Урок окружающего мира "Кто такие птицы?" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Белова Лариса Викторовна

Урок - практикум с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_ptitsy.docx447.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Неделя начальной школы

Урок  окружающего мира

Подготовила и провела

учитель Л. В.  Белова 1 – В класс

Дата проведения: 27.10.2017 г.

2017/2018 учебный  год

Окружающий мир

Тема урока    « Кто такие птицы?»

Тип урока:  урок- практика  усвоения новых знаний.

Цель: формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.

УУД, формируемые на уроке: предметные, метапредметные, личностные.

Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

Предполагаемый контроль:  текущий.

Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметныерегулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Использованное оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация; видеоролик  с  голосами  птиц, фильм про пингвинов; учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А.Плешаков

у учащихся: разные по размеру, форме, цвету перья птиц; лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

       - Ребята! Сегодня мы отправимся в новое путешествие  по  царству природы. Нам предстоит  открыть новые тайны в мире животных,  находить ответы на вопросы, которые у нас возникнут.

Руки на месте – на месте,

Ноги на месте - на месте,

Локти у края - у края,

Спина прямая – прямая.

- Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях. (Наша помощница  Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик)

2.Актуализация знаний.

1) Фронтальная работа.

- Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые) 

 - Чем отличаются насекомые? (У насекомых 6 ног)

- Как отличить рыб от других животных? (Тело большинства рыб покрыто чешуёй)

3. Изучение нового материала.

 - Как часто я вижу сон, вдруг я поднимаюсь  над облаками и парю в воздухе. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. И тут я просыпаюсь… и понимаю, что я не птица, только птицы могут делать это непринуждённо.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! Всё ли нам известно об их жизни?  (звучит песня «Кто такие птички»)

- Как можно отличить птиц от других животных?  (Они  умеют летать.)

- Муравьишка Вопросик приглашает нас на прогулку в лес. (слайд 2-5)

       «Однажды вечером  он  гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела над ним, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. - Какие разные животные, — подумал муравьишка, — и все они умеют летать…                                                            Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?

 Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр. 36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

- (слайд 6) Что общего у всех этих животных?  (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет)  А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу, петуха)

(Да, курица птица хоть и летает плохо.  Умение летать не является главным признаком).

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они  обитают и в воздухе, и на суше, и в воде,  в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.

- (слайд 7) Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья) 

-  (слайд 8) Давайте рассмотрим строение птицы на примере голубя. Назовите все части тела.

(слайд 9) «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения.  Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)

- Тело птицы похоже на самолёт. Обтекаемая форма помогает ей быстро летать.  (слайд 10 – 20) Далее о носе, о ногах, о крыльях, о перьях.

- Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.

(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

-Для чего птице нужны разные перья?

(Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета;

более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его;

самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу.

Есть и такие перья, которые служат специально для украшения).

- Как использует перья птиц человек? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения, вставляют в брошки, шляпы, делают веера, картины, ковры)

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух

И скорей за парту – плюх.

4.Практическая работа.

(слайд 21-22) Рассматривание перьев. Чем различаются перья? (размером, формой, цветом)

- Каждое перо имеет стержень, а ещё у пера есть бородки.

- (слайд 23) Что случится, если сейчас подует ветерок? (Упражнения: - Положите перо на ладонь и подуйте на него, можно использовать «Ветерок», фен)

(Летит, легкое.)

- Отрежем кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое, очень лёгкое)

- Опустим перо в стакан с водой (можно капнуть из пипетки) (Капелька скатилась, перо не намокает.)

- Вот почему перья могут защитить птицу от воды.

5.Обобщение, систематизация, применение знаний.

- (слайд 24)  Почему перо нарисовано рядом с чернильницей?  (Много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями, очиняли его ножом поэтому нож называли перочинным)

- А теперь посмотрите на окраску перьев? (они украшают птиц)

- Взгляните на Черепаху  с. 36.  Чем она себя украсила?

Распустила хвост жар – птица,

Он горит и золотиться.

Из заморских к нам долин

                Этот хвост принёс (павлин)

- (слайд 25-30) Часто можно встретить очень красивых птиц, с очень ярким опереньем. Но ярко окрашены только самцы, чтобы привлекать самок.

 (Слайды с изображением павлина, колибри, утки мандаринки, попугая)

- Колибри или птица – муха. Ни одна птица так не умеет летать: и на боку, и на спине, и  хвостиком вперёд. Они как бабочки, могут зависать над цветком и собирать с него нектар – это их еда. Пёрышки так красивы, что похожи на драгоценные камни. Гнездо этой маленькой птички величиной со скорлупу  грецкого ореха.

Итак, птицы летают, чтобы строить высоко гнёзда, добывать корм на лету, спасаться от врагов, но  умение летать это не отличительный признак.

- Рассмотрите рисунок с. 37. Что делает Муравьишка? Он решил найти себе новых друзей высоко – высоко в небе. Он взлетел на дельтаплане (безмоторный летательный аппарат), чтобы познакомиться с птицами.

- Вспомните, а каких животных называют птицами?

- А все ли птицы умеют летать? Есть птицы, которые не умеют летать. Поэтому,  Муравьишка с ними не сможет встретиться в воздухе.

(слайд 31)

- И петь не поёт, и летать не летает. За что же его тогда птицей считают? Что это за птицы?

Скажите мне, какой чудак

И днём, и ночью носит фрак? (пингвин) 

Пингвин (слайд 32). Эти птицы не летают, и не строят гнезда. Это морские птицы, они хорошо плавают и ныряют. Вместо крыльев у них лапы – ласты. Пингвин – папа носит яйцо на лапках, согревая его своим теплом.

И петь не поёт, и летать не летает..

За что же тогда его птицей считают? (страус)

- Страусы не умеют летать, и крылья им служат для украшения. У страусов очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Страусиные перья используют для украшения (слайд 34)

- Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 37.  Назовите этих птиц, кого из них можно встретить в городе? За городом? Опишите одну из них по плану:

  1. Название
  2. Размеры
  3. Окрас оперения
  4. Особенности частей тела (клюв, хвост, глаза, ноги)

     6. Работа в тетради раскрась птиц,  а на уроке рисования мы будем учиться рисовать птиц.

- Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. Как можно зимой помогать птицам? (развешивать кормушки, подкармливать птиц.) (слайд 38-39)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетают в гости к нам.https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01be/00034995-c5014534/img7.jpg

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц  в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

   - За что мы ещё любим птиц? (за их прекрасное пение) Слушаем голоса птиц.  

-Положите голову на парту. (отдых)

7. Подведение итогов урока

-  С какой группой животных мы познакомились? Назовите отличительный признак? Совпадает ли он с выводом в учебнике? Прочитайте.

-Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

-Назовите самую маленькую птичку. Чем она питается?(Колибри)

-А какая птица самая большая? (Страус)

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

- Какая птица не заботится о своих птенцах и подкидывает яйца другим птицам? (Кукушка)

- - Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

- Ребята, какие вы молодцы, как вы много знаете о птицах.

8. Рефлексия.

        - Нарисуйте лучики солнышку, если было интересно, узнали много нового. Если остались вопросы или не понравилось на уроке нарисуйте лучики другому солнышку.

День окончен трудовой,
Нам пора идти домой. Дружно на прощание
Скажем: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое снег? Почему лёд плавает?»

Система Л.В.Занкова, к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир"...

Презентация к уроку. Окружающий .мир. Краеведение. 1 класс. УМК « Школа России» Тема: Кто такие звери? Хозяин Югорского леса. Герб города Когалыма.

На данном уроке уч-ся знакомятся с признаками новой группы животных -звери. А так же узнают много интересного о медведе, хозяине Югорского леса. Познакомятся с книгой Ювана  Шесталова «Снеж...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Что такое семья". (УМК "Начальная школа XXI века)

На этом уроке дети сформулируют понятие "семья", познакомятся со словами "поколение", "домочадцы"...

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Урок окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир". УМК "Перспектива". Учебник А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой "Окружающий мир. 1 класс"...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...