Конспект урока окружающего мира «Кто во что верит?» 4 класс (ОС «Школа 2100»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира (ОС «Школа 2100») «Кто во что верит?» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 24.28 КБ |
Презентация | 1.83 МБ |
1 группа | 13.34 КБ |
2 группа | 12.45 КБ |
3 группа | 12.88 КБ |
таблицы | 12.96 КБ |
Актуализация | 12.58 КБ |
актуализация (слова на группы) | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира (ОС «Школа 2100»)
Школа: МБОУ №8
Класс: 4 «В»
Студентки группы Ш-31
Обуховой Виктории
Учитель: Тарасова Л.В.
Методист: Никонова В.Н.
Тема урока: «Кто во что верит?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: формирование представление о неоднородности, «многоликости» современного человечества, о том, что объединяет всех людей, об общечеловеческих ценностях.
Задачи:
- способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения и религиозного;
- развивать умение извлекать информацию из текстов, схем, строить речевое высказывание в устной форме, анализировать содержание текста; умение слушать и понимать других; определять цель деятельности на уроке; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается человеческое общество.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | Здравствуйте, ребята! Садитесь пожалуйста. Сколько много еще нам предстоит познать. Что сегодня нам откроет история? О чем поведает наша книга? Какие знания мы получим на уроке? И если внимательно работать, то обязательно на этот вопрос ответим в конце урока. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: Умение сохранять дисциплину и организовывать своё рабочее место. |
Актуализация знаний Постановка темы Целеполагание | – Мы продолжаем наш разговор об истории человечества. Давайте вспомним, какие эпохи прошел человек в своем нелегком пути. (на доске размещаются карточки с названиями - первобытное общество, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время) - Каждая эпоха обладала какими-то своими особенностями. Давайте попробуем с вами соотнести эпохи и относящиеся к ним понятия (вывешиваются карточки с различными понятиями) (ПЛЕМЯ, КАМЕННЫЙ ТОПОР, РЕЧЬ, ПИСЬМЕННОСТЬ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, РЫЦАРЬ, ИНКВИЗИЦИЯ, ЖАННА Д'АРК, АЛХИМИЯ, КОЛОНИИ, ХРИСТОФОР КОЛУМБ, ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КОСМОНАВТИКА, ООН, ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, РЕЛИГИЯ) - Возникла проблема. Несколько групп захотели поставить в свою эпоху понятие «религия». А что это такое? Объясните это слово. - Давайте обратимся к толковому словарю… Религия - вера людей в существование высших, сверхъестественных сил. - Почему же эта карточка понадобилась нескольким группам? - Как вы понимаете выражение - «Говорят не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»… ? О чем идет речь? - Поднимите руки, кто верит в народные приметы? - А кто решает верить или нет в приметы? - Какой же вывод мы можем сделать? Итак, тема нашего урока звучит – КТО ВО ЧТО ВЕРИТ? (Тема вывешивается на доске) - Давайте прочитаем диалог наших героев в учебнике стр. 90 и определим, какое противоречие возникло между ними. - Ребята, кто прав в этом споре? - Можно считать, что права Анюта? - Можно согласиться с Илюшей? - Какие еще мнения у вас есть? Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы... - Какой вопрос у вас возникает? - Запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока: Могут ли все люди думать одинаково? - Итак, тема нашего урока. «Кто во что верит». - На этот вопрос мы должны найти сегодня ответ. Но что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? Также нам нужно выяснить, как называют людей, которые не относятся ни к одной из религий. “Многоликое человечество. Мы разные…” – “по внешнему облику”; – “по национальности”; – “по месту рождения и проживания”; – “по взглядам на мир”. –Итак, даже в нашем классе есть представители православных, мусульман, есть неверующие. Где-то в мире, в том числе и рядом с нами, живут тысячи буддистов, католиков, христиан, язычников. У каждого из них своя вера. Но разве может существовать несколько истин? Ведь правда должна быть одна. Кто же прав? Чья вера истинна? - Попробуйте найти ответ на эти вопросы. -Может быть, вы знаете какие-нибудь вероисповедания? | во все времена люди верили в существование высших сил. Их существованием объяснялось все, что человек не мог объяснить сам здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково? знать о религиях больше | Познавательные: Умение правильно отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: Умение сохранять дисциплину при выполнении заданий. Личностные: Умение ставить перед собой цели и придерживаться их на протяжении всего урока. Регулятивные: Целеполагание. |
Открытие новых знаний | - Что мы уже знаем о многоликом человечестве с прошлых уроков? Заполним таблицу (презентация). - Ребята, посмотрите на главный вопрос нашего урока и предположите, что можно записать в третьем «окошке» схемы. - На какие множества можно разделить людей относительно веры? - Вспомните, во что с древних времен верят люди. - Как одним словом назвать веру людей в существование высших, сверхъестественных сил - Бога (Богов)? Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу – К КАКОЙ ЭПОХЕ ОТНЕСТИ ПОНЯТИЕ РЕЛИГИЯ? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник – статья «У Бога милости много». Прочитайте и ответьте на поставленный вопрос. - А существует ли научное название «неверия» ни в каких богов? Теперь давайте до конца заполним нашу схему. - Давайте обратимся к учебнику. На с. 92 представлены четыре иллюстрации. Обсудите в парах и определите, какие высказывания принадлежат религиозным, верующим людям, а какие атеистам. - Кто прав в своих взглядах на мир - верующие или атеисты? Оправданы ли жестокие споры между ними? Если все люди такие разные, что не могут думать одинаково, как же им тогда жить вместе в мире и согласии на одной планете? - А что касается верующих людей, все ли они думают одинаково, все ли они верят в одного единственного Бога? - Да, в мире существует много религий. Но какая же вера истинная, какую религию выбрать? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам проанализировать три основных религии: буддизм, христианство, ислам). Эти три религии называют мировыми. | Одни верят, другие – нет В Бога, в разных богов (религия) Чтение по цепочке Атеизм Работают в парах Проверка Во что верить, а во что нет, каждый человек решает сам ответы детей | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. |
Физ. минутка | Гигиеническая физ. минутка | ||
Работа по теме урока | - Сейчас по рядам давайте попробуем проанализировать эти три религии. Результаты исследований оформим в виде таблицы. Проверка. Ребята, давайте посмотрим на результаты вашей работы. Капитан каждой группы назовет то, что получилось у его команды. Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.
- Ребята, а что же подскажет человеку, как правильно думать, поступать, во что верить? - Давайте сравним наш вывод с выводом авторов учебника на с. 93. | Работают в группах Верят все, кто во что хочет Совесть человека, его душа | Познавательные: Иметь желание узнавать новое, расширять свой словарный запас; умение извлекать информацию из текстов, делать выводы, находить ответы на вопросы. Регулятивные: Сохранять дисциплину. Личностные: Уметь воспринимать новую информацию. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание. |
Итог урока Рефлексия | - Итак, ребята, что нового вы узнали о едином человечестве? – Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу. | Личностные: Умение делать итог, умение оценивать свою работу. Познавательные: Контроль и оценка процессов результата деятельности. | |
Домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единое человечество _________________ раса _________________ раса _________________ раса Граждане разных _____________ Европеоидная Негроидная Монголоидная Государств ________________ и ________________ Верующие атеисты
Буддизм
Будда
Храм
Трипитака /
Христианство
Бог, Иисус Христос
Храм, церковь
Священно-служитель
Библия
Ислам
Мечеть
Мулла
Коран
Предварительный просмотр:
Группа 1.
Буддизм
Буддизм — древнейшая из мировых религий. Буддизм получил название от имени, а точнее, от почётного титула своего основателя Будды, что означает «Просветлённый», «Пробуждённый».
Свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды называется Трипи́така. В переводе Трипитака означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела.
Буддисты проводят богослужения в храмах или небольших помещениях для служб (вихары).
Буддизм появился в 5 -6 вв. до н.э. в Индии. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились значительно позже (христианство — пять, ислам — двенадцать веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования — иными словами, высокоразвитую цивилизацию.
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его жизнь постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.
Предварительный просмотр:
Группа 2.
Христианство
Христианство – одна из распространённых в мире религий, вера в Бога. Священной книгой христиан является Библия. В ней говориться о том, как Бог сотворил мир, жизнь на Земле и человека. В Библии рассказано о рождении Сына Бога – Иисуса Христа и его жизни. Христиане верят, что Иисус Христос явился на землю 20 веков назад, чтобы спасти род человеческий от горя и зла и научить его добру и справедливости.
По преданию, у Христа и его учеников нашлось много врагов. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Но, как гласит Библия, Сын Божий через три дня воскрес из мёртвых и вознёсся на небо.
Людей, которые поверили в его учение и приняли новую веру - христианство, с течением времени становилось всё больше и больше. Поэтому неудивительно, что точкой отсчёта новой эры был выбран момент рождения Иисуса Христа.
Основным местом богослужения является храм. Православный храм, символизирующий землю, с куполом (символ неба) – это образ мира. Купол так же символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу.
Предварительный просмотр:
Группа 3.
Ислам
Ислам - одна из распространённых в мире религий, последователей которой называют мусульманами.
Мусульмане верят, что существует только один Бог –создатель мира Аллах.
Чтобы научить людей правильной жизни, Аллах обращался к ним через пророков – особых людей, в уста которых Бог вкладывал свои слова. Последним и главным пророком Аллаха был Мухаммед, который жил 14 веков назад ( в 7 в. н.э.).
Слова Аллаха, произнесённые Мухаммедом, записаны в священной книге мусульман Коране. Эта книга учит мусульман не совершать злых поступков, творить добрые дела во имя Аллаха.
Молитвенное здание мусульман именуется мечетью. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем обязательно должны были отсутствовать идолы или изображения живых существ, которые могли служить объектом поклонения. На захваченных мусульманами территориях в мечеть превращалось любое подходящее здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи.
Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет – башню, с которой возглашают призыв на молитву.
Для пребывания в мечете от молящихся требуется ритуальная чистота; они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. При входе в мечеть надо обязательно снимать обувь. Женщины молятся либо в отгороженной занавесом части, либо в изолированных галереях мечети.
С течением времени ислам распространился во многих странах. Сейчас в современной России многие люди исповедают исламскую религию.
Предварительный просмотр:
Название Религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | |||||
Христианство | |||||
Ислам | |||||
Название Религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | |||||
Христианство | |||||
Ислам | |||||
Название Религии | К кому обращаются с молитвой | Место для богослужения | Посредник между богом и человеком | Священная книга | Основная идея, суть религии |
Буддизм | |||||
Христианство | |||||
Ислам |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"
Урок-практикум окружающего мира во 2 классе УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей зоны леса умеренного климата и ...
Урок окружающего мира "Путешествие во времени". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Конспект урока с нагладностью. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Человек и прошлое человечества" и позволяет организовать комплексное повторение изученного материала в форме интеллектуа...
Урок окружающего мира "Зима: покой природы" (1 класс, ОС "Школа 2100").
ОС "Школа 2100" (ФГОС)...
Конспект урока окружающего мира «Что такое погода?» 2 класс (УМК «Школа России»)
Конспект урока окружающего мира (УМК «Школа России») «Что такое погода?» 2 класс...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Государственный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Государственный бюджет»Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»; развива...