Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 2 класса на тему «Кому и для чего нужна вода»
- Организация класса
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, ответьте мне на вопрос, какие условия необходимы для жизни на Земле? (вода и воздух)
- Назовите свойства воздуха и приведите примеры.
- Отгадайте, что необходимо для жизни на Земле с помощью загадок.
- В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять
(Вода) - Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
- Формирование новых знаний
1. Беседа о значении воды
- Послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
- Дети, а кому нужна вода? (деревья, птицы, животные).
- Чтобы произошло, если бы в природе совсем исчезла вода? (где нет воды, там нет жизни). Без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.
- Что произойдет если, если не поливать комнатные растения? (они засохнут)
- Сколько времени человек может прожить без пищи? (Три месяца), а без воды? (Неделю).
2. Работа с глобусом
- Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус –уменьшенную модель Земли. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим). Покажите на глобусе воду.
- А кто знает, сколько на земле океанов? (4 океана), а сколько морей? (54 моря).
- Как вы думаете, много это или мало? Давайте проверим.
У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (Много).
3. Рассказ учителя об использовании воды
Человек на 2/3 состоит из воды, а некоторые растения почти на 4/5 состоят из воды. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были ветряные мельницы и машины. Теперь построили мощные электростанции. С давних времен речные и морские пути для плавания и перевозки грузов. Но чистой воды на Земле становится все меньше. Люди все больше используют для нужд промышленности, сельского хозяйства и загрязняют ее отходами производства. Ученые придумали разные способы очистки воды.
Помните – воду надо беречь.
- А какую воду мы с вами употребляем? (пресную)
- Где в природе есть пресная вода? (Верно, в реках, озерах.)
- Ребята, а какая река находится рядом с нашим городом? (р. Дон)
4. Рассказ ученика о реке Дон
- Ой, ты, батюшка,
Славный тихий Дон.
Ты кормилец наш,
Дон Иванович
О тебе идет слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
- О Доне нам расскажет ученик
О Доне нам расскажет __________________.
(Дон – река казачья, течет плавно, его Дон начинается в районе города Новомосковска Тульской области. Константиновск находится на правом берегу Дона. Огромное значение для жителей города имеет батюшка Тихий Дон, берега которого поросли ивняком. Удивительно живописен Дон в окрестностях города. Важнейшим притоком Дона является р. Северский Донец, а крупными левыми притоками р. Сал и р. Западный Маныч. В реке Дон обитают: красноперка, щука, окунь, плотва, судак, сом, карась. По берегам гнездится много водоплавающих птиц)
Показ р. Дон на карте Ростовской области, демонстрация фотографий р. Дон.
- У воды великая забота – поить всех обитателей. А для чего человеку нужна вода? Давайте рассмотрим картинки на странице 50. (для приготовления пищи, для полива растений, для личной гигиены, для домашнего питания, для украшения улиц - фонтан).
- Как нужно расходовать воду? Почему?
- Рассмотрите рисунки на странице 51. Какие животные живут в воде? Какие животные могут жить и в воде и на суше?
5. Рассказы детей об обитателях водоемов с показом иллюстраций.
- Сейчас мы послушаем интересные рассказы детей об обитателях водоемов. Вы внимательно слушайте, потом мы с вами выполним задание.
- Богат животный мир водоемов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых – жуки и клопы, а еще больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз и комаров. О стрекозах нам расскажет___________________.
С пресноводным водоемом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране – большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полете. Свою добычу стрекоза схватывает и съедает на лету. Стрекозы и личинки приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
- Какую пользу приносят стрекозы?
- Немало в наших пресных водах различных жуков. О жуках-плавунцах нам расскажет___________________.
Самый большой жук, обитающий в пресных водоемах, – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Он отличный пловец. Жук- плавунец – хищник. Основная его добыча – головастики, личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
- Чем полезен жук-плавунец?
- Из ракообразных животных, обитающих в наших водах, самое крупное – речной рак. О нем нам расскажет_____________________.
Длина тела речного рака достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.
-Почему по наличию в реке или озере раков судят о чистоте ее воды?
- В прудах, озерах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоемов жерлянки, лягушка прудовая и озерная и разнообразные моллюски. Об этих обитателях водоемов нам расскажет_____________________.
- На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить моллюсков – улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины – мягкое слизистое тело моллюска. Беззубки – крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт. Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. А если поместить моллюска в сосуд с водой можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться, и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом медленно закапываться в песок и медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. Скорость движения не более 20-30 см/час. Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.
- Постоянными обитателями пресных водоемов являются рыбы, например, карась, щука, сом, карп.
- Пресноводные водоемы – это место обитания некоторых птиц: уток, гусей, цапель.
Среди обитателей пресноводных водоемов мы встречаем зверей с ценным мехом: бобра, нутрию, ондатру и выдру.
- Закрепление материала, изученного на уроке
Описание воды по плану.
- Название вещества.
- Какого цвета вода?
- В каком бывает состоянии?
- Где находится пресная вода?
- На какие нужды люди используют пресную воду?
- Кто живет в пресных водоемах?
- Как беречь воду?
- Итог урока. Выставление оценок
Река Дон
Дон – река казачья, течет плавно, его Дон начинается в районе города Новомосковска Тульской области. Константиновск находится на правом берегу Дона. Огромное значение для жителей города имеет батюшка Тихий Дон, берега которого поросли ивняком. Удивительно живописен Дон в окрестностях города. Важнейшим притоком Дона является р. Северский Донец, а крупными левыми притоками р. Сал и р. Западный Маныч. В реке Дон обитают: красноперка, щука, окунь, плотва, судак, сом, карась. По берегам гнездится много водоплавающих птиц.
Стрекозы
С пресноводным водоемом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране – большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полете. Свою добычу стрекоза схватывает и съедает на лету. Стрекозы и личинки приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.
Жук-плавунец
Самый большой жук, обитающий в пресных водоемах, – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Он отличный пловец. Жук- плавунец – хищник. Основная его добыча – головастики, личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
Речной рак
Длина тела речного рака достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.
Улитка
На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить моллюсков – улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины – мягкое слизистое тело моллюска.
Беззубка
Беззубки – крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт. Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. А если поместить моллюска в сосуд с водой можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться, и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом медленно закапываться в песок и медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. Скорость движения не более 20-30 см/час. Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...