Конспект урока по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Куликовская битва". Конспект составлен по УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okr_mir_4_kl_kulikovskaya_bitva.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Школа № 53» г. Рязани
Ланцова Ирина Владимировна
Конспект урока по окружающему миру «Куликовская битва» 4 класс
Цель урока:
Способствовать формированию представления учащихся о главных событиях воинской славы Руси XIV века, через включение их в проектную деятельность.
Задачи урока:
Задачи, направленные на развитие личностных результатов:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Задачи, направленные на развитие метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Задачи, направленные на развитие предметных результатов:
- формирование представление учащихся о Куликовской битве;
- показать борьбу русского народа за независимость.
Оборудование: презентация «Куликовская битва», карточки для групповой работы и рефлексии.
Ход урока.
1.Мотивационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок по окружающему миру я хотела бы начать со стихотворения, которое нам прочитает Горбатова Юлия.
Отрывок из стихотворения Иван Саввича Никитина «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
- Как вы думаете, почему я решила начать урок именно с этого стихотворения? (Ответы учащихся)
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.
- Согласны ли Вы с этим высказыванием? Как вы думаете, почему так говорят? (Ответы учащихся).
В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. История былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
2.Актуализация опорных знаний.
- Как называется раздел, который мы сейчас с вами изучаем? (Страницы истории Отечества)
- Чтобы вспомнить основные моменты, изученные нами, в истории нашей страны, сыграем в игру «Горячий стул».
На слайдах будут появляться слова, вы должны объяснить их значения, но не называть само слово или однокоренное.
- Перун – один из главных богов у славян, бог грома и молнии.
- Киев – столица Древней Руси.
- Князь Владимир – князь крестивший Русь.
- «Повесть временных лет» - самая известная летопись на Руси.
- Золотая орда – государство монголо-татар.
- Батый – хан, возглавивший поход на Русь.
- Александр Невский – князь, разбивший воска шведов и крестоносцев.
- Иван Калита – московский бережливый князь, который на поясе носил кашель с деньгами, из которого подавал нищим, за это и получил такое прозвище.
3.Самоопределение к деятельности.
- Молодцы! А теперь вспомним одну важную дату: с какого года на русской земле установилось татаро-монгольское иго? (1237)
- Сколько лет прошло от начала ига до 1380 г.? (143 года)
- Как вы думаете, почему мы остановились на этой дате? (Наверное, в этот год произошло какое-то решающее событие)
- Какой город стал центром объединения русских земель и за счет чего? (Москва. Усилилось влияние Северо-Восточной Руси Князья Северо-Восточной Руси были бережливыми и предприимчивыми хозяевами, люди возвращались на свои разграбленные земли и начинали заново налаживать жизнь. Шло укрепление Московского княжества)
- Москва стала центром объединения русских земель. При каком князе это произошло? (при Иване Калите)
- Было укрепление Руси, но каким образом русский народ мог освободиться от гнета монголо-татар? (Участвуя в битвах и сражениях).
- Вот что пишет летописец:
«В тот год у оружейников были большие заказы, была большая работа. Многие тысячи людей всякого звания запасались копьём или рогатиной, боевым топором или шестопёром, луками и кольчугами, шлемами. Соседи сговаривались в будущей битве стоять рядом, защищать друг друга от вражеской сабли, живому похоронить убитого».
- Как вы думаете, для чего запасались боевым снаряжением русские люди? (Чтобы сражаться за свою свободу.)
- О каком событии мы будем говорить сегодня на уроке? (О какой-то битве…)
- Сегодня мы с вами поговорим об одной из таких значимых битв для русского народа. Её название вы узнаете, если правильно разместите и соедините эти слоги.
ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я (Куликовская)
- Тема нашего урока? (Куликовская битва)
- В связи с этим, какую цель мы поставим перед собой на уроке. (Узнать о битве).
- Что вам бы хотелось узнать по этой теме? (Сформулируйте свои вопросы)
- С кем была эта битва?
- Почему она произошла?
- Где она была?
- Как происходил ход битвы?
- Кто победил в этой битве?
- Какое значение имела для русского народа?
(Учитель записывает вопросы на доске)
4.Открытие нового знания.
- Особенно расцвело Московское княжество при князе Иване Калите.
Выросли вокруг Кремля дубовые стены, на берегу Москвы-реки появилась большая пристань, где останавливались торговые суда.
При князе Дмитрии, внуке Ивана Калиты Русь перестала платить дань Орде. Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай.
Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
Князь Дмитрий стал готовиться к сражению….
- На этом я останавливаюсь и чтобы узнать как дальше развивались события, предлагаю вам поработать в группах. (Учащиеся распределяются на группы: историки, картографы, мастера. Детям выдаются инструкционные карты, готовится информационная среда).
Инструкционная карта для группы «историков»
- Кого Дмитрий собрал под свои знамена?
- Куда и к кому отправился Дмитрий за благословением перед боем?
- Как звали монахов-богатырей, отправившихся с войском Дмитрия?
- Когда русская армия перешла реку Дон? Что сделали они, чтобы не было пути назад.
- По преданию бой начинали с поединков богатырей. Кто сошелся в этой схватке? Чем закончился поединок?
- После того, как найдете ответы на все вопросы, распределите в группе, кто, что будет рассказывать.
- Подготовьтесь к выступлению.
Инструкционная карта для группы «картографов»
- Внимательно изучите карту.
- Нанесите на шаблон карты географические названия мест: городов, рек.
- Наклейте на карту полки русских и монгольских войск, подпишите их и стрелками, укажите движение русских и татаро-монгольских войск.
- Подготовьте выступление по карте.
Инструкционная карта для «мастеров»
- Расскажите, как были одеты древнерусский воин и монголо-татар
- Подготовьте выступление: «Как одевались воины в то время?»
Работа в группах.
Учитель оказывает консультацию.
- А чтобы работать вам было приятнее и почувствовать себя сопричастными к тому времени, я включу музыку, которая исполняется на старинно русском инструменте, а каком, постарайтесь угадать? (Гусли)
5. Выступление по группам. Презентация.
- Выступление группы «Историков»
- Выступление группы «Картографов» Прослушивание записи «Ход битвы»
- Выступление группы «Мастеров»
6. Физкультминутка.
Аты – баты, Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
А ты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
8. Обобщение и систематизация
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
- Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар - 150 тыс. человек.
- Слышали ли вы такое выражение: «Как Мамай прошел»? Как выдумаете, что оно означает? (Ответы учащихся)
- Победа русского войска под командованием великого князя Дмитрия над ордынским войском была полной и блестящей. В честь этой победы народ прозвал Дмитрия – Донским.
- От названия чего произошло имя Донской? (Реки Дон)
6.Работа в парах.
- Давайте обратимся к тем вопросам, которые мы записали на доске в начале урока. Сейчас в парах постарайтесь на них ответить и скажите, на все ли вопросы мы нашли ответы? (Дети в парах отвечают на вопросы и приходят к выводу, что нашли ответы на все).
7. Подведение итогов урока.
- Какова была цель урока?
- За счёт чего русские войска одержали победу? (Военной смекалки и потому что объединились).
8. Рефлексия.
Продолжите предложение:
- На уроке у меня хорошо получалось …
- Мне еще нужно поработать над …
- Я хочу поблагодарить за этот урок …
- У вас на партах лежат листочки, на которых нарисован щит. Раскрасьте его таким образом: если вы считаете что материал урока усвоен вами полностью в зеленый цвет, остались какие то вопросы - в желтый цвет, многое осталось не понятным – в красный цвет.
- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
- Возвращаясь к началу урока, когда мы говорили, что из истории должны выносить уроки, какой главный урок «Куликовской битвы»? (Вместе мы сила!)
- Наше занятие подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
10. Домашнее задание. Прочитать текст на стр. 70-74 пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.
Конспект урока по окружающему миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.
Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...
- Мне нравится (1)