Рабочая программа по окружающему миру в 1 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Олейникова Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  реализуясь  в 1  классе  

                                 Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на—66 ч (33 учебные недели).

Планируемые результаты

   Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

                                              Тематический план

Содержание программного материала

Количество часов

1

Введение

2

«Что и кто?»

20ч

3

«Как, откуда и куда?»

12 ч

4

«Где и когда?»

11ч

5

«Почему и зачем?»

22 ч

ИТОГО

66 часов

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока.

Тип урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Введение 1 ч.

1

Задавайте вопросы!

Комбинированный урок

Раздел «Что и кто?» 20 ч

2.

Что такое Родина?

Урок введения новых знаний

3.

Что мы знаем о народах России?

Урок введения новых знаний

4.

Что мы знаем о Москве?

Урок введения новых знаний

5.

Проект «Моя малая Родина»

6.

Что у нас над головой?

Урок введения новых знаний

7.

Что у нас под ногами?

Урок введения новых знаний

8.

Что общего у разных растений?

Урок введения новых знаний

9.

Что растёт на подоконнике?

Урок введения новых знаний

10.

Что растёт на клумбе?

Урок введения новых знаний

11.

Что это за листья?

Урок введения новых знаний

12.

Что такое хвоинки?

Урок введения новых знаний

13.

Кто такие насекомые?

Урок введения новых знаний

14.

Кто такие рыбы?

Урок введения новых знаний Урок введения новых знаний

15.

Кто такие птицы?

Урок введения новых знаний

16

Кто такие звери?

Урок введения новых знаний

17

Что окружает нас дома?

Урок введения новых знаний

18

Что умеет компьютер?

Урок введения новых знаний

19

Что вокруг нас может быть опасным?

Урок введения новых знаний

20

На что похожа наша планета?

Урок введения новых знаний

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Иb

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22

Как живёт семья? Проект «Моя семья»

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Урок введения новых знаний

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

Урок введения новых знаний

25

Как путешествует письмо?

26

Куда текут реки?

Урок введения новых знаний

27

Откуда берутся снег и лёд?

Урок введения новых знаний

28

Как живут растения?

Урок введения новых знаний

29

Как живут животные?

Урок введения новых знаний

30

Как зимой помочь птицам?

31

Откуда берётся и куда девается мусор?

Урок введения новых знаний

32

Откуда в снежках грязь?

Урок введения новых знаний

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как , откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

Раздел «Где и когда?» (11ч)

34

Когда учиться интересно?

35

Проект «Мой класс и моя школа»

36

Когда придёт суббота?

Урок введения новых знаний

37

Когда наступит лето?

Урок введения новых знаний

38

Где живут белые медведи?

Урок введения новых знаний

39

Где живут слоны?

Урок введения новых знаний

40

Где зимуют птицы?

Урок введения новых знаний

41

Когда появилась одежда?

42

Когда изобрели велосипед?

Урок введения новых знаний

43

Когда мы станем взрослыми?

Урок введения новых знаний

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Урок введения новых знаний

46

Почему Луна бывает разной?

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

Урок введения новых знаний

48

Почему звенит звонок?

Урок введения новых знаний

49

Почему радуга разноцветная?

Урок введения новых знаний

50

Почему мы любим кошек и собак?

Урок введения новых знаний

51

Проект «Мои домашние питомцы»

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Урок введения новых знаний

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Урок введения новых знаний

54

Зачем мы спим ночью?

Урок введения новых знаний

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок введения новых знаний

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Урок введения новых знаний

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Урок введения новых знаний

58

Зачем нужны автомобили?

59

Зачем нужны поезда?

60

Зачем строят корабли?

61

Зачем строят самолёты?

ggссс

62

Почему в автомобиле и поезде нужно собладать правила безопасности?

Урок введения новых знаний

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Урок введения новых знаний

64

Зачем люди осваивают космос?

Урок введения новых знаний

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом цы»



Предварительный просмотр:

1. Пояснительная   записка.

                      При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  реализуясь  во 2  классе  

 Общая  характеристика  учебного  предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

                                            Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

                                               Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

 Основные  содержания  учебного курса.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Где мы живём?

4

2

Природа.

20

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение.

7

6

Путешествия

18

Итого

68

         График  проведения  практических  и  проверочных  работ  по  курсу  "Окружающий  мир" во  2  классе  

Период обучения

Количество часов

Практическая работа

Проверочная работа

Диагностическая работа

Тест

1 четверть

18 часов

2 четверть

14 часов

3четверть

20 часов

4 четверть

16 часов

Итого:

68 часов

3.   Календарно-тематическое  планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Где мы живем (4ч)

1

Родная страна. Инструктаж по охране труда на рабочем месте

Комбинированный

2

Стартовая диагностика

3

Город и село. Проект «Родное село»

Комбинированный

4

Природа и рукотворный мир.

Комбинированный

Природа (20ч)

5

Неживая и живая природа.

Урок введения новых знаний

6

Явления природы. Практическая работа №1 «Измерение температуры»

Комбинированный

7

Что такое погода?

Урок введения новых знаний

8.

В гости к осени.Экскурсия№1

Экскурсия

9.

В гости к осени.

Комбинированный

10.

Звёздное небо.

Урок введения новых знаний

11.

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 «Знакомство с горными породами и минералами»

Урок введения новых знаний

12.

Про воздух…

Комбинированный

13.

… И про воду.

Комбинированный

14.

Какие бывают растения. Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав»

Урок введения новых знаний

15.

Какие бывают животные. Практическая работа «Качество усвоения программного материала за 1 четверть»

Урок введения новых знаний

16.

Невидимые нити.

Урок введения новых знаний

17.

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

Урок введения новых знаний

18.

Дикие и домашние животные.

Урок введения новых знаний

19.

Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приемов ухода за комнатными растениями»

Урок введения новых знаний

20.

Животные живого уголка. Практическая работа №6 «отработка приемов ухода за домашними животными»

Комбинированный

21.

Про кошек и собак.

Комбинированный

22.

Красная книга.

Урок введения новых знаний

23.

Будь природе другом! Проект «красная книга, или Возьмем под защиту»

24.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Тест №1

Итоговый урок

Жизнь города и села (9ч)

25.

Что такое экономика.

Урок введения новых знаний

26.

Из чего что сделано.

Урок введения новых знаний

27.

Как построить дом.

Урок введения новых знаний

28.

Какой бывает транспорт.

Урок введения новых знаний

29

Промежуточная диагностическая работа

30.

Культура и образование.

Комбинированный

31.

Все профессии важны. Проект «Профессии»

Комбинированный

32.

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия №2

Экскурсия

33.

Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга», «Профессии».

Урок-проект

34

Обобщающий урок по теме «жизнь города и села» Тест №2

Здоровье и безопасность (9ч)

35.

Строение тела человека.

Урок введения новых знаний

36.

Если хочешь, будь здоров.

Комбинированный

37

Берегись автомобиля!

Комбинированный

38.

Школа пешехода. Практическая работа №7 «Отработка правил перехода улиц»

Комбинированный

39.

Домашние опасности.

Комбинированный

40.

Пожар!

Комбинированный

41.

На воде и в лесу.

Комбинированный

42.

Опасные незнакомцы.

Комбинированный

43.

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3

Урок-проект

44.

Наша дружная семья.

45.

Проект «Родословная».

Урок-проект

46.

В школе.

Комбинированный

47.

Правила вежливости.

Урок введения новых знаний

48.

Ты и твои друзья. Практическая работа  №8 «Отработка основных правил этикета»

Комбинированный

49.

Мы зрители и пассажиры. Проверочная работа «Качество усвоения программного материала за 3 четверть»

Комбинированный

50.

Обобщающий урок по теме «Общение».

Итоговый урок

Путешествия (18ч)

51.

Посмотри вокруг.

Комбинированный

52.

Ориентирование на местности. Практическая работа №9 «Определение сторон горизонта по компасу»

Урок введения новых знаний

53.

Формы земной поверхности.

Урок введения новых знаний

54.

Водные богатства.

Урок введения новых знаний

55.

В гости к весне. Экскурсия №3

Экскурсия

56.

В гости к весне.

Комбинированный

57.

Россия на карте. Практическая работа №10 «освоение основных приемов чтения карты»

Урок введения новых знаний

58.

Проект «Города России».

59.

Путешествие по Москве.

Урок введения новых знаний

60.

Московский Кремль.

Комбинированный

61.

Город на Неве.

Комбинированный

62.

Путешествие по планете.

Комбинированный

63.

Путешествие по материкам. Тест №5

Комбинированный

64.

Страны мира. Проект «Страны мира».

Урок-поект

65.

Впереди лето. Экскурсия №4

Комбинированный

66.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

67

68.

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Итоговый урок



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

При составлении рабочей программы учитель руководствовался следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
    по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Данная программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова  «Окружающий мир. 1-4 классы» в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  реализуясь  во 3  классе  

                                                Общая характеристика предмета

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

                                        Место предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч. Из них в 3 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели ).

                                                          Предполагаемые результаты.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правилу экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

                       Метапредметные результаты

                                          Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

—: планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Учебно- тематическое планирование

№п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе на:

Уроки

Практические  работы

Экскурсии

Проекты

1.

Как устроен мир

6

5

1

2.

Эта удивительная природа

 18

14

3

1

3.

Мы и наше здоровье

10

4

3

3

4.

Наша безопасность

 7

5

1

1

5.

Чему учит экономика

12

9

1

2

6.

Путешествия по городам и странам

15

13

2


                                                                      Календарно-тематическое планирование 3  класс

урока

Тема урока

Тип урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

1

Природа

2

Человек

Комбинированный

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Проект

4

Общество

Комбинированный

5

Что такое экология

Комбинированный

6

Природа в опасности!

7

Тестирование по разделу «Как устроен мир»

Тела, вещества, частицы

Комбинированный

8

Разнообразие веществ

Практическая работа  «Обнаружение крахмала в продуктах питания»,

Комбинированный

9

Воздух и его охрана

Урок введения новых знаний

10

Вода . Практическая работа «Исследование по инструкции учебника свойств воды»

Комбинированный

11

Превращение и круговорот воды

Урок введения новых знаний

12

Берегите воду!

Комбинированный

13

Что такое почва

Практическая работа

«Исследование  состава почвы в ходе учебного эксперимента»

Комбинированный

14

Разнообразие растений

Комбинированный

15

Солнце, растения и мы с вами

Урок введения новых знаний

16

Размножение и развитие растений

Урок введения новых знаний

17

Охрана растений

Комбинированный

18

Разнообразие животных

Урок введения новых знаний

19

Кто есть кто?

Урок введения новых знаний

20

Проект «Разнообразие природы родного края»

Урок-проект

21

Размножение и развитие животных

Урок введения новых знаний

22

Охрана животных

Комбинированный

23

В царстве грибов

Урок введения новых знаний

24

Великий круговорот жизни

Урок введения новых знаний

25

Тестирование по  разделу «Эта удивительная природа»

Органы человека

Практическая работа в паре « Измерение роста и массы тела человека»

Комбинированный

26

Органы чувств

Урок введения новых знаний

27

Надёжная защита организма

Практическая работа «Изучение свойств кожи»

Комбинированный

28

Опора тела и движение

Урок введения новых знаний

29

Наше питание . Проект «Школа кулинаров»

Практическая работа: определение  наличия питательных веществ в продуктах питания

Проект

30

Дыхание и кровообращение

Практическая работа «Измерение  пульса на запястье и подсчитывание количества его ударов в минуту при разной нагрузке»

Комбинированный

31

Умей предупреждать болезни

Комбинированный

32

Здоровый образ жизни

Комбинированный

33

Проверим себя и оценим  свои достижения . Тестирование  по разделу « Мы и наше здоровье»

Комбинированный

34

Презентация проектов «Богатства, отданные  людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Комбинированный

35

Огонь, вода, газ.

Комбинированный

36

Чтобы путь был счастливым

Урок введения новых знаний

37

Дорожные знаки

Комбинированный

38

Проект «Кто нас защищает»

Проект

39

Опасные места

Комбинированный

40

Природа и наша безопасность

Комбинированный

41

Экологическая безопасность

Практическая работа «Знакомство  с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды»

Комбинированный

42

Тестирование по разделу  «Наша безопасность»

Для чего нужна экономика

Комбинированный

43

Природные богатства и труд людей — основа экономики

Урок введения новых знаний

44

Полезные ископаемые

Комбинированный

45

Растениеводство

Практическая работа  « Исследование сельскохозяйственных растений и описание их по плану»

Комбинированный

46

Животноводство

Комбинированный

47

Какая бывает промышленность

Комбинированный

48

Проект «Экономика родного края»

49

Что такое деньги

Практическая

работа «Рассматривание и сравнение монет России по внешнему виду и описывать их»

Комбинированный

50

Государственный бюджет

Комбинированный

51

Семейный бюджет

Урок введения новых знаний

52

Экономика и экология. Экологические катастрофы.

Урок введения новых знаний

53

Экономика и экология.

Две стороны экономики.

Комбинированный

54

Тестирование по разделу «Чему учит экономика»

Золотое кольцо России. Сергиев- Посад,

Переславль- Залесский ,Ростов.

Комбинированный

55

Золотое кольцо России .Углич,

Ярославль ,Кострома, Плёс.

Комбинированный

56

Золотое кольцо России. Иваново, Суздаль, Владимир

Комбинированный

57

Проект «Музей путешествий»

Урок-проект

58

Наши ближайшие соседи

Урок введения новых знаний

59

На севере Европы

Урок введения новых знаний

60

Что такое Бенилюкс

Комбинированный

61

В центре Европы

Комбинированный

62

По Франции и Великобритании (Франция)

Комбинированный

63

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Комбинированный

64

На юге Европы

Комбинированный

65

По знаменитым местам мира

Комбинированный

66

Проверим себя и оценим свои достижения .

Тестирование по разделу «Путешествие по городам и странам»

Комбинированный

67

Презентация проектов «Кто нас защищает»,    «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Комбинированный

68

Обобщающий урок по теме «Путешествие по городам и странам»

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...