Конспект урока "Пустыня"
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Конспект урока для 4-го класса +презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pustynya_mvn.ppt | 2.36 МБ |
forma_uroka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каменистая пустыня
Глинистые пустыни
План Границы зоны . Поверхность в пустыне. Климат. Растения. Животные. Деятельность человека. Экологические проблемы .
Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью . Зима короткая , средняя темпера- тура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С .
Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы , возникают пыльные бури .
На некоторых участках появляются ровные , сухие , твердые площадки без растений , которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры.
Одно из таких известных растений пустыни- верблюжья колючка . В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы . Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями , потому что корни их проникают в почву очень глубоко .
Очень ценным жителем пустыни является - колосняк . Его ещё называют песчаным овсом . Корни этого растения хорошо закрепляют пески , не дают им двигаться под действием ветра .
Такую же ,, работу ” выполняет в пустыне джузгун . Интересно , что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки . Плоды джузгуна очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами . Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния .
перекати - поле
верблюд Из домашних живот-ных в зоне пустыня на 1 месте.
кулан джейран
ящерка - круглоголовка Может в одну секунду в песок зарыться . Прижмётся к песку , задрожит , затрясётся утонет .
мохноногий тушканчик Может за 15 минут выкопать в песке нору длиной в полтора метра .
Может ползать под песком так -же легко , как рыба – плавать в воде . песчаный удавчик
варан Самая крупная ящерица нашей фауны . Длина 150см , поэтому варана зовут пустынным крокодилом . Варан – сильное животное , и гюр-за , и кобра , и эфа избегают встреч с ним: взрос-лый варан в единоборстве победит любую змею .
песчанки Эти грызуны роют сложные , разветвлённые норы и живут в них группами .
В пустыне встречается ушастый ёж и маленькая лисичка корсак.
черепаха Живёт 100 – 150 лет . С наступлением жары черепахи зарываются глубоко в песок на глубину до 2 метров , где и проводят основную часть жизни . Наружу черепахи выползают весной .
План описания растения и животного. Древесное или травянистое растение Высота от поверхности земли Размер листьев Особенности корня Величина животного Окраска Дневной или ночной образ жизни Требовательность к пище
И первый помощник жителей пустынь - верблюд.
Пустыни – районы развития пастбищного овцеводства . Овца здесь – самое распростра-нённое животное.
Одно из самых древних занятий людей – охота. В пустыне есть на кого охотиться : джейран сайгак ( мясо )
Найдены в пустыне и полезные ископаемые: ( золото , каменный уголь ,железные руды, природный газ ). Широко ведётся их добыча и переработка. Растут города , посёлки.
Много полезного даёт людям эта земля. Но человек нанёс огромный вред пустыням. Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе !
План Границы зоны . Поверхность в пустыне. Климат. Растения. Животные. Деятельность человека. Экологические проблемы .
конец
Предварительный просмотр:
Форма урока: Урок-исследование.
Тип урока: Комбинированный.
Цель:
Сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение находить её на карте, познакомить с климатическими условиями зоны пустынь, животным и растительным миром;
1. Познакомить учащихся с особенностями природы неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, её использованием.
2. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и энциклопедиями.
4. Воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в парах, сотрудничать.
Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас» 4 класс Плешаков А.А., карта природных зон России, презентация по теме урока, карточки со словами понятиями (бархан, такыр), карточки для работы в парах.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которыми познакомились на предыдущих уроках. Для этого поработаем в парах. Каждая пара получает карточку с текстами описаниями, прочитав которые, нужно определить о какой природной зоне идёт речь.
(Степь) - это природная зона, в которой растут разнообразные травянистые растения. Тюльпаны и ирисы цветут весной, а с наступлением летней жары надземные их части отмирают, в почве остаются луковицы. Ковыль и типчак переносят засуху благодаря узким листьям.
(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
(Лесная зона)- это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.
(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
Проверка.
Скажите, а какую природную зону, мы изучали на прошлом уроке? (Степь)
Кто готов рассказать у доски об этой зоне? можно пользоваться памяткой.
(Степь. Засушливое лето, сухие ветра, пыльные бури, очень плодородные почвы, разнообразные травянистые растения. Растения: ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак. Животные: орёл, жаворонок, гадюка. Земледелие, охота. Почти нет «степей», неумеренный выпас скота, распаханы земли, гибнут животные, браконьерство. Создаются питомники.)
Есть ли дополнения?
3. Введение в тему. Игра «Кто, где живёт?»
– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Посмотрите на доску, я условно разделила её на природные зоны, сейчас каждый подумает, мы обсудим, и разместим карточки с названием животных на той части доски, в какой зоне они обитают.
(В игре участвуют и карточки с названиями животных пустынь, но на доске название этой зоны не надписывается. Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия).
– Посмотрите, что у нас получилось. Проверьте, нет ли ошибок.
– Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему?
– Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой?
Почему вы так решили, обоснуйте?
– Правильно, в пустыне. Вы, конечно, догадались, природу, какой зоны мы будем сегодня изучать на уроке.
Какой вы себе представляете пустыню?
Если бы вы были художниками, какие краски взяли бы?
Я представляю её себе такой:
Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опалённая солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая пустыня.
Скажите, а какой ещё может быть пустыня? (Глиняной ,каменистой)
Но мы сегодня будем изучать песчаную пустыню.
– Природу пустыни будем исследовать по плану:
- Границы зоны.
- Поверхность в пустыне.
- Климат.
- Растения. Животные.
- Деятельность человека. Экологические проблемы.
4. Изучение нового материала. Работа с картой.
– Начнём изучать с границ. Откройте атласы на стр.8 и попробуйте определить границы зоны пустынь.
– В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору.
– Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? (Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо).
– Есть ли в пустыне зима? (Есть)
–– Каким цветом обозначают пустыни? Почему?
– Какую зону сменяет пустыня?
– Переходим к следующему пункту плана. Изучаем поверхность.
– Откройте учебники на стр.123. Прочитайте первый абзац.
– Что такое бархан? А такыр?
Как образуются эти формы земной поверхности?
(Барханы образуются при движении песков под действием ветра. Одна сторона их пологая, другая – крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком , выпускают новые корни и продолжают расти . Барханы бывают высотой от 3 до 8 метров
Такыр-это ровная, сухая, твёрдная площадка без растений, которая при высыхании трескается. )
С какой природной зоной схожа поверхность пустыни, чем? (Арктическая пустыня)
– Прочитайте на стр. 123 второй и третий абзацы, тогда вы сможете ответить на вопрос: Какие климатические условия в пустыне?
– Верно ли утверждение: «Пустыня – мёртвая местность»?
– Пустыня… Слово-то, какое! Произошло от слова «пусто». Создаётся впечатление, что здесь ничего и никого нет. Но на самом деле это не так.
Какие же растения и животные можно встретить в пустыне? Ваши предположения.
Вот некоторые из них…(сказать о верблюде, что он может долгое время обходится без воды)
–Как же животные и растения смогли приспособиться к жизни в таких тяжёлых условиях?
Можно ли только по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают?
Попробуем охарактеризовать сначала растения, а потом животных прочитав текст учебника со слов (Одно из…. 4 абзац с.123)
– Выполним это задание с помощью плана.
1. Древесное или травянистое растение. | 1. Величина животного. |
2. Высота от поверхности земли. | 2. Окраска. |
3. Размер листьев. | 3. Дневной или ночной образ жизни. |
4. Особенности корня. | 4. Требовательность к пище и воде. |
(Учащиеся делают следующие выводы после обсуждения в группах: | |
Корни глубоко ищут влагу. | Защитная окраска. |
Листья мелкие, меньше испарения. | Нетребовательны к пище, быстро бегают. |
Колючки. Низкие | Могут впадать в спячку, ночной. |
– Приведите пример растений, животных, которые не смогут жить в пустыне. Свой ответ обоснуйте.
У нас осталось 2 последних пункта плана, обратимся к учебнику с.129 и тогда мы легко разберёмся с ними.
Итак, какова же деятельность человека в пустыне?
(разведение полей, садов, виноградников, овец, верблюдов)
О каких экологических проблемах вы узнали?
(неумеренное орошение (поливать) приводит к накоплению соли в почвах; из-за неумеренного выпаса скота стало больше подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки; незаконная охота-браконьерство)
Как их можно решать? (заповедники, другие варианты.)
5. Закрепление изученного материала.
Предлагаю выполнить задание, чтобы узнать, кто сегодня был внимателен.
Возьмите в руки карандаш и ручку, если вы согласны с высказывание то поднимайте карандаш, если нет, то ручку.
- Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
- Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
- Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
Итог урока.
Посмотрите ещё раз на план и скажите, мы ответили на все вопросы?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
7. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос:
Чем пустыни в корне отличаются от всех других зон? Попробуйте определить основные отличительные признаки пустыни.
Также как всегда выполнить задание в тетради по изученной теме.