Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок-практикум окружающего мира во 2 классе УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей зоны леса умеренного климата и взаимосвязи всех её компонентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.doc | 101.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 25.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока окружающего мира 2 класс УМК «Школа 2100».
Тема: Леса умеренного пояса.
Тип урока: урок-практикум.
Цель: формирование знаний учащихся о зоне лесов умеренного климата и взаимосвязи её компонентов
Задачи:
- Объяснить особенности сезонного климата;
- выявить зависимость живых организмов лесной зоны от её географического положения;
- учиться показывать зону лесов на карте;
- показать особенности лесной зоны, хвойных и лиственных лесов;
- учиться доказывать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса;
- учиться заполнять блок-схемы;
- развивать умение работать с картой, как источником информации;
- развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать внимание, логическое мышление, память, речь;
- развивать умение организовывать свою деятельность на уроке;
- развивать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы обучения: практическая работа с картой, учебником, наглядный, словесный.
Формы работы: групповая (работа в парах), индивидуальная
Оборудование к уроку:
Карта «Природные зоны», гербарий растений леса,, компьютер, диск с презентацией «Леса умеренного пояса», раздаточный материал (блок-схема «Лес», ).
Структура и ход урока
Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | |
Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Пожелайте друг другу удачи. (Слайд 1.)
| Чтобы лучше узнать изучаемую зону. |
II. Актуализация знаний | |
1).Блиц-опрос (Слайд 2)
2). Работа с картой. (Слайд 3).
|
Показывают на карте.
|
III.Сообщение темы и цели урока. | |
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь - мы свои!
|
|
IV. Открытие новых знаний. | |
(Слайд 6)
(кликать по слайду)
1). Рассказ учителя
(Слайд 7) Она заключается в том, что здесь времена года хорошо различаются, или, понаучному, резко выражена сезонность климата. Продолжительность дня уменьшается от лета к зиме и увеличивается от зимы к лету. Но ни полярной ночи, ни полярного дня здесь не бывает. Зима короче и теплее, чем в тундре. И чем дальше на юг, тем продолжительность её меньше. Осадков выпадает достаточное количество.
В умеренном тепловом поясе находится несколько природных зон, из них самая широкая – лесная зона. (Параллельно показать на карте зону).
Потому что лето здесь значительно теплее и дольше, чем в тундре, достаточное количества света и влаги (клик по слайду). Значительный слой почвы (клик по слайду). За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить зиму, хотя и морозную, но не такую долгую.
В северной части есть слой вечной мерзлоты (клик по слайду), но он успевает за лето оттаивать на большую глубину, чем в тундре, это важно для корней растений. А в южной части природной зоны вечной мерзлоты вообще нет, зимой промерзает лишь поверхностный слой земли, вешние воды обильно питают почву, есть плодородный слой. В умеренном поясе лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная (клик по слайду). 2) Физкультминутка. (Слайд 8) Мы по лесу все гуляли, Есть ли ели на опушке? А внучата – елочки, Тонкие иголочки Водят хоровод. Мы по лесу все гуляли,
З). Практическая работа с картой и учебником, заполнение блок-схемы. (Приложение 1). Пользуясь учебным материалом на с.20-21 и картой на с.104-105 учебника, мы должны найти ответ на вопрос о том, одинаковые ли растения растут в зоне лесов? и выполните задание 1 на листках, которые лежат у вас на столах. (Задание даётся одно на двоих) (Слайд 9).
4). Полилог и работа с блок-схемой «Лес»
(Слайд 10). Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.
При необходимости учитель дополняет сведения «консультантов».
Растительный мир тайги не отличается большим разнообразием. Кроме характерных деревьев здесь можно встретить небольшие кустарники. Это брусника, голубика, жимолость, черника. Травянистый покров весьма скудный. Это в основном мхи, лишайники.
(Слайд 11).
У лиственных пород деревьев листья некрупные и нежные. Они быстрее создают органические вещества, но не выносят морозов. Осенью листья опадают на землю. Там их поджидает целая армия "мусорщиков": грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, различные насекомые и микробы. Они превращают прелые листья в неорганические вещества, накапливающиеся в почве и доступные для растений. Послушаем следующих «консультантов».
И замыкает зону лесов – широколиственный лес. (Слайд 12)
(Слайд 13).
5). Практическая работа в парах с картой и заполнение таблицы.
Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. «Мусорщики» в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.
6).Дыхательная гимнастика и физкультминутка (Слайд 14). Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише – Деревце все выше.
7). Игра «Будь внимателен». Послушайте мои высказывания, найдите ошибки и поправьте меня: если услышите неточность, хлопните в ладоши, и из ложного образуйте истинное высказывание.
8). Работа в парах. Обсудите в группах-парах - как приспособились растения и животные к жизни в лесу умеренного климатического пояса? и выполните задание 2 на листах. (Приложение 2). (Слайд 15) 9). Экологическая пропедевтика
|
Высказывания
Высказывания учащихся.
(ходьба на месте) (прикладывают ладонь к глазам) (руки вверх) (прикладывают руки к ушам) (закрывают рот пальцем) (пружинка) (делают над головой руками домик) (прикладывают ладонь к глазам)
Работают в парах. После самостоятельного чтения и анализа карты заполняют верхнюю часть блок-схемы «Лес»
Учащиеся «консультанты» рассказывают подготовленные дома сообщения о ели, сосне, лиственнице, пихте, кедре и показывают гербарий, а остальные учащиеся по ходу прослушивания сообщений и просмотра гербария, вписывают типичных представителей каждой зоны леса в блок-схему.
Сообщения о берёзе, осине, липе, лиственнице сопровождаются демонстрацией гербария. Выступления учащихся о дубе, клёне, каштане, ясене.
Высказывания детей. Заполняют в блок-схеме животных.
Приводят примеры пищевых цепей. Имитируют движения.
. Обсуждают задание и выполняют задания 2 в группах-парах. Высказывания. |
V. Рефлексия. | |
Самооценка деятельности на уроке. Домашнее задание: учебник с.20-25, рабочая тетрадь выполнить наиболее понравившиеся задания с.46-47; подготовить сообщения о растения и животных степи. |
Предварительный просмотр:
Задание 1. ________________________________________________________
1). Пользуясь учебником и картой природных зон, заполни блок-схему
2). Подумай, что обозначает стрелка - ? __________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Задание 2. ________________________________________________________
1) Подумай, какие лесные жители и как приспособились к жизни в лесу и смене времён года, соедини стрелками характерные признаки с лесными жителями.
Сбрасывают листья Зимой впадают
на зиму в спячку
Улетают в тёплые края Могут расти на
вырубках и гарях
Семена разносятся
животными Делают запасы
на зиму
Имеют густой мех
Могут прорастать Имеют жесткие листья в тени
Зимой впадают в спячку Имеют хвою
вместо листьев
2). Составьте характерную цепь питания для природной зоны леса умеренного климата. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".
Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Что человечество ценит больше всего? ОС "Школа 2100"
Урок окружающего мира построен на проблемном диалоге, соответствует ФГОС. К уроку есть презентация....
УРОК окружающего мира во 2 КЛАССЕ по программе «Школа 2100» Окружающий мир. 2 кл. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Москва БАЛАСС, 2011г. Тема: Экологическая система- учебная. Чудо – метапредметная.
Вашему вниманию представлен урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100». Тема урока «Экологическая система». Урок объяснения нового материала.Цель урока показать взаимосвязь живой и не...
Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)
Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"
Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...
Разработка урока окружающий мир "Металлы", 4 класс" Школа 2100"
Предметные умения:Основные цели: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием;Раскрыть значения металла в жизни человек...
Конспект урока окружающего мира во 2 классе Тема: «Зона степей умеренного пояса».
Цель: создать условия для формирования у младших школьников представления о степи как о засушливой природной зоне умеренного пояса.Планируемые результаты:Предметные:Представление детей о природной зон...