроке.
| Практическая работа «Знакомство с картой края», фронт и инд. работа | Изуч нового мат
|
22 |
|
| Поверхность нашего края
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;
- обсуждать меры по охране поверхности своего края;
- изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;
- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| тест | комбин |
23 |
|
| Поверхность нашего края (экскурсия)
|
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- Делать выводы,
- работать в группах.
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Фрон и инд раб | Экскурсия |
24 |
|
| Водные богатства нашего края
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);
- моделировать значение водных богатств в жизни людей;
- выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;
- обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
- участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Тест, инд. работа | комбин |
25 |
|
| Наши подземные богатства.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;
- практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;
- сравнивать изученные полезные ископаемые;
- работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;
- обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».
Фрон и инд раб | комбин |
26 |
|
| Земля – кормилица
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;
- работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;
- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Словар. дикт, тест | комб |
27 |
|
| Экскурсия в лес и на луг |
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- Выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы
- работать в группах.
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Фрон и инд раб | экскурсия |
28 |
|
| Жизнь леса.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;
- рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание», тест | комбин |
29 |
|
| Жизнь луга.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;
- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;
- моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;
- характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;
- сравнивать природные особенности леса и луга;
- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;
- составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»,
графич. дикт, тест | комбин |
30 |
|
| Жизнь в пресных водах.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью
атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме; - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;
- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
- характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание», тест | комбин |
31 |
|
| Экскурсии к водоему
| 3 | - Наблюдать объекты и явления природы;
- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- фиксировать результаты наблюдений;
- сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах
|
| экскурсия |
32 |
|
| Растениеводство в нашем крае.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;
- практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;
- различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);
- работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений их распознавание», тест | комбин |
33 |
|
| Животноводство в нашем крае
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;
работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; — различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона); — работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Тест, слов.дикт | комбин |
34
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край- часть большой страны». Презентация проектов | 1 | — Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; — адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: — извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; — интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; — готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки); — готовить тексты сообщений; — выступать с сообщением в классе; — оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей | пров.раб, проекты | контроль |
|
|
|
|
| Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) |
|
|
35 |
|
| Начало истории человечества
| 1 | — Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; — понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; — определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; — обсуждать роль огня и приручения животных; — анализировать иллюстрации учебника; — рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; — понимать роль археологии в изучении первобытного общества; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | тест | Изуч.нового матер |
36 |
|
| Мир древности: далёкий и близкий
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;
- находить на карте местоположение древних государств;
- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; - обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;
- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
- понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;
- работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронт опрос | комбин |
37 |
|
| Средние века: время рыцарей и замков
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;
- находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Блицопрос, тест | комбин |
38 |
|
| Новое время: встреча Европы и Америки
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;
— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; — прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; — обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; — выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; — обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; — характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени; — развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Фронт.опрос | комбин |
39 |
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; — характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; — характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; — рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX— XXI веков; — выполнять задания из электронного приложения к учебнику; — работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Тест | комб |
|
|
|
|
| Раздел «Страницы истории России» (20 часов) |
|
|
40 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы Всемирной истории». Жизнь древних славян | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — анализировать карту расселения племён древних славян; — выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; — характеризовать верования древних славян; — моделировать древнеславянское жилище; — составлять план рассказа на материале учебника; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Тест | контроль |
41 |
|
| Во времена Древней Руси
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;
- характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;
- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;
- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| тест | комбин |
42 |
|
| Страна городов
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборони тельные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;
- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;
- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
- обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;
- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Фронт. опрос | комбин |
43 |
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;
- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;
- выявлять роль летописей для изучения истории России;
- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;
- сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;
- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, фронт. опрос | комбин |
44 |
|
| Трудные времена на Русской земле
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;
- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;
- рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;
- высказывать своё отношение к личности Александра Невского;
- работать с терминологическим словариком;
- заполнять «Героическую летопись России» (вкладка в рабочей тетради);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, фронт. опрос | комбин |
45 |
|
| Русь расправляет крылья
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;
- обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Тест, блицопрос | комбин |
46 |
|
| Куликовская битва
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
- моделировать ход Куликовской битвы;
- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;
- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
- рассказывать о поединках богатырей;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Блицопрос. Инд. задан | комбин |
47 |
|
| Иван Третий
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
- описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;
- обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан | комбин |
48 |
|
| Мастера печатных дел
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
- работать с терминологическим словариком;
- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| тест | комбин |
49 |
|
| Патриоты России
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;
- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, блицопрос | комбин |
50 |
|
| Пётр Великий
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;
- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;
- находить на карте приобретения города, основанные Петром I;
- высказывать своё отношение к личности Петра Великого;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| блицопрос, тест | комбин |
51 |
|
| Михаил Васильевич Ломоносов
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- составлять план рассказа о М. В. Ломоносове;
- прослеживать по карте путь М. В.Ломоносова из Холмогор в Москву;
- обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры;
- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;
- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В.Ломоносова;
- высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан | комбин |
52 |
|
| Екатерина Великая.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая;
- описывать достопримечательности Петербурга;
- сравнивать положение разных слоев российского общества;
- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;
- прослеживать по карте рост территории государства;
- рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;
- извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан | комб |
53 |
|
| Отечественная война 1812 года
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;
- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;
- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;
- обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, тест | комбин |
54 |
|
| Страницы истории XIX века
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;
- работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;
- сопоставлять исторические источники;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| блицопрос, тест | комбин |
55 |
|
| Россия вступает в XX век
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны. Февральской и Октябрьской революций;
- составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;
- интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;
- развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | блицопрос, | комбин |
56 |
|
| Страницы истории 1920 – 1930-х годов
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;
- сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
- сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
- в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
- знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);
- прослушивать в записях песни 1930-х годов;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, блицопрос | комбин |
57-58 |
|
| Великая война и великая Победа
| 2 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
- обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
- встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны; делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;
- собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;
- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;
- готовить праздник ко Дню Победы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, тест | комбин |
59 |
|
| Страна, открывшая путь в космос.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);
- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
- прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;
- знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
- работать с электронным пособием;
- работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Инд. задан, тест | комб |
|
|
|
|
| Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
|
|
60 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека | 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;
- анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| тест | контроль |
61 |
|
| Мы – граждане России
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;
- различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;
- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;
- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Инд. задан, опрос | комбин |
62 |
|
| Славные символы России
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;
- знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;
- выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения,с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы;
- моделировать символы своего класса, семьи;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| Изуч.нового матер |
63 |
|
| Такие разные праздники.
| 1 | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;
- знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;
- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;
- рассказывать о своих любимых праздниках;
- работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Фронт. опрос | комб |
64-66 |
|
| Путешествие по России | 3 | - Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;
- знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;
- рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;
- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;
- пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках(по своему выбору);
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках | Инд. сообщения | комбин |
67 |
|
| Проверим себя и оценим свои достижения. Обобщение | 1 | - Выполнять тесты с выбором ответа;
- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
| Пров .раб | контроль |
68 |
|
| Презентация проектов
| 1 | В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения: - извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
- посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;
- готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
- готовить тексты сообщений;
- выступать с сообщением в классе;
- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей
| проект | Проект. деят |