План-конспект урока по окружающему миру на тему: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Блудова Виталия Николаевна

Тема урока: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года».

 Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1) Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.

2)Ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.

 

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Познакомить с культурой  России XVIII-XIX веков.
  2. Сравнить достижения культуры Росси и Европы.
  3. Рассмотреть влияние преобразований Петра I на развитие культуры России.
  4. Познакомить учеников с войной 1812 года.

Развивающие:

  • Развивать умения наблюдать, обобщать.
  • Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_22.04_okr.mir_.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как Россия у Европы «училась», «Гроза двенадцатого года».

 Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1) Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.

2)Ознакомить с общественными противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века. Выяснить в общих чертах, чем общество и государственное устройство России XVIII века принципиально отличается от того, в котором мы живём сейчас.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Познакомить с культурой  России XVIII-XIX веков.
  2. Сравнить достижения культуры Росси и Европы.
  3. Рассмотреть влияние преобразований Петра I на развитие культуры России.
  4. Познакомить учеников с войной 1812 года.

Развивающие:

  • Развивать умения наблюдать, обобщать.
  • Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.

Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, меня зовут Виталия Николаевна, и этот урок буду вести у вас я.

Сегодня мы с вами окунемся в культуру России до преобразований Петра I и после. И проследим, как развивалась наша национальная культура.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном примере

Ребята, для начала давайте вспомним, какие преобразования сделал Петр I?

Как вы знаете, Петр Великий не только преобразовал промышленность, но и развивал культуру России. Но для этого он заимствовал Европейские традиции. Он хотел, чтобы русские люди выглядели также как и европейцы, поэтому он насильно заставлял бояр сбривать бороды, носить европейскую одежду, дамы должны были носить роскошные платья.

Откройте страницу 75 и рассмотрим иллюстрации.

- Создал армию и флот;

-Построил заводы, школы;

-Печатались газеты и книги;

-Основал Город Санкт-Петербург

III. Выявление места и причины затруднения. Построение выхода из проблемы

Проблемная ситуация.

Такие преобразования также коснулись  архитектуры, музыки, живописи и литературы.

Вот обратите внимание на слайд.

На первой фотографии мы видим здание, построенное до 17 века, а на второй здание 18-19 века.

На ваш взгляд эти здания отличаются?

Теперь сравним живопись.

Сделайте вывод, отличается ли культура России до 18 века и России после 18 века.

Культура России все больше начала походить на культуру Европы.

Какой возникает вопрос?

Можно ли сказать, что после 18 века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?

Сообщение темы урока.

Сегодня мы ответим на этот вопрос и узнаем, как же развивалась культура России после 18 века.

Работа с учебником. Работа с новым материалом.

Открываем стр. 75 и начинаем читать.

Итак, какой можно сделать вывод из прочитанного текста?

Откроем тетради, запишем тему урока, годы жизни М.Ломоносова и дату открытия первого университета.

Чтение текста учебника. с. 77-78

Записать в тетрадь:

А.С. Пушкин (1799- 1837) – великий русский поэт.

Закрепление.

Давайте теперь ответим на вопрос, который мы задали в начале урока.

Опираясь на страницы учебника, скажите, какие выдающиеся личности внесли огромный вклад в развитие культуры России 18?

Ответы детей.

Культура России все больше начала походить на культуру Европы.

Дети вместе с учителем формулируют вопрос урока.

Чтение по цепочке.

Первым русским ученым был М.В. Ломоносов. Он положил начало развития национальной науки.

Дети записывают в тетрадь.

В 18 веке Россия стала перенимать европейскую культуру, но не забывали и про свою культуру. Развитию культуры способствовала деятельность М. Ломоносова.

-Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Чайковский, Менделеев, Карамзин

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Учебник стр. 75-76

Работа в тетради(слайд 4-5)

Учебник

с. 77-78

Работа в тетради.

Слайд 6

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

IV. Реализация построенного проекта( изучение нового материала)

Следующая тема, с которой мы познакомимся, будет называться «Гроза двенадцатого года».

Давайте определим проблему рока. Прочитайте текст на стр. 80

-Как вы думаете, вели ли Россия войны до 1812 года?

- Как назвали войну 1812?

-Какой возникает вопрос?

С помощью текста ответим на этот вопрос.

Запишем в тетради:

Наполеон Бонапарт (1769-1821) – французский император.

М.И. Кутузов (1745-1813) – опытный полководец, возглавивший русскую армию.

Продолжаем чтение.

После прочтения текста, объясните, почему эта война называлась Отечественной.

-Да, вела – с монголами, с поляками, со шведами.

-Отечественная война

-Почему войну 1812 года назвали Отечественной?

Война 1812 года назвали Отечественной, потому что на защиту России встал весь народ – и солдаты, и крестьяне.

Учебник стр. 80

Учебник с.80-83

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи

- Почему Бородинское сражение считается одним из величайших в истории России?

-Какой полководец руководил русской армией во время войны 1812 года?

 - С какой страной воевала Россия?

-Кто был в то время императором Франции?

-Почему в наши дни люди не забывают о «грозе двенадцатого года»?

VII. Рефлексия

  • Что нового ты узнал на уроке?
  • Что тебе понравилось?
  • Что ты не понял во время изучения?
  • Ты доволен своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по окружающему миру по теме "Обобщение"

В работе представлен план - конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме " Невидимые нити в природе".Урок составлен по теме "Невидимые связи в природе"  в соответствии с требования...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России"

Представлен подробный план-конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России" из раздела "Путешествие по городам и странам" (3 класс)...

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности. Пожар" для 2 класса УМК "Школа России"

Данный план-конспект содержит материал, который поможет учителю эффективно организовать работу на уроке....

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Куликовская битва" 4 класс Школа России

Цель урока: Познакомить учащихся с Куликовской битвой как важнейшим и переломным моментом в  истории Руси, определить значение битвы, расширить знания детей по истории Руси.Задачи:1. Способствова...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мы - граждане России" 4 класс

- Здравствуйте, дорогие посетители! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Здесь вы найдете конспекты уроков по различным предметам, также презентации к ним.Я создала этот сайт для себя, т.к. ...

План- конспект урока по окружающему миру на тему «явления природы» 2 класс УМК Школа России

План-конспект по окружающему миру на тему "Явления природы" 2 класс УМК Школа России...