Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. - Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, реализуясь во 2 классе
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Основные содержания учебного курса.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
График проведения практических и проверочных работ по курсу "Окружающий мир" во 2 классе
Период обучения | Количество часов | Практическая работа | Проверочная работа | Диагностическая работа | Тест |
1 четверть | 18 часов | ||||
2 четверть | 14 часов | ||||
3четверть | 20 часов | ||||
4 четверть | 16 часов | ||||
Итого: | 68 часов |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения |
Где мы живем (4ч) | ||||
1 | Родная страна. Инструктаж по охране труда на рабочем месте | Комбинированный | ||
2 | Стартовая диагностика | |||
3 | Город и село. Проект «Родное село» | Комбинированный | ||
4 | Природа и рукотворный мир. | Комбинированный | ||
Природа (20ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа. | Урок введения новых знаний | ||
6 | Явления природы. Практическая работа №1 «Измерение температуры» | Комбинированный | ||
7 | Что такое погода? | Урок введения новых знаний | ||
8. | В гости к осени.Экскурсия№1 | Экскурсия | ||
9. | В гости к осени. | Комбинированный | ||
10. | Звёздное небо. | Урок введения новых знаний | ||
11. | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами» | Урок введения новых знаний | ||
12. | Про воздух… | Комбинированный | ||
13. | … И про воду. | Комбинированный | ||
14. | Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | Урок введения новых знаний | ||
15. | Какие бывают животные. Практическая работа «Качество усвоения программного материала за 1 четверть» | Урок введения новых знаний | ||
16. | Невидимые нити. | Урок введения новых знаний | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | Урок введения новых знаний | ||
18. | Дикие и домашние животные. | Урок введения новых знаний | ||
19. | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приемов ухода за комнатными растениями» | Урок введения новых знаний | ||
20. | Животные живого уголка. Практическая работа №6 «отработка приемов ухода за домашними животными» | Комбинированный | ||
21. | Про кошек и собак. | Комбинированный | ||
22. | Красная книга. | Урок введения новых знаний | ||
23. | Будь природе другом! Проект «красная книга, или Возьмем под защиту» | |||
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №1 | Итоговый урок | ||
Жизнь города и села (9ч) | ||||
25. | Что такое экономика. | Урок введения новых знаний | ||
26. | Из чего что сделано. | Урок введения новых знаний | ||
27. | Как построить дом. | Урок введения новых знаний | ||
28. | Какой бывает транспорт. | Урок введения новых знаний | ||
29 | Промежуточная диагностическая работа | |||
30. | Культура и образование. | Комбинированный | ||
31. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | Комбинированный | ||
32. | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия №2 | Экскурсия | ||
33. | Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии». | Урок-проект | ||
34 | Обобщающий урок по теме «жизнь города и села» Тест №2 | |||
Здоровье и безопасность (9ч) | ||||
35. | Строение тела человека. | Урок введения новых знаний | ||
36. | Если хочешь, будь здоров. | Комбинированный | ||
37 | Берегись автомобиля! | Комбинированный | ||
38. | Школа пешехода. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц» | Комбинированный | ||
39. | Домашние опасности. | Комбинированный | ||
40. | Пожар! | Комбинированный | ||
41. | На воде и в лесу. | Комбинированный | ||
42. | Опасные незнакомцы. | Комбинированный | ||
43. | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3 | Урок-проект | ||
44. | Наша дружная семья. | |||
45. | Проект «Родословная». | Урок-проект | ||
46. | В школе. | Комбинированный | ||
47. | Правила вежливости. | Урок введения новых знаний | ||
48. | Ты и твои друзья. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета» | Комбинированный | ||
49. | Мы зрители и пассажиры. Проверочная работа «Качество усвоения программного материала за 3 четверть» | Комбинированный | ||
50. | Обобщающий урок по теме «Общение». | Итоговый урок | ||
Путешествия (18ч) | ||||
51. | Посмотри вокруг. | Комбинированный | ||
52. | Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу» | Урок введения новых знаний | ||
53. | Формы земной поверхности. | Урок введения новых знаний | ||
54. | Водные богатства. | Урок введения новых знаний | ||
55. | В гости к весне. Экскурсия №3 | Экскурсия | ||
56. | В гости к весне. | Комбинированный | ||
57. | Россия на карте. Практическая работа №10 «освоение основных приемов чтения карты» | Урок введения новых знаний | ||
58. | Проект «Города России». | |||
59. | Путешествие по Москве. | Урок введения новых знаний | ||
60. | Московский Кремль. | Комбинированный | ||
61. | Город на Неве. | Комбинированный | ||
62. | Путешествие по планете. | Комбинированный | ||
63. | Путешествие по материкам. Тест №5 | Комбинированный | ||
64. | Страны мира. Проект «Страны мира». | Урок-поект | ||
65. | Впереди лето. Экскурсия №4 | Комбинированный | ||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | |||
67 68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...