Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. - Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, реализуясь в 1 классе
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на—66 ч (33 учебные недели).
Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы организации учебного процесса
- Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков
- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
Тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов | |
1 | Введение | 1ч | |
2 | «Что и кто?» | 20ч | |
3 | «Как, откуда и куда?» | 12 ч | |
4 | «Где и когда?» | 11ч | |
5 | «Почему и зачем?» | 22 ч | |
ИТОГО | 66 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Тип урока | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения | ||||||||||
Введение 1 ч. | ||||||||||||||
1 | Задавайте вопросы! | Комбинированный урок | ||||||||||||
Раздел «Что и кто?» 20 ч | ||||||||||||||
2. | Что такое Родина? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
3. | Что мы знаем о народах России? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
4. | Что мы знаем о Москве? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
5. | Проект «Моя малая Родина» | |||||||||||||
6. | Что у нас над головой? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
7. | Что у нас под ногами? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
8. | Что общего у разных растений? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
9. | Что растёт на подоконнике? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
10. | Что растёт на клумбе? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
11. | Что это за листья? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
12. | Что такое хвоинки? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
13. | Кто такие насекомые? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
14. | Кто такие рыбы? | Урок введения новых знаний Урок введения новых знаний | ||||||||||||
15. | Кто такие птицы? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
16 | Кто такие звери? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
17 | Что окружает нас дома? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
18 | Что умеет компьютер? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
20 | На что похожа наша планета? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | Иb | ||||||||||||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | ||||||||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | |||||||||||||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
25 | Как путешествует письмо? | |||||||||||||
26 | Куда текут реки? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
28 | Как живут растения? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
29 | Как живут животные? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
30 | Как зимой помочь птицам? | |||||||||||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
32 | Откуда в снежках грязь? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как , откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | |||||||||||||
Раздел «Где и когда?» (11ч) | ||||||||||||||
34 | Когда учиться интересно? | |||||||||||||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | |||||||||||||
36 | Когда придёт суббота? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
37 | Когда наступит лето? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
38 | Где живут белые медведи? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
39 | Где живут слоны? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
40 | Где зимуют птицы? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
41 | Когда появилась одежда? | |||||||||||||
42 | Когда изобрели велосипед? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
43 | Когда мы станем взрослыми? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | |||||||||||||
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | ||||||||||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
46 | Почему Луна бывает разной? | |||||||||||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
48 | Почему звенит звонок? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
49 | Почему радуга разноцветная? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | |||||||||||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
54 | Зачем мы спим ночью? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
58 | Зачем нужны автомобили? | |||||||||||||
59 | Зачем нужны поезда? | |||||||||||||
60 | Зачем строят корабли? | |||||||||||||
61 | Зачем строят самолёты? | ggссс | ||||||||||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно собладать правила безопасности? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
64 | Зачем люди осваивают космос? | Урок введения новых знаний | ||||||||||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | |||||||||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом цы» |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. - Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, реализуясь во 2 классе
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Основные содержания учебного курса.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
График проведения практических и проверочных работ по курсу "Окружающий мир" во 2 классе
Период обучения | Количество часов | Практическая работа | Проверочная работа | Диагностическая работа | Тест |
1 четверть | 18 часов | ||||
2 четверть | 14 часов | ||||
3четверть | 20 часов | ||||
4 четверть | 16 часов | ||||
Итого: | 68 часов |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения |
Где мы живем (4ч) | ||||
1 | Родная страна. Инструктаж по охране труда на рабочем месте | Комбинированный | ||
2 | Стартовая диагностика | |||
3 | Город и село. Проект «Родное село» | Комбинированный | ||
4 | Природа и рукотворный мир. | Комбинированный | ||
Природа (20ч) | ||||
5 | Неживая и живая природа. | Урок введения новых знаний | ||
6 | Явления природы. Практическая работа №1 «Измерение температуры» | Комбинированный | ||
7 | Что такое погода? | Урок введения новых знаний | ||
8. | В гости к осени.Экскурсия№1 | Экскурсия | ||
9. | В гости к осени. | Комбинированный | ||
10. | Звёздное небо. | Урок введения новых знаний | ||
11. | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами» | Урок введения новых знаний | ||
12. | Про воздух… | Комбинированный | ||
13. | … И про воду. | Комбинированный | ||
14. | Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав» | Урок введения новых знаний | ||
15. | Какие бывают животные. Практическая работа «Качество усвоения программного материала за 1 четверть» | Урок введения новых знаний | ||
16. | Невидимые нити. | Урок введения новых знаний | ||
17. | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | Урок введения новых знаний | ||
18. | Дикие и домашние животные. | Урок введения новых знаний | ||
19. | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приемов ухода за комнатными растениями» | Урок введения новых знаний | ||
20. | Животные живого уголка. Практическая работа №6 «отработка приемов ухода за домашними животными» | Комбинированный | ||
21. | Про кошек и собак. | Комбинированный | ||
22. | Красная книга. | Урок введения новых знаний | ||
23. | Будь природе другом! Проект «красная книга, или Возьмем под защиту» | |||
24. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №1 | Итоговый урок | ||
Жизнь города и села (9ч) | ||||
25. | Что такое экономика. | Урок введения новых знаний | ||
26. | Из чего что сделано. | Урок введения новых знаний | ||
27. | Как построить дом. | Урок введения новых знаний | ||
28. | Какой бывает транспорт. | Урок введения новых знаний | ||
29 | Промежуточная диагностическая работа | |||
30. | Культура и образование. | Комбинированный | ||
31. | Все профессии важны. Проект «Профессии» | Комбинированный | ||
32. | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия №2 | Экскурсия | ||
33. | Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии». | Урок-проект | ||
34 | Обобщающий урок по теме «жизнь города и села» Тест №2 | |||
Здоровье и безопасность (9ч) | ||||
35. | Строение тела человека. | Урок введения новых знаний | ||
36. | Если хочешь, будь здоров. | Комбинированный | ||
37 | Берегись автомобиля! | Комбинированный | ||
38. | Школа пешехода. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц» | Комбинированный | ||
39. | Домашние опасности. | Комбинированный | ||
40. | Пожар! | Комбинированный | ||
41. | На воде и в лесу. | Комбинированный | ||
42. | Опасные незнакомцы. | Комбинированный | ||
43. | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3 | Урок-проект | ||
44. | Наша дружная семья. | |||
45. | Проект «Родословная». | Урок-проект | ||
46. | В школе. | Комбинированный | ||
47. | Правила вежливости. | Урок введения новых знаний | ||
48. | Ты и твои друзья. Практическая работа №8 «Отработка основных правил этикета» | Комбинированный | ||
49. | Мы зрители и пассажиры. Проверочная работа «Качество усвоения программного материала за 3 четверть» | Комбинированный | ||
50. | Обобщающий урок по теме «Общение». | Итоговый урок | ||
Путешествия (18ч) | ||||
51. | Посмотри вокруг. | Комбинированный | ||
52. | Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу» | Урок введения новых знаний | ||
53. | Формы земной поверхности. | Урок введения новых знаний | ||
54. | Водные богатства. | Урок введения новых знаний | ||
55. | В гости к весне. Экскурсия №3 | Экскурсия | ||
56. | В гости к весне. | Комбинированный | ||
57. | Россия на карте. Практическая работа №10 «освоение основных приемов чтения карты» | Урок введения новых знаний | ||
58. | Проект «Города России». | |||
59. | Путешествие по Москве. | Урок введения новых знаний | ||
60. | Московский Кремль. | Комбинированный | ||
61. | Город на Неве. | Комбинированный | ||
62. | Путешествие по планете. | Комбинированный | ||
63. | Путешествие по материкам. Тест №5 | Комбинированный | ||
64. | Страны мира. Проект «Страны мира». | Урок-поект | ||
65. | Впереди лето. Экскурсия №4 | Комбинированный | ||
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | |||
67 68. | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | Итоговый урок |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. - Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, реализуясь во 3 классе
Общая характеристика предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч. Из них в 3 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Предполагаемые результаты.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
—: планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
- формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
- внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
- осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Учебно- тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе на: | |||
Уроки | Практические работы | Экскурсии | Проекты | |||
1. | Как устроен мир | 6 | 5 | 1 | ||
2. | Эта удивительная природа | 18 | 14 | 3 | 1 | |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 4 | 3 | 3 | |
4. | Наша безопасность | 7 | 5 | 1 | 1 | |
5. | Чему учит экономика | 12 | 9 | 1 | 2 | |
6. | Путешествия по городам и странам | 15 | 13 | 2 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | ||||
Тема урока | Тип урока | Планируемые сроки проведения | Фактические сроки проведения | |
1 | Природа | |||
2 | Человек | Комбинированный | ||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | Проект | ||
4 | Общество | Комбинированный | ||
5 | Что такое экология | Комбинированный | ||
6 | Природа в опасности! | |||
7 | Тестирование по разделу «Как устроен мир» Тела, вещества, частицы | Комбинированный | ||
8 | Разнообразие веществ Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания», | Комбинированный | ||
9 | Воздух и его охрана | Урок введения новых знаний | ||
10 | Вода . Практическая работа «Исследование по инструкции учебника свойств воды» | Комбинированный | ||
11 | Превращение и круговорот воды | Урок введения новых знаний | ||
12 | Берегите воду! | Комбинированный | ||
13 | Что такое почва Практическая работа «Исследование состава почвы в ходе учебного эксперимента» | Комбинированный | ||
14 | Разнообразие растений | Комбинированный | ||
15 | Солнце, растения и мы с вами | Урок введения новых знаний | ||
16 | Размножение и развитие растений | Урок введения новых знаний | ||
17 | Охрана растений | Комбинированный | ||
18 | Разнообразие животных | Урок введения новых знаний | ||
19 | Кто есть кто? | Урок введения новых знаний | ||
20 | Проект «Разнообразие природы родного края» | Урок-проект | ||
21 | Размножение и развитие животных | Урок введения новых знаний | ||
22 | Охрана животных | Комбинированный | ||
23 | В царстве грибов | Урок введения новых знаний | ||
24 | Великий круговорот жизни | Урок введения новых знаний | ||
25 | Тестирование по разделу «Эта удивительная природа» Органы человека Практическая работа в паре « Измерение роста и массы тела человека» | Комбинированный | ||
26 | Органы чувств | Урок введения новых знаний | ||
27 | Надёжная защита организма Практическая работа «Изучение свойств кожи» | Комбинированный | ||
28 | Опора тела и движение | Урок введения новых знаний | ||
29 | Наше питание . Проект «Школа кулинаров» Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания | Проект | ||
30 | Дыхание и кровообращение Практическая работа «Измерение пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке» | Комбинированный | ||
31 | Умей предупреждать болезни | Комбинированный | ||
32 | Здоровый образ жизни | Комбинированный | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тестирование по разделу « Мы и наше здоровье» | Комбинированный | ||
34 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Комбинированный | ||
35 | Огонь, вода, газ. | Комбинированный | ||
36 | Чтобы путь был счастливым | Урок введения новых знаний | ||
37 | Дорожные знаки | Комбинированный | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | Проект | ||
39 | Опасные места | Комбинированный | ||
40 | Природа и наша безопасность | Комбинированный | ||
41 | Экологическая безопасность Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды» | Комбинированный | ||
42 | Тестирование по разделу «Наша безопасность» Для чего нужна экономика | Комбинированный | ||
43 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | Урок введения новых знаний | ||
44 | Полезные ископаемые | Комбинированный | ||
45 | Растениеводство Практическая работа « Исследование сельскохозяйственных растений и описание их по плану» | Комбинированный | ||
46 | Животноводство | Комбинированный | ||
47 | Какая бывает промышленность | Комбинированный | ||
48 | Проект «Экономика родного края» | |||
49 | Что такое деньги Практическая работа «Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду и описывать их» | Комбинированный | ||
50 | Государственный бюджет | Комбинированный | ||
51 | Семейный бюджет | Урок введения новых знаний | ||
52 | Экономика и экология. Экологические катастрофы. | Урок введения новых знаний | ||
53 | Экономика и экология. Две стороны экономики. | Комбинированный | ||
54 | Тестирование по разделу «Чему учит экономика» Золотое кольцо России. Сергиев- Посад, Переславль- Залесский ,Ростов. | Комбинированный | ||
55 | Золотое кольцо России .Углич, Ярославль ,Кострома, Плёс. | Комбинированный | ||
56 | Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир | Комбинированный | ||
57 | Проект «Музей путешествий» | Урок-проект | ||
58 | Наши ближайшие соседи | Урок введения новых знаний | ||
59 | На севере Европы | Урок введения новых знаний | ||
60 | Что такое Бенилюкс | Комбинированный | ||
61 | В центре Европы | Комбинированный | ||
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | Комбинированный | ||
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | Комбинированный | ||
64 | На юге Европы | Комбинированный | ||
65 | По знаменитым местам мира | Комбинированный | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения . Тестирование по разделу «Путешествие по городам и странам» | Комбинированный | ||
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Комбинированный | ||
68 | Обобщающий урок по теме «Путешествие по городам и странам» | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...