Открытый урок по окружающему миру на тему "Экосистема поля" УМК "Школа 2100" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 «А» классе
Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: Экосистема поля
Цель: создать условие для учебной деятельности, в процессе которой будет происходить формирование знаний у учащихся об экосистеме поля.
Задачи:
- создать условия для формирования у учащихся понятия поле как природное сообщество;
- развивать умение распознавать поле среди других сообществ;
- создавать условия для формирования умений анализировать особенности объектов поля (растений, животных);
- создавать условия для формирования умения устанавливать взаимосвязи между «профессиями» на поле;
- на основе осознания значимости каждого компонента данного сообщества, формировать бережное отношение к ним и рациональное использование полей в Самарской области.
УУД: 1.Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
2.Регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
3.Познавательные:
- выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;
- устанавливать причинно-следственные связи.
4.Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- формулировать вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Оборудование и материалы:
- Презентация
- Карточки с изображением растений, животных и насекомых полей.
- Пшеничный и ржаной хлеб, хлопок, масло и крахмал.
- Листы бумаги для записи «цепи питания».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι.Мотивация к учебной деятельности | -Кто сегодня на урок пришёл с хорошим настроением? -Кто хотел бы узнать на уроке что-то новое, быть успешным? - С хорошим настроением, с желанием познать мир начнём наш урок. Слайд 1 | Поднимают руки. | |
ΙI. Актуа-лизация знаний и постановка учебной проблемы. | Проверка домашнего задания. Блиц – опрос. Слайд 2 -Какие экосистемы вы изучили? -Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме? -Что будет со временем происходить с экосистемой, если круговорот веществ в ней не замкнут?
-Приведите примеры. Слайд 3
– Мы с вами уже столько экосистем изучили, что, наверно, всё знаем о них? Тогда попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня. Отгадайте загадку. Слайд 4 Зимой бело, Весной черно, Летом зелено, Осенью стрижено. - Так о какой экосистеме пойдёт речь? -Найдите поле среди этих картинок. Слайд 5 -Почему у нас получились разные ответы? -Что нам надо знать, чтобы определить поле? -Значит, какая цель нашего урока?(Что мы должны узнать сегодня на уроке?
| Отвечают на вопросы учителя. -Экосистемы озера, болота, луга, леса. -Обеспечивает порядок в экосистеме. -Экосистема начинает изменяться и сменяется другой экосистемой. Озеро – болото- луг- лес) Сравнивают изобра-жения экосистем. Высказывают свои предположения. Поле Наверно, об экосистеме поля. Делают разный выбор. -Не знаем точно, где поле. -Особенности поля. -Узнать особенности поля.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙΙΙ. Совме-стное отк-рытие знаний. | -Что такое поле? Слайд 6 -Какие растения могут расти на поле? - Все эти растения растут на одном поле? -Значит, какая первая особенность поля? Слайд 7, 8, 9. (Вывод появляется на доске) -Рассмотрите рисунки, на какие группы можно разделить поля? Как можно назвать эти группы? Слайд 10 -Как называют и зерновые, и овощные растения? (растения, которые человек высаживает для своих нужд) -Какие культурные растения вы знаете? Слайд 11 -Для чего выращивают растения? -Посмотрите на столе лежат различные предметы. Подумайте в парах, какие растения служат материалом для этих предметов? (Хлеб ржаной и пшеничный, масло, ткань, крахмал) -Какая «профессия» у всех этих растений? -Как вы думаете, могут ли на поле расти другие растения? -Как их называет человек? -Почему их так называют? -Посмотрите на картинки, прочитайте названия сорной травы. Слайд 12 -Эта трава мешает расти культурным растениям. А кто помогает справиться с сорняками? -Что ему для этого необходимо делать? -Как вы думаете, что станет с полем, если человек перестанет ухаживать за ним? Слайд 13 -Значит, от чего зависит, останется эта система полем или превратиться в луг? (Вывод появляется на доске) -А остальные экосистемы зависят от человека? -Чтобы поле продолжало существовать, необходим уход человека, а что необходимо, чтобы появилось новое поле? -А другие экосистемы кто создал? -Как можно назвать такие экосистемы? -Природные экосистемы создаются в естественных условиях, значит, как можно по-другому сказать, природные или …. -Кто знает, как можно назвать экосистему, которую создаёт человек? В каких условиях она создаётся? -Сформулируйте эту особенность. ((Вывод появляется на доске) -Итак, человек создаёт поле, заботится о нём. А может ли кто-то помешать ему собрать большие урожаи? -Кто может помешать? -Какие животные? -Чем они мешают человеку? -Как вы думаете, только животные живут на поле? -А кто еще? -Какие насекомые могут жить на поле? Слайд 15 -Раз эти насекомые и животные живут на поле, то человек заботится и о них тоже? -А что он с ними делает? -Как он это делает? Работа в учебнике. – Давайте подумаем, куда деваются ядохимикаты, которыми люди опрыскивают поле? -Это полезно человеку? -Поэтому люди придумали другой способ. Прочитайте о нём в учебнике на стр.73. Что это за способ? -В чём он заключается? Слайд 16 -Какие это животные? -Давайте посмотрим, как этот способ «работает». Для этого попробуем составить цепь питания. Слайд 17 -Какое будет первое звено? -Какое растение? -Какое второе звено? -А третье? -Итак, человек убирает сорняки, уничтожает вредителей, а может быть такое, что растения плохо растут? -Из-за чего это может быть? -Как человеку это исправить? Что он делает, если долго нет дождя? -Что человек должен делать, если на поле неплодородная почва? -А кто делает почву плодородной в естественных экосистемах? -Значит, какую профессию выполняет человек? -А какие еще профессии выполняет человек? -Если бы не было человека, то смогли бы культурные растения расти сами по себе? -Значит, какую еще профессию выполняет человек? -Какой мы можем сделать вывод? -Это ещё одна особенность.(Вывод на доске) Физкультминутка. Слайд 18-19
|
-Пространство, на котором человек выращивает нужные ему растения. - Рожь, пшеница, овёс, картофель, капуста, кукуруза. - Нет, на разных. - На одном поле растёт только один вид растений. -Зерновые, овощные. -Культурные растения. -Рожь, пшеница, картофель и т.д. -Для еды, изготовления масла, ткани. -рожь, пшеница, подсолнечник, хлопок, картофель. -Производители. -Да. - Сорняки. -Они мешают расти культурным растениям. Читают названия. -Человек. -Полоть. -Превратиться в луг. -Зависит от человека. -Нет. -Чтобы человек его создал. -Природа. -Природные. -Естественные. -Искусственная. -Поле- это искусственная экосистема. -Да. -Животные. -Хомяки, мыши, кроты. -Съедают урожай. -Нет. -Насекомые. -Саранча, тля, жуки, бабочки. -Нет. -Пытается уничтожить. -Брызгает ядохимикаты. -Оседают на овощах. -Нет. Читают текст.
-Биологический. -Человек «приглашает» на помощь животных помощников. -Божья коровка, жужелица, ястреб, куница, ёж.
-Растение. -Рожь. -Мышь. -Ястреб. -Да -Из-за почвы, осадков. -Поливает. -Удобрять. -Разрушители. -Разрушителя. -Потребителя. -Нет. -Производителя. -Человек выполняет все профессии. Выполняют зарядку для глаз.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Само-стоятель-ное при-менение знаний. | -Сейчас мы проверим, как вы запомнили какие растения, насекомые и животные есть на поле. Какие существуют меры защиты. Работа в группах. «Засели и защити поле» -Давайте разделимся на группы: «Культурные растения» «Сорняки» «Грызуны» «Насекомые» «Защита» -Каждая группа выбирает нужную картинку и прикрепляет её к макету поля на доске. Вопросы к учащимся после выполнения работы. -Что вам нужно было сделать? -Удалось это выполнить? -Вы сделали всё правильно или были недочёты? -Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу. -А сейчас покажите, как эти растения, насекомые и животные связаны между собой. Составьте и запишите на листочках цепь питания.(Первое звено даёт учитель. Например, капуста). -Поменяйтесь листочками и проверьте ваши цепи питания. |
Делятся на группы и выполняют задание. Ответы учащихся. Записывают цепь питания. Ответы учащихся. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
V. Домашнее задание. | Чтение текста темы 17, выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради. Слайд 20 | с.70-73 читать |
|
VΙ. Итог урока. | -Давайте подведём итог урока. Слайд 21 -Какая цель стояла перед нами на уроке? -Достигли ли мы этой цели? -Кто может дать определение полю, используя его особенности? -Хорошо. Оцените свою работу на уроке. Кто понял тему урока, поднимите круг зелёного цвета, кто понял не всё – жёлтого, кто вообще не понял тему – красного. Слайд 22 -Спасибо за работу. Урок окончен. Слайд 23 |
-Мы должны были узнать особенности поля. -Да. -Поле – это искусственная экосистема, которая полностью зависит от человека, потому что человек выполняет все «профессии». Оценивают свою работу. | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...
Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.
2013г. «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс...
Открытый урок по окружающему миру по УМК Планета Знаний 1 класс Моё настроение
Данный урок может быть использован учителями начальных классов для проведения урока по окружающему иру для 1 класса по теме: Моё настроение....
Открытый урок по окружающему миру на тему : "Организм человека" 4 класс
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система.Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиоте...
Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс
Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...
Конспект открытого урока по окружающему миру «Путешествие тучки по Европе» (2 класс)
Конспект открытого урока по окружающему миру«Путешествие тучки по Европе» (2 класс)...