Урок окружающего мира "Наши братья - млекопитающие" (3 класс, ОС "Школа 2100").
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_nashi_bratya-mlekopitayushchie.doc | 90.5 КБ |
kartochki_gruppam.doc | 36.5 КБ |
soobshcheniya_detey.docx | 360.01 КБ |
tablichki_k_otkrytomu_uroku.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наши братья – млекопитающие.
3 класс ОС «Школа 2100»
Цели: По 1-й линии развития (объяснять мир):
- Познакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше.
- Увидеть многообразие млекопитающих.
- Уметь объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим.
По 2-й линии развития (отношение к миру):
- Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Минимум: млекопитающие.
Максимум: шерсть, органы чувств.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник и тетрадь по окружающему миру: «Обитатели Земли» ч. 1 (авт. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский,
А. С. Раутиан). 3 класс.
Методы обучения: проблемный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, групповая.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, карточки, таблички, кусочки шерсти, две банки с водой, шерстяной платок для опыта.
Ход урока:
- Организация класса (самоопределение к деятельности).
- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
- Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.
- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас все получится. Садитесь.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Блиц – опрос. (СЛАЙД № 2)
- С группами, каких позвоночных животных мы уже познакомились?
- Чем покрыто тело разных позвоночных?
(У рыб - чешуя, у пресмыкающихся – чешуйки, у земноводных – голая кожа, у птиц – перья).
- Почему рыбы и земноводные вынуждены откладывать много икринок?
- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца?
- Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?
(Только птицы по- настоящему заботятся о своем потомстве – греют, охраняют, кормят).
- Как долго птенцы остаются вместе с родителями?
(Пока не научатся самостоятельно летать и добывать себе пищу).
- Формулирование темы урока.
( СЛАЙД № 3) Задание: - Разделите на группы живые существа.
Медведь, лягушка, ёж, крокодил, осёл, петух, индюк, тигр
(4 группы: земноводные – лягушка, птицы – петух, индюк, пресмыкающиеся – крокодил и «другие животные» - медведь, ёж, тигр)
-Чтобы узнать, как называются эти «другие животные», разгадайте ребус.
(СЛАЙД №4-5)
млекопитающие |
Дети по первым буквам угадывают слово
(Повесить табличку на доску)
- Так о ком мы будем беседовать сегодня на уроке?
- Тема урока: Наши братья – млекопитающие. (СЛАЙД № 6)
- Постановка проблемы.
- Какие вопросы мы ставим перед собой, начиная изучать группу животных?
(СЛАЙД № 7)
- Почему так назвали?
- Какую температуру тела имеют?
- Как и чем питаются?
- Какие органы чувств развиты?
- В учебнике (с. 110) прочитайте, какой вопрос волнует героиню учебника – Лену?
- Меня тоже волнует один вопрос: К какой группе животных можно отнести человека?
- Думаю, к концу урока, мы сумеем ответить на все вопросы. Но чтобы это все успеть, превратим наш кабинет в лабораторию, и каждая группа ребят будет работать над своей проблемой.
Ш. Совместное «открытие знаний» и самостоятельное их применение.
1) Работа с толковым словарем.
- Сначала все вместе узнаем из словаря, что обозначает слово «млекопитающие».
Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком. (СЛАЙД № 8)
2) – Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Выясним, какими же были млекопитающие?
- После таинственного вымирания динозавров 65 миллионов лет назад на Земле появились первые млекопитающие. Мозг у этих животных был больше, чем у динозавров, а детёныши развивались в утробе матери – самки. Постепенно млекопитающие разбились на различные классы: насекомоядных, грызунов, хищников, … Многие из них в результате эволюции исчезли, зато появились новые животные – те, которых мы все хорошо знаем.
Сообщения детей «Первые млекопитающие» (СЛАЙДЫ № 9 - 15)
- Что же отличает сегодняшних млекопитающих от их предков?
(Размеры, строение тела, место обитания, …)
3) –Приступаем к исследованиям. Работаем в группах.
- Первая группа будет исследовать кровь (повесить табличку на доску), вторая группа – шерсть (повесить табличку на доску), третья группа – зубы (повесить табличку на доску),
четвертая группа – органы чувств (повесить табличку на доску), пятая группа – потомство (повесить табличку на доску).
- Изучив всё это, мы сможем составить “визитную карточку” для такой группы животных как млекопитающие.
4) Самостоятельная работа (у каждой группы на столе план работы, учебник и рабочая тетрадь). Ребята делают выводы о проделанной работе.
1 группа План: стр.111 1. Температура тела. 2. За счёт чего подогревается кровь? 3. Как удерживают тепло, если холодно? 4. Почему некоторые звери впадают в спячку? 5. Тетрадь: стр.51 № 4 |
СЛАЙД № 16 (Ответ 1 группы: Постоянна температура тела млекопитающих около + 40º. Их кровь все время подогревается за счет переработки пищи. Это не трудно, если тепло. А если холодно? Тепло тела быстро уходит через кожу, поэтому необходимо питаться. Некоторые звери впадают в спячку зимой, потому что не хватает пищи. Проверить в раб. тетр. зад. 4, с. 51)
- Какой делаем вывод?
теплокровные животные |
(Млекопитающие – теплокровные животные). Повесить табличку
2 группа План: 1. Рассмотрите шерсть разных животных. Какая она? 2. Она греет животных или сохраняет тепло? Проведи опыт: за 2 часа до урока в две банки налили горячую воду. Банку № 1 завернули в шерстяную шаль. Банку № 2 оставили на столе. Какая вода в банках? Почему? Заверни банку №2 в шаль. Нагрелась ли она? 3. Тетрадь: стр.52 № 6 |
СЛАЙД № 17 (Ответ 2 группы: Тело животных покрыто густой шерстью. Шерсть помогает сохранить тепло. Разобрать опыт. Проверить в раб. тетр. зад. 6, с. 52)
- Все звери покрыты шерстью, однако, у некоторых из них она весьма редуцирована, т. е. имеет простое строение (слон, кит, свинья, человек). В этом случае роль защиты и защиты от потери тепла играет толстый слой подкожного жира.
- Какой сделаем вывод?
сохраняет тепло |
(Шерсть сохраняет тепло). Повесить на доску табличку
3 группа План: стр.111 1. Для чего млекопитающие должны есть? 2. Какие зубы у них есть? Для чего они служат? 3. Тетрадь: стр.51 № 3 |
СЛАЙД № 18 (Ответ 3 группы: Млекопитающие должны есть, чтобы поддерживать тепло тела. А есть звери должны много и часто. Хищники клыками схватывают и разрывают добычу. У них слабо развиты жевательные зубы. У зверей, поедающих растения, хорошо развиты резцы и жевательные зубы, а клыки отсутствуют или слабо развиты. Проверить в раб. тетр. зад. 3, с. 51)
- У человека клыки слабо развиты, потому что вместо них используются руки и орудия труда.
- Какой делаем вывод?
выполняют различные задачи |
(Зубы выполняют различные задачи). Повесить табличку
Ф И З М И Н У Т К А
Игра «Летает, бегает, прыгает, плавает»
Лягушка, аист, акула, кенгуру, страус, ласточка, волк, заяц, щука.
4 группа План: стр.112-113 1. Орган слуха. 2. Орган обоняния. 3. Орган осязания. 4. Орган зрения. 5. Тетрадь: стр. 51 № 2 |
СЛАЙД № 19 (Ответ 4 группы: У млекопитающих органы чувств хорошо развиты. Они особенно остро ощущают запахи и слышат звуки. Звери имеют наружные раковины, которые помогают не только услышать звук, но и определить, откуда он исходит. Усы – дают возможность осязать, ощупывать предметы в темноте. Млекопитающие издают сигналы в виде запахов и звуков и таким образом общаются. Для этого у них есть голосовые связки и пахучие железы на коже. Хорошо развит мозг. Проверить в раб. тетр. зад. 2, с. 51 и в учебнике на с.112).
- С развитием органов чувств и способов охоты стал сложнее и мозг млекопитающих. Он управляет работой всего организма и поведением животного. Благодаря сложному строению мозга звери легко обучаются и дрессируются. СЛАЙД № 20
-Какой сделаем вывод?
(У млекопитающих хорошо развиты органы чувств). Повесить на доску табличку
хорошо развиты |
Клип «Голоса животных» СЛАЙД № 21
5 группа План: стр.110-111 1. Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей, чем у земноводных? 2. Кто и как их кормит? 3. Как воспитывают? 4. Стр.111 № 1 |
СЛАЙД № 22 (Ответ 5 группы: У млекопитающих рождается немного детенышей, потому что они хорошие и заботливые родители. Мать вынашивает детеныша в своем теле, а потом выкармливает его своим молоком. Обычно родители еще долго помогают своим детям во всем. Например, старые волки в стае обучают молодых навыкам охоты, лоси передают опыт обороны. Задание в учебнике на с. 111: Для поддержания постоянной численности пара животных в среднем должна оставлять всего по 2 потомка, доживших до половой зрелости. Если, например, каждая пара родителей оставит по 3 потомка, численность вида возрастет в 1,5 раза).
- Какой сделаем вывод?
(Млекопитающие хорошо заботятся о своем потомстве). Повесить на доску табличку
забота о потомстве |
Просмотр презентации «Забота о детенышах» СЛАЙД № 22 гиперссылка
5) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради на с. 51. Коллективная проверка.
- У нас остался без ответа последний вопрос: К какой группе животных можно отнести человека? А поможет нам на него ответить задание № 1 в рабочей тетради на с. 51. Для этого сравним млекопитающих и человека.
- Какой сделаем вывод?
(Человек тоже относится к млекопитающим и обладает всеми их признаками).
IV. Итог урока.
На доске получилась «визитная карточка»
кровь шерсть зубы органы чувств потомство |
теплокровность сохраняет тепло выполняют различные задачи хорошо развиты забота о потомстве |
- Какой главный вывод можем сделать о млекопитающих, пользуясь «визитной карточкой»?
Вывод: Млекопитающие – самые совершенные животные. Они теплокровные, помогает сохранить тепло шерсть, и разнообразие пищи, дающей энергию. У них хорошо развит мозг и органы чувств. Они заботятся о своём потомстве. С уверенностью можем сказать, что человек относится к разряду млекопитающих животных.
Выставление оценок. Домашнее задание: подготовить сообщение о любом млекопитающем. СЛАЙД № 23
- Вернемся к теме урока: «Наши братья - млекопитающие».
- Почему наши братья?
- Есть ли на свете ненужные животные?
- Вы все хорошо работали, сделали много открытий, а сейчас сядьте поудобнее, и посмотрите на красоту окружающего мира.
Клип «Все нужны» СЛАЙД № 24
Предварительный просмотр:
1 группа План: стр.111 1. Температура тела. 2. За счёт чего подогревается кровь? 3. Как удерживают тепло, если холодно? 4. Почему некоторые звери впадают в спячку? 5. Тетрадь: стр.51 № 4 |
2 группа План: 1. Рассмотрите шерсть разных животных. Какая она? 2. Она греет животных или сохраняет тепло? Проведи опыт: за 2 часа до урока в две банки налили горячую воду. Банку № 1 завернули в шерстяную шаль. Банку № 2 оставили на столе. Какая вода в банках? Почему? Заверни банку №2 в шаль. Нагрелась ли она? 3. Тетрадь: стр.52 № 6 |
5 группа План: стр.110-111 1. Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей, чем у земноводных? 2. Кто и как их кормит? 3. Как воспитывают? 4. Стр.111 № 1 |
3 группа План: стр.111 1. Для чего млекопитающие должны есть? 2. Какие зубы у них есть? Для чего они служат? 3. Тетрадь: стр.51 № 3 |
4 группа План: стр.112-113 Как развиты органы чувств? 1. Орган слуха. 2. Орган обоняния. 3. Орган осязания. 4. Орган зрения. 5. Тетрадь: стр. 51 № 2 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века»
презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» на основе работ учащихся Дальнереченского района...
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"
Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...
Урок окружающего мира "Звери - млекопитающие"
Тема урока: «Звери- млекопитающие». 1 класс.(Программа «Начальная школа 21 век»)Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:1. Образовательные: дать пон...
Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс
Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...
Урок окружающего мира. Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года.
План конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса.Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года....
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Звери - млекопитающие"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Звери - млекопитающие"...
Урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Млекопитающие (звери).
Цель:ознакомление обучающихся с группой млекопитающих, их признаками и многообразием....