Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Щучкина Светлана Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                         1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

           Рабочая программа составлена на основе:

1.        Закона об образовании РФ.

2.         Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г)

3.        Базисного учебного плана.

4.   Образовательной  программы «Окружающий мир»- авторы А.А. Плешаков

«Окружающий мир», в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2014г. Разработана  на основе УМК «Школа России»

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении наименование предмета:

№ п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

Получит возможность научиться

1.

Раздел №1

Что и кто?

Личностные

соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

выявлять во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;

Предметные

называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

называть государственную символику России;


группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

определить по внешнему виду названия различных растений;

Метапредметные

различать растения и животных;

различать объекты природы;

различать части растения, отображать их на рисунке;

приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

измерить длину небольшого тела; времени по часам;

описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний»    объект;

2.

Раздел №2

«Как, откуда и куда?»

Личностные

наблюдать, делать умозаключения;

Предметные

пользоваться словами, указывающими направления и время;

сознательно выполнять правила экологического поведения;

Метапредметные

различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

приводить примеры насекомых, рыб, зверей.

3.

Раздел №3

«Где и когда?»

Личностные

называть основные помещения школы;

Предметные

называть общие признаки живых организмов;

называть основные условия благополучной жизни растений и животных

высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

Метапредметные

пользоваться словами, указывающими направления и время;

4.

Раздел №4

«Почему и зачем?»

Личностные

ориентироваться в помещениях школы;

перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;

Предметные

приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать сушу и воду на глобусе;

по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;

Метапредметные

различать профессии людей;

                                                                             2. Содержание учебного предмета, курса

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Формы контроля

  1. Кто и что?

21

Презентация проекта

2.Как, откуда и куда?

12

Презентация проекта

3.Где и когда?

11

Презентация проекта

4.Почему и зачем?

22

Презентация проекта

                                                                                  

                                                                    3. Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Фактич.    дата

Предметные компетенции

Вид учебной деятельности

Контроль

Раздел «Что и кто?»  (21 часов)

1

Задавайте

вопросы!

1

Научатся задавать вопросы об окружающем мире; получат возможность научиться работать с учебником, рабочей тетрадью; узнают смысл понятия «окружающий мир»

Рассказ учителя, ответы на вопросы, отгадывание загадок, чтение сказки с последующем обсуждением, работа с учебником, выполнение задания в тетради.

2

Что такое Родина?

1

Научаться определять , как называется наша страна и ее столица, какие народы живут в России; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России, рассказывать о малой родине и Москве как столице государства.

Беседа по вопросам, просмотр презентации, слушание гимна РФ, работа с учебником, выполнение задания в тетради.

3

Что мы знаем о народах России?

1

Научаться определять какие народы населяют нашу страну; рассказывать об национальных праздниках

Просмотр презентации, беседа «Что мы знаем о народах России?»,  работа с учебником, выполнение задания в тетради.

4

Что мы знаем о Москве?

1

Научаться узнавать достопримечательности столицы

Беседа «Что мы знаем о Москве», просмотр презентации,   работа с учебником, выполнение задания в тетради.

5

Проект «Моя

малая Родина».

1

Научаться фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины, находить в семейном фотоархиве соответствующий материал, интервьюировать членов своей семьи об истории малой родины.

Беседа «Города России», фотовыставка,  работа с учебником, выполнение задания в тетради.

Презентация проекта «Моя маленькая Родина»

6

Что у нас над

головой?

1

Научиться наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить в ночном небе ковш Большой Медведицы.

Беседа «Что у нас над головой», обсуждение иллюстраций учебника,   работа с учебником, выполнение задания в тетради

7

Что у нас под

ногами?

1

Научаться группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.

Беседа «Что у нас под ногами?», практическая работа с коллекцией камешков,  работа с учебником, выполнение задания в тетради

8

Что общего у разных растений?

1

Научаться находить у растений их части, показывать и называть их;

Беседа «Части растений», разгадывание загадок, практическая работа,  работа с учебником, выполнение задания в тетради

9

Что растёт на

подоконнике?

1

Научатся наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам

Беседа «Что растет на подоконнике», просмотр презентации, работа с учебником, выполнение задания в тетради

10

Что растёт на клумбе?

1

Научатся наблюдать за растениями клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам, определять растения цветника с помощью атласа-определителя

Просмотр презентации, разгадывание загадок, практическая работа по материалам учебника,  выполнение задания в тетради

11

Что это за листья?

1

Научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям.

Беседа «Что это за листья?», рассматривание репродукции картины Ю. Левитана,  практическая работа по материалам учебника,  выполнение задания в тетради

12

Что такое

хвоинки?

1

Научатся различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну.

Беседа и разгадывание загадок на тему «Что такое хвоинки?»,

 просмотр презентации,  работа по материалам учебника,  выполнение задания в тетради

13

Кто такие

насекомые?

1

Научаться сравнивать тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых.

Беседа «Кто такие насекомые?», выполнение творческого задания в учебнике, выполнение задания в тетради

14

Кто такие рыбы?

1

Научатся моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа - определителя

Разгадывание загадок и беседа на тему «Кто такие рыбы?», работа по учебнику, моделирование «одежды» рыб, выполнение задания в тетради

15

Кто такие птицы?

1

Научатся: узнавать птиц на рисунке; определять их с помощью атласа-определителя, описывать птицу по плану

Разгадывание загадок и беседа на тему «Кто такие птицы?», практическая работа, работа по учебнику, игра-соревнование, выполнение задания в тетради

16

Кто такие звери?

1

Научаться исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей по рисунку; определять зверей с помощью атласа-определителя.

Рассказ учителя , игра, просмотр презентации, практическая работа, работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

17

Что окружает нас дома?

1

Научатся характеризовать названия бытовых предметов; находить на рисунке предметы определенных групп, группировать предметы домашнего обихода.

Беседа «Что нас окружает дома?», работа по учебнику, выполнение задания в тетради

18

Что умеет

компьютер?

1

Научатся понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Рассказ учителя, обсуждение рассказанного, экскурсия в компьютерный класс

19

Что вокруг нас может быть

опасным?

1

Научится правильно и осторожно обращаться с домашними вещами; характеризовать опасность бытовых предметов; определять сигналы светофора.

Беседа «Что нас окружает дома?», ответы на вопросы, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в тетради

20

На что похожа наша планета?

1

Научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения земли

Беседа «Наша планета Земля»,

знакомство с глобусом,  работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

Презентация проекта «Моя малая Родина».

1

Научатся публично выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию и фотоматериал; выполнять тестовые задания учебника.

Просмотр презентации, самостоятельная работа (тест) в рабочей тетради

Презентация проекта «Моя малая Родина»

Раздел «Как, откуда и куда?»  (12 часов)

22

Как живёт семья? Проект «Моя

семья».

1

Научатся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника, об интересных событиях в жизни своей семьи; называть по именам (отчеству и фамилии) членов семьи.

Беседа «Семья – это самые близкие люди», работа по учебнику, практическая работа в тетради, подготовка к выполнению проекта «моя семья», распределение заданий

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

Научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; знать об опасности употребления загрязненной воды

Беседа «Значение воды в жизни человека»,   работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Научатся отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; правилам безопасности при обращении с электричеством и электроприборами

Беседа «Значение электроприборов в жизни современного человека»,

сочинение сказки,  работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

25

Как путешествует письмо?

1

Научатся наблюдать за работай почты и рассказывать о ней;

Игра, беседа «Значение почтовой связи для общества», чтение стихотворения, практическая работа.

26

Куда текут реки?

1

Научатся прослеживать по рисунку –схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду.

Беседа, работа по учебнику,

самостоятельная работа в тетрадях, практическая работа

27

Откуда берутся снег и лёд?

1

Научатся наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках

Рассказ учителя, работа по учебнику, просматривание презентации «Снег и лёд»,

практическая работа, работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

28

Как живут

растения?

1

Научатся наблюдать за ростом и развитием растений; прослеживать по рисунку – схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений

Беседа, ответы на вопросы, знакомство с комнатными цветами,  работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

29-

30

Как живут

животные?

Как зимой помочь птицам?

2

Научатся наблюдать за жизнью животных; рассказывать о своих наблюдениях; различать зимующих птиц по рисункам и в природе

Просматривание презентации «Где зимуют птицы». Работа по рисункам.

Выполнение задания в рабочей тетради.

31-

32

Куда девается

Мусор и откуда в снежках грязь?

2

Научатся определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы утилизации; знать, чем опасен мусор, что с ним делать, как распространяются загрязняющие вещества в окружающей среде

Беседа, ответы на вопросы,  работа по учебнику,  практическая работа, чтение сказки, выполнение задания в тетради

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1

Научатся публично выражать свои мысли; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; выполнять тестовые задания учебника

Просмотр презентации, проверка знаний и умений, работа по учебнику,  выполнение задания в тетради

Презентация проекта «Моя семья»

« Где и когда?» (11 часов)

34-

35

Когда учиться

интересно?

Проект «Мой класс и моя школа».

2

Научатся обсуждать условия интересной и успешной учебы; рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; рассказывать о своем учителе

Беседа по вопросам учителя, работа по учебнику, практическая работа, подготовка к выполнению проекта, распределение задания

36

Когда придёт

суббота?

1

Научаться различать прошлое, настоящее и будущее, называть дни недели в правильной последовательности, называть любимый день недели и объяснить, почему он любимый

Беседа « Знакомо ли вам слово время?», работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради.

37

Когда наступит лето?

1

Научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить времена года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года

Беседа «Когда наступит лето?», разгадывание загадок,

практическая работа, работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради.

38

Где живут белые медведи?

1

Научатся на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов

Беседа, чтение текста учителем,  работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради.

39

Где живут слоны?

1

Научатся находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов

Беседа, чтение текста учителем,  работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради.

40

Где зимуют

птицы?

1

Научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц

Беседа, ответы на вопросы, работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради.

41

Когда появилась одежда?

1

Научатся описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от ее назначения

Беседа,  ответы на вопросы, работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради.

42

Когда изобрели велосипед?

1

Научатся сравнивать старинные и современные велосипеды, обсуждать роль велосипедов в нашей жизни

Беседа, обсуждение услышанного,  работа по учебнику,   выполнение задания в рабочей тетради

43

Когда мы станем взрослыми?

1

Научатся сравнивать жизнь взрослого и ребенка; определять по фотографии в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членах семьи

Беседа, самостоятельная работа, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради,  практическая работа,

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1

Научаться публично, выражать свои мысли; обсуждать выступления учащихся, выполнять тестовые задания учебника

Рассказ учителя, презентация,  работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

« Почему и зачем?» (22 часа)

Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

1

Научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе  и Солнце; моделировать форму, цвет и сравнительные размеры некоторых звезд, проводить взаимопроверку

Беседа,  работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

46

Почему Луна бывает разной?

1

Научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем, формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны

Беседа, чтение сказки учителем, анализ прочитанного, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя

Беседа, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради, практическая работа

48

Почему звенит звонок?

1

Научатся анализировать рисунки в учебнике и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звука; высказывать предположения о причине появления эха.

Беседа, чтение стихотворения учителем, обсуждение прочитанного, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

49

Почему радуга разноцветная?

1

Научатся называть цвета радуги, преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад.

Беседа, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

50-

51

Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои

домашние

питомцы».

2

Научатся описывать по плану своего домашнего питомца, выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных)

Научатся рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой

Беседа, чтение и анализ стихотворения, практическая работа, подготовка к выполнению проекта.

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

Научатся узнавать изученные природные объекты; объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек

Беседа, отгадывание загадок,  работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

Научатся определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса

Просмотр презентации, практическая работа,  работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

54

Зачем мы спим ночью?

1

Научатся сравнивать рисунки в учебнике, делать выводы о значении сна в жизни человека

Беседа,  работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

55

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Научатся различать фрукты и овощи, группировать их; выполнять правила личной гигиены при употреблении овощей и фруктов;

Просмотр презентации, беседа, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

.

56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

Научатся формулировать основные правила личной гигиены; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук

Беседа,  работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

57

Зачем нам телефон и телевизор?

1

Научатся  различать средства связи и средства массовой информации

Беседа, отгадывание загадок,  работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

58

Зачем нужны

автомобили?

1

Научатся классифицировать автомобили и объяснять их назначение

Беседа, отгадывание загадок,  работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

59

Зачем нужны

поезда?

1

Научатся классифицировать поезда в зависимости от их назначения

Беседа, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

60

Зачем строят

корабли?

1

Научатся классифицировать корабли в зависимости от их назначения

Просмотр презентации, беседа, работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради  

61

Зачем строят

самолёты?

1

Научатся классифицировать самолеты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете

Беседа, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

Научатся обобщать сведения о транспорте, обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; участвовать в ролевой игре

Беседа, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

1

Научатся правилам безопасности и использование спасательных средств на корабле и самолете

Рассказ учителя,  беседа, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

64

Зачем люди осваивают космос?

1

Научатся рассказывать об освоении космоса человеком; моделировать экипировку космонавта

Просмотр презентации, беседа, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

65

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой

Рассказ учителя,  беседа, чтение текста, работа по учебнику, практическая работа, выполнение задания в рабочей тетради  

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1

Научатся выполнять тестовые задания учебника; публично выражать свои мысли

Беседа, презентация проектов.

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...