Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира 4 класс, УМК "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь.
Представлен конспект урока.
Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географическим положением, климатом, растительным и животным миром этой зоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc_zona_arkticheskih_pustyn..rar | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе, автор А.А. Плешаков, УМК «Школа России».
Учитель начальных классов Красюкова Людмила Ивановна
МОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева
Тип урока: получения новых знаний
Тема урока: «Зона Арктических пустынь» (слайд № 1)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с зоной Арктических пустынь
Задачи урока:
- сформировать представление о местонахождении зоны Арктических пустынь, климате, животном и растительном мире.
- развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи
- формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы
- создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
- способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
Оборудование:
* карта «Природные зоны России»; слайды, картины, фо тографии с изображением изучаемых объектов; раздаточный материал.
Ход урока:
№ | Этапы урока | Методы | Приёмы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1. | Организационный момент. | Метод стимулирования. | Эмоциональный настрой. | - Где-то на белом свете (слайд № 2) Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря. Трутся об ось медведи - Вертится Земля. Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда! - Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут - возьмем направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправ ляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь. (слайд № 3) | Дети открывают атласы. | |
2. | Проверка знаний и умений. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Устный опрос ранее изученного материала. | - Покажите на карте известные вам равнины России. (Слайд № 4) - Покажите на карте горы нашей страны. Игра «Я знаю названия рек» - Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана Конкурс сочинений: «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту» На первом этапе выбирается лучшее сочинение в группе (класс делится на три группы по рядам), на втором этапе из трех сочинений выбирается лучшее в классе. -А сейчас, каждый самостоятельно выполнит задание. Я предлагаю тест. (Приложение 1) | Работа в группах: дети зачитывают свои сочинения. Работа с тестами. | Применяют знания, полученные на прошлом уроке: правильно стоять у доски при работе с картой. |
3. | Подготовка к усвоению нового материала. | Наглядный, репродуктивный, метод контроля и самоконтроля. | Метод сравнения, анализа, обобщения. | - К бескрайним просторам (слайд № 5) Северного Ледовитого океана, к его остро вам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, бо таники и зоологи. - Мы знаем, что это царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? - Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, на зовите острова, которые относятся к этой зоне. (слайд № 6) - Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить: Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов); Какие растения встреча ются в этой зоне? (задача для ботаников); Какие животные населяют арктическую пустыню? (задача для зоологов). Каждая группа получает раздаточный материал и карточку-помогайку. | Класс делится на три группы: географы, ботаники, зоологи. Работа ведется в группах. Каждой группе дается раздаточный материал, в наборе карточки с различными видами одежды. Дети выбирают: меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо. -(Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и ост ров Врангеля.) (При ответе используется атлас или карты в учебнике на с. 77 и 64,65. Острова показываются на классной карте.) | Вывод: человек живущий в зоне арктических пустынь должен носить теплую меховую одежду. |
4. | Изучение нового материала. Практическая работа. | Исследовательский Наглядный метод. | Беседа, обсуждение в группах. | - Раздаточный материал для географов Картины «Северное сияние» и «Ледяная пустыня». Схема: Рекомендации - см. учебник, с. 78, 79. - Раздаточный материал для ботаников Карточки с изображением растений: мхи, полярный мак, лишайник, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли). Рекомендации -см. учебник на с. 79, 80, 81. Раздаточный материал для зоологов (слайд № 15- 20) Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин. Рекомендации - см. учебник на с. 79-82. - В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает ве ликолепное животное - гренландский кит (показ фотографии). - Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы на звать арктическую зону пустынной? | -- Дети вставляют пропущенные слова и озвучивают рассказ, сопрово ждая показом схем и картин. (Приложение № 2) (Слайд № 7 -9) -В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут жи вотные и птицы и далее выращивают своих детенышей. | Дети работают в группах, показывают на карте и отмечают территорию арктических пустынь на контурной карте. Вывод: чтение стр.78 - 82 в учебнике. |
5. | Физминутка. | --Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись. | ||||
6. | Продолжение изучения нового материала. | Исследовательский, наглядный методы. | Беседа, обсуждение. | -Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда при влекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции (показ слайда № 21- 22). Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зо ны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную лов лю, создали заповедники. - Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет ваш одноклассник. - Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: Заповедны ми тропами / Под ред. Т.А. Адольф, М.И. Давыдовой. - М.: Про свещение, 1988. | - Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий. -1-й ученик: (слайд № 23 – 26) Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу - розовую чайку. Прирожденные кочевники по лярных льдов выводят здесь свое потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики - овцебык, завезенный в запо ведник из Америки. Остров Врангеля - единственное место, где гнездятся белые гуси. | Практическая работа. |
7. | Работа в рабочей тетради. Вывод: | Исследовательский метод. Частично – поисковый, наглядный. | Работа в группах, обсуждение. | - . Работа в рабочей тетради. С. 24, № 1 - С. 26, № 5 - Прочитайте. - Рассмотрите знаки. - Какие экологические проблемы выражены этими знаками-рисунками. - Назовите экологическую проблему, выраженную на первом рисун ке. - Запишите в тетради. - Назовите экологическую проблему, выраженную на втором рисун ке. - Запишите в тетради. - Назовите экологическую проблему, выраженную на третьем рисун ке. - Запишите в тетради. С. 26, № 6 - Прочитайте. - В середине тетради найдите плакат «Красная книга России». - Найдите на нем редких животных Арктики. Подпишите их назва ния. (Белый медведь, морж.) | - Дети работают в тетрадях. Читают вопросы, обсуждают и записывают ответы. -(С различных судов в воду попадают вредные вещества, мусор.) -(Неумеренный отлов рыбы, хищнический, не заботясь об охране рыбных богатств) -(Неумеренная охота привела к тому, что белые медведи и мор жи стали редкими) | Обсуждают, делают выводы и записывают. Умение работать в группах, слушать товарища, высказывать свои мнения. |
8. | Закрепление знаний. Вывод: | Частично – поиско- вый, метод контроля и самоконтроля. | Фронтальный опрос. | - Назовите цепи питания. - Почему у птиц такой клюв? - Почему именно такая существует связь? - Действительно, из-за суровых природных условий растительность бед ная, непригодная для пищи, птицы и животные находят корм в море. Птицы устраивают свои гнезда прямо на камнях. | - водоросли -» рачки -» рыбы —> птицы; водоросли -> рачки —> рыбы —> тюлени; рыбы —> тюлени -> белые медведи. -- У птиц для ловли рыбы приспособлен клюв, и они имеют обте каемую форму. - Такая связь существует, потому что можно составить цепь пи тания: водоросли —> рачки —> рыбы —> белые медведи. | Дети составляют цепь питания. |
9. | Рефлексия. | Стимулирования. | - Что нового узнали? - Чему научились? -Над чем нужно поработать? | Вывод. | ||
11. | Домашнее задание. | Исследовательский метод. Частично – поисковый. | - Дома вы еще поработаете с картой и приготовите сообщение: 1 группа – географическое положение зоны арктических пустынь 2 группа – животный мир зоны 3 группа – растительный мир | ( индивидуальное задание для каждой группы) |
Приложение № 1.
Тест «Моря, озера и реки России» .
1. Самое большое по площади озеро России - это ...
а) Онежское;
б) Байкал;
в) Каспийское.
2. Река, впадающая в Каспийское море, - это ...
а) Дон;
б) Волга;
в) Кама.
3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, -это ...
а) Енисей;
б) Обь;
в) Лена.
4. Самая длинная река России - это ...
а) Волга;
б) Лена;
в) Обь;
г) Енисей.
5. Море Атлантического океана на территории России - это ...
а) Японское море;
б) Балтийское море;
в) Черное море.
6. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?
а) Аральское и Каспийское моря;
б) Ладожское и Онежское озера.
7. В Список Всемирного наследия внесено ...
а) Белое море;
б) озеро Байкал
Приложение № 2
Карточка-помогайка:
Арктика - это огромное пространство ...(Северного Ледовитого) океана, с ...(морями) и ...(островами). Солнце направляет на это про странство ...(косые) лучи. Оно ...(светит), но не ...(греет). Зимой в Арктике ...(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звезды и ...(Северное сияние). Дуют ...(ветры), бушует ...(пурга). Температура опускается до ...(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике ...(полярный день), но ...(тепла) тоже нет. Это зависит от географиче ского ...(положения) арктической зоны. Температура лишь на .. .(несколько градусов) выше .. .(нуля).
Карточка-помогайка:
На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. .(планктонныхрастений водорослей).
Карточка-помогайка:
Животных арктической зоны кормит ...(.норе). Морскими водорос лями питаются ...(рачки), а ими - ...(рыбы). Основная пища птиц и жи вотных - это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки),
...(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят ...(потомство). Птиц с не обычными клювами называют ...(тупики). Все звери - прекрасные ...(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и ...(тюлени). На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее бы ло .. .(передвигаться по льду и снегу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект содержит в себе презентацию...
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Зона Арктических пустынь. Особенности природы. Виды растений и животных, внесённых в Красную книгу»
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь; познакомить с особенностями природы( условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе...
Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)
АННОТАЦИЯ:Цели урока:· сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...
Презентация к уроку окружающего мира "Зона арктических пустынь" 4 класс
Цель: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; познакомить учащихся с особенностями (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной...
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру «Зона арктических пустынь» 4 класс...
Конспект урока окружающего мира "Зона арктических пустынь"
Цель урока: формировать у учащихся понятие "Арктика", умение находить и показывать её на карте полушарий, воспитывать бережное отношение к природе....