открытый урок "Гроза двенадцатого года".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_v_3_klasse.doc | 58 КБ |
otkrytyy_urok_po_istorii_v_3_klasse.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3 «В» классе по окружающему миру (раздел: «Моё Отечество») по программе «Школа 2100».
Урок разработала учитель начальных классов ФГБОУ кадетская школа 2ДКК
Галиева Яна Сергеевна.
Тема урока: «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты Кутузова, Наполеона, Лермонтова, Чайковского, книга «Бородино», карточки с заданиями, схемы Бородинского сражения,
таблицы (см. приложения)
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
- показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.
Основная задача урока - определить главное значение Отечественной. Представить её как образ испытания, потребовавшего напряжения и сосредоточения всех народных сил для спасения России.
Основная мысль урока: «В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков».
Основные слова и понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.
Исторические личности: Наполеон, Кутузов М. И.
I Оргмомент.
– Ребята, к нам сегодня на урок окружающего мира пришли гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними. Начинаем урок.
II Проверка д/з.
– Какое задание вам было задано на дом? Сейчас мы разгадаем с вами наиболее интересные, на мой взгляд, кроссворды. А остальные обязательно рассмотрим на последующих уроках обобщения и повторения.
( На доске заранее заготовлены более интересные кроссворды, ребята разгадывают их. Тот кто правильно ответил на вопрос вписывает ответ. Обязательно уделяется внимание грамотному написанию слов.)
- Молодцы, ребята. Интересные вопросы подготовили. Оценивание учащихся. Ещё интересные вопросы в кроссворде были у …….
III Основная часть урока.
- Постановка проблемы.
(На доске заготовлена река времени. У учащихся в учебнике.)
- Откройте учебник на с. 26 – 27. Посмотрите на реку времени. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству?
( примерные ответы учащихся:
- степняки-кочевники
- монголо-татары
- немецкие и шведские рыцари
- поляки, шведы
- шведы (1700 – 1721 гг.))
На доске появляется запись: «Россия во все времена участвовала в войнах».
- Сегодня мы поговорим об ещё одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела.
- На с. 80 в учебнике найдите в тексте КОГДА И С КЕМ России пришлось участвовать в Отечественной войне?
(ответы детей : 1812 год, с французским войском…)
На доске запись: « В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне».
Запишите тему урока в тетрадь. Гроза 12 года.
- Какой вопрос у вас возникает?
Сегодня мы с вами постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.( при помощи учителя формируется главный вопрос урока)
– За какое отличие от других войн война 1812 года получила название Отечественная?
(вопрос записывается на доске и учитель постоянно обращается к нему
в течение урока)
- Поиск решения проблемы ( открытие нового знания ).
Работа в творческих группах. Ребята заранее разделены на 3 группы Каждая творческая группа выполняет задание. Задания на карточках.
1 группа: в теме №12 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?
2 группа: в теме №13 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?
3 группа: в теме 17 в теме №12 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?
На задание 4-5 минут. - Кто готов поднимите руки. Сейчас у каждого из вас есть такая табличка и мы её заполним все вместе. Я на доске, а вы у себя в тетрадях. А дома вклеите её в тетрадь.
На столе таблички у каждого ученика. Заполняет учитель на доске , а ребята вписывают в табличку.
Вопросы в группах: Когда и в какой войне участвовал Россия? Кто правил? Кто сражался? Чем закончилась?
После заполнения таблицы.
- Посмотрите на таблицу. В чём же отличие этой войны от других войны России? Что мы хотим сегодня выяснить? Какой наш главный вопрос?
- Я расскажу вам о самом значимом сражении в этой войне – Бородинском сражении.
На доске портрет Наполеона и Кутузова.
- В 1812 году французское войско под предводительством императора Франции Наполеона вторглось на территорию России без объявления войны и стало пробираться в глубь страны. К тому времени Наполеон захватил всю Европу и осталась только Россия.
Наполеон заявил: « Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».
В это опасное для России время командующим русских войск был назначен Кутузов Михаил Илларионович . На тот момент ему было почти 70 лет, но в его силах никто не сомневался. Известие о назначении Кутузова армия встретила с радостью. Солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов!»
Физ. минутка.
На зарядку 3 класс!
Мы присядем все сейчас.
Встанем.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.
- Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском? Какой город был его целью?
Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же войду в Москву – поражу Россию в самое сердце».
- Враг продвигался к Москве всё ближе и ближе. Русская армия отступала, Кутузов видел недовольство русских войск. – Почему войско было недовольно, как вы думаете?
На столе лежит схема Бородинского сражения.
И вот Кутузов решил дать большое сражение. Оно разыгралось 26 августа ( по старому стилю) 1812 году ( по новому 7 сентября) в 120 км от Москвы у с. Бородино. Сражение было самым кровопролитным. Бой длился весь день от восхода до заката. Наполеон хотел разбить русскую армию на части и уничтожить, но русские стойко держались.
Когда сошлась французская и русская конницы дрожала земля. В этой схватке верх одержали русские. И только к ночи бой стих. Обе стороны разошлись залечивая раны. Наполеон был опытным полководцем, прошёл путь от простого солдата до полководца и до прихода в Россию не знал поражений. Но после Бородинского сражения признал, что битва под Москвой была самой страшной».
Кутузов же незамедлительно послал донесение в Петербург что «неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли». Это сражение воспел в стихотворении М. Ю. Лермонтов, которое так и называется «Бородино».( Портрет Лермонтова и книга Бородино.) А композитор П. И. Чайковский (портрет) написал увертюру (муз. Произведение) 1812, посвященную этому событию.
Презентация.
Комментируется музыка и иллюстрации. Поле было усеяно телами, погиб каждый 3 солдат с обеих сторон. По сей день многие историки спорят о том кто выиграл это сражение. Обе стороны понесли огромные потери. Прил. Таблица о соотношении сил. На Бородинском поле в память об этой битве остались памятники. Один из них был поставлен через 100 лет после сражения французами в честь своей армии. Это памятник с бронзовым орлом на вершине, а на нём надпись: «Мёртвым Великой армии». Каждый год проходит в том месте реконструкция (игра ) событий Бородинского сражения. В этом году 7 сентября Россия будет праздновать ( Кто посчитал сколько лет прошло с тех пор?) 200-летие Бородинского сражения.
- О чём вам ещё хочется узнать? Чем закончилось нашествие Наполеоновской армии?
Наступила ночь. Русские заняли новые позиции к атаке. Но перед Кутузовым и командование возник вопрос: - Новое сражении или сдать город без боя? Одни были за сражение, другие за отступление.
Давайте представим тишину, в которой Кутузов произнёс свое решающее слово… Приказываю отступать!
Все были поражены. Солдаты и боевые офицеры чуть не плакали от досады и обиды. Им было трудно с этим смириться. Но Кутузов считал, что с потерей Москвы не потеряна Россия. Пока есть армия есть надежда победить. Русским войскам пришлось отступить. Когда через несколько дней Наполеон со своим войском оказался в Москве, она к их великому удивлению оказалась пуста. В ней не было ни одного человека. Первым делом Наполеон двинулся в императорский дворец. Он был пуст. Но спустя некоторое время Наполеон с армией вынужден был уйти из города. Они были обессилены, провизии и еды не было, наступала зима, а французы не были готовы к таким погодным условиям. И тут на них неожиданно обрушились удары русских войск. Войско Наполеона было застигнуто врасплох. Кутузов приказал вести преследование врага.
Кроме русской армии в борьбу вступили партизаны. ( запишите это слово в тетрадь) Кто это? В словарь, с. 141. Это простые люди – народные мстители, которые боролись за Родину. Они то там, то тут устраивали засады французам. Так эта война вошла в историю как Отечественная.
IV Итог урока. Итак, давайте повторим какой главный вопрос урока?
Что мы хотели понять? Почему эта война стала называться Отечественной? Что решалось в этой войне? Почему наша тема называется « Гроза 12 года?»
Чтение вывода на с. 83
В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков.
V Д/з: тема 16, в р/т./ к теме 16 обязательно выполнить 1 задание на выбор. Написать от имени солдата или партизана почему ты принял участие в военных действия 1812 года.
Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3 «В» классе по окружающему миру (раздел: «Моё Отечество») по программе «Школа 2100».
Урок разработала учитель начальных классов ФГБОУ кадетская школа 2ДКК
Галиева Яна Сергеевна.
Тема урока: «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»
Оборудование: учебник, тетрадь, портреты Кутузова, Наполеона, Лермонтова, Чайковского, книга «Бородино», карточки с заданиями, схемы Бородинского сражения,
таблицы (см. приложения)
Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.
- показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.
Основная задача урока - определить главное значение Отечественной войны. Представить её как образ испытания, потребовавшего напряжения и сосредоточения всех народных сил для спасения России.
Основная мысль урока: «В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков».
Основные слова и понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.
Исторические личности: Наполеон, Кутузов М. И.
I Оргмомент.
– Ребята, к нам сегодня на урок окружающего мира пришли гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними. Начинаем урок.
II Проверка д/з.
– Какое задание вам было задано на дом? Сейчас мы разгадаем с вами наиболее интересные, на мой взгляд, кроссворды. А остальные обязательно рассмотрим на последующих уроках обобщения и повторения.
(На доске заранее заготовлены более интересные кроссворды, ребята разгадывают их. Тот кто правильно ответил на вопрос вписывает ответ. Обязательно уделяется внимание грамотному написанию слов).
- Молодцы, ребята. Интересные вопросы подготовили. Оценивание учащихся. Ещё интересные вопросы в кроссворде были у …….
III Основная часть урока.
- Постановка проблемы.
(На доске заготовлена река времени. У учащихся в учебнике.)
- Откройте учебник на с. 26 – 27. Посмотрите на реку времени. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству?
( примерные ответы учащихся:
- степняки-кочевники
- монголо-татары
- немецкие и шведские рыцари
- поляки, шведы
- шведы (1700 – 1721 гг.))
На доске появляется запись: «Россия во все времена участвовала в войнах».
- Сегодня мы поговорим об ещё одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела.
- На с. 80 в учебнике найдите в тексте КОГДА И С КЕМ России пришлось участвовать в Отечественной войне?
(ответы детей: 1812 год, с французским войском…)
На доске запись: « В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне».
Запишите тему урока в тетрадь. Гроза 12 года.
- Какой вопрос у вас возникает?
Сегодня мы с вами постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.( при помощи учителя формируется главный вопрос урока)
– За какое отличие от других войн война 1812 года получила название Отечественная?
(вопрос записывается на доске и учитель постоянно обращается к нему
в течение урока)
- Поиск решения проблемы ( открытие нового знания ).
Работа в творческих группах. Ребята заранее разделены на 3 группы Каждая творческая группа выполняет задание. Задания на карточках.
1 группа: в теме №12 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?
2 группа: в теме №13 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?
3 группа: в теме 17 в теме №12 найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?
На задание 4-5 минут. - Кто готов поднимите руки. Сейчас у каждого из вас есть такая табличка и мы её заполним все вместе. Я на доске, а вы у себя в тетрадях. А дома вклеите её в тетрадь.
На столе таблички у каждого ученика. Заполняет учитель на доске , а ребята вписывают в табличку.
Участие России в войнах XVI – начала XIX веков
Время событий | С кем была война | При каком правителе | С какой целью Россия вступила в войну | Какая часть населения принимала участие | Чем закончилась война для России |
В начале XVII века |
В начале XVII века |
В начале XIXвека (1812 год) | Александр Первый |
Вопросы в группах: Когда и в какой войне участвовал Россия? Кто правил? Кто сражался? Чем закончилась?
После заполнения таблицы.
- Посмотрите на таблицу. В чём же отличие этой войны от других войны России? Что мы хотим сегодня выяснить? Какой наш главный вопрос?
- Я расскажу вам о самом значимом сражении в этой войне – Бородинском сражении.
На доске портрет Наполеона и Кутузова.
- В 1812 году французское войско под предводительством императора Франции Наполеона вторглось на территорию России без объявления войны и стало пробираться в глубь страны. К тому времени Наполеон захватил всю Европу и осталась только Россия.
Наполеон заявил: « Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».
В это опасное для России время командующим русских войск был назначен Кутузов Михаил Илларионович . На тот момент ему было почти 70 лет, но в его силах никто не сомневался. Известие о назначении Кутузова армия встретила с радостью. Солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов!»
Физ. минутка.
На зарядку 3 класс!
Мы присядем все сейчас.
Встанем.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом – наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.
- Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском? Какой город был его целью?
Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же войду в Москву – поражу Россию в самое сердце».
- Враг продвигался к Москве всё ближе и ближе. Русская армия отступала, Кутузов видел недовольство русских войск. – Почему войско было недовольно, как вы думаете?
На столах у каждого лежит схема Бородинского сражения.
И вот Кутузов решил дать большое сражение. Оно разыгралось 26 августа ( по старому стилю) 1812 году ( по новому 7 сентября) в 120 км от Москвы у с. Бородино. Сражение было самым кровопролитным. Бой длился весь день от восхода до заката. Наполеон хотел разбить русскую армию на части и уничтожить, но русские стойко держались.
Когда сошлась французская и русская конницы дрожала земля. В этой схватке верх одержали русские. И только к ночи бой стих. Обе стороны разошлись залечивая раны. Наполеон был опытным полководцем, прошёл путь от простого солдата до полководца и до прихода в Россию не знал поражений. Но после Бородинского сражения признал, что битва под Москвой была самой страшной».
Кутузов же незамедлительно послал донесение в Петербург что «неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли». Это сражение воспел в стихотворении М. Ю. Лермонтов, которое так и называется «Бородино».( Портрет Лермонтова и книга Бородино.) А композитор П. И. Чайковский (портрет) написал увертюру (муз. Произведение) 1812, посвященную этому событию.
Фильм-презентация.
Комментируется музыка и иллюстрации. Поле было усеяно телами, погиб каждый 3 солдат с обеих сторон. По сей день многие историки спорят о том кто выиграл это сражение. Обе стороны понесли огромные потери.
Прил. таблица о соотношении сил.
ИТОГИ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ
Русская Армия | Французская Армия |
Число войск | 155 тысяч | 134 тысячи |
Число орудий | 640 | 587 |
Потери | 46 тысяч | 50 – 58 тысяч |
На Бородинском поле в память об этой битве остались памятники. Один из них был поставлен через 100 лет после сражения французами в честь своей армии. Это памятник с бронзовым орлом на вершине, а на нём надпись: «Мёртвым Великой армии». Каждый год проходит в том месте реконструкция (игра ) событий Бородинского сражения. В этом году 7 сентября Россия будет праздновать ( Кто посчитал сколько лет прошло с тех пор?) 200-летие Бородинского сражения.
- О чём вам ещё хочется узнать? Чем закончилось нашествие Наполеоновской армии?
Наступила ночь. Русские заняли новые позиции к атаке. Но перед Кутузовым и командование возник вопрос: - Новое сражении или сдать город без боя? Одни были за сражение, другие за отступление.
Давайте представим тишину, в которой Кутузов произнёс свое решающее слово…
- Приказываю отступать!
Все были поражены. Солдаты и боевые офицеры чуть не плакали от досады и обиды. Им было трудно с этим смириться. Но Кутузов считал, что с потерей Москвы не потеряна Россия. Пока есть армия есть надежда победить. Русским войскам пришлось отступить. Когда через несколько дней Наполеон со своим войском оказался в Москве, она к их великому удивлению оказалась пуста. В ней не было ни одного человека. Первым делом Наполеон двинулся в императорский дворец. Он был пуст. Но спустя некоторое время Наполеон с армией вынужден был уйти из города. Они были обессилены, провизии и еды не было, наступала зима, а французы не были готовы к таким погодным условиям. И тут на них неожиданно обрушились удары русских войск. Войско Наполеона было застигнуто врасплох. Кутузов приказал вести преследование врага.
Кроме русской армии в борьбу вступили партизаны. ( запишите это слово в тетрадь) Кто это? В словарь, с. 141. Это простые люди – народные мстители, которые боролись за Родину. Они то там, то тут устраивали засады французам. Так эта война вошла в историю как Отечественная.
IV Итог урока. Итак, давайте повторим какой главный вопрос урока?
Что мы хотели понять? Почему эта война стала называться Отечественной? Что решалось в этой войне? Почему наша тема называется « Гроза 12 года?»
Чтение вывода на с. 83
В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков.
V Д/з: тема 16, в р/т./ к теме 16 обязательно выполнить 1 задание на выбор. Написать от имени солдата или партизана почему ты принял участие в военных действия 1812 года.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коллаж И вечной памятью двенадцатого года ...
коллаж И вечной памятью двенадцатого года ......
Гроза Двенадцатого года
Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...
Гроза Двенадцатого года
Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...
Виртуальная экскурсия "Гроза двенадцатого года"
Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Гроза двенадцатого года" ( 3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...
Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»
Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"...
Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"
Форма урока: путешествие. На уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода. Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...
Гроза двенадцатого года. Открытый урок по истории 3 класс "Школа 2100"
Урок по истории программа "Школа 2100"...