Открытый урок по окружающему миру на тему "Экосистема поля" УМК "Школа 2100" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Железнова Наталья Николаевна

Изучение экосистемы поля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 «А» классе

Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Тема: Экосистема поля

Цель: создать условие для учебной деятельности, в процессе которой будет происходить формирование знаний у учащихся об экосистеме поля.

Задачи:

- создать условия для формирования у учащихся понятия поле как природное сообщество;

- развивать умение распознавать поле среди других сообществ;

- создавать условия для формирования умений анализировать особенности объектов поля (растений, животных);

- создавать условия для формирования умения устанавливать взаимосвязи между «профессиями» на поле;

- на основе осознания значимости каждого компонента данного сообщества, формировать бережное отношение к ним и рациональное использование полей в Самарской области.

УУД:  1.Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

            2.Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;

            3.Познавательные:

- выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи.

            4.Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- формулировать вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Оборудование и материалы:

  1. Презентация
  2. Карточки с изображением растений, животных и насекомых полей.
  3. Пшеничный и ржаной хлеб, хлопок, масло и крахмал.
  4. Листы бумаги для записи «цепи питания».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι.Мотивация к учебной деятельности

-Кто сегодня на урок пришёл с хорошим настроением?

-Кто хотел бы узнать на уроке что-то новое, быть успешным?

- С хорошим настроением, с желанием познать мир начнём наш урок. Слайд 1

Поднимают руки.

ΙI. Актуа-лизация знаний и постановка учебной проблемы.

Проверка домашнего задания.

Блиц – опрос.              Слайд 2

-Какие экосистемы вы изучили?

 -Какую роль играет круговорот веществ в экосистеме?    

-Что будет со временем происходить с экосистемой, если круговорот веществ в ней не замкнут?

         

-Приведите примеры. Слайд 3

         

– Мы с вами уже столько экосистем изучили, что, наверно, всё знаем о них? Тогда попробуйте догадаться, о какой экосистеме речь пойдёт сегодня. Отгадайте загадку.

                                     Слайд 4

Зимой бело,

Весной черно,

Летом зелено,

Осенью стрижено.

 - Так о какой экосистеме пойдёт речь?

-Найдите поле среди этих картинок. Слайд 5

-Почему у нас получились разные ответы?

-Что нам надо знать, чтобы определить поле?

-Значит, какая цель нашего урока?(Что мы должны узнать сегодня на уроке?

 

  

Отвечают на вопросы учителя. 

-Экосистемы озера, болота, луга, леса.

-Обеспечивает порядок в экосистеме.

 -Экосистема начинает изменяться и сменяется другой экосистемой.

Озеро – болото- луг- лес)

Сравнивают изобра-жения экосистем.

Высказывают свои предположения.

Поле

Наверно, об экосистеме поля.

Делают разный выбор.

-Не знаем точно, где поле.

-Особенности поля.

-Узнать особенности поля.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙΙ. Совме-стное отк-рытие знаний.

-Что такое поле? Слайд 6

-Какие растения могут расти на поле?

- Все эти растения растут на одном поле?

-Значит, какая первая особенность поля?

Слайд 7, 8, 9. (Вывод появляется на доске)

-Рассмотрите рисунки, на какие группы можно разделить поля? Как можно назвать эти группы? Слайд 10

-Как называют и зерновые, и овощные растения? (растения, которые человек высаживает для своих нужд)

-Какие культурные растения вы знаете? Слайд 11

-Для чего выращивают растения?

-Посмотрите на столе лежат различные предметы. Подумайте в парах, какие растения служат материалом для этих предметов? (Хлеб ржаной и пшеничный, масло, ткань, крахмал)

-Какая «профессия» у всех этих растений?

-Как вы думаете, могут ли на поле расти другие растения?

-Как их называет человек?

-Почему их так называют?

-Посмотрите на картинки, прочитайте названия сорной травы. Слайд 12

-Эта трава мешает расти культурным растениям. А кто помогает справиться с сорняками?

-Что ему для этого необходимо делать?

-Как вы думаете, что станет с полем, если человек перестанет ухаживать за ним? Слайд 13

-Значит, от чего зависит, останется эта система полем или превратиться в луг? (Вывод появляется на доске)

-А остальные экосистемы зависят от человека?

-Чтобы поле продолжало существовать, необходим уход человека, а что необходимо, чтобы появилось новое поле?

-А другие экосистемы кто создал?

-Как можно назвать такие экосистемы?

-Природные экосистемы создаются в естественных условиях, значит, как можно по-другому сказать, природные или ….

-Кто знает, как можно назвать экосистему, которую создаёт человек? В каких условиях она создаётся?

-Сформулируйте эту особенность.

((Вывод появляется на доске)

-Итак, человек создаёт поле, заботится о нём. А может ли кто-то помешать ему собрать большие урожаи?

-Кто может помешать?

-Какие животные?

-Чем они мешают человеку?

-Как вы думаете, только животные живут на поле?

-А кто еще?

-Какие насекомые могут жить на поле? Слайд 15

-Раз эти насекомые и животные живут на поле, то человек заботится и о них тоже?

-А что он с ними делает?

-Как он это делает?

Работа в учебнике.

–  Давайте подумаем, куда деваются ядохимикаты, которыми люди опрыскивают поле?

-Это полезно человеку?

-Поэтому люди придумали другой способ. Прочитайте о нём в учебнике на стр.73.

 Что это за способ?

-В чём он заключается?  Слайд 16

-Какие это животные?

-Давайте посмотрим, как этот способ «работает». Для этого попробуем составить цепь питания.

Слайд 17

-Какое будет первое звено?

-Какое растение?

-Какое второе звено?

-А третье?

-Итак, человек убирает сорняки, уничтожает вредителей, а может быть такое, что растения плохо растут?  

-Из-за чего это может быть?

-Как человеку это исправить? Что он делает, если долго нет дождя?

-Что человек должен делать, если на поле неплодородная почва?

-А кто делает почву плодородной в естественных экосистемах?

-Значит, какую профессию выполняет человек?

-А какие еще профессии выполняет человек?

-Если бы не было человека, то смогли бы культурные растения расти сами по себе?

-Значит, какую еще профессию выполняет человек?

-Какой мы можем сделать вывод?

-Это ещё одна особенность.(Вывод на доске)

Физкультминутка.       Слайд 18-19

 

 

-Пространство, на котором человек выращивает нужные ему растения.

- Рожь, пшеница, овёс, картофель, капуста, кукуруза.

- Нет, на разных.

- На одном поле растёт только один вид растений.

   -Зерновые, овощные.

-Культурные растения.

-Рожь, пшеница, картофель и т.д.

-Для еды, изготовления масла, ткани.

-рожь, пшеница, подсолнечник, хлопок, картофель.

-Производители.

-Да.

- Сорняки.

-Они мешают расти культурным растениям.

Читают названия.

-Человек.

-Полоть.

-Превратиться в луг.

-Зависит от человека.

-Нет.

-Чтобы человек его создал.

-Природа.

-Природные.

 -Естественные.

-Искусственная.

-Поле- это искусственная экосистема.

-Да.

-Животные.

-Хомяки, мыши, кроты.

-Съедают урожай.

-Нет.

-Насекомые.

-Саранча, тля, жуки, бабочки.

-Нет.

-Пытается уничтожить.

-Брызгает ядохимикаты.

-Оседают на овощах.

-Нет.

Читают текст.

 

-Биологический.

-Человек «приглашает» на помощь животных помощников.

-Божья коровка, жужелица, ястреб, куница, ёж.

 

-Растение.

-Рожь.

-Мышь.

-Ястреб.

-Да

-Из-за почвы, осадков.

-Поливает.

-Удобрять.

-Разрушители.

-Разрушителя.

-Потребителя.

-Нет.

-Производителя.

-Человек выполняет все профессии.

Выполняют зарядку для глаз.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Само-стоятель-ное при-менение знаний.

  -Сейчас мы проверим, как вы запомнили какие растения, насекомые и животные есть на поле. Какие существуют меры защиты.

Работа в группах. «Засели и защити поле»

-Давайте разделимся на группы:

«Культурные растения»

«Сорняки»

«Грызуны»

«Насекомые»

«Защита»

-Каждая группа выбирает нужную картинку и прикрепляет её к макету поля на доске.

Вопросы к учащимся после выполнения работы.

-Что вам нужно было сделать?

-Удалось это выполнить?

-Вы сделали всё правильно или были недочёты?

-Сейчас мы вместе учились оценивать свою работу.

-А сейчас покажите, как эти растения, насекомые и животные связаны между собой. Составьте и запишите на листочках цепь питания.(Первое звено даёт учитель. Например, капуста).

-Поменяйтесь листочками и проверьте ваши цепи питания.

 

Делятся на группы и выполняют задание.

Ответы учащихся.

Записывают цепь питания.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание.

Чтение текста темы 17, выполнение двух заданий на выбор из рабочей тетради. Слайд 20

с.70-73 читать

 

VΙ. Итог урока.

 -Давайте подведём итог урока. Слайд 21

-Какая цель стояла перед нами на уроке?

-Достигли ли мы этой цели?

-Кто может дать определение полю, используя его особенности?

-Хорошо. Оцените свою работу на уроке. Кто понял тему урока, поднимите круг зелёного цвета, кто понял не всё – жёлтого, кто вообще не понял тему – красного. Слайд 22

-Спасибо за работу. Урок окончен. Слайд 23

 

-Мы должны были узнать особенности поля.

-Да.

-Поле – это искусственная экосистема, которая полностью зависит от человека, потому что человек выполняет все «профессии».

Оценивают свою работу.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.

2013г.   «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

Открытый урок по окружающему миру по УМК Планета Знаний 1 класс Моё настроение

Данный урок может быть использован учителями начальных классов для проведения урока по окружающему иру для 1 класса по теме: Моё настроение....

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Организм человека" 4 класс

«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система.Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиоте...

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...

Конспект открытого урока по окружающему миру «Путешествие тучки по Европе» (2 класс)

Конспект открытого урока по окружающему миру«Путешествие тучки по Европе» (2 класс)...