Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. - Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, реализуясь во 3 классе
Общая характеристика предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч. Из них в 3 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Предполагаемые результаты.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
—: планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Учебно- тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе на: | |||
Уроки | Практические работы | Экскурсии | Проекты | |||
1. | Как устроен мир | 6 | 5 | 1 | ||
2. | Эта удивительная природа | 18 | 14 | 3 | 1 | |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 4 | 3 | 3 | |
4. | Наша безопасность | 7 | 5 | 1 | 1 | |
5. | Чему учит экономика | 12 | 9 | 1 | 2 | |
6. | Путешествия по городам и странам | 15 | 13 | 2 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | ||||
Тема урока | Тип урока | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения | |
1 | Природа | |||
2 | Человек | Комбинированный | ||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | Проект | ||
4 | Общество | Комбинированный | ||
5 | Что такое экология | Комбинированный | ||
6 | Природа в опасности! | |||
7 | Тестирование по разделу «Как устроен мир» Тела, вещества, частицы | Комбинированный | ||
8 | Разнообразие веществ Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания», | Комбинированный | ||
9 | Воздух и его охрана | Урок введения новых знаний | ||
10 | Вода . Практическая работа «Исследование по инструкции учебника свойств воды» | Комбинированный | ||
11 | Превращение и круговорот воды | Урок введения новых знаний | ||
12 | Берегите воду! | Комбинированный | ||
13 | Что такое почва Практическая работа «Исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента» | Комбинированный | ||
14 | Разнообразие растений | Комбинированный | ||
15 | Солнце, растения и мы с вами | Урок введения новых знаний | ||
16 | Размножение и развитие растений | Урок введения новых знаний | ||
17 | Охрана растений | Комбинированный | ||
18 | Разнообразие животных | Урок введения новых знаний | ||
19 | Кто есть кто? | Урок введения новых знаний | ||
20 | Проект «Разнообразие природы родного края» | Урок-проект | ||
21 | Размножение и развитие животных | Урок введения новых знаний | ||
22 | Охрана животных | Комбинированный | ||
23 | В царстве грибов | Урок введения новых знаний | ||
24 | Великий круговорот жизни | Урок введения новых знаний | ||
25 | Тестирование по разделу «Эта удивительная природа» Органы человека Практическая работа в паре « Измерение роста и массы тела человека» | Комбинированный | ||
26 | Органы чувств | Урок введения новых знаний | ||
27 | Надёжная защита организма Практическая работа «Изучение свойств кожи» | Комбинированный | ||
28 | Опора тела и движение | Урок введения новых знаний | ||
29 | Наше питание . Проект «Школа кулинаров» Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания | Проект | ||
30 | Дыхание и кровообращение Практическая работа «Измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке» | Комбинированный | ||
31 | Умей предупреждать болезни | Комбинированный | ||
32 | Здоровый образ жизни | Комбинированный | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тестирование по разделу « Мы и наше здоровье» | Комбинированный | ||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Комбинированный | ||
35 | Огонь, вода, газ. | Комбинированный | ||
36 | Чтобы путь был счастливым | Урок введения новых знаний | ||
37 | Дорожные знаки | Комбинированный | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | Проект | ||
39 | Опасные места | Комбинированный | ||
40 | Природа и наша безопасность | Комбинированный | ||
41 | Экологическая безопасность Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды» | Комбинированный | ||
42 | Тестирование по разделу «Наша безопасность» Для чего нужна экономика | Комбинированный | ||
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | Урок введения новых знаний | ||
44 | Полезные ископаемые | Комбинированный | ||
45 | Растениеводство Практическая работа « Исследование сельскохозяйственных растений и описание их по плану» | Комбинированный | ||
46 | Животноводство | Комбинированный | ||
47 | Какая бывает промышленность | Комбинированный | ||
48 | Проект «Экономика родного края» | |||
49 | Что такое деньги Практическая работа «Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду и описывать их» | Комбинированный | ||
50 | Государственный бюджет | Комбинированный | ||
51 | Семейный бюджет | Урок введения новых знаний | ||
52 | Экономика и экология. Экологические катастрофы. | Урок введения новых знаний | ||
53 | Экономика и экология. Две стороны экономики. | Комбинированный | ||
54 | Тестирование по разделу «Чему учит экономика» Золотое кольцо России. Сергиев- Посад, Переславль- Залесский ,Ростов. | Комбинированный | ||
55 | Золотое кольцо России .Углич, Ярославль ,Кострома, Плёс. | Комбинированный | ||
56 | Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир | Комбинированный | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | Урок-проект | ||
58 | Наши ближайшие соседи | Урок введения новых знаний | ||
59 | На севере Европы | Урок введения новых знаний | ||
60 | Что такое Бенилюкс | Комбинированный | ||
61 | В центре Европы | Комбинированный | ||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | Комбинированный | ||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | Комбинированный | ||
64 | На юге Европы | Комбинированный | ||
65 | По знаменитым местам мира | Комбинированный | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тестирование по разделу «Путешествие по городам и странам» | Комбинированный | ||
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Комбинированный | ||
68 | Обобщающий урок по теме «Путешествие по городам и странам» | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...