Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме:"Корень.Стебель и лист"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Исламова Марианна Рафиюллаховна

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Корень.Стебель и лист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_stebel_list.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

по теме: «Корень. Стебель и лист»

Цели:

  1. Учить различать части растений; делать выводы о значении корня, стебля и листа для растений.
  2.  Развивать речь учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: гербарий, таблицы, листья, лупа.

План урока

I. Организационный момент

  1. Представление.
  2. Проверка готовности.

II. Проверка домашнего задания

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Беседа по вопросам.

III. Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний уч-ся.
  2. Рассказ учителя о стебле и его роли.
  3. Рассказ учителя о корне растения, о его роли и видах корней.
  4. Рассматривание листьев растения.

а)  Игра «с какого дерева листок».

б) Рассказ учителя о форме листьев (работа с таблицей).

в)  Рассказ учителя об опыте с 65.

  1. Рассказ о дыхании растений

Физминутка.

6) Рассказ учителя о хвойных деревьях.

1. Чтение текста на стр. 66.

IV. Закрепление изученного материала

 Разгадывание кроссворда.

V. Итог урока

Ход урока

I Организационный момент

- Ребята, посмотрите, на партах должны лежать: учебник, письменные принадлежности.

II Проверка домашнего задания

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь;

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

        Неотъемлемой частью природы являются растения. Невозможно представить жизнь на планете Земля без них. Человек получает кислород, пищу, лекарства, ткани, древесину, жилье.

        Давайте вспомним, какие условия необходимы для роста растений? (свет, воздух, вода, тепло).

        - Для чего растения поливают?

        - Для чего растениям нужен свет?

        -Что произойдет, если растения оставить в темноте на долгое время?

        -Почему растения распространены на Земле повсюду?

III изучение нового материала

  1. Актуализация знаний уч-ся.

- Ребята, скажите, какие части имеет растение?

- какую функцию выполняет корень?

- какую функцию выполняет стебель?

- какую функцию выполняет лист?

2. Рассказ учителя о стебле и его роли.

        - Давайте рассмотрим травянистые растения. Они имеют мягкий травянистый стебель, на котором располагаются листья. Величина и форма стеблей может быть различной. Они могут быть прямостоячие, ползучие, цепляющиеся; достигать длины нескольких метров или 1-2 см. Вьюн, фасоль имеют длинный вьющийся стебель. Он травянистый, зеленый, мягкий. Такой стебель не может удерживать растение в вертикальном положении и , чтобы вынести листья к свету, подняться вверх, он обвивается вокруг соседних, твердых предметов. Одуванчик и подорожник имеют укороченный стебель: он так мал, что его почти не видно, а розетка листьев как бы  лежит на земле. На эти растения часто наступают люди, животные – маленький стебель ломается, и растение погибает.

Опыт: В стеклянную баночку опустили растение бальзамин. Залили водой только его корни. Воду подкрасили несколькими каплями чернил и оставили растение на несколько дней.  Вскоре стало видно, что стебель и листики бальзамина изменили цвет. На срезе веточки растения видны тоненькие трубочки-сосуды, по которым подкрашенная вода поднялась к листьям. Следовательно, вода от корня поступает к листьям через трубочки-сосуды.

3. Рассказ учителя о корне растения, о его роли и видах корней.

        - Теперь давайте рассмотрим корни растений. Какие они разнообразные! У некоторых они располагаются почти на поверхности земли. У растений сухих мест очень длинные корни. Например, корни верблюжьей колючки, растущей в пустыне, достигают длины 20м. С их помощью растения могут  доставать воду из глубоких слоев земли. (Рассматривание таблицы)

4.         Рассматривание листьев растения.

Листья растений тоже очень разнообразны по форме, величине и располагаются на стебле так, чтобы не затемнять друг друга.

А) с какого дерева листок (учитель показывает листок, а дети угадывают, с какого он дерева)

Б) Листья растений имеют листовую пластину и черешок. Бывают простые и сложные. (Рассматривание таблицы)

В) Опыт: толстым слоем вазелина намазали верхнюю часть трех листиков бальзамина и нижнюю часть трех других листиков. Через некоторое время те листики, которые намазали снизу, завяли.

- Как вы думаете, почему завяли эти листочки? (потому что к ним не поступал воздух, они не могли дышать)

- Какие части растений участвуют в дыхании? (все части –корень, стебель, листья)

5. Дыхание растений.

Дыхание-совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности.

Физминутка

6. Рассказ учителя о хвойных деревьях.

Листья хвойных растений – длинные тонкие иголки темно-зеленого цвета, очень густо расположенные на ветке. Основными представителями хвойных растений являются ель, сосна, лиственница.

- Ребята, как вы думаете, почему ель и сосна гибнут в промышленных городах, а лиственница живет?

(Ответы детей.  Чтение текста на странице 66-й ).

- Итак, почему же ель и сосна гибнут в промышленных городах, а лиственница живет?

Устьица хвоинок елей и сосен забиваются грязью, и растения погибают, т.к. не могут дышать. А лиственница сбрасывает на зиму листья-иголки с накопившейся грязью.

Лиственница – холодостойкое дерево, самое распространенное в России. Оно не требовательно к плодородию почв и может расти на многолетней мерзлоте. Лиственница – долгожитель. Живет в 5-6 раз дольше сосны. Древесина плотная, а потому – твердая, тяжелая, тонет в воде. Тонет, но не гниет. Много лиственниц живее на земном шаре: и сибирские, и японские, и польские,  но качественнее всех наша лиственница. ( рассматривание  картинки в учебнике с сопровождением загадок)

  1. Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

  1. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

 Ветви – только на макушке. (Сосна)

  1. Ее весной и летом мы видели одетой,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Лиственница)

- Посмотрите на правую часть рисунка, уде деревья изображены в зимнее время года.

- Какими изображены ель и сосна, а какой – лиственница?

IV. Закрепление изученного материала

(разгадывание кроссворда)

по вертикали:

  1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена.  (Плод)
  2. Орган растений, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества.  (Стебель)
  1.  Части растений, которые находятся в плодах. Ими растения размножаются. (Семена)

По горизонтали:

  1. Орган, который растет вниз, находится в почве. (Корень)
  2. Части растений, которые растут на побегах. С их помощью растения питаются и дышат. (Листья)
  1. Орган растения,  из которого развивается плод. (Цветок)

V.Итог урока

- Назовите основные части растений;

- Для чего служит корень?

- Для чего служит стебель?

- Для чего служит лист?

- С помощью каких частей растение дышит? Перечислите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс по теме "Ты пришёл в театр..."УМК "Школа 21 века"

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса УМК "Школа 21 века" .Он относится к разделу "О правилах поведения"...

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме:"Как живут растения"

Конспект урока окружающий мир в 1классе по теме:"Как живут растения"...

Конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: В лес по ягоды пойдём

Конспект урока по окружающему миру по УМК " Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по теме "В царстве грибов" с ЭОР

Данный материал представляет структуру и ход урока окружающего мира с использованием ЭОР....