открытый урок "Гроза двенадцатого года".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Галиева Яна Сергеевна

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100". Посвящён Отечественной войне 1812 года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 «В» классе по окружающему миру (раздел: «Моё Отечество») по программе «Школа 2100».

Урок разработала учитель начальных классов ФГБОУ кадетская школа 2ДКК  

 Галиева Яна Сергеевна.

                      Тема урока: «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»

Оборудование:   учебник, тетрадь, портреты Кутузова, Наполеона, Лермонтова, Чайковского, книга «Бородино», карточки с заданиями, схемы Бородинского сражения,

таблицы (см. приложения)

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

- показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Основная задача урока - определить главное значение Отечественной. Представить её как образ испытания, потребовавшего напряжения и сосредоточения всех народных сил для спасения России.

Основная мысль урока: «В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков».

Основные слова и понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.

Исторические личности: Наполеон, Кутузов М. И.

I Оргмомент.

– Ребята, к нам сегодня на урок окружающего мира пришли гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними. Начинаем урок.

II Проверка д/з.

 – Какое задание вам было задано на дом? Сейчас мы разгадаем с вами наиболее интересные, на мой взгляд, кроссворды. А остальные обязательно рассмотрим на последующих уроках обобщения и повторения.

    ( На доске заранее заготовлены более интересные кроссворды, ребята разгадывают их. Тот кто правильно ответил на вопрос вписывает ответ. Обязательно уделяется внимание грамотному написанию слов.)

- Молодцы, ребята. Интересные вопросы подготовили. Оценивание учащихся. Ещё интересные вопросы в кроссворде были у …….

III Основная часть урока.

  1. Постановка проблемы.

 (На доске заготовлена река времени. У учащихся в учебнике.)

- Откройте учебник на с. 26 – 27. Посмотрите на реку времени. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству?

  ( примерные ответы учащихся:

    - степняки-кочевники

    - монголо-татары

    - немецкие и шведские рыцари

    - поляки, шведы

    - шведы (1700 – 1721 гг.))

На доске появляется запись: «Россия во все времена участвовала в войнах».

- Сегодня мы поговорим об ещё одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела.

- На с. 80 в учебнике найдите в тексте КОГДА И С КЕМ  России пришлось участвовать в Отечественной войне?

(ответы детей : 1812 год, с французским войском…)

На доске запись: « В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне».

Запишите тему урока в тетрадь.    Гроза 12 года.

- Какой вопрос у вас возникает?

Сегодня мы с вами постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.( при помощи учителя формируется главный вопрос урока)

 – За какое отличие от других войн война 1812 года получила название Отечественная?

 (вопрос записывается на доске и учитель постоянно обращается к нему    

  в течение урока)

  1. Поиск решения проблемы  ( открытие нового знания ).

Работа в творческих группах. Ребята заранее разделены на 3 группы Каждая творческая группа выполняет задание. Задания на карточках.

1 группа: в теме №12   найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?

2 группа: в теме №13    найти информацию когда и  в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?

3 группа: в теме 17 в теме №12 найти информацию когда и  в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?

На задание 4-5 минут.  - Кто готов поднимите руки. Сейчас у каждого из вас есть такая табличка и мы её заполним все вместе. Я на доске, а вы у себя в тетрадях. А дома вклеите её в тетрадь.

  На столе таблички у каждого ученика. Заполняет учитель на доске , а ребята вписывают в табличку.

 Вопросы в группах: Когда и в какой войне участвовал Россия? Кто правил? Кто сражался? Чем закончилась?

После заполнения таблицы.

- Посмотрите на таблицу. В чём же отличие этой войны от других войны России? Что мы хотим сегодня выяснить? Какой наш главный вопрос?

 -  Я расскажу вам о самом значимом сражении в этой войне – Бородинском сражении.

На доске портрет Наполеона и Кутузова.

- В 1812 году французское войско под предводительством императора Франции Наполеона вторглось на территорию России без объявления войны и стало пробираться в глубь страны. К тому времени Наполеон захватил всю Европу и осталась только Россия.

   Наполеон заявил: « Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

В это опасное для России время командующим русских войск был назначен Кутузов Михаил Илларионович . На тот момент ему было почти 70 лет, но в его силах никто не сомневался. Известие о назначении Кутузова армия встретила с радостью. Солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов!»

Физ. минутка.

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Встанем.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

- Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском? Какой город был его целью?

Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же войду в Москву – поражу Россию в самое сердце».

- Враг продвигался  к Москве всё ближе и ближе. Русская армия отступала, Кутузов видел недовольство русских войск. – Почему войско было недовольно, как вы думаете?

   На столе лежит схема Бородинского сражения.

 И вот Кутузов решил дать большое сражение. Оно разыгралось 26 августа ( по старому стилю) 1812 году ( по новому 7 сентября) в 120 км от Москвы у с. Бородино. Сражение было самым кровопролитным. Бой длился весь день от восхода до заката. Наполеон хотел разбить русскую армию на части и уничтожить, но русские стойко держались.

Когда сошлась французская и русская конницы дрожала земля. В этой схватке верх одержали русские. И только к ночи бой стих. Обе стороны разошлись залечивая раны. Наполеон был опытным полководцем, прошёл путь от простого солдата до полководца и до прихода в Россию не знал поражений. Но после Бородинского сражения признал, что битва под Москвой была самой страшной».

   Кутузов же незамедлительно послал донесение в Петербург что «неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли». Это сражение воспел в стихотворении М. Ю. Лермонтов, которое так и называется «Бородино».( Портрет Лермонтова и книга Бородино.) А композитор П. И. Чайковский (портрет) написал увертюру (муз. Произведение) 1812, посвященную этому событию.

    Презентация.

Комментируется музыка и иллюстрации. Поле было усеяно телами, погиб каждый 3 солдат с обеих сторон. По сей день многие историки спорят о том кто выиграл это сражение. Обе стороны понесли огромные потери. Прил. Таблица о соотношении сил. На Бородинском поле в память об этой битве остались памятники. Один из них был поставлен через 100 лет после сражения французами в честь своей армии. Это памятник с бронзовым орлом на вершине, а на нём надпись: «Мёртвым Великой армии». Каждый год проходит в том месте реконструкция (игра ) событий Бородинского сражения. В этом году 7 сентября Россия будет праздновать ( Кто посчитал сколько лет прошло с тех пор?) 200-летие Бородинского сражения.

- О чём вам ещё хочется узнать? Чем закончилось нашествие Наполеоновской армии?

Наступила ночь. Русские заняли новые позиции к атаке. Но перед Кутузовым и командование возник вопрос: - Новое сражении или сдать город без боя? Одни были за сражение, другие за отступление.

  Давайте представим тишину, в которой Кутузов произнёс свое решающее слово… Приказываю отступать!

    Все были поражены. Солдаты и боевые офицеры чуть не плакали от досады и обиды. Им было трудно с этим смириться. Но Кутузов считал, что с потерей Москвы не потеряна Россия. Пока есть армия есть надежда победить. Русским войскам пришлось отступить. Когда через несколько дней Наполеон со своим войском оказался в Москве, она к их великому удивлению оказалась пуста. В ней не было ни одного человека. Первым делом Наполеон двинулся в императорский дворец. Он был пуст. Но спустя некоторое время Наполеон с армией вынужден был уйти из города. Они были обессилены, провизии и еды не было, наступала зима, а французы не были готовы к таким погодным условиям. И тут на них неожиданно обрушились удары русских войск. Войско Наполеона было застигнуто врасплох. Кутузов приказал вести преследование врага.

    Кроме русской армии в борьбу вступили партизаны. ( запишите это слово в тетрадь) Кто это? В словарь, с. 141. Это простые люди – народные мстители, которые боролись за Родину. Они то там, то тут устраивали засады французам. Так эта война вошла в историю как Отечественная.

IV Итог урока. Итак, давайте повторим какой главный вопрос урока?

                               Что мы хотели понять? Почему эта война стала называться Отечественной? Что решалось в этой войне?  Почему наша тема называется « Гроза 12 года?»

    Чтение вывода на с. 83

В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков.

V Д/з:  тема 16, в р/т./  к теме 16 обязательно выполнить 1 задание на выбор. Написать от имени солдата или партизана почему ты принял участие в военных действия  1812 года.

Оценки за урок.



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 «В» классе по окружающему миру (раздел: «Моё Отечество») по программе «Школа 2100».

Урок разработала учитель начальных классов ФГБОУ кадетская школа 2ДКК  

 Галиева Яна Сергеевна.

                      Тема урока: «ГРОЗА ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА»

Оборудование:   учебник, тетрадь, портреты Кутузова, Наполеона, Лермонтова, Чайковского, книга «Бородино», карточки с заданиями, схемы Бородинского сражения,

таблицы (см. приложения)

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой.

- показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Основная задача урока - определить главное значение Отечественной войны. Представить её как образ испытания, потребовавшего напряжения и сосредоточения всех народных сил для спасения России.

Основная мысль урока: «В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков».

Основные слова и понятия: Отечественная война, Бородинское сражение, партизаны.

Исторические личности: Наполеон, Кутузов М. И.

I Оргмомент.

– Ребята, к нам сегодня на урок окружающего мира пришли гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними. Начинаем урок.

II Проверка д/з.

 – Какое задание вам было задано на дом? Сейчас мы разгадаем с вами наиболее интересные, на мой взгляд, кроссворды. А остальные обязательно рассмотрим на последующих уроках обобщения и повторения.

    (На доске заранее заготовлены более интересные кроссворды, ребята разгадывают их. Тот кто правильно ответил на вопрос вписывает ответ. Обязательно уделяется внимание грамотному написанию слов).

- Молодцы, ребята. Интересные вопросы подготовили. Оценивание учащихся. Ещё интересные вопросы в кроссворде были у …….

III Основная часть урока.

  1. Постановка проблемы.

 (На доске заготовлена река времени. У учащихся в учебнике.)

- Откройте учебник на с. 26 – 27. Посмотрите на реку времени. Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству?

  ( примерные ответы учащихся:

    - степняки-кочевники

    - монголо-татары

    - немецкие и шведские рыцари

    - поляки, шведы

    - шведы (1700 – 1721 гг.))

На доске появляется запись: «Россия во все времена участвовала в войнах».

- Сегодня мы поговорим об ещё одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн такого названия не имела.

- На с. 80 в учебнике найдите в тексте КОГДА И С КЕМ  России пришлось участвовать в Отечественной войне?

(ответы детей: 1812 год, с французским войском…)

На доске запись: « В 1812 году Россия участвовала в Отечественной войне».

Запишите тему урока в тетрадь.    Гроза 12 года.

- Какой вопрос у вас возникает?

Сегодня мы с вами постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.( при помощи учителя формируется главный вопрос урока)

 – За какое отличие от других войн война 1812 года получила название Отечественная?

 (вопрос записывается на доске и учитель постоянно обращается к нему    

  в течение урока)

  1. Поиск решения проблемы  ( открытие нового знания ).

Работа в творческих группах. Ребята заранее разделены на 3 группы Каждая творческая группа выполняет задание. Задания на карточках.

1 группа: в теме №12   найти информацию когда и в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?

2 группа: в теме №13    найти информацию когда и  в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?

3 группа: в теме 17 в теме №12 найти информацию когда и  в какой войне участвовала Россия, кто правил в это время, кто участвовал на стороне России, чем закончилась война?

На задание 4-5 минут.  - Кто готов поднимите руки. Сейчас у каждого из вас есть такая табличка и мы её заполним все вместе. Я на доске, а вы у себя в тетрадях. А дома вклеите её в тетрадь.

  На столе таблички у каждого ученика. Заполняет учитель на доске , а ребята вписывают в табличку.

                 Участие России в войнах XVI – начала  XIX веков

Время событий

С кем была война

При каком правителе

С какой целью Россия вступила в войну

Какая часть населения принимала участие

Чем закончилась война для России


В начале

XVII века


В начале XVII века


В начале XIXвека (1812 год)

Александр Первый

 Вопросы в группах: Когда и в какой войне участвовал Россия? Кто правил? Кто сражался? Чем закончилась?

После заполнения таблицы.

- Посмотрите на таблицу. В чём же отличие этой войны от других войны России? Что мы хотим сегодня выяснить? Какой наш главный вопрос?

 -  Я расскажу вам о самом значимом сражении в этой войне – Бородинском сражении.

На доске портрет Наполеона и Кутузова.

- В 1812 году французское войско под предводительством императора Франции Наполеона вторглось на территорию России без объявления войны и стало пробираться в глубь страны. К тому времени Наполеон захватил всю Европу и осталась только Россия.

   Наполеон заявил: « Я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

В это опасное для России время командующим русских войск был назначен Кутузов Михаил Илларионович . На тот момент ему было почти 70 лет, но в его силах никто не сомневался. Известие о назначении Кутузова армия встретила с радостью. Солдаты говорили: «Приехал Кутузов бить французов!»

Физ. минутка.

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Встанем.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

- Как вы думаете, куда стремился Наполеон со своим войском? Какой город был его целью?

Наполеон сказал: «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же войду в Москву – поражу Россию в самое сердце».

- Враг продвигался  к Москве всё ближе и ближе. Русская армия отступала, Кутузов видел недовольство русских войск. – Почему войско было недовольно, как вы думаете?

   На столах  у каждого лежит схема Бородинского сражения.

 И вот Кутузов решил дать большое сражение. Оно разыгралось 26 августа ( по старому стилю) 1812 году ( по новому 7 сентября) в 120 км от Москвы у с. Бородино. Сражение было самым кровопролитным. Бой длился весь день от восхода до заката. Наполеон хотел разбить русскую армию на части и уничтожить, но русские стойко держались.

Когда сошлась французская и русская конницы дрожала земля. В этой схватке верх одержали русские. И только к ночи бой стих. Обе стороны разошлись залечивая раны. Наполеон был опытным полководцем, прошёл путь от простого солдата до полководца и до прихода в Россию не знал поражений. Но после Бородинского сражения признал, что битва под Москвой была самой страшной».

   Кутузов же незамедлительно послал донесение в Петербург что «неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли». Это сражение воспел в стихотворении М. Ю. Лермонтов, которое так и называется «Бородино».( Портрет Лермонтова и книга Бородино.) А композитор П. И. Чайковский (портрет) написал увертюру (муз. Произведение) 1812, посвященную этому событию.

 

  Фильм-презентация.

Комментируется музыка и иллюстрации. Поле было усеяно телами, погиб каждый 3 солдат с обеих сторон. По сей день многие историки спорят о том кто выиграл это сражение. Обе стороны понесли огромные потери.

 Прил. таблица о соотношении сил.

                     ИТОГИ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ

Русская Армия

Французская Армия

Число войск

155 тысяч

134 тысячи

Число орудий

640

587

Потери

46 тысяч

50 – 58 тысяч

 На Бородинском поле в память об этой битве остались памятники. Один из них был поставлен через 100 лет после сражения французами в честь своей армии. Это памятник с бронзовым орлом на вершине, а на нём надпись: «Мёртвым Великой армии». Каждый год проходит в том месте реконструкция (игра ) событий Бородинского сражения. В этом году 7 сентября Россия будет праздновать ( Кто посчитал сколько лет прошло с тех пор?) 200-летие Бородинского сражения.

- О чём вам ещё хочется узнать? Чем закончилось нашествие Наполеоновской армии?

Наступила ночь. Русские заняли новые позиции к атаке. Но перед Кутузовым и командование возник вопрос: - Новое сражении или сдать город без боя? Одни были за сражение, другие за отступление.

  Давайте представим тишину, в которой Кутузов произнёс свое решающее слово…

- Приказываю отступать!

    Все были поражены. Солдаты и боевые офицеры чуть не плакали от досады и обиды. Им было трудно с этим смириться. Но Кутузов считал, что с потерей Москвы не потеряна Россия. Пока есть армия есть надежда победить. Русским войскам пришлось отступить. Когда через несколько дней Наполеон со своим войском оказался в Москве, она к их великому удивлению оказалась пуста. В ней не было ни одного человека. Первым делом Наполеон двинулся в императорский дворец. Он был пуст. Но спустя некоторое время Наполеон с армией вынужден был уйти из города. Они были обессилены, провизии и еды не было, наступала зима, а французы не были готовы к таким погодным условиям. И тут на них неожиданно обрушились удары русских войск. Войско Наполеона было застигнуто врасплох. Кутузов приказал вести преследование врага.

    Кроме русской армии в борьбу вступили партизаны. ( запишите это слово в тетрадь) Кто это? В словарь, с. 141. Это простые люди – народные мстители, которые боролись за Родину. Они то там, то тут устраивали засады французам. Так эта война вошла в историю как Отечественная.

IV Итог урока. Итак, давайте повторим какой главный вопрос урока?

                               Что мы хотели понять? Почему эта война стала называться Отечественной? Что решалось в этой войне?  Почему наша тема называется « Гроза 12 года?»

    Чтение вывода на с. 83

В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков.

V Д/з:  тема 16, в р/т./  к теме 16 обязательно выполнить 1 задание на выбор. Написать от имени солдата или партизана почему ты принял участие в военных действия  1812 года.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коллаж И вечной памятью двенадцатого года ...

коллаж И вечной памятью двенадцатого года ......

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

Гроза Двенадцатого года

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отст...

Виртуальная экскурсия "Гроза двенадцатого года"

Данная методическая разработка была составлена в качестве дополнительного материала по теме "Гроза двенадцатого года" ( 3 класс, образовательная программа "Школа 2100", учебник "Окружающий мир. Моё От...

Разработка урока по теме" Гроза двенадцатого года»

Разработка урока по окружающему миру по теме "Гроза двенадцатого года". 3 класс по программе "Школа 2100"...

Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"

Форма урока: путешествие. На  уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода.  Для активизации работы использовались: театрализация, групповая...