Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Олейникова Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная   записка.

                      При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  реализуясь  во 2  классе  

 Общая  характеристика  учебного  предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

                                            Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

                                               Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 Основные  содержания  учебного курса.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Где мы живём?

4

2

Природа.

20

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение.

7

6

Путешествия

18

Итого

68

         График  проведения  практических  и  проверочных  работ  по  курсу  "Окружающий  мир" во  2  классе  

Период обучения

Количество часов

Практическая работа

Проверочная работа

Диагностическая работа

Тест

1 четверть

18 часов

2 четверть

14 часов

3четверть

20 часов

4 четверть

16 часов

Итого:

68 часов

3.   Календарно-тематическое  планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Где мы живем (4ч)

1

Родная страна. Инструктаж по охране труда на рабочем месте

Комбинированный

2

Стартовая диагностика

3

Город и село. Проект «Родное село»

Комбинированный

4

Природа и рукотворный мир.

Комбинированный

Природа (20ч)

5

Неживая и живая природа.

Урок введения новых знаний

6

Явления природы. Практическая работа №1 «Измерение температуры»

Комбинированный

7

Что такое погода?

Урок введения новых знаний

8.

В гости к осени.Экскурсия№1

Экскурсия

9.

В гости к осени.

Комбинированный

10.

Звёздное небо.

Урок введения новых знаний

11.

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами»

Урок введения новых знаний

12.

Про воздух…

Комбинированный

13.

… И про воду.

Комбинированный

14.

Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

Урок введения новых знаний

15.

Какие бывают животные. Практическая работа «Качество усвоения программного материала за 1 четверть»

Урок введения новых знаний

16.

Невидимые нити.

Урок введения новых знаний

17.

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

Урок введения новых знаний

18.

Дикие и домашние животные.

Урок введения новых знаний

19.

Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приемов ухода за комнатными растениями»

Урок введения новых знаний

20.

Животные живого уголка. Практическая работа №6 «отработка приемов ухода за домашними животными»

Комбинированный

21.

Про кошек и собак.

Комбинированный

22.

Красная книга.

Урок введения новых знаний

23.

Будь природе другом! Проект «красная книга, или Возьмем под защиту»

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №1

Итоговый урок

Жизнь города и села (9ч)

25.

Что такое экономика.

Урок введения новых знаний

26.

Из чего что сделано.

Урок введения новых знаний

27.

Как построить дом.

Урок введения новых знаний

28.

Какой бывает транспорт.

Урок введения новых знаний

29

Промежуточная диагностическая работа

30.

Культура и образование.

Комбинированный

31.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Комбинированный

32.

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия №2

Экскурсия

33.

Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».

Урок-проект

34

Обобщающий урок по теме «жизнь города и села» Тест №2

Здоровье и безопасность (9ч)

35.

Строение тела человека.

Урок введения новых знаний

36.

Если хочешь, будь здоров.

Комбинированный

37

Берегись автомобиля!

Комбинированный

38.

Школа пешехода. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц»

Комбинированный

39.

Домашние опасности.

Комбинированный

40.

Пожар!

Комбинированный

41.

На воде и в лесу.

Комбинированный

42.

Опасные незнакомцы.

Комбинированный

43.

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3

Урок-проект

44.

Наша дружная семья.

45.

Проект «Родословная».

Урок-проект

46.

В школе.

Комбинированный

47.

Правила вежливости.

Урок введения новых знаний

48.

Ты и твои друзья. Практическая работа  №8 «Отработка основных правил этикета»

Комбинированный

49.

Мы зрители и пассажиры. Проверочная работа «Качество усвоения программного материала за 3 четверть»

Комбинированный

50.

Обобщающий урок по теме «Общение».

Итоговый урок

Путешествия (18ч)

51.

Посмотри вокруг.

Комбинированный

52.

Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу»

Урок введения новых знаний

53.

Формы земной поверхности.

Урок введения новых знаний

54.

Водные богатства.

Урок введения новых знаний

55.

В гости к весне. Экскурсия №3

Экскурсия

56.

В гости к весне.

Комбинированный

57.

Россия на карте. Практическая работа №10 «освоение основных приемов чтения карты»

Урок введения новых знаний

58.

Проект «Города России».

59.

Путешествие по Москве.

Урок введения новых знаний

60.

Московский Кремль.

Комбинированный

61.

Город на Неве.

Комбинированный

62.

Путешествие по планете.

Комбинированный

63.

Путешествие по материкам. Тест №5

Комбинированный

64.

Страны мира. Проект «Страны мира».

Урок-поект

65.

Впереди лето. Экскурсия №4

Комбинированный

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

67

68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...