Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Целищева Марина Вениаминовна

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и  взаимосвязи всех её компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.doc101.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урока окружающего  мира 2 класс УМК «Школа 2100».  

Тема: Леса умеренного пояса.

Тип урока: урок-практикум.

Цель: формирование знаний учащихся о зоне лесов умеренного климата и взаимосвязи  её компонентов

Задачи:

  • Объяснить особенности сезонного климата;
  • выявить зависимость живых организмов  лесной зоны от её географического положения;
  • учиться показывать зону лесов на карте;
  • показать особенности лесной зоны, хвойных и лиственных лесов;
  • учиться доказывать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса;
  • учиться заполнять блок-схемы;
  • развивать умение работать с картой, как источником информации;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь;
  • развивать умение организовывать свою деятельность на уроке;
  • развивать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы обучения: практическая работа с картой, учебником, наглядный, словесный.

Формы работы: групповая (работа в парах),  индивидуальная

Оборудование к уроку:

Карта «Природные зоны», гербарий растений леса,, компьютер, диск с презентацией «Леса умеренного пояса», раздаточный материал (блок-схема «Лес», ).

Структура и ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Пожелайте друг другу  удачи.

(Слайд 1.)

  • Урок окружающего мира. Сегодня мы продолжим знакомство с природными зонами.
  • Мы должны быть очень внимательными, наблюдательными, замечать все сходства и различия.
  • Зачем нам это нужно?
  • Давайте, вспомним, что мы уже  знаем и приведём наши знания в определённый порядок.

Чтобы лучше узнать  изучаемую зону.

II. Актуализация знаний 

1).Блиц-опрос (Слайд 2)

  • Что такое экосистема?

  • Что экосистема получает из вне?
  • Что такое природная зона?

  • Какие природные зоны изучили?  
  • Как меняются зоны?
  • В каком климатическом поясе они расположены?

2). Работа с картой. (Слайд 3).

  • Покажите на карте эти зоны.
  • Какими цветами они изображены на карте? Как вы думаете, почему?

  • Совместно обитающие организмы на небольшом участке земли.
  • Солнечный свет и тепло.
  • Крупные области со сходными условиями, климатом, растительным и природным миром.
  • Зону ледяных пустынь и тундры.
  • С севера на юг.
  • Они находятся в холодном климатическом поясе.

Показывают на карте.

  • .Холодные цвета – холодный климат.

III.Сообщение темы и цели урока.

  • А какого цвета следующая природная зона? Почему?  (Слайд 4)
  • Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стихотворение  С.Погорельского.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

  • С какой  природной зоной мы будем знакомиться? И зачем?  
  • Вы совершенно правы. Сегодня мы отправимся в  лесную зону умеренного климата (показываю зону лесов на карте), для того чтобы найти её отличительные черты от других природных зон. Ведь всё познаётся в сравнении. А также доказать что в природе всё взаимосвязано.
  • Обратите внимание на карту. Между зоной тундры и зоной лесов есть ещё одна зона, закрашенная более темным цветом.
  • Что это за  зона?  Прочитайте её название. (Слайд 5).
  • Подумайте, почему она получила такое название?
  • Из увиденного и услышанного сделайте вывод: какую роль она играет?
  • Зелёного. Более тёплый климат, т.к. зелёный цвет – тёплый тон. Это сфотографированный с самолёта лес.

  • С зоной леса.
  • Узнать как можно больше об особенностях данной зоны, выяснить, чем она отличается от других природных зон.

  • Это лесотундра.

  • Это уже не тундра, но и не лес.

  • Постепенная смена  зоны тундры на зону лесов.

IV. Открытие новых знаний.

(Слайд 6)

  • Что мы должны узнать на уроке про лесную зону?
  • В какой последовательности будем рассматривать? Давайте составим план работы.

(кликать по слайду)

  • С чего должны начать?
  • Почему?

1). Рассказ учителя

  • Какова главная особенность умеренного климата?

(Слайд 7) Она заключается в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, понаучному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность её меньше. Осадков выпадает достаточное количество.

  • В виде чего выпадают осадки?
  • Каков климат в умеренном поясе?

В умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон, из них самая широкая – лесная  зона. (Параллельно показать на карте  зону).

  • Чем же отличается лесная зона?
  • Правильно, конечно же, лесами.
  • А почему?

Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги  (клик по слайду). Значительный слой почвы (клик по слайду). За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую.

  •  А как вы думаете одинаковые ли природные условия в северной части природной зоны и южной?
  • Совершенно верно.

В северной части есть слой вечной мерзлоты (клик по слайду), но он успевает за лето оттаивать на большую глубину, чем в тундре, это важно для корней растений. А в южной части природной зоны вечной мерзлоты вообще нет, зимой промерзает лишь поверхностный слой земли, вешние воды обильно питают почву, есть плодородный слой.

В умеренном поясе лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная (клик по слайду).

2) Физкультминутка. (Слайд 8)

Мы по лесу все гуляли,
Много разного видали

Есть ли ели на опушке?
До небес верхушки.
Слушали -  
Молчат.

А внучата – елочки,

Тонкие иголочки
У лесных ворот

Водят хоровод.

Мы по лесу все гуляли,
Много разного видали.

  • На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно связана с живой природой.
  • А какие условия нужны для того, чтобы росли деревья?

З). Практическая  работа  с картой  и учебником,  заполнение блок-схемы.  (Приложение 1).

 Пользуясь  учебным материалом на с.20-21 и картой на  с.104-105 учебника, мы должны найти ответ на вопрос о том, одинаковые ли растения растут в зоне лесов? и  выполните задание 1 на листках, которые лежат у вас на столах. (Задание даётся одно на двоих)

(Слайд 9).

  • На какие же леса (подзоны) делят лесную  зону?
  • Покажите их на карте.

4). Полилог и работа с блок-схемой  «Лес»

  • Лес из хвойных деревьев называют тайгой.

(Слайд 10). Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму.  В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.

  • Продолжим заполнение блок-схемы «Лес», а о типичных представителях тайги нам расскажут «консультанты».

При необходимости учитель дополняет сведения «консультантов».

  • Названия каких растений вы вписали в блок-схему? Может кто-то дополнить данный список?

Растительный мир тайги не отличается большим разнообразием. Кроме характерных деревьев здесь можно встретить небольшие кустарники. Это брусника, голубика, жимолость, черника. Травянистый покров весьма скудный. Это в основном мхи, лишайники.

  • К югу на смену тайге приходит смешанный лес.

(Слайд 11).

  • Как вы понимаете значение данного выражения «смешанный лес»?
  • С какой природной зоной он схож?  Чем?

  • Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

У лиственных пород деревьев листья некрупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. Осенью листья опадают на землю.

Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений.

Послушаем следующих «консультантов».

  • Названия, каких растений смешанной зоны лесов внесли в таблицу?

И замыкает зону лесов – широколиственный лес. (Слайд 12)

  • Какие же типичные представители этой части леса мы знаем. Давайте послушаем и продолжим заполнение блок-схемы.
  • Какой вывод можно сделать  о растительном мире  лесной зоны в сравнении с зоной тундры?

  • Какой вид растений является главным «кормильцем» в лесной зоне?
  • Помогите закончить предложение: с лесным миром очень тесно связан …

 (Слайд 13).

  • В лесу можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.  
  • Как вы думаете, животный мир будет тоже более разнообразным по сравнению с зонами холодного климата? Одинаковые ли звери живут в тайге и в смешанных лесах? Почему? Давайте это выясним.

5). Практическая работа в парах с картой и заполнение таблицы.

  • Пользуясь учебником (с.22-23) и картой (с.106-107), заполните в таблице названия представителей  животного мира лесной зоны.
  • Сделайте вывод о животных лесной зоны?

  • Могут ли растения и животные обходиться друг без друга? Почему?

Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. «Мусорщики» в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.

  • Ответьте на 2 и 3 вопросы в 1 задания на листочках.

6).Дыхательная гимнастика и физкультминутка (Слайд 14).

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише –

Деревце все выше.

  • Итак, наш урок  по лесной зоне подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работы. Мы рассмотрели природную зону леса по всем пунктам составленного нами плана работы?
  • Смогли ли мы найти отличительные особенности данной природной зоны от зоны тундры?
  • Назовите их.

7). Игра «Будь внимателен». Послушайте мои высказывания, найдите ошибки и поправьте меня: если услышите неточность, хлопните  в ладоши, и из ложного образуйте истинное высказывание.

  • Зона лесов расположена севернее зоны тундры.
  • Зима теплее, чем в тундре, а лето короткое и холодное.
  • В зоне леса произрастают: карликовая берёза, дуб, полярный мак, осина, сосна.
  • В лесу водятся: лемминг, бурый медведь, тюлень, клёст.
  • Молодцы, вы были очень внимательны.

8). Работа в парах.

Обсудите в группах-парах - как приспособились растения и животные к жизни в лесу  умеренного климатического пояса? и выполните задание  2  на листах. (Приложение 2).

 (Слайд 15)  

9). Экологическая пропедевтика

  • Послушайте… (звучат звуки леса)  о чём нам хотел рассказать лес, какую ещё тайну  хочет поведать?
  • Что нужно делать, чтобы леса наши сохранить?

  • Где располагается, каков климат, растения и животные, которые там обитают.

  • С местоположения.
  • От того, где расположена зона  будет зависеть климат, а от  климата   зависит, какие растения и животные будут обитать.

Высказывания

  • В виде дождя и снега.
  • Зима еще сурова, но менее продолжительна, а лето значительно теплее, длится дольше, чем в тундре.

  • Лесами.

Высказывания учащихся.

  • Разные.

(ходьба на месте)

(прикладывают ладонь  к глазам)
(руки внизу, ладошки кверху)

(руки вверх)

(прикладывают руки к ушам)

(закрывают рот пальцем)

(пружинка)

(делают над головой руками домик)
(закручивают руки вокруг себя)
(ходьба на месте)

(прикладывают ладонь  к глазам)

  • Солнечный свет, тепло, вода, почва.

Работают в парах.

После самостоятельного чтения и анализа карты заполняют верхнюю часть блок-схемы  «Лес»

  • Выделяют хвойные леса, смешанные и широколиственные.

Учащиеся  «консультанты» рассказывают подготовленные дома сообщения о  ели, сосне, лиственнице, пихте, кедре и показывают гербарий, а остальные учащиеся  по ходу  прослушивания сообщений и просмотра гербария, вписывают типичных представителей каждой зоны леса в блок-схему.

  • В нём на ряду с хвойными растут и лиственные растения.
  • С зоной лесотундры.  Он выполняет плавный переход от хвойных  лесов к  широколиственным растениям.
  • Формой листа, у хвойных – иглы, а у лиственных -  листья.

Сообщения о берёзе, осине, липе, лиственнице сопровождаются демонстрацией гербария.

Выступления учащихся о дубе, клёне, каштане, ясене.

  • Большое разнообразие растительного мира, преобладание  деревьев.

  • Деревья.

  • животный мир.

Высказывания детей.

Заполняют в блок-схеме животных.

  • Животный мир  как и растительный гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры.

  • Нет

  • Стрелка обозначает взаимозависимость растительного и животного мира.

Приводят примеры пищевых цепей.

Имитируют движения.

  • Да.

  • Да.

  • Ярко выражена смена  времён года, достаточное  количеством тепла и влаги, зима холодная, лето тёплое,  большее  разнообразие растительного и животного мира.

.

Обсуждают задание и выполняют задания  2 в группах-парах.

Высказывания.

V. Рефлексия.

  • Ничего не утаил от нас лес, открыл все свои секреты?
  • Дети понравилась ли вам в лесной зоне?
  • Чему сегодня научились? Что нового узнали?
  • Что понравилось больше всего?
  • Мы достигли цели поставленной в начале урока?

Самооценка деятельности на уроке.

Домашнее задание: учебник с.20-25, рабочая тетрадь выполнить наиболее понравившиеся задания с.46-47; подготовить сообщения о растения и животных степи.



Предварительный просмотр:

Задание  1. ________________________________________________________

1). Пользуясь  учебником и картой природных зон, заполни блок-схему

2). Подумай, что обозначает стрелка -               ? __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задание 2. ________________________________________________________

1)  Подумай,  какие  лесные жители и как приспособились к жизни в лесу и смене времён года, соедини стрелками характерные признаки с лесными жителями.

Сбрасывают листья                                                                 Зимой впадают

на зиму                                                                            в спячку

  Улетают в тёплые края                                                           Могут расти на

                                                                                               вырубках и гарях      

       Семена разносятся  

          животными                                                                       Делают запасы

                                                                                                         на зиму

     Имеют густой мех

                                                                                                    Могут прорастать Имеют жесткие листья                                                                     в тени

Зимой впадают в спячку                                                             Имеют хвою

                                                                                                     вместо листьев

2). Составьте характерную цепь питания для природной зоны леса умеренного климата.  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Что человечество ценит больше всего? ОС "Школа 2100"

Урок окружающего мира построен на проблемном диалоге, соответствует ФГОС. К уроку есть презентация....

УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.

Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...

Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)

Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"

Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...

Разработка урока окружающий мир "Металлы", 4 класс" Школа 2100"

Предметные умения:Основные цели:      Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;Раскрыть значения металла в жизни человек...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: «Зона степей умеренного пояса».

Цель: создать условия для формирования у младших школьников представления о степи как о засушливой природной зоне умеренного пояса.Планируемые результаты:Предметные:Представление детей о природной зон...