Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Исламова Марианна Рафиюллаховна

Конспект урока во 2 классе на тему: "ВОДА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока для 2 класса на тему «Кому и для чего нужна вода»

  1. Организация класса    

 - Здравствуйте, ребята!

- Ребята, ответьте мне на вопрос, какие условия необходимы для жизни на Земле? (вода и воздух)

- Назовите свойства воздуха и приведите примеры.

- Отгадайте, что необходимо для жизни на Земле с помощью загадок.

  1. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять
                                 (Вода)
  2. Очень добродушная,
    Я мягкая, послушная,
    Но когда я захочу,
    Даже камень источу.
                                (Вода)
  1. Формирование новых знаний

  1. Беседа о значении воды

- Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

- Дети, а кому нужна вода? (деревья, птицы, животные).

 - Чтобы произошло, если бы в природе совсем исчезла вода? (где нет воды, там нет жизни). Без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.

- Что произойдет если, если не поливать комнатные растения? (они засохнут)

        - Сколько времени человек может прожить без пищи? (Три месяца), а без воды? (Неделю).

2. Работа с глобусом

- Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус –уменьшенную модель Земли. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим). Покажите на глобусе воду.

- А кто знает, сколько на земле океанов? (4 океана), а сколько морей? (54 моря).

 - Как вы думаете, много это или мало? Давайте проверим.

    У меня в руках яблоко.             Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (Много).

3. Рассказ учителя об использовании воды

     

      Человек на 2/3 состоит из воды, а некоторые растения почти на 4/5 состоят из воды. Возьмите любой камень с дороги – и в нем, в его мельчайших трещинках, есть вода. Силу воды люди уже давно заставили служить себе. Сначала это были ветряные мельницы и машины. Теперь построили мощные электростанции. С давних времен речные и морские пути для плавания и перевозки грузов. Но чистой воды на Земле становится все меньше. Люди все больше используют для нужд промышленности, сельского хозяйства и загрязняют ее отходами производства. Ученые придумали разные способы очистки воды.

Помните – воду надо беречь.

- А какую воду мы с вами употребляем? (пресную)

- Где в природе есть пресная вода? (Верно, в реках, озерах.)

- Ребята, а какая река находится рядом с нашим городом? (р. Дон)

4. Рассказ ученика о реке Дон

 - Ой, ты, батюшка,

  Славный тихий Дон.

  Ты кормилец наш,

  Дон Иванович

  О тебе идет слава добрая,

  Слава добрая, речь хорошая.

- О  Доне нам расскажет ученик

 О Доне нам расскажет __________________.

(Дон – река казачья, течет плавно, его Дон начинается в районе города Новомосковска Тульской области. Константиновск находится на правом берегу Дона. Огромное значение для жителей города имеет батюшка Тихий Дон, берега которого поросли ивняком. Удивительно живописен Дон в окрестностях города. Важнейшим притоком Дона является р. Северский Донец, а крупными левыми притоками р. Сал и р. Западный Маныч. В реке Дон обитают: красноперка, щука, окунь, плотва, судак, сом, карась.   По берегам гнездится много водоплавающих птиц)

Показ р. Дон на карте Ростовской области, демонстрация фотографий р. Дон.

 - У воды великая забота – поить всех обитателей. А для чего человеку нужна вода? Давайте рассмотрим картинки на странице 50. (для приготовления пищи, для полива растений, для личной гигиены, для домашнего питания, для украшения улиц - фонтан).

- Как нужно расходовать воду? Почему?

- Рассмотрите рисунки на странице 51. Какие животные живут в воде? Какие животные могут жить и в воде и на суше?

 5. Рассказы детей об обитателях водоемов с показом иллюстраций.

   - Сейчас мы послушаем интересные рассказы детей  об обитателях водоемов. Вы внимательно слушайте, потом мы с вами выполним   задание.

-  Богат животный мир водоемов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых – жуки и клопы, а еще больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз и комаров. О стрекозах нам расскажет___________________.

  С пресноводным водоемом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране – большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полете. Свою добычу стрекоза схватывает и съедает на лету. Стрекозы и личинки приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

- Какую пользу приносят стрекозы?

 - Немало в наших пресных водах различных жуков. О  жуках-плавунцах нам расскажет___________________.

Самый большой жук, обитающий в пресных водоемах,   – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Он отличный пловец. Жук- плавунец – хищник. Основная его добыча – головастики, личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

- Чем полезен жук-плавунец?

 - Из ракообразных животных, обитающих в наших водах, самое крупное – речной рак.  О нем нам расскажет_____________________.

Длина тела речного рака достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

-Почему по наличию в реке или озере раков судят о чистоте ее воды?

- В прудах, озерах и реках можно увидеть различных лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоемов жерлянки, лягушка прудовая и озерная и разнообразные моллюски. Об этих обитателях водоемов нам расскажет_____________________.

- На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить моллюсков – улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины – мягкое слизистое тело моллюска. Беззубки – крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт. Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. А если  поместить моллюска в сосуд с водой можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться, и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом медленно закапываться в песок и медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. Скорость движения не более 20-30 см/час. Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск  заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.
- Постоянными обитателями пресных водоемов являются рыбы, например, карась, щука, сом, карп.

- Пресноводные водоемы – это место обитания некоторых птиц: уток, гусей, цапель.

Среди обитателей пресноводных водоемов мы встречаем зверей с ценным мехом: бобра, нутрию, ондатру и выдру.

  1. Закрепление материала, изученного на уроке

 Описание воды по плану.

  1. Название вещества.
  2. Какого цвета вода?
  3. В каком бывает состоянии?
  4. Где находится пресная вода?
  5. На какие нужды люди используют пресную воду?
  6. Кто живет в пресных водоемах?
  7. Как беречь воду?
  1. Итог урока. Выставление оценок 

 

Река Дон

Дон – река казачья, течет плавно, его Дон начинается в районе города Новомосковска Тульской области. Константиновск находится на правом берегу Дона. Огромное значение для жителей города имеет батюшка Тихий Дон, берега которого поросли ивняком. Удивительно живописен Дон в окрестностях города. Важнейшим притоком Дона является р. Северский Донец, а крупными левыми притоками р. Сал и р. Западный Маныч. В реке Дон обитают: красноперка, щука, окунь, плотва, судак, сом, карась.   По берегам гнездится много водоплавающих птиц.

Стрекозы

  С пресноводным водоемом связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране – большое коромысло. У нее голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полете. Свою добычу стрекоза схватывает и съедает на лету. Стрекозы и личинки приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

Жук-плавунец

Самый большой жук, обитающий в пресных водоемах,   – жук-плавунец. Длина его тела больше 3 см. Он отличный пловец. Жук- плавунец – хищник. Основная его добыча – головастики, личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

 

Речной рак

Длина тела речного рака достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку, и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей.

Улитка

 На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить моллюсков – улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины – мягкое слизистое тело моллюска.

Беззубка

     Беззубки – крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт. Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. А если  поместить моллюска в сосуд с водой можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться, и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом медленно закапываться в песок и медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. Скорость движения не более 20-30 см/час. Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск  заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...