УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. «ПУСТЫНИ»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Дополнительный структурный элемент: предъявление игровой задачи; оценка выступления игроков.
Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся по теме: Групповая работа (в отличие от фронтальной работы) очень привлекает младших школьников. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися и делает руководство со стороны учителя косвенным. Ребята активно проявляют инициативу, творчество, самостоятельность в учении, особенно, если занимаются исследовательской работой. Немаловажную роль на уроке сыграл наглядный материал; с помощью интерактивной доски на уроке были использованы отрывки из мультимедийных уроков по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«ПУСТЫНИ»
Цель урока:
- сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь,
- ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
- развивать умение работать с географической картой, дополнительной литературой;
- развивать умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.
Оборудование: Презентация «Пустыни», карта природных зон, картины и рисунки с изображением изучаемых объектов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
II. Повторение пройденного материала.
- Перед тем, как отправиться в новое путешествие, вспомним, в каком месте мы побывали на прошлом уроке.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
- Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.
Далее проводится конкурс рисунков на тему: «Какой я представляю себе степь». Рисунки закреплены на доске, художники кратко комментируют свои работы. Дети выбирают 2-3 лучших рисунка.
III. Сообщение темы и задач урока.
Разгадайте ребус, и вы узнаете, куда нам предстоит отправиться в путешествие. (Слайд 1)
- А в путешествие в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга. Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские пустыни.
Вы заняли каюты в нашем теплоходе, а значит, готовы совершить путешествие
IV. Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа.
- Покинув родной край, мы с вами оказались на юго-западе России. Итак, мы - путешественники.
- Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни. (Слайд 2)
- Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это много песка и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара).
- Интересно, от какого слова произошло слово «пустыня»? Света и Юра попробуют ответить на этот вопрос с помощью энциклопедического словаря. (От слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова».
- Отправившись в путешествие, нам прежде всего надо узнать
указатель (Слайд 4).
· Географическое положение зоны пустынь.
· Почва или поверхность земли в пустыне.
· Климат.
Слайд 5 - географическое положение
- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.
Рассказ ученика у доски.
почва
- Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые.
- Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Самые большие пустыни близкие к нашей стране находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь границу России.
Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан), (между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (Это Узбекистан и Казахстан). Эти реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в состав нашей страны, а теперь это отдельные государства.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают.
слайд 5
- Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов. Зима длится 2-3 месяца.
- Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно? Лучи солнца в пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.
- Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться)
- К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.
Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.
2. Работа в группах. Исследовательская деятельность.
- Все вы сидите в отдельных каютах нашего теплохода. В первую каюту вошли ботаники, во второй каюте объединились зоологи и в третьей экологи. Вам предстоит провести свою научную исследовательскую работу
- У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями.
Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник. Книга «Растительный мир нашей страны».
Карточка – «помогайка»:
1. Общая особенность растений.
2. Индивидуальное приспособление к природным условиям.
- суккуленты – кактусы;
- верблюжья колючка;
- джузгун;
- колосняк.
Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника.
Карточка – «помогайка»:
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
- ящерица – круглоголовка;
- лисичка – корсак и ушастый еж;
- тушканчики;
Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник.
Карточка – «помогайка»:
1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
2. Охрана редких растений и животных, заповедники.
- Итак, я вижу, многие исследователи готовы. (Слайд – указатель). Слово ботаникам.
- Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.
- Как вы думаете, почему? (из-за недостатка влаги).
- А вот там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2-3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.)
Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов.
Рассказ ученика у доски
- Хочу рассказать о змеях пустыни. Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, жаля их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде
- В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу – варана, длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным «крокодилом».
- Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.
- Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным скарабеем.
Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.
V. Физкультминутка
- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!
VI. Продолжение работы над новой темой.
- Продолжим наше путешествие.
- Люди в пустынях живут уже много тысяч лет. В разных местах в пустынях живут разные народы: это казахи, русские, калмыки, дагестанцы, туркмены, узбеки, таджики, киргизы. На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя дает богатые урожаи. Главные культуры: фрукты, овощи.
- Заслушаем экологов.
Рассказ экологов.
VII. Закрепление изученного материала.
- Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?» (Солнце – хозяин потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует – равнинная поверхность).
С. 40, № 4 (тетрадь)
- Прочитайте.
- Узнайте животных по их фрагментам. Запишите названия животных.
Проверка.
- Каких животных вы узнали? (Ящерица-круглоголовка, верблюд, ушастый ёж, тушканчик, священный скарабей, сайгак.)
Игра «Узнай меня»
1. Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
2. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
3. Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
4. Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)
5. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
6. Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)
- А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира (Работа ведется самостоятельно в таблице)
С. 41, №6
- Прочитайте.
- Рассмотрите знаки-рисунки.
- Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками.
- Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисунке. (Неумеренное орошение приводит к накоплению соли в почвах.)
- Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисунке. (Больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки.)
- Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисунке. (Незаконная охота - браконьерство.)
- Запишите в тетради.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПУСТЫНИ | НЕУМЕРЕННОЕ ОРОШЕНИЕ; ВЫПАС СКОТА; БРАКОНЬЕРСТВО; |
- Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).
- Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой. Пересекаем границу, садимся на теплоход и держим курс на северо-запад.
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы у себя дома, а пустыня все так же далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.
- А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги.
VIII. Подведение итогов работы.
IX. Домашнее задание.
Конкурс творческих проектов «Один день в пустыне».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основной метод обучения: дидактическая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.
Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.
Дополнительный структурный элемент: предъявление игровой задачи; оценка выступления игроков.
Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся по теме: Групповая работа (в отличие от фронтальной работы) очень привлекает младших школьников. Она обеспечивает непосредственное взаимодействие между учащимися и делает руководство со стороны учителя косвенным. Ребята активно проявляют инициативу, творчество, самостоятельность в учении, особенно, если занимаются исследовательской работой. Немаловажную роль на уроке сыграл наглядный материал; с помощью интерактивной доски на уроке были использованы отрывки из мультимедийных уроков по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по окружающему миру "В пустыне Африки"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс....
Урок – путешествие по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»
Презентация к уроку – путешествию по окружающему миру во 2 классе на тему «Знакомство с городом – героем Тулой»...
Урок окружающего мира 4 класс Школа России. Зона Арктических пустынь.
Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов. Тип урока комбинированный....
Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.
Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...
Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"
Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....
Технологическая карта интегрированного урока математики с окружающим миром "Кто или что движется быстрее. Животные пустыни" 4 класс ПНШ
класс4 классУМК«Перспективная начальная школа»ПредметМатематика, окружающий мирТема урока Кто или что движется быстрее. Животные пустыни.Тип урокаОткрытие новых знанийТехнологииИКТ, здоров...
Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"
Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...