Урок окружающего мира "Путешествие во времени". 4 класс. ОС "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока с нагладностью. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Человек и прошлое человечества" и позволяет организовать комплексное повторение изученного материала в форме интеллектуальной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_vo_vremeni.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема. Путешествие во времени.
Класс: 4
Цель урока – формирование у учащихся целостной картины мирового исторического развития.
Задачи:
- повторить основные исторические эпохи, особенности жизни людей в разное время;
- формировать у учащихся умение рассматривать исторические явления в развитии, развивать умение анализировать полученную информацию, выделять причины и следствия явлений;
- воспитывать гордость за исторические свершения людей.
Ход урока
I.Организационный момент.
- «Давно это было, миллионы лет до нашей эры. В тропических лесах бродили огромные, диковинные животные»… А сейчас их останки можно встретить только в музеях. Что такое музеи? Музей – это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением памятников истории. Там собраны экспонаты разных исторических эпох.
Учитель: А какие исторические эпохи вы знаете? Давайте составим «ленту времени». (Под плакатами на доске размещаются таблички с названием исторических эпох).
II. Объяснение правил игры.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и вспомним, как жили люди в разные исторические эпохи. А помогать нам в этом будут люди разных родов занятий Работать вы будете в группах. Путешествовать мы будем на волшебных каретах, которые будут переносить нас из одного исторического отрезка времени в другой. Правильно отвечая на задания вы будете зарабатывать баллы, которые мы будем считать в вёрстах. Когда – то, очень давно человек измерял расстояние в подручных ему единицах измерения: локтях, шагах – эти мерки были неточными. Позже в 16-17 веках была принята на Руси единая единица измерения расстояния – верста. (верста это русская мера длины, равная 1,06 км. Посмотрим, какая команда совершит самое длинное путешествие. Итак, в путь…
III. Путешествие.
1. Портной. – Какой клиент мне достался придирчивый. Сегодня просит сшить ему длинные брюки, а завтра – брюки – галифе. Видишь ли, такое уже не модно. Что делать?
Учитель: Действительно, мода диктует нам, во что мы должны одеваться. Она менялась с течением времени. У вас на столах в конвертах лежат бумажные куклы и одежда. Ваша задача одеть куклу, назвать каждый предмет гардероба и определить к какой исторической эпохе они относятся. Будьте внимательны, нет ли среди данных вещей лишних.
Первобытный мир: набедренная повязка из шкуры животного, пояс, плащ.
Древний мир: тога, пояс, сандалии, валенки.
Средние века: кольчуга, шлем, панцирь, накидка из шкуры животного.
Новое время: камзол, треуголка, ботфорты, мини-юбка.
Новейшее время: джинсы, бейсболка, футболка, мушкетёрская шляпа.
Итог: Посмотрите, ребята, как изменилась одежда человека: от простой накидки из шкуры животного, которую человек просто подвязывал верёвочкой, до яркой, разнообразной по фактуре и материалу одежды.
2. Архитектор.- Третий день ломаю голову над тем, какую крышу сделать у беседки: в виде пирамиды или плоскую? Сейчас людей уже практически ничем не удивишь.…
Учитель: У вас на столах, на листочках - описание жилищ, подобрать картинку к этому описанию.
Первобытный мир: пещера.
Древний мир: глиняный дом.
Средние века: замок
Новое время: многоэтажный дом
Новейшее время: небоскрёб.
Итог: Ребята, посмотрите, когда-то, очень давно, человек построил себе первое жилище с единственной целью - укрыться он непогоды и хищников. А теперь дома строят не только прочные, но и красивые, многофункциональные.
ФИЗ.МИНУТКА
4. Водитель: - Ну вот, опять колесо проткнул, придётся идти пешком. Когда только я дойду до нужного места? Интересно, а на каких видах транспорта передвигались люди в прошлом?
Учитель: У вас на столах пазлы с изображением различных видов транспорта. Задача – собрать, вспомнить название, соотнести с исторической эпохой.
Первобытный мир: пирога.
Древний мир: колесница.
Средние века: телега.
Новое время: автомобиль с паровым двигателем.
Новейшее время: трамвай
ИТОГ: Транспорт, на котором передвигался человек, зависел от того, какие законы природы он изучил. Первобытный человек – умел выдалбливать каменным топором углубления в дереве – так появился пирога. А современный человек – научился приводить в движение машину с помощью электричества. Так появились трамваи, троллейбусы. Причём транспорт уже появился не только индивидуальный, но и общественный.
5. Инженер: - Что бы такое новенькое придумать? Кажется, человек уже изобрёл столько различной техники и устройств, что только успевай нажимать на кнопки – всё будет исполнено. А началось всё с того, что развитие у человекообразной обезьяны хватательной кисти руки, позволило её взять палку – это и стало первым орудием труда. А потом появились и другие…
Учитель: У вас на столах серия картинок с изобретениями, выберите те из, них, которые соответствую заданной вам исторической эпохе. Какими изобретениями вы можете дополнить свой ответ.
Первобытный мир: колесо, каменный топор, глиняный горшок, лук со стрелами
Древний мир: календарь, железный топор, дисковое колесо, колесо со спицами, шёлк
Средние века: порох, бумага, стремена, хомут, фарфор, компас, механические часы, очки.
Новое время: печатный станок, телескоп, телефон, самолёт, паровоз, электролампочка.
Новейшее время: холодильник, звуковое кино, ракета, компьютер, телевизор.
ИТОГ: Посмотрите, какое развитие техники произошло со времён первобытного общества. Ко многой из них мы уже привыкли и не мыслим себе жизни без неё. А сколько труда и усилий вложил человек в её изобретение.
6. Депутат: - Все думают: как легко быть руководителем – издал какой – нибудь приказ и жди, что его выполнят. Но сложность – то заключается в том, что составить этот приказ – значит определить, как люди будут жить в обществе. Здесь промахов быть не должно.
Учитель: Каждое общество живёт по своим законам. У вас на столах в конвертах обрывки фраз, вам нужно восстановить мораль общества и определить историческую эпоху.
Первобытный мир: Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, считался только человек своего рода и племени.
Древний мир: Настоящим человеком признаётся только человек своей цивилизации, своей культуры.
Средние века: Настоящим человеком считался только человек своей религии.
Новое время: Все люди – братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры.
Новейшее время: Все мы – это большая семья, единое человечество.
ИТОГ: Посмотрите, изменения произошли не только в окружающей человека обстановке: предметах быта, жилища, одежды. Самое главное, что изменился сам человек. Сколько веков должно было пройти в распрях и войнах, чтобы человек пришёл к мысли о том, что все мы должны жить как одна большая дружная семья.
IY. Итог игры, рефлексия.
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим, сколько вёрст проехала карета каждой из команд. ПОБЕДИТЕЛЬ Этот результат показывает только то, что знания, накопленные человеком на протяжении всего времени развития человечества очень велики. Люди собирали их по крупицам не одно тысячелетие. И очень хорошо, если хотя бы небольшая часть из всего этого вам известна. Не останавливайтесь на достигнутом.
Рефлексия: Ребята, наши кареты во время долгого путешествия совсем запылились, давайте их раскрасим. Если вам путешествие понравилось, вы узнали для себя что-то новое и интересное, то раскрасьте свою карету в яркие, теплые цвета, а если нет – то в холодные, тёмные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Смена времен года" 2 класс
.Данный конспект-урок составлен для урока окружающего мира. Тема урока "Смена времен года". Использовалась с УМК "Школа 2100", но можно использовать и с другими комплектамУрок составлен таким образом,...
Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100" по теме "Смена времен года"
Урок разработа согласно ФГОС Тип урока: открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для...
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.
Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Смена времен года"
Тип урока: открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения знаний...
Презентация к уроку окружающего мира "Смена времен года", 2 класс
Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 2 класса по УМК "Перспектива"....
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"
Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Временные понятия. Когда придёт суббота?"
Данный материал предназначен для обучения детей с нарушением слуха...