Урок истории "Гроза двенадцатого года" 3 класс УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме
Форма урока: путешествие. На уроке ученики познакомятся с историей войны 1812 года, с историческими личностями того периода. Для активизации работы использовались: театрализация, групповая работа, тестирование. К уроку прилагается красочная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_groza_dvenadcatogo_goda_3_klass_umk_shkola_2100.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
гимназия № 259
Разработка урока истории с использованием мультимедийной презентации
в 3 классе по теме:
«Гроза двенадцатого года».
Урок разработала:
Беловодская
Оксана Валерьевна,
учитель начальных классов
Предмет: историяКласс: 3
УМК: «Школа 2100»
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Гроза двенадцатого года»
Цель: создать условия для ознакомления учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой, показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.
Задачи:
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, внутреннюю позицию ребенка на уровне положительного отношения к Родине;
- развивать устную речь, умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
- формировать у учащихся умение работать с картой и дополнительной учебной литературой.
Оборудование: учебник А. А. Вахрушева «Моё Отечество», 2 часть; компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки для работы в группах, костюм солдата для театрализации.
Ход урока.
Орг. момент.
I. Проверка домашнего задания.
- Тема нашего урока «Гроза двенадцатого года», но прежде чем мы начнём знакомиться с новой темой, давайте повторим пройденный материал. На прошлом уроке мы с вами говорили о «Власти и народе Российской империи». Домашнее задание проверим тестированием. У вас на партах лежит тест. Предлагаю вам ответить на его вопросы. Среди предложенных ответов нужно выбрать один правильный.
Самостоятельное выполнение работы.
1. Екатерина II считала себя продолжательницей дела:
а) Ивана Грозного б) Михаила Федоровича в) Петра I
2. Великий русский полководец, не проигравший ни одного сражения:
а) Суворов б) Кутузов в) Румянцев
3. Люди, которые помогали императору:
а) советники б) чиновники в) управляющие
4. Крестьянин, с которым дворянин мог сделать все, что угодно:
а) крепостной б) крёстный в) прикрепленный
5. Екатерина II первой сделала прививку от:
а) кори б) оспы в) холеры
6. В каком году Россию стали называть империей:
а) 1721 год б) 1703 год в) 1612 год
7. Как называлась турецкая крепость, взятая русскими войсками под предводительством Суворова:
а) Гангут б) Измаил в) Петропавловская
8. Кто из русских полководцев учил: «Побеждают не числом, а уменьем»:
а) Пётр I б) Багратион в) Суворов
Взаимопроверка.
- Итак, ребята, проверяем. На счет три обмениваемся тестами – взаимопроверка.
Слайд 2 (проверка теста)
- Поднимите руки у кого «пятерка»? «Четверка»? Молодцы!
- Ребята, у кого «тройка»? Не огорчайтесь, в следующий раз домашнее задание учите более внимательно.
II. Постановка проблемы.
- В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, какими мужественными были их предки. Вот об одном таком событии мы и будем говорить сегодня на нашем уроке.
Работа с учебником.
-Для этого давайте узнаем, где же оказались сегодня герои нашего учебника?
Слайд 3 (Илюши и Анюта.)
Чтение текста учебника стр.80.
Один ученик читает слова автора.
- Так, где же оказались наши герои? (На Бородинском поле.)
Слайд 4 (Бородинское поле 2012 год)
- Каждый год, 26 августа, на этом поле проходит театрализованное представление Бородинского сражения. В 2012 году ему исполнилось 200 лет. Это событие широко отмечалось в нашей стране. На слайде вы видите фотографии этого представления.
Появляется солдат.
- Да, жаркий выдался денёк, прямо как тогда – в Отечественную войну 1812 года!
Учитель: Прочитайте слова Илюши в учебнике.
Чтение текста про себя.
Учитель: Кто из вас может ответить на вопрос Илюши?
Спор учеников о значении слова «отечественная».
Ученик А. (суть реплики: слово «отечественная» происходит от слова «отец»): Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.
Ученик Б. («отечественная» — значит, воевали всем Отечеством): До 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия.
Ученик В. («отечественная» — потому что защищали Отечество): Война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны.
Окончательного вывода ученики сделать не могут, им не хватает знаний по новой теме.
Учитель: Какое противоречие заметил Илюша? Какой возникает вопрос? (Ответы детей.)
- Итак, сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: «Почему война 1812 года называлась "Отечественной"?».
Слайд 5 (вопрос)
III. Актуализация знаний.
Солдат: Я расскажу о событиях тех лет.
Слайд 6 (Наполеон)
- Памятный 1812 год. Он связан с нашествием Наполеона. Несколько блестящих побед сделали его одним из самых известных людей Франции. Наполеон стремился к всемирному господству.
Слайд 7 (карта завоеваний Наполеона)
Учитель: Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон? (Ответы детей.)
- “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!
Слайд 8 (карта на стр. 81)
Работа с картой на стр. 81.
- Посмотрите на карту на странице 81.
- Какими стрелочками показано наступление Наполеона? (Синими.)
- Какие города России удалось захватить Наполеону? (Ответы детей.)
- Ребята, обратите внимание, что Наполеон движется к Москве!
- А почему именно к Москве? (Ответы детей.)
- Проверим ваши ответы. Найдите в учебнике на странице 81 слова, которые произнес Наполеон в начале войны. (Чтение про себя)
- Прочитайте, что сказал Наполеон в начале войны с Россией. (Ученик вслух читает текст.)
Слайд 9 (Кутузов)
Солдат: Именно к сердцу России, к Москве, рвались войска Наполеона. Русскую армию возглавлял старый опытный полководец Кутузов.
Учитель: Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.
- Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове.
В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.
Слайд 10 (отступление русских войск)
Учитель: Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. И в армии, и в народе всё чаще, всё громче говорили
о полководце, который поведёт русские войска к победе. Таким полководцем стал Михаил Илларионович Кутузов.
Солдат: Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия. Для сражения с армией Наполеона, Кутузов выбрал Бородинское поле.
Учитель: На нем, 26 августа 1812 года сошлись две армии. Эпизод этой битвы я предлагаю посмотреть. Вы услышите текст, может кто-то узнает его?
Слайд 11 (картина Бородинского сражения)
Солдат: Сражение длилось весь день, но ничьей стороне не удалось одержать победу.
Слайд 12 (портрет )
Учитель: Лермонтов Михаил Юрьевич написал знаменитое стихотворение «Бородино», хотя не участвовал в той войне, он очень чётко и ярко представил нам ход Бородинской битвы.
Послушайте отрывок. (Учитель зачитывает строки из учебника)
Слайд 13 (бородинское сражение)
- Бородинское сражение было самое кровопролитное за всю историю войн того времени. Погиб каждый третий солдат с обеих сторон. Кутузов понял, что война двух великих держав не может быть выиграна одним сражением. Чтобы сохранить армию и в дальнейшем победить, было принято решение оставить Москву Наполеону. Кутузов сказал: “С потерею Москвы еще не потеряна Россия.
А, сохранив армию, сохраним Россию. Приказываю отступать”. Русская армия оставила Москву, чтобы собраться с силами.
Физминутка. Вот и мы тоже наберемся силы, отдохнем. (Выполнение упражнений вместе с учителем.)
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Учитель: Как разворачивались события дальше, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на странице 82. Читайте внимательно и подумайте, почему эта часть называется «Поднимайся, русский народ!».
V. Выражение решения проблемы.
Учитель: Почему эта часть называется «Поднимайся, русский народ!»? (Весь русский народ поднялся на борьбу с французами).
- Верно. Поднялась вся Россия. Простые люди: и крестьяне, и горожане встали на защиту Родины. Даже женщины принимали участие в военных действиях.
Слайд 14 (Дурова)
- За смелость, быстроту и надежность Надежду Дурову Кутузов оставил у себя ординарцем. Она возила приказы Кутузова в самое пекло боя.
- Почему Наполеон ушел из Москвы? (Сгорела почти вся Москва, негде было переждать зиму.)
Слайд 15 (Москва)
- В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было жителей, не было продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве.
Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана.
Слайд 16 (карта)
- Обратите внимание, как вынудил Кутузов отступать армию Наполеона.
Французская армия вынуждена была отступать по Смоленской дороге, по которой она шла к Москве. Селения были пусты и разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных жителями домах: женские шубы и платья, одежду священников и даже шкуры, содранные с павших лошадей. Беглецов преследовали и терзали партизанские отряды и армия Кутузова.
Солдат: Лишь малой части французов удалось уйти из России. Непобедимая армия Наполеона была разгромлена русской армией во главе с Кутузовым. Так пронеслась над Россией «гроза двенадцатого года»!
VI. Применение нового знания.
Учитель: Спасибо, солдат, мы благодарим тебя за интересный рассказ, который мы внимательно слушали. Эта информация пригодится вам сейчас. Работаем в группах.
- Каждая группа получает текст, в котором нужно исправить исторические ошибки.
- Помните, что отметки получает вся группа.
Работа в группах.
Исторический текст.
Летом 1912 года огромная армия фашистов вторглась в пределы нашего Отечества. Русская армия вынуждена была отступать в глубь страны, чтобы собраться с силами. Фридрих II рвался к сердцу России, к Санкт – Петербургу. Поле, на котором разыгралось генеральное сражение Отечественной войны, называлось Куликовым. Главнокомандующий Суворов решил оставить Санкт – Петербург, чтобы спасти армию. На борьбу с неприятелем встал весь советский народ.
Группы сдают работу.
Слайд 17 (проверка заданий)
Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся называют ошибки и исправляют их.
Учитель: Давайте вспомним вопрос, который возник у нас в начале урока: «Почему война 1812 года получила название "Отечественная"»? (Ответы детей.)
Слайд 18 (вопрос урока)
Учитель: Отечественная война та, в которой решается судьба страны, Отечества. В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России - будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Что показалось трудным на уроке, непонятным? Что на уроке было самым интересным? Что нового для себя узнали?
Слайд 19 (домашнее задание)
VIII. Домашнее задание.
Прочитать учебник на стр.80 – 82, подготовить краткий пересказ,
тетрадь на стр. 37 – 38 - любое задание на выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира . 2 класс. Школа 2100
Урок ознакомления с новым материалом. Проходит урок в форме рпутешествия исследовательской экспедиции....
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок
уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок
уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок
урок + презентация по окружающему миру 3 класс...
Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"
В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....
Урок математики в 4 классе "Школа 2100"
Урок по теме "Умножение многозначных чисел (оканчивающихся нулями). Учебник "Моя математика" Демидова Т.Е....
Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."
Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...