Конспект урока по теме :"Экосистема поля"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Экосистема поля
Цели урока:
Познакомить учащихся с обитателями полей, причинами малой устойчивости полей, объяснение роли организмов и круговорота веществ в экосистеме. Развивать интерес к законам природы. Воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Оборудование: иллюстрации, гербарий, таблица
Литература: учебник «Окружающий мир» , рабочая тетрадь, учебник «Естествознание» Н.Я Дмитриева.
Ход урока
Ι Организация класса
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
-Проверьте готовность к уроку.
ΙΙ Беседа об экосистеме
– Что такое экосистема? ( единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ)
– Из каких частей состоит экосистема?( Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители)
– С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистема леса )
– Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой? (Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом)
ΙΙΙ Изучение нового материала
1. Сообщение темы и цели урока
– Молодцы! А сейчас отгадайте загадку и догадайтесь, о какой экосистеме пойдет речь сегодня.
1) Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено.
2)Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нём волны можно собирать,
Укладывать в мешок.
3)В долг зерно возьмёт -
Каравай вернёт.
– Так о какой экосистеме пойдет речь сегодня?( Об экосистеме поля)
- Как вы себе представляете поле?
- Поле- это тоже природное сообщество, искусственное, созданное человеком для культурных растений.
2. Разгадывание загадок о сельскохозяйственных культурах (показ иллюстраций и гербариев)
- Отгадайте, какие культуры выращивают на поле:
1) В поле метелкой,
В мешке-золотом. (Овёс-зерновые)
2) Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Крутили, ткали,
На стол клали. (Лён- прядильные)
3) Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь - зерновые)
4) Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом венце. (Подсолнух - масленичные)
5) В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница - зерновые)
6) Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель - овощные)
3. Беседа о сельскохозяйственных группах полей
- Давайте повторим, на какие культуры разделяют растения поля? (зерновые, прядильные, масленичные, овощные, кормовые)
- Назовите несколько видов каждой группы (зерновые: рожь, ячмень, пшеница, овёс, просо, кукуруза, гречиха; овощные: капуста, свекла, картофель, горох, морковь, помидор; кормовые: люцерна, люпин; масленичные: подсолнух; прядильные: лен, хлопок)
- Но на полях вместе с культурными растениями вырастают и сорняки. Назовите их. (Осот, василек полевой, лебеда, вьюнок, пырей, пастушья сумка)
- Почему они так хорошо растут на полях? (у них очень развита корневая система, и они забирают питательные вещества у культурных растений, а листьями загораживают им свет)
- К чему приводит разрастание сорняков? (к плохому урожаю культурных растений)
4. Работа с учебником
– Так почему человеку приходится заботиться о полях? Кто поможет полевым растениям? А что и кто может им помешать? (предположения детей)
- Ответы на эти вопросы мы сейчас найдем в учебнике.
- Откройте учебники на странице 70-й. Начнем читать со слов: «Давай подумаем, что будет, …»
- Так почему человеку приходится заботиться о полях? Что может случиться с полем, если за ним не заботиться?
- Молодцы! Я вижу вы хорошо поняли этот материал, поэтому сейчас самостоятельно в рабочих тетрадях выполните задание №3 на странице 34-й.(проверка по образцу. Пашут, сеют (сажают), пропалывают, убирают урожай)
- Отлично справились с эти заданием.
5. Выполнение задания №2 на с. 33 в рабочей тетради
а) Актуализация знаний
- Скажите, какие “профессии” живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот не прерывался? (Производители, потребители, разрушители)
- Какова роль разрушителей в круговороте? (Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям)
- Что будет происходить в экосистеме, если в ней исчезнут разрушители? (Нарушится круговорот веществ в экосистеме. Одна экосистема перейдёт в другую. Например, озеро со временем превратится в болото)
- Они снабжают обитателей Земли пищей и кислородом? (производители)
- Они возвращают растениям углекислый газ, поедают растения или животных? (потребители)
- Они питаются умершими растениями и животными? (разрушители)
б) - В рабочих тетрадях на странице 33-й, выполните задание №2.
Физминутка.
– Отправимся на прогулку по полю. Выполняйте движения и запомните названия растений и животных, которые мы встретим в пути.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой полевой
Идем по мягкой травушке
Мы летнею порой.
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики,
Синеют васильки. (Н. Найденова)
– Назовите, каких животных и какие растения встретились нам в пути.( Птички, мотыльки, васильки, одуванчики)
– Кто и что может помешать полевым растениям? И что им поможет?
6. Чтение и анализ текста
– Проверим ваши предположения. Прочитайте текст на с. 72-73. Выскажите свое отношение к каждому способу борьбы с непрошенными потребителями. (– Быстрее и легче обработать ядохимикатами, но более безопасный – биологический.)
– Кто помогает защитить урожай на полях?( Божья коровка, наездник, жужелица)
7. Составление цепей питания
- Составьте цепи питания, которые образуются на поле:
Зерно – мыши – ежи – совы.
Картофель – колорадский жук – куропатка – хищные птицы.
– Ответьте, чем поле отличается от других экосистем?( Поле отличается от других природных экосистем тем, что зависит от человека. Если человек не будет ухаживать за полем, оно превратится в природную экосистему)
ΙV Итог урока
– С какой экосистемой мы сегодня познакомились?
- Чем она отличается от других экосистем?( Экосистема поля – это искусственная экосистема. Круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека)
- Может ли эта экосистема существовать без поддержки человека?
- Урок окончен.
Дополнительно (с 68-69)
- Сейчас внимательно послушайте о том, как использует человек культурные растения в своей деятельности.
- Скажите из какого растения получают белый хлеб, манную и пшеничную крупу, крахмал? (пшеница)
- Какое из хлебных растений наиболее скороспелое? (ячмень)
- Овес главным образом для чего выращивают? (на корм скоту). А из его зерна? (овсяная крупа, хлопья)
- Чем полезна рожь для человека? (ржаной хлеб, бумага, картон)
Задание: Найди лишнее
рожь просо василек овес
заяц-русак мышь-полевка бобер хорек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Экосистема леса"
Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...
Фрагмент личностно-ориентированного урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема поля"
Урок построен на основе деятельностного подхода с применением информационных технологий. Программа "Школа 2000"...
конспект урока по теме "Почва - важнейшая часть экосистемы" 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: "Почва - важнейшая часть экосистемы" с использованием технологии РКМЧП....
Конспект урока природоведение Тема: Что мы получаем от растений поля.
В представленном конспекте показаны особенности работы с детьми имеющими нарушения слуха....
Конспект урока по теме: Работа с пластилином. Изделие «Ромашковая поляна».
Конспект урока по теме: Работа с пластилином. Изделие «Ромашковая поляна».Класс: 2Тип: постановка и решение учебной задачи Цель: познакомить обучающихся со свойствами пластилина...
Открытый урок по окружающему миру на тему "Экосистема поля" УМК "Школа 2100" 3 класс
Изучение экосистемы поля....