Тема урока: «Гроза двенадцатого года»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории


Тема урока: «Гроза двенадцатого года».
Тип урока: Введение нового знания.
Цель урока: Ознакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения и оценки событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих
  • Регулятивные: определение и формулировка темы, целей урока, понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; умение работать в материальной и информационной среде;
  • Познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера; освоение основ познавательной рефлексии; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; овладение базовыми предметными понятиями.

Предметные (образовательные): дать представление о таких исторических личностей как: Наполеон, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов; дать понятие Отечественная война, партизана; формировать умение работать с лентой времени.
Личностные (воспитательные): формировать патриотическое сознание учащихся; развитие мотивов учебной деятельности; проведение самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
Основные методы: наглядный, словесный, практический, контроль, самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг.момент

1

2

Актуализация знаний

7 - 9

3

Постановка проблемы урока

2

4

Введение нового знания

20

5

Первичное закрепление

10

6

Итог урока. Рефлексия

2

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Здравствуйте ребята. Сегодня урок истории проведу у вас я, Юлия Сергеевна. Сейчас я проверю вашу готовность к уроку. Я буду называть предметы, которые нам сегодня необходимы, вы глазами проверяете все ли у вас на месте: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. Если ли чего – то не хватает, с вами поделится сосед по парте (проверка детьми готовности).

Личностные

Актуализация знаний

- Посмотрите на реку времени на странице 26–27. - Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству? (С кочевниками, с немецкими рыцарями XIII века, с монголо-татарами, с поляками, со шведами.)

- Сегодня мы поговорим ещё об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная».

- Как вы думаете, почему войну назвали Отечественной? (Решалась судьба Родины, народ защищал свое отчество.)

Отечественная война – это война, в которой свое отечество защищает весь народ независимо от сословия. Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела.

- Откройте учебник на странице 80. Найдите:

- Когда была война? (В 1812 году.)

- С кем пришлось воевать России? (С французским войском.)

 

Коммуникативные

Познавательные

Постановка проблемы урока

- Прочитайте слова Илюши в учебнике на странице 80 со слов «А за что эту войну назвали Отечественной? – спросил Илюша.»  (Чтение текста про себя.)

- Кто из вас может ответить на вопрос Илюши? Почему Войну назвали Отечественной? (Решалась судьба Родины, народ защищал свое отчество.)

- Какое противоречие заметил Илюша? (Россия каждое столетие с кем то воевала.)

- Какой возникает вопрос? (Почему именно эта война 1812 года называлась «Отечественной».)

- Итак, на какой вопрос мы попытаемся сегодня ответить? (Почему война 1812 года называлась «Отечественной».)

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Введение нового знания

(Слайд 1) - Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона.

Работа над портретом:

- Кто знает этого человека?

- Что вы о нем знаете?

- Наполеоне Бонапарте (1769-1821гг.) – французский император. Начал службу в войсках в

1785 в чине младшего лейтенанта артиллерии. Выдвинулся в период Великой французской революции. Достиг звания дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла, а затем командующего Итальянской армией.

В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. 18 мая 1804 года провозгласил себя императором. Установил диктаторский режим. Учредил новые законы. Развязал войну с соседними странами. Победоносные наполеоновские войны превратили Францию в главную державу на континенте. Для войны с Россией создал огромную армию, насчитывавшую 600 тысяч человек и 1372 орудия.

- Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.

(Слайд 2) - “Ещё три года – и я господин мира” - говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

- С чем связан 1812 год?

- Кем был Наполеон Бонапарте?

- В каком году совершил государственный переворот?

Как армия Наполеона оказалась в пределы нашего Отечества?

Работа с картой на стр. 81.

- Посмотрите на карту на странице 81.

- Прочитайте название карты. (Российская империя в XIX веке.)

- Какими стрелочками показано наступление Наполеона? (Синими.)

- Какие города России удалось захватить Наполеону? (Минск, Вильно, Смоленск, Москва.)

- Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском, какой город был его целью? Почему? (Москва. Наполеон считал, если он захватит Москву, то поразит Россию в самое сердце)

- Как вы думаете, с какой целью Россия вступила в войну? (Чтобы освободить Россию от захватчиков)

-  А почему именно к Москве? (Главная столица.)

- Проверим ваши ответы. Найдите в учебнике на странице 81 слова, которые произнес Наполеон в начале войны. (Чтение про себя)

- Прочитайте, что сказал Наполеон в начале войны с Россией. («Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в Москву – поражу Россию в самое сердце».)

(Слайд 3) - Именно к сердцу России, к Москве, рвались войска Наполеона. Русскую армию возглавлял старый опытный полководец Кутузов.

 Работа над портретом:

- Кто знает этого человека?

- Что вы о нем знаете?

- Кутузов Михаил Илларионович – знаменитый полководец (1745 – 1813гг.). Воспитывался в артиллерийском и инженерном корпусе. Отличался во время 1-й турецкой войны. В 1774 г. при атаке деревни Шумы, тяжело ранен (пуля ударила в левый висок и вышла у правого глаза). Во время 2-й турецкой войны, при осаде Очакова, Кутузов снова тяжело ранен (1788). В 1790 г., участвуя, под начальством Суворова, в штурме Измаила, Кутузов во главе колонны овладел бастионом и первый ворвался внутрь города. Кутузов обладал ясным и тонким умом, твердой волей, глубокими военными познаниями и обширным боевым опытом. Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта – осторожность. Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно. Равновесие его ясного ума и неуклонной воли никогда не нарушалось. Он понимал натуру русского солдата, умел поднимать его дух и пользовался безграничным доверием своих подчиненных.

- Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

Работа над портретом:

- Кто знает этого человека?

- Что вы о нем знаете?

- Александр Васильевич Суворов (1729-1800 гг.) – великий русский полководец. В 1769-1772 годах Суворов командовал несколькими русскими бригадами во время войны в с барской конфедерацией. За свое командование в этом конфликте Суворов получил звание майора в 1770 году, а вскоре, благодаря огромному числу выигранных сражений, орден Святого Георгия. Суворов также участвовал в русско-турецкой войне, однако за свое неосторожное решение захватить вражеский гарнизон в плен был осужден императрицей Екатериной 2, однако вскоре помилован и возвращен на фронт. В 1786 году Суворов получил звание генерала-аншефа.

В 1787-1792 годах участвовал в очередной русско-турецкой войне и провел ряд потрясающих сражений, которые вошли в историю, как самые победоносные битвы генералиссимуса. В 1794 года подавлял восстание в предместьях Варшавы. Во времена правления Павла 1 Суворов совершил, пожалуй, свой самый знаменитый военный поход – переход через Альпы во время Швейцарской компании. В 1799 году он удостоен звания генералиссимуса – высшего военного чина, который за всю историю России получали лишь несколько раз.

- Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове.

В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.

(Слайд 4) - Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. И в армии, и в народе всё чаще, всё громче говорили о полководце, который поведёт русские войска к победе. Таким полководцем стал Михаил Илларионович Кутузов. 

- Кем был М.И.Кутузов?

-В каких сражениях участвовал?

- Чем он обладал?

- Кем был А.В.Суворов?

В каких сражениях участвовал?

Для сражения с армией Наполеона, Кутузов выбрал Бородинское поле. На нем, 26 августа 1812 года сошлись две армии.

(Слайд 5) – С одной стороны в этой битве участвовала русская армия, в которой на тот момент главнокомандующим был генерал Михаил Илларионович Кутузов. С другой – интернациональная армия, основу которой составляли французские войска, под командованием Наполеона I Бонапарта. Основной причиной, по которой русские войска дали бой при Бородино, было желание ослабить французскую армию и задержать ее продвижение к Москве. Для этого Кутузов перекрыл Новую Смоленскую дорогу, где наступали французы, сосредоточив на этом участке почти три четверти сил. Русская армия заняла такую позицию, при которой французскому войску представлялось возможным атаковать только в лобовую. Барклай – де – Толли отправил на помощь Багратиону полк, который смог опрокинуть французов и остудить их атакующий порыв. Огонь прекратился. Наполеон обдумывал дальнейший ход боя. Во время простоя, Кутузов подтянул резервы, и русский строй начал представлять собой еще более грозную силу. Французы отошли с занятых позиций, флешей и батарей.

Бородинская Битва продолжалась в течение 12 часов. В сражении не было ни победителей, ни побежденных. После долгих отступлений, ожесточенный бой на бородинском поле поднял дух русской армии, которая давно позабыла вкус победы. Русская армия была готова продолжать бой, стоять до конца. Но Кутузов счел, что надо действовать иначе, и как показала история, оказался прав. После Бородинского сражения, русская армия оставила Москву

- Лермонтов Михаил Юрьевич написал знаменитое   стихотворение «Бородино», хотя не участвовал в той войне, он очень чётко и ярко представил нам ход Бородинской битвы.

- Послушайте отрывок. (Учитель зачитывает строки из учебника.)

Вопросы к стихотворению:

- Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?

- Какую картину вы себе представили?

- От какого лица читал автор? (От лица солдата.)

- Какие качества были проявлены у русского народа в битве? (Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага)

- Почему автор всегда говорит мы и лишь иногда я? (Под местоимением мы автор имел ввиду русский народ.)

Чувства и мысли старого солдата – это чувства и мысли всего русского народа, отстоявшего родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защищать ее ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэтому поэт Лермонтов, сам горячий патриот воспевает патриотический подвиг народа. Для него эта битва – осуществление роли народа, главный герой ее – народ, а участники битвы – «могучие, «лихое племя», «богатыри».

- Также к Бородинской битве была нарисована картина. Откройте учебник на странице 82. Найдите картину «Бородинская битва» художника Петера фона Хесса.

Работа с картиной:

 - Какова идея картины?

- Что выведите на переднем плане?

- Почему именно такие краски выбрал художник?

Центральный интерес представляет выбытие из строя князя Багратиона, главнокомандующего нашей 2-й армии. Этот эпизод и занимает центральное место в картине. Багратион, раненный в ногу, сидит на земле с перевязанной ногой и говорит с генералом Коновницыным, который стоит рядом с ним верхом на лошади. Коновницын оказался на этом участке позиции старшим из генералов, и ему Багратион передает командование. К раненному Багратиону бежит для подачи врачебной помощи лейб-медик Вилье. Тут же на телеге подвозят раненного генерала Воронцова. В левом углу картины - несколько полков под командованием полковника Храповицкого, отражают атаку неприятельской кавалерии. Выше наших гвардейских полков вдали на картине – укрепление, у которого стоит Наполеон со свитой. На правой стороне картины - виднеется село Бородино. За ним 1-й кавалерийский корпус Уварова и казаки Платова обходят левый фланг.

(Слайд 6) - Бородинское сражение было самое кровопролитное за всю историю войн того времени. Погиб каждый третий солдат с обеих сторон. Кутузов понял, что война двух великих держав не может быть выиграна одним сражением. Чтобы сохранить армию и в дальнейшем победить, было принято решение оставить Москву Наполеону. Кутузов сказал: “С потерею Москвы еще не потеряна Россия. А, сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать”. Русская армия оставила Москву, чтобы собраться с силами.

Итог:

- Кто возглавлял Французскую армию? (Б.Наполеон.)

- Какие города России удалось захватить Наполеона? (Минск, Вильно, Смоленск, Москва.)

- Кто возглавил Русскую армию? (М.И.Кутузов.)

- Кто возглавлял полк, в котором начал свою службу М.И.Кутузов? (А.А.Суворов.)

- Кода было Бородинское сражение? (26 августа 1812 года.)

Физминутка.

- Как разворачивались события дальше, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на странице 82 «Поднимайся, русский народ!»

- Почему эта часть называется «Поднимайся, русский народ!»? (Весь русский народ поднялся на борьбу с французами.)

- Верно. Поднялась вся Россия. Простые люди: и крестьяне, и горожане встали на защиту Родины. Даже женщины принимали участие в военных действиях.

- Кого называют партизанами? (Партизаны – так в Отечественную войну 1812 года и в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов называли отряды простых людей и солдат, которые на захваченной врагом земле боролись за освобождение Родины.)

- Обратите внимание на те слова, которые подчеркнуты. Давайте вместе прочитаем определение. (Партизаны – отряды простых людей и солдат, которые на захваченной врагом земле боролись за освобождение Родины.)

- Кто может сможет повторить определение? (Спрашиваю несколько детей.)

- Почему Наполеон ушел из Москвы? (Сгорела почти вся Москва, негде было переждать зиму.)

(Слайд 7) - В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было жителей, не было продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве.

Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана.

- Обратите внимание, на карте, как вынудил Кутузов отступать армию Наполеона.

Французская армия вынуждена была отступать по Смоленской дороге, по которой она шла к Москве. Селения были пусты и разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных жителями домах: женские шубы и платья, одежду священников и даже шкуры, содранные с павших лошадей. Беглецов преследовали и терзали партизанские отряды и армия Кутузова.

Лишь малой части французов удалось уйти из России. Непобедимая армия Наполеона была разгромлена русской армией во главе с Кутузовым. Так пронеслась над Россией «Гроза двенадцатого года»!

Итог:

- Кто поднялся на борьбу с французами? (Весь русский народ.)

- Кто сможет повторить определение партизаны? (Партизаны – отряды простых людей и солдат, которые на захваченной врагом земле боролись за освобождение Родины.)

- Почему Наполеон ушел из Москвы? (Сгорела почти вся Москва, негде было переждать зиму.)

Первичное закрепление

- А теперь откроем рабочие тетради на странице 37 и выполните задание №1, что нам нужно сделать?

(Решите кроссворд.)

- Итак, кто может назвать понятие под цифрой 1 (Отечественная.)

- Под цифрой 2? (Партизаны.)

- Под цифрой 3? (Кутузов.)

- Под цифрой 4? (Наполеон.)

- Под цифрой 5? (Бородино.)

- У кого другие ответы?

- Переходим к следующему заданию под №2. Кто мне прочитает задание, что нам нужно сделать? (Установи последовательность событий, поставить номера.)

- Итак, кто может сказать, что произошло изначально? (Вторжение наполеона.) Ставим цифру 1.

- Что произошло следом? (Прибытие М.И.Кутузова) Ставим цифру 2.

- Что произошло дальше? (Бородинское сражение.) Ставим цифру 3.

- Где ставим цифру 4? (Партизанская война.)

- Чем закончилась война? (Бегством французов.) Ставим цифру 5.

- Переходим к следующему заданию под №3. Кто мне прочитает задание, что нам нужно сделать? (Обведи на карте границу Российского государства конца XVIII. Подчеркнуть столицы. Раскрасить в легенде стрелки, обозначающие поход армии Наполеона синим цветом, а действия русской армии – красным цветом.)  Работа выполняется в паре.

Рефлексия. Итог урока

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (За какое отличие от других войн война 1812 года получила название «Отечественная»?)

- Какие знания нам помогли решить эту проблему? (Знания истории.)

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Решалась судьба Родины, народ защищал свое отчество.)

- Откройте учебник на странице 83. Сравните свой вывод с авторским.

- Оцените свою деятельность на уроке, какую оценку вы можете себе поставить?

Коммуникативные

Личностные

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Дома еще раз прочитайте параграф 16, страница 80 – 83. Выучите определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Гроза двенадцатого года".

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года....

Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»

Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"...

Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"

Форма урока: путешествие. На  уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода.  Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...

Презентация к уроку "Гроза двенадцатого года"

Яркая  познавательная презентация к уроку, способствующая активизации работы учащихся....

урок Гроза Двенадцатого года

Урок по теме «Гроза Двенадцатого года» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК « 2100», автор учебника Вахрушев А.А. , Данилов Д.Д....

План-конспект урока по окружающему миру на тему: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года».

Тема урока: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года». Тип урока: комбинированныйЦель урока:1) Формирование образа преобразований Петра I как ре...