Урок окружающего мира "Наши братья - млекопитающие" (3 класс, ОС "Школа 2100").
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ходунова Марина Владимировна

3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Наши братья – млекопитающие.

3 класс ОС «Школа 2100»

Цели: По 1-й линии развития (объяснять мир):

  1. Познакомить учащихся с млекопитающими и их приспособлениями к жизни на суше.
  2. Увидеть многообразие млекопитающих.
  3. Уметь объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим.

По 2-й линии развития (отношение к миру):

  1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Минимум: млекопитающие.

Максимум: шерсть, органы чувств.

Тип урока: комбинированный урок.

 

Используемые учебники и учебные пособия: учебник и тетрадь по окружающему миру: «Обитатели Земли» ч. 1 (авт. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О. В. Бурский,

А. С. Раутиан). 3 класс.

Методы обучения: проблемный, деятельностный.

Формы обучения: фронтальная, групповая.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, карточки, таблички, кусочки шерсти, две банки с водой, шерстяной платок для опыта.

Ход урока:

  1. Организация класса (самоопределение к деятельности).

- Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

- Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Вдохните в себя теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

- Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас все получится. Садитесь.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  1. Блиц – опрос.  (СЛАЙД № 2)

- С группами, каких позвоночных животных мы уже познакомились?

- Чем покрыто тело разных позвоночных?

(У рыб - чешуя, у пресмыкающихся – чешуйки, у земноводных – голая кожа, у птиц – перья).

- Почему рыбы и земноводные вынуждены откладывать много икринок?

- Почему пресмыкающиеся не насиживают яйца?

- Кто из позвоночных заботится о своем потомстве?

(Только птицы по- настоящему заботятся о своем потомстве – греют, охраняют, кормят).

- Как долго птенцы остаются вместе с родителями?

(Пока не научатся самостоятельно летать и добывать себе пищу).

  1. Формулирование темы урока.

( СЛАЙД № 3)   Задание: - Разделите на группы живые существа.

Медведь, лягушка, ёж, крокодил, осёл, петух, индюк, тигр

(4 группы: земноводные – лягушка, птицы – петух, индюк, пресмыкающиеся – крокодил и «другие животные» - медведь, ёж, тигр)

-Чтобы узнать, как называются эти «другие животные», разгадайте ребус.

(СЛАЙД №4-5)

млекопитающие

Дети по первым буквам угадывают слово

 

(Повесить табличку на доску)

- Так о ком мы будем беседовать сегодня на уроке?

- Тема урока:  Наши братья – млекопитающие. (СЛАЙД № 6)

  1. Постановка проблемы.

- Какие вопросы мы ставим перед собой, начиная изучать группу животных?

(СЛАЙД № 7)

  1. Почему так назвали?
  2. Какую температуру тела имеют?
  3. Как и чем питаются?
  4. Какие органы чувств развиты?

- В учебнике (с. 110) прочитайте, какой вопрос волнует героиню учебника – Лену?

- Меня тоже волнует один вопрос: К какой группе животных можно отнести человека?

- Думаю, к концу урока, мы сумеем ответить на все вопросы. Но чтобы это все успеть, превратим наш кабинет в лабораторию, и каждая группа ребят будет работать над своей проблемой.

Ш. Совместное «открытие знаний» и самостоятельное их применение.

1) Работа с толковым словарем.

- Сначала все вместе узнаем из словаря, что обозначает слово «млекопитающие».

Млекопитающие – класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком. (СЛАЙД № 8)

2) – Давайте отправимся в далекое прошлое нашей планеты. Выясним, какими же были млекопитающие?

- После таинственного вымирания динозавров 65 миллионов лет назад на Земле появились первые млекопитающие. Мозг у этих животных был больше, чем у динозавров, а детёныши развивались в утробе матери – самки. Постепенно млекопитающие разбились на различные классы: насекомоядных, грызунов, хищников, … Многие из них в результате эволюции исчезли, зато появились новые животные – те, которых мы все хорошо знаем.

Сообщения детей «Первые млекопитающие»  (СЛАЙДЫ № 9 - 15)

- Что же отличает сегодняшних млекопитающих от их предков?

(Размеры, строение тела, место обитания, …)

3) –Приступаем к исследованиям. Работаем в группах.

- Первая группа будет исследовать кровь (повесить табличку на доску), вторая группа – шерсть (повесить табличку на доску), третья группа – зубы (повесить табличку на доску),

четвертая группа – органы чувств (повесить табличку на доску), пятая группа – потомство (повесить табличку на доску).

- Изучив всё это, мы сможем составить “визитную карточку” для такой группы животных как млекопитающие.

4) Самостоятельная работа (у каждой группы на столе план работы, учебник и рабочая тетрадь). Ребята делают выводы о проделанной работе.

1 группа

План: стр.111

1. Температура тела.

2. За счёт чего подогревается кровь?

3. Как удерживают тепло, если холодно?

4. Почему некоторые звери впадают в спячку?

5. Тетрадь: стр.51 № 4

СЛАЙД № 16 (Ответ 1 группы: Постоянна температура тела млекопитающих около        + 40º. Их кровь все время подогревается за счет переработки пищи. Это не трудно, если тепло. А если холодно? Тепло тела быстро уходит через кожу, поэтому необходимо питаться. Некоторые звери впадают в спячку зимой, потому что не хватает пищи. Проверить в раб. тетр. зад. 4, с. 51)

- Какой делаем вывод?

теплокровные животные

 (Млекопитающие – теплокровные животные).  Повесить табличку

2 группа

План:

1. Рассмотрите шерсть разных животных. Какая она?

2. Она греет животных или сохраняет тепло?

Проведи опыт: за 2 часа до урока в две банки налили горячую воду. Банку № 1 завернули в шерстяную шаль. Банку № 2 оставили на столе. Какая вода в банках? Почему? Заверни банку №2 в шаль. Нагрелась ли она?

3. Тетрадь: стр.52 № 6

СЛАЙД № 17   (Ответ 2 группы: Тело животных покрыто густой шерстью. Шерсть помогает сохранить тепло. Разобрать опыт. Проверить в раб. тетр. зад. 6, с. 52)

- Все звери покрыты шерстью, однако, у некоторых из них она весьма редуцирована, т. е. имеет простое строение (слон, кит, свинья, человек). В этом случае роль защиты и защиты от потери тепла  играет толстый слой подкожного жира.

- Какой сделаем вывод?

сохраняет тепло

 (Шерсть сохраняет тепло). Повесить на доску табличку

3 группа

План: стр.111

1. Для чего млекопитающие должны есть?

2. Какие зубы у них есть? Для чего они служат?


3. Тетрадь: стр.51 № 3

СЛАЙД №  18  (Ответ 3 группы: Млекопитающие должны есть, чтобы поддерживать тепло тела. А есть звери должны много и часто. Хищники клыками схватывают и разрывают добычу. У них слабо развиты жевательные зубы. У зверей, поедающих растения, хорошо развиты резцы и жевательные зубы, а клыки  отсутствуют или слабо развиты. Проверить в раб. тетр. зад. 3, с. 51)

- У человека клыки слабо развиты, потому что вместо них используются руки и орудия труда.

- Какой делаем вывод?

выполняют различные задачи

 (Зубы выполняют различные задачи). Повесить табличку

Ф И З М И Н У Т К А
Игра «Летает, бегает, прыгает, плавает»
Лягушка, аист, акула, кенгуру, страус, ласточка, волк, заяц, щука.

4 группа

План: стр.112-113

1. Орган слуха.

2. Орган обоняния.

3. Орган осязания.

4. Орган зрения.

5. Тетрадь: стр. 51 № 2

СЛАЙД № 19   (Ответ 4 группы: У млекопитающих органы чувств хорошо развиты. Они особенно остро ощущают запахи и слышат звуки. Звери имеют наружные раковины, которые помогают не только услышать звук, но и определить, откуда он исходит. Усы – дают возможность осязать, ощупывать предметы в темноте. Млекопитающие издают сигналы в виде запахов и звуков и таким образом общаются. Для этого у них есть голосовые связки и пахучие железы на коже. Хорошо развит мозг. Проверить в раб. тетр. зад. 2, с. 51 и в учебнике на с.112).

- С развитием органов чувств и способов охоты стал сложнее и мозг млекопитающих. Он управляет работой всего организма и поведением животного. Благодаря сложному строению мозга звери легко обучаются и дрессируются. СЛАЙД № 20

-Какой сделаем вывод?

(У млекопитающих хорошо развиты органы чувств). Повесить на доску табличку

хорошо развиты

Клип «Голоса животных» СЛАЙД №  21

5 группа

План: стр.110-111

1. Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей, чем у земноводных?

2. Кто и как их кормит?

3. Как воспитывают?

4. Стр.111 № 1

СЛАЙД № 22  (Ответ 5 группы: У млекопитающих рождается немного детенышей, потому что они хорошие и заботливые родители. Мать вынашивает детеныша в своем теле, а потом выкармливает его своим молоком. Обычно родители еще долго помогают своим детям во всем. Например, старые волки в стае обучают молодых навыкам охоты, лоси передают опыт обороны. Задание в учебнике на с. 111: Для поддержания постоянной численности пара животных в среднем должна оставлять всего по 2 потомка, доживших до половой зрелости. Если, например, каждая пара родителей оставит по 3 потомка, численность вида возрастет в 1,5 раза).

- Какой сделаем вывод?

(Млекопитающие хорошо заботятся о своем потомстве). Повесить на доску табличку

забота о потомстве

Просмотр презентации «Забота о детенышах» СЛАЙД № 22 гиперссылка

5) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради на с. 51. Коллективная проверка.

- У нас остался без ответа последний вопрос: К какой группе животных можно отнести человека? А поможет нам на него ответить задание № 1  в рабочей тетради  на с. 51. Для этого сравним млекопитающих и человека.

- Какой сделаем вывод?

(Человек тоже относится к млекопитающим и обладает всеми их признаками).

IV. Итог урока.                                                                                                                        

На доске получилась «визитная карточка»

кровь

шерсть

зубы

органы чувств

потомство

теплокровность

сохраняет тепло

выполняют различные задачи

хорошо развиты

забота о потомстве

- Какой главный вывод можем сделать о млекопитающих, пользуясь «визитной карточкой»?

Вывод: Млекопитающие – самые совершенные животные. Они теплокровные, помогает сохранить тепло шерсть, и разнообразие пищи, дающей энергию. У них хорошо развит мозг и органы чувств. Они заботятся о своём потомстве. С уверенностью можем сказать, что человек относится к разряду млекопитающих животных.

Выставление оценок.                                                                                                           Домашнее задание: подготовить сообщение о любом млекопитающем. СЛАЙД № 23

- Вернемся к теме урока:  «Наши братья - млекопитающие».

- Почему наши братья?

- Есть ли на свете ненужные животные?

- Вы все хорошо работали, сделали много открытий, а сейчас сядьте поудобнее, и посмотрите на красоту окружающего мира.

Клип «Все нужны» СЛАЙД № 24



Предварительный просмотр:


1 группа

План: стр.111

1. Температура тела.

2. За счёт чего подогревается кровь?

3. Как удерживают тепло, если холодно?

4. Почему некоторые звери впадают в спячку?

5. Тетрадь: стр.51 № 4


2 группа

План:

1. Рассмотрите шерсть разных животных. Какая она?

2. Она греет животных или сохраняет тепло?

Проведи опыт: за 2 часа до урока в две банки налили горячую воду. Банку № 1 завернули в шерстяную шаль. Банку № 2 оставили на столе. Какая вода в банках? Почему? Заверни банку №2 в шаль. Нагрелась ли она?

3. Тетрадь: стр.52 № 6


5 группа

План: стр.110-111

1. Почему у млекопитающих рождается меньше детёнышей, чем у земноводных?

2. Кто и как их кормит?

3. Как воспитывают?

4. Стр.111 № 1


3 группа

План: стр.111

1. Для чего млекопитающие должны есть?

2. Какие зубы у них есть? Для чего они служат?


3. Тетрадь: стр.51 № 3


4 группа

План: стр.112-113

Как развиты органы чувств?

1. Орган слуха.

2. Орган обоняния.

3. Орган осязания.

4. Орган зрения.

5. Тетрадь: стр. 51 № 2



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:















































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века»

презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» на основе работ учащихся Дальнереченского района...

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе. ОС "2100"

Методическая разработка открытого урока в 1 классе, данного в рамках городскогосеминара "Духовно-нравственное воспитание". Окружающий мир. ОС "2100"...

Урок окружающего мира "Звери - млекопитающие"

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.(Программа «Начальная школа 21 век»)Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:1.      Образовательные:  дать пон...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...

Урок окружающего мира. Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года.

План конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса.Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года....

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Звери - млекопитающие"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Звери - млекопитающие"...

Урок окружающего мира в 3 классе на тему: "Млекопитающие (звери).

Цель:ознакомление обучающихся с группой млекопитающих, их признаками и многообразием....