Конспект урока окружающего мира «Кто во что верит?» 4 класс (ОС «Школа 2100»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Маркова Виктория Дмитриевна

Конспект урока окружающего мира (ОС «Школа 2100») «Кто во что верит?» 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект24.28 КБ
Файл Презентация1.83 МБ
Файл 1 группа13.34 КБ
Файл 2 группа12.45 КБ
Файл 3 группа12.88 КБ
Файл таблицы12.96 КБ
Файл Актуализация12.58 КБ
Файл актуализация (слова на группы)34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира (ОС «Школа 2100»)

Школа: МБОУ №8

Класс: 4 «В»

Студентки группы Ш-31

Обуховой Виктории

Учитель: Тарасова Л.В.

Методист: Никонова В.Н.

Тема урока: «Кто во что верит?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представление о неоднородности, «многоликости» современного человечества, о том, что объединяет всех людей, об общечеловеческих ценностях.

Задачи:

  • способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения и религиозного;
  • развивать умение извлекать информацию из текстов, схем, строить речевое высказывание в устной форме, анализировать содержание текста; умение слушать и понимать других; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается человеческое общество.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Садитесь пожалуйста.

Сколько много еще нам предстоит познать.

Что сегодня нам откроет история?

О чем поведает наша книга?

Какие знания мы получим на уроке?

И если внимательно работать, то обязательно на этот вопрос ответим в конце урока.

Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место.

Актуализация знаний

Постановка темы

Целеполагание

– Мы продолжаем наш разговор об истории человечества. Давайте вспомним, какие эпохи прошел человек в своем нелегком пути. (на доске размещаются карточки с названиями - первобытное общество, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время)

- Каждая эпоха обладала какими-то своими особенностями. Давайте попробуем с вами соотнести эпохи и относящиеся к ним понятия (вывешиваются карточки с различными понятиями)                                                                

(ПЛЕМЯ, КАМЕННЫЙ ТОПОР, РЕЧЬ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, РЫЦАРЬ, ИНКВИЗИЦИЯ, ЖАННА Д'АРК, АЛХИМИЯ, КОЛОНИИ, ХРИСТОФОР КОЛУМБ, ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КОСМОНАВТИКА, ООН, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, РЕЛИГИЯ)

-  Возникла проблема. Несколько групп захотели поставить в свою эпоху понятие «религия». А что это такое? Объясните это слово.

- Давайте обратимся к толковому словарю…

Религия - вера людей в существование высших, сверхъестественных сил.

- Почему же эта карточка понадобилась нескольким группам?

- Как вы понимаете выражение - «Говорят не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»… ? О чем идет речь?

- Поднимите руки, кто верит в народные приметы?

- А кто решает верить или нет в приметы?

- Какой же вывод мы можем сделать?

Итак, тема нашего урока звучит – КТО ВО ЧТО ВЕРИТ?

(Тема вывешивается на доске)

- Давайте прочитаем диалог наших героев в учебнике стр. 90 и определим, какое противоречие возникло между ними.

- Ребята, кто прав в этом споре?

- Можно считать, что права Анюта?

- Можно согласиться с Илюшей?

- Какие еще мнения у вас есть? Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...

- Какой вопрос у вас возникает?

- Запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:

Могут ли все люди думать одинаково?

- Итак, тема нашего урока. «Кто во что верит».

- На этот вопрос мы должны найти сегодня ответ. Но что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? Также нам нужно выяснить, как называют людей, которые не относятся ни к одной из религий.

“Многоликое человечество. Мы разные…”

– “по внешнему облику”;

– “по национальности”;

– “по месту рождения и проживания”;

– “по взглядам на мир”.

–Итак, даже в нашем классе есть представители православных, мусульман, есть неверующие. Где-то в мире, в том числе и рядом с нами, живут тысячи буддистов, католиков, христиан, язычников. У каждого из них своя вера. Но разве может существовать несколько истин? Ведь правда должна быть одна. Кто же прав? Чья вера истинна?

- Попробуйте найти ответ на эти вопросы.

-Может быть, вы знаете какие-нибудь вероисповедания?

во все времена люди верили в существование высших сил. Их существованием объяснялось все, что человек не мог объяснить сам

здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом

 Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам

Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?

знать о религиях больше

Познавательные:

Умение правильно отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные:

Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий.

Личностные:

Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока.

Регулятивные:

Целеполагание.

Открытие новых знаний

- Что мы уже знаем о многоликом человечестве с прошлых уроков? Заполним таблицу (презентация).

- Ребята, посмотрите на главный вопрос нашего урока и предположите, что можно записать в третьем «окошке» схемы.

- На какие множества можно разделить людей относительно веры?

- Вспомните, во что с древних времен верят люди.

- Как одним словом назвать веру людей в существование высших, сверхъестественных сил -  Бога (Богов)?

Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу – К КАКОЙ ЭПОХЕ ОТНЕСТИ ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник – статья «У Бога милости много». Прочитайте и ответьте на поставленный вопрос.

- А существует ли научное название «неверия» ни в каких богов?

Теперь давайте до конца заполним нашу схему.

- Давайте обратимся к учебнику. На с. 92 представлены четыре иллюстрации. Обсудите в парах и определите, какие высказывания принадлежат религиозным, верующим людям, а какие атеистам.

- Кто прав в своих взглядах на мир - верующие или атеисты? Оправданы ли жестокие споры между ними? Если все люди такие разные, что не могут думать одинаково, как же им тогда жить вместе в мире и согласии на одной планете?

- А что касается верующих людей, все ли они думают одинаково, все ли они верят в одного единственного Бога?

- Да, в мире существует много религий. Но какая же вера истинная, какую религию выбрать? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам проанализировать три основных религии: буддизм, христианство, ислам). Эти три религии называют мировыми.

Одни верят, другие – нет

В Бога, в разных богов

(религия)

Чтение по цепочке

Атеизм

Работают в парах

Проверка

Во что верить, а во что нет, каждый человек решает сам

ответы детей

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

Физ. минутка

Гигиеническая физ. минутка

Работа по теме урока

- Сейчас по рядам давайте попробуем проанализировать эти три религии.

Результаты исследований оформим в виде таблицы.

Проверка. Ребята, давайте посмотрим на результаты вашей работы. Капитан каждой группы назовет то, что получилось у его команды.

Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.


– Тогда получается, что лучшей религии нет?  Как определить во что верить?..

- Ребята, а что же подскажет человеку, как правильно думать, поступать, во что верить?  

- Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника на с. 93.
– Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.

Работают в группах

Верят все, кто во что хочет

Совесть человека, его душа

Познавательные:

Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас;

умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

Сохранять дисциплину.

Личностные:

Уметь воспринимать новую информацию.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание.

Итог урока

Рефлексия

- Итак, ребята, что нового вы узнали о едином человечестве?

– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу.

Личностные:

Умение делать итог, умение оценивать свою работу.

Познавательные:

Контроль и оценка процессов результата деятельности.

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единое человечество _________________ раса _________________ раса _________________ раса Граждане разных _____________ Европеоидная Негроидная Монголоидная Государств

Слайд 2

Единое человечество _________________ раса _________________ раса _________________ раса Граждане разных _____________ Европеоидная Негроидная Монголоидная Государств ________________ и ________________ Верующие атеисты

Слайд 3

Буддизм

Слайд 4

Будда

Слайд 5

Храм

Слайд 6

Трипитака /

Слайд 7

Христианство

Слайд 8

Бог, Иисус Христос

Слайд 9

Храм, церковь

Слайд 10

Священно-служитель

Слайд 11

Библия

Слайд 12

Ислам

Слайд 13

Мечеть

Слайд 14

Мулла

Слайд 15

Коран



Предварительный просмотр:

Группа 1.

Буддизм

Буддизм — древнейшая из мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее, от почётного титула своего основателя Будды, что означает «Просветлённый», «Пробуждённый».

Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды называется Трипи́така. В переводе Трипитака означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела.

Буддисты проводят богослужения в храмах или небольших помещениях для служб (вихары).

Буддизм появился в 5 -6 вв. до н.э. в Индии. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже (христианство — пять, ислам — двенадцать веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, высокоразвитую цивилизацию.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
      Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.



Предварительный просмотр:

Группа 2.

Христианство

Христианство – одна из распространённых в мире религий, вера в Бога. Священной книгой христиан является Библия. В ней говориться о том, как Бог сотворил мир, жизнь на Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сына Бога – Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что Иисус Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спасти род человеческий от горя и зла и научить его добру и справедливости.

По преданию, у Христа и его учеников нашлось много врагов. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит Библия, Сын Божий через три дня воскрес из мёртвых и вознёсся на небо.

Людей, которые поверили в его учение и приняли новую веру - христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Поэтому неудивительно, что точкой отсчёта новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.

Основным местом богослужения является храм. Православный храм, символизирующий землю, с куполом (символ неба) – это образ мира. Купол так же символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.



Предварительный просмотр:

Группа 3.

Ислам

Ислам - одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами.

Мусульмане верят, что существует только один Бог –создатель мира Аллах.

Чтобы научить людей правильной жизни, Аллах обращался к ним через пророков – особых людей, в уста которых Бог вкладывал свои слова. Последним и главным пророком Аллаха был Мухаммед, который жил 14 веков назад ( в 7 в. н.э.).

Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман Коране. Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков, творить добрые дела во имя Аллаха.

Молитвенное здание мусульман именуется мечетью. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращалось любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи.

Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву.

 Для пребывания в мечете от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в изолированных галереях мечети.

       С течением времени ислам распространился во многих странах. Сейчас в современной России многие люди исповедают исламскую религию.



Предварительный просмотр:

Название

Религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Христианство

Ислам

Название

Религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Христианство

Ислам

Название

Религии

К кому обращаются с молитвой

Место для богослужения

Посредник между богом и человеком

Священная книга

Основная идея, суть религии

Буддизм

Христианство

Ислам



Предварительный просмотр:

Первобытное общество

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

Первобытное общество

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время

Первобытное общество

Древний мир

Средневековье

Новое время

Новейшее время



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Урок окружающего мира "Путешествие во времени". 4 класс. ОС "Школа 2100"

Конспект урока с нагладностью. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Человек и прошлое человечества" и позволяет организовать комплексное повторение изученного материала в форме интеллектуа...

Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...