ПУСТЫНИ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Алла Ивановна

способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pustyni.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема урока: ПУСТЫНИ

Цели
деятельности
учителя

Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с географической картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/613246/

Оборудование

Карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь

Основные
понятия

Пустыни

ХОД урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала.

Целеполагание

– Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я!

Сегодня нас ждет горячая пустыня. Нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

– О какой природной зоне идет речь?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места

 II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: тестирование

Предлагает выполнить тест «Зона степей»  

 

Выполняют тест

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.
 

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение нового материала

Знакомство
с новым понятием.

Работа со словарем.

Читает стихотворение:

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет…

– Что вы представляете, когда слышите слово «пустыня»? (Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок…) От какого слова произошло слово «пустыня»?
(От слова «пусто».)

Пустыня – 1. Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё. 2. Безлюдное необитаемое место.

– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

В энциклопедическом словаре: «Пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова».

Внимательно слушают.

Читают определение понятия в словаре.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

 

Рассказ учителя о географическом
положении
и климате пустынь

– Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.

– Какое лето и зима в пустыне?

– Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы

Внимательно слушают учителя.

Отвечают
на вопросы учителя

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

IV. Ис-

следователь-
ская
деятельность

Работа
в группах: сбор информации о про-

блемах зоны пустынь.

– Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями.

•  Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки
с изображением растений, учебник (с. 123, 124), атлас-определитель.

Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи».

«Ботаники» собирают

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию;

Устные ответы,

записи
в тетради

 

Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы

Задания:

1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________.

2. Индивидуальное приспособление к природным условиям:

– верблюжья колючка, джузгун, колосняк.

•  Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с. 126–128).

Задания:

1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются).

2. Перечислить животных.

3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд.

•  Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни
в пустынях, учебник (с. 129–131).

Задания:

1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения.

2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках.

Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь».

информацию
о растительном мире пустынь.

«Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь.

«Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь.

Рассказывают

«ботаники».

Рассказывают «зоологи».

выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки
и т. д.);  устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логические цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи

 

– Какое время года самое благоприятное для живых организмов? Почему?

– Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду.

Отчет «Экологические проблемы пустынь».

– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.

И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки

Рассказывают  «экологи»

учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравст-

V. Практическая деятельность

Филворд.

Филворд:

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.

Разгадывают филворд.

Фронтальная, индивидуальная.

Устные ответы,

записи
в тетради

 

Задания
из электронного приложения к учебнику

4. Вьется веревка,

    На конце – головка.

5. Что за чудо! Вот так чудо!

    Сверху блюдо, снизу блюдо!

    Ходит чудо по дороге,

    Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня…

Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул.

4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Выполняют
задания

Индивидуальная

венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

– Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно?

– Какие выводы сделали?

– Какая информация показалась для вас значимой?

– Как оцениваете свою деятельность?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Тест «Зона степей»

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Зона степей расположена на… нашей страны:

    а) севере;    б) юге;    в) западе.

2. Какое лето бывает в степи?

    а) Холодное и засушливое;      б) теплое и дождливое;      в) теплое и засушливое.

3. Какое травянистое растение не водится в степи?

    а) Ковыль;   б) люцерна;    в) типчак.

4. Какой журавль обитает в степной зоне?

    а) Красавка;    б) стерх;    в) серый журавль.

5. Где степные птицы устраивают гнезда?

    а) На деревьях;    б) на кустарниках;    в) на земле.

6. Какой грызун не водится в степи?

    а) Суслик;    б) хомяк;    в) бурундук.

7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:

    а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;

    б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;

    в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.

8. Основным занятием населения степей является…

    а) рыболовство.    б) земледелие.    в) оленеводство.

Ответы: 1 – б.  2 – в.  3 – б.  4 – а.  5 – в.  6 – в.  7 – а.  8 – б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»

Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игров...

Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

Пустыня.

Климатические условия, расположение, растительный и животный мир пустыни представлены в ярких и красочных картинках....

Конспект урока "Пустыня"

Конспект урока для 4-го класса +презентация...

От ледяной пустыни к пустыне песчаной

Открытый урок "Природные зоны России"...