Конспект урока окружающего мира "Когда появилась одежда?" (1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Белова Мария Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_poyavilas_odezhda_21.02.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира.

Тема: Когда появилась одежда?

Цели деятельности учителя:

- познакомить учащихся с историей появления одежды, с разнообразием современной одежды, ее назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, национальная), воспитывать бережное отношение к своей одежде, показывать зависимость типа одежды от погодных условий.

Планируемые результаты

Личностные:

- уметь делать выбор, опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся;

- уметь работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- умение прослеживать историю появления одежды и развития моды;

- умение подбирать подходящую одежду для конкретного случая.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова, презентация на тему: «Когда появилась одежда?», картинки с изображением людей в различной одежде, кроссворд , Таблица-план: знаю, хочу узнать, узнал; ткань для демонстрации античной одежды, картинки с изображением Муравья Вопросика и Мудрой Черепахи, лапти, смайлики, шкалы для самооценивания; у учащихся – цветные карандаши, ножницы, клей.


Этапы урока

Время

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент

Мотивационный этап

1 м

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Покажите мне на ваших смайликах.

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Слушают
и обсуждают тему урока

Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;

II. Актуализация знаний

4 м

- На прошлом уроке мы с вами говорили о птицах. Вспомните, на какие две группы можно разделить всех птиц.

- Каких птиц называют зимующими?

- Каких – перелётными?

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Какие птицы зимуют в наших краях?

- Легко ли этим птицам зимой?

- Почему?

- Как вы можете помочь зимующим птицам?

- А теперь давайте разгадаем кроссворд.

1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину? (перелётные)

2. Какая из этих птиц зимует в наших краях? (дятел)

3. В каком районе Земли круглый год жарко? (саванны)

4. Чем питаются белые медведи? (рыбой)

5. Какие из этих животных не живут в жарких странах? (слоны, медведи, зебры, крокодилы)

6. Животные, тело которых покрыто перьями? (птицы)

7.Уменьшенная модель Земли? (глобус)

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Разгадывают загадки.

П: общеучебные –  осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни птицам, зимующих в наших краях;

логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.) 

III. Изучение

нового материала

8 м

5 м

10 м

- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями?

(Муравьишка Вопросик)

- Он, как всегда принёс нам загадки.

1. Дождик льётся не на шутку,

    Надевают дети…(куртку)

2. Если мёрзнут даже зубы,

    Значит, надевайте…(шубы)

3. Мы зимою по привычке

    Надеваем…(рукавички)

- Назовите эти предметы, одним словом.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

 - А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам тему урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока.    

 Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.

1. Узнаем, когда появилась одежда и как она менялась с течением времени.

2. Научимся подбирать для каждого случая подходящую одежду.

- Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу:

Знаю        Хочу узнать        Узнал и научился        

- Что вы уже знаете на тему «Когда появилась одежда?»

- Что бы вы хотели узнать?

- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.

- Совсем недавно вы были совсем маленькие. Закройте глаза и представьте, что вы только что родились. Вы крошечные малыши. Какая же на вас будет одежда?

- Через некоторое время вы стали подрастать. Какая теперь нужна одежда?

- Но малыши растут не по дням, а по часам! Какая одежда совсем скоро понадобится?

- Вот как меняется одежда одного человека за короткое время.

Знакомство с историей одежды

- Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды.

- Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду?

Правильно, это одежда из прошлого.

- Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана?

- Почему люди делали одежду из шкур?

- Шло время, и люди научились делать ткань. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань?

Ткань состоит из нитей. Посмотрим на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду переплетены нити.

- А кто же переплел эти нити. Это сделал ткацкий станок.

- Да, ткань появилась в более позднее время. Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался?

- Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом.

Давайте попробуем одеться как древние греки.

-Легко ли вам было одеться так, как одевались древние греки?

- Почему?

Потому что, мы с вами привыкли к современной одежде.

 - Рассмотрите остальные фигуры людей. Как выглядела одежда женщин и девочек в прошлые времена?

(пышные платья с широкими юбками, кокошники на голове, русские женщины ходили в сарафанах)

 

- Одеваются ли современные мужчины

 так, как одеты мужчины на рисунках?

- Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту.

Про одежду все понятно, а что же носили на ногах?

- В XX  на Руси люди носили лапти, они сплетены из лыко – это природный материал для плетения, который использовался нашими предками для плетения (часть коры молодых лиственных деревьев).

Определение назначения одежды

 - Посмотрите, а во что одет Муравьишка? (в доспехи рыцаря)

- Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою?

- Из чего делали такую одежду? (из металла)

- Почему? (для защиты)

- А какая одежда на Мудрой Черепахе?

(современная, спасающая от дождя)

- Всегда ли мы одеваемся одинаково?

- Какая одежда нужна нам для разных случаев?

- По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда.

Отгадывают загадки.

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Просматривают иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

П: общеучебные  извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические  

дополнение и расширение имеющихся знаний

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

П: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

К: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

IV. Первичное осмысление и закрепление

15 м

Составление таблицы:

Виды одежды:

1. Деловая                2. Спортивная

3. Специальная       4. Домашняя

5. Праздничная       6. Национальная

Отгадайте загадки о видах одежды:

1. По дороге я шел,

   Две дороги нашел,

   По обеим пошел  (брюки)

2. Ноги в них быстры и ловки,

    То спортивные … (кроссовки)

3. С огнем бороться мы должны –

    Мы смелые работники,

    С водою мы напарники

    Мы очень людям всем нужны.

    Так кто же мы… (пожарники)

4. Надевают для покоя

    И снимать не хочется

                        (Домашняя одежда)

Бывают случаи, когда можно ходить в любой одежде, и чем она необычнее, тем лучше. Послушайте и отгадайте, кем однажды оделись дети.

5. Бабушка девочку очень любила,

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее.

                   (Красная Шапочка)

- Как называются костюмы, представляющие какую-либо национальность? (национальный)

Работа в тетради

(стр.15 №1)

 - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание.

 - В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке?

 - Почему вы так решили?

- Что вы скажете о других картинках?

(стр. 16 №2)

- Подумайте, кто хозяин этих костюмов. Соедините линиями рисунки и названия профессий.

- Подумайте, а стоит ли одежду беречь?

- Как нужно ухаживать за своей одеждой?

(гладить, стирать, бережно носить и т.д.)

- Ребята, давайте заполним третий столбик в нашей таблице. Итак, что же вы узнали на сегодняшнем уроке.

Отвечают
на вопросы.

Отгадывают загадки.

Отгадывают загадки.

Выполняют задание в рабочей тетради.

П: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Р: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

К: слушают друг друга, принимают позицию партнера.

К: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

V. Итоги урока. Рефлексия

2 м

 - Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

Продолжите любое из этих предложений. 

-  Урок окончен. Пусть наша кормушка напоминает нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке  

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Почвы России. Опыты "Состав почвы" (Начальная школа 21 века)...

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).

Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...