Урок окружающего мира в 4 классе "Новое время - торжество Европы"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Первый урок окружающего мира в 4 классе на тему: "Новое время - торжество Европы". Урок "открытия" нового знания по учебнику А.А. Вахрушева "Окружающий мир. Человек и человечество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира в 4 классе "Новое время - торжество Европы" | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема. Новое время – торжество Европы.
Цель:Овладение картиной мира: научить отличать эпоху Нового времени от других эпох, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся с эпохи Нового времени.
Задачи предметные:
- Сформировать у учеников первичные представления об эпохе Нового времени.
- Учить понимать значение основных достижений науки и культуры эпохи Возрождения для дальнейшего развития человеческого общества. Характеризовать значение путешествий Христофора Колумба, Фернана Магеллана. Оценить влияние открытия Коперника, Левенгука на развитие науки.
Личностные. Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Ориентация на искусство и научные открытия как значимую часть человеческой жизни.
Метапредметные:
Регулятивные. Учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные. Учить осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, из услышанного на уроке. Строить логическое рассуждение, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. Обобщать, проводить сравнение и анализ изучаемых объектов. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные. Учить строить монологическое высказывание, диалог в большой и малой группе. Допускать возможность различных точек зрения, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: а) для учащихся: учебник «Окружающий мир. Человек и человечество» А.А. Вахрушев; таблицы для составления опорного конспекта по теме; карточки - бланки ответов для ответов на вопросы игры.
б) Для учителя: презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Технические достижения эпохи Нового времени»; физическая карта мира; микроскоп, предметы для исследования в группе: компас, пряности, чай, парусный корабль, камни, Мона Лиза (Джаконда) - фото. Опорные слова на карточках: Новое время, географические открытия, открытие невидимого мира, эпоха Возрождения, новое знание о Земле.
План урока.
I. Постановка проблемы:
Почему Новое время назвали новым?
Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Возникновение западной цивилизации.
2. Новое время – эпоха великих географических открытий
3. Расширение знаний о Земле
4. Открытие невидимого мира
5. Эпоха Возрождения (Ренессанс)
6. Век технического прогресса
IV. Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Домашнее задание.
Итоги урока.
Рефлексия.
Ход урока.
I. Мотивация:
-Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
(Последние две строчки повторяем все вместе.)
II. Сообщение темы урока.
— «На свете нет ничего лучше путешествий», так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн.
—Мы продолжаем путешествие по страницам истории человечества.
III. Актуализация знаний.
1. Игра «Верно ли это?»
—Для того чтобы наше путешествие было успешным, нам необходимо
привести в систему наши знания.
—Предлагаю провести это в виде игры «Верно ли это?». На своих партах
вы видите листы с нумерацией от одного до восьми. Если вы соглашаетесь с моим утверждением—ставите знак «+», не согласны—знак «-».
1. Верно ли, что в Средние века Земля считалась плоской?(+)
2. Верно ли,что эпидемия чумы унесла жизни 24 млн. европейцев?(+)
3. Верите ли вы, что в Средние века были открыты больницы для бедных? (-)
4. Верите ли вы, что головную боль в Средние века лечили тем, что делали отверстие в черепе? (+)
5. Правда ли, что улицы в средневековых городах были чистыми, а воду для питья очищали? (-)
6.Средние века называют временем рыцарей и замков. (+)
7. В Средние века большинство людей жили в городах. (-)
8. В Средние века главным признаком, по которому человек делил людей на своих и чужих, являлась вера.(+)
—Обменяйтесь своими листами с соседом по парте, проверьте его работу
и оцените.
IV. Постановка проблемы.
—Посмотрите на «Ленту времени» на с.46 учебника.
—Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
—Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?
( 1. Впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2. Недостаточно знакомое, мало известное.)
Работа с учебником.
—А вот как рассуждали на эту тему герои нашего учебника Анюта и Илюша.
—Откройте учебник на с.68. Диалог читают…
—Какое противоречие вы заметили в их разговоре?
—Какой возникает вопрос?
Слайд №2
Почему Новое время назвали новым?
—Эту проблему мы с вами будем решать на уроке.
- Посмотрите на карту Нового времени и сравните её с картой Средних веков. (стр. 62-63, 70-71) Как изменились границы Европейской цивилизации?
- Какой у вас возникает вопрос?
Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?
—Эти проблемы мы с вами будем решать на уроке. Для этого поработаем в больших группах. Я вам предлагаю предметы для исследования. Исследуя их, ответьте на вопрос:
Как эти предметы связаны с темой нашего урока?
1 группа – исследует компас; 2 группа – пряности; 3 группа – парусный корабль; 4 группа – чай; 5 группа – драгоценные камни, золото.
Дети исследуют предметы и отвечают на поставленный вопрос. Это то, ради чего отправлялись в путешествия и то, что помогало путешествовать по морю. Жажда наживы, богатства, и новых земель.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Возникновение западной цивилизации. Новое время – эпоха великих географических открытий
—По ходу нашей работы вы можете фиксировать самую важную
информацию на своих листах в таблице. Этот опорный конспект поможет
вам лучше подготовиться к следующему уроку по теме «Новое время».
Название изобретения | Автор изобретения | Назначение изобретения |
1. | ||
2. | ||
…. | ||
12. |
После страшных эпидемий и великого мора у людей появляется желание жить и радоваться жизни, изучать окружающий мир. Население Европы растёт очень большими темпами. Появляются города, фабрики, торговые лавки. Нужно искать рынки сбыта и сырьё.
— Клавдий Птолемей, который жил во II веке нашей эры придумал градусную сетку и доказал, что Земля круглая и находится в центре вселенной. Вместе с этим знанием пришло желание путешествовать и открывать новые земли. Арабы составили карту звёздного неба, косой парус. Китайцы изобрели компас. Можно отправиться открывать новые земли, искать самую загадочную сказочно богатую Индию.
Слайд 3: Христофор Колумб. В поисках Индии. Работа по карте.
Слайд 4: Почему Америку так назвали? Что произошло после открытия Америки?
Слайд5: Васко да Гама. В поисках Индии. Работа по карте.
Слайд 6: ФернанМагелан(1519 г. )– кругосветное путешествие. Он доказал, что Земля круглая!
—Так какой выход нашли европейцы, чтобы решить проблему нехватки земли? (Найти и заселить новые земли.)
—Таким образом, можно сделать вывод, что Новое время – это эпоха великих географических открытий, которые позволили европейцам расширить границы западной цивилизации за счёт расселения по планете.
Физкультурная пауза: под индийскую музыку дети выполняют танцевальные движения
2. Расширение знаний о Земле
Николай Коперник( 1543г.) – гелиоцентрическая система мира: в центре Вселенной находиться солнце. Последователи: Джордано Бруно и Галилео Галилей. Только в 19 веке учение Коперника было признано.
3. Открытие невидимого мира
Чёрный ящик: в котором стоит микроскоп. Как вы думаете ребята, что за великое открытие лежит в этом ящике?
- что являлось причиной эпидемий?
Антони ван Левенгук(1673)открыл с помощью микроскопа невидимый мир бактерий. Человечество справилось с эпидемиями. Было выяснено, что возбудитель чумы- бактерия, а чёрная оспа – вирус. Развивается медицина на основе микробиологии.
4. Эпоха Возрождения (Ренесанс)
Слайд 10-13
Назовите области науки, в которых преуспел Леонардо да Винчи?
Леонардо да Винчи: художник, математик, алхимик, конструктор, механик, врач, поэт…
«Мона Лиза (Джаконда)»
Рафаэль Санти
«Сикстинская мадонна». Великие архитектурные памятники Нового времени. Московский кремль, Эфелева башня, Тадж Махал, Биг Бен
5. Век технического прогресса
Назовите технические изобретения, которыми мы пользуемся по сей день и уже не представляем себе другой жизни.
Сдайд 12-24 просмотр.
VI. Применение нового знания.
—Проверяем, насколько хорошо вы запомнили услышанное на уроке. Обращаемся к рабочей тетради. Выполняем задание 1 необходимого уровня на с.46 самостоятельно. Сигнализируем о выполнении вставанием.
—Озвучьте получившийся текст.
—Следующее задание программного уровня выполните, работая в парах. Если работа готова, поднимите руку.
—Какими достижениями Нового времени мы пользуемся сейчас? Прочитайте.
VII. Домашнее задание.
—Дома вы продолжите работу над заданиями по теме. Предлагаю задания на выбор: №1 (максимальный уровень), где пригодится ваш конспект,№2 (программный уровень), № 3 (необходимый и программный уровень).Клубу любознательных найти информацию о технических достижениях 19 века. Девочкам можно подготовить информацию о моде Нового времени.
VIII. Итог урока.
—Какое представление у вас сложилось об эпохе Нового времени? (Это эпоха возникновения нового общества, эпоха великих технических достижений, эпоха появления новых предметов, облегчающих жизнь людей; эпоха великих географических открытий, которые сопровождались открытием новых земель.)
IX. Рефлексия.
—Подумайте, как о том, как прошёл сегодняшний урок, был ли он полезен вам, всё ли было понятно, интересно.
—Спасибо за урок. Если возникло желание путешествовать, открывать новые земли, возьмите свой кораблик и прикрепите на карте.
Лист достижений
Фамилия, имя ______________________________________
- ____
- ____
- ____
- ____
- ____
- ____
- ____
- ____
Отметка ________
Автор изобретения или открытия | Что открыл или изобрёл |
1.Птолемей 2 век нашей эры | |
2.Христофор Колумб 1492 год | |
3.Васко да Гама 1498 год | |
4.Фернан Магелан 1519 (3 года) | |
5.Николай Коперник 16 век | |
6.Левенгук 17 век | |
7.Леонардо да Винчи 1452-1519г | |
8.Рафаэль Санти 15-16 век | |
9.Гутенберг 15 век | |
10 Исаак Ньютон |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме: "На севере Европы"
Урок окружающего мира...
урок окружающего мира 2 класс "Путешествие по Европе"
Урок по программе "Школа 2100", окружающий мир 2 класс "Путешествие по Европе"...
конспект урока окружающего мира 4 класс На севере Европы
Данный конспект соответсует УМК "Школа России"...
Тест по окружающему миру. Тема: Новое время: встреча Европы и Америки (4 класс).
Тест по теме "Новое время: встреча Европы и Америки для 4 класса....
Конспект урока окружающего мира на тему "В центре Европы"
Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Центральной Европы (Германия, Австрия, Швейцария);Планируемые результатыПредметные:- знать: стран...
Конспект урока окружающего мира 3 класс, «В центре Европы», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «В центре Европы»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой Европы, с ее достопримечательностями, формирование умения находить и ориентироваться...
Конспект урока окружающего мира 3 класс, «На юге Европы», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «На юге Европы»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой Европы, с ее достопримечательностями, формирование умения находить и ориентироваться п...