Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема урока "Кто такие звери?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_fgos.doc | 121.5 КБ |
zveri_v_mkartinkakh.ppt | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы.
- Характеристика класса ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3
- Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------4-5
- Краткое описание этапов урока -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6-7
- Технологическая карта урока ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8-13
- Приложение ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------14
Характеристика 1 класса
МКОУ «Михеевская основная общеобразовательная школа ».
В классе обучается 4 человека: 3 девочки и 1 мальчик.
Все дети проживают на территории сельского поселения «Деревня Михеево».
До поступления в школу только одна девочка, Галкина Ярослава, посещала дошкольное образовательное учреждение. Короткова Алиса, Пименова Настя и Петренко Сергей занимались в кружке предшкольной подготовки «Букварёнок» на базе школы.
Двое детей из многодетных семей: Галкина Ярослава (в семье трое детей) и Пименова Настя (в семье пятеро детей).
Короткова Алиса проживает в семье без отца (девочка живёт с матерью и отчимом, в семье двое детей).
Петренко Сергей проживает с бабушкой и воспитывается без отца. В семье у мальчика очень трудные отношения с мамой.
Неблагополучная и малообеспеченная семья у Пименовой Насти – в семье часто злоупотребляют алкоголем.
Все дети физически развиты хорошо. Ограничений по здоровью нет.
Галкина Ярослава посещает музыкальную школу и танцевальный кружок. Отношение к учёбе и физическому труду – позитивное у всех.
Индивидуального подхода требует Пименова Настя, так как в поведении часто бывает несдержанна, и Короткова Алиса, девочка очень замкнута.
Входное тестирование показало, что на период поступления в школу уровень развития и сформированности предметных и универсальных учебных действий у детей разный:
высокий – у Галкиной Ярославы , при поступлении в школу девочка уже умела читать по слогам, знала большинство букв, обладает хорошей памятью, вниманием, речью, владела математическими навыками (умеет складывать и вычитать числа в пределах 10); моторика развита;
средний – у Коротковой Алисы, девочка знала некоторые буквы, немного читала по слогам, память слабо развита, цифры знала, но складывала и вычитала их с трудом, речь не развита; мелкая моторика рук развита хорошо;
Петренко Сергея – мальчик знал цифры, выполнял с ними простые математические операции ( сложение и вычитание); хорошо группировал предметы по различным признакам; речь развита, знал много сказок, хорошо воспроизводил услышанный текст по памяти; очень подвижен, но мелкая моторика не развита.
низкий – у Пименовой Насти, ребёнок не владел элементарными навыками группировки предметов, сравнением их по различным признакам, речь не развита, чтением не владела, математических представлений о числах не имела, память краткосрочная, отличается высокой двигательной активностью, неусидчива, моторика неразвита, но доброжелательна и исполнительна, хорошо идет на контакт с учителем, прислушивается к ошибкам.
Общение в семье: у всех детей доверительное отношение с близкими,
родители предоставляют детям большую самостоятельность, но стараются, не ослаблять контроль за поведением. В отношениях учителя с родителями конфликтов не возникает.
Пояснительная записка.
Класс обучается по УМК «Школа России».
В работе используется :
- «Программа и планирование учебного курса 1 – 4 классы» автор А.А.Плешаков.
2. Учебник для общеобразовательных учреждений (ФГОС) «Окружающий мир»1 класс в двух частях, автор А.А.Плешаков. Изд. Москва «Просвещение»2012г.
3. Рабочая тетрадь «Окружающий мир»1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Изд. Москва «Просвещение»2012г.
4. Тесты «Окружающий мир» 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, автор А.А.Плешаков, Н.Н.Гара, З.Д.Назарова. Изд. Москва «Просвещение» 2013 г.
5. Поурочное планирование начальная школа «Окружающий мир» 1 кл. .система уроков по учебнику А.А.Плешакова. Автор – составитель Н.Н. «учитель» . Изд. «Учитель» Волгоград 2013 г.
Работа представлена по естественно - научному направлению.
Количество часов в год – 66, количество часов в неделю – 2.
Раздел материала «Что и кто?»
Тема урока: «Кто такие звери?»
Форма: классно-урочная.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: сформировать представления об отличительных признаках зверей, выявить знания детей по изученным ранее темам.
Задачи:
- способствовать расширению знаний учащихся о животных;
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с отличительными признаками зверей;
- способствовать развитию у учащихся умения формулировать познавательные цели, выделять нужную информацию, анализировать;
- создать условия для обучения исследовательской работе первоклассников;
- обеспечить развитие коммуникативных УУД, воспитание любви к природе через бережное отношение к животным.
Планируемые достижения обучающихся:
Предметные: научаться узнавать зверей по рисунку, исследовать строение шерсти зверей; получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; рассматривать иллюстрации в учебнике и извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к мнению других; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Метапредметные: регулятивные - действовать с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза , обобщения, классификации по родовым признакам; использовать различные способы сбора, обработки, анализа информации в соответствии с познавательными задачами; коммуникативные - формировать умение слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Универсальные учебные действия (УУД, умение учиться) :
Познавательные : общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зверях ; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, рассказов, сказок, из собственного жизненного опыта).
Личностные – понимают значения знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – портера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения: частично – поисковый, метод сравнения, метод целепологания, метод рефлексии (текущий и итоговый), словесно – иллюстративный метод, игровой метод, используются элементы активных методов обучения « проблемной лекции» и метода «тренинг».
Виды деятельности: работа с учебником, тестовая работа, решение практических задач, работа с рабочими тетрадями.
Продолжительность урока: 35 минут.
Используемое оборудование: ноутбук, проектор, экран, пакетики с шерстью, цветные карандаши, картинки животных;
Образовательные ресурсы: презентация к уроку «Кто такие звери», мультимедийное приложение к урокам окружающего мира 1 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fectival. I september.ru/ articles /532870; презентация «Московский зоопарк».
Краткое описание этапов урока.
- Этап мотивации к учебной деятельности.
Цель этого этапа проверить готовность детей к уроку, создать эмоциональный , психологический и мотивационный настрой на работу. Для достижения цели я использую словесный метод, форма совзаимодействия – фронтальная. Используется приготовленная мною презентация. Дети слушают и настраиваются на предстоящую работу.
- Этап актуализации знаний.
Цель: выявить знания детей по изученным ранее темам.
Для более успешного достижения цели мною использовался игровой метод с помощью которого осуществляется контроль за знаниями ранее полученными учащимися. Каждый из участников может в процессе игры соглашаться или не соглашаться с мнением других. Учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть, направить обсуждение в другое русло. Форма совзаимодействия – фронтальная. Учащиеся активно участвуют в игре и обсуждении, делят животных на группы у доски , работают с фигурами животных на магнитах.
- Этап создание проблемной ситуации.
Целью данного этапа является постановка учебной задачи и формулирование детьми темы урока.
В достижении цели используется проблемный метод, он начинается с вопросов и с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Возникшие вопросы требуют не однотипного решения, а требуют размышления. На этом этапе прослеживается межпредметная связь (окружающий мир и обучение грамоте).Форма совзаимодействия – фронтальная. Решение практических задач. Используется презентация «Кто такие звери» и буквы для задания «Собери слово». В конце этапа дети самостоятельно формулируют тему и задачи урока.
- Этап изучения нового материала.
Цель этапа – выявить особенности строения тела зверей.
Данный этап содержит в себе несколько подэтапов. Для более успешного достижения цели я использую в работе несколько методов :
- «тренинг»-метод при котором в ходе моделирования специально заданных ситуаций, обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в роботе подходам;
- метод целепологания;
- метод сравнения и наблюдения (сравнивают строение животных, наблюдают за отличительными особенностями представителей этой группы);
- метод текущей рефлексии (делают текущие выводы);
- частично поисково – исследовательский метод (практическая работа)
Используются следующие виды деятельности на уроке:
работа в парах, работа с учебником, фронтальная работа, работа с рабочими тетрадями. Используется «электронный ресурс» к уроку и презентация «Кто такие звери». Дети исследуют шерсть зверей, работают в парах, зарисовывают ее в рабочих тетрадях, делают самостоятельные выводы.
- Этап первичного осмысления и закрепления знаний.
Целью этого этапа является проверка знаний учащихся, степени усвоенности материала урока, умении применить полученные знания на практике. Для достижения этой цели я выбрала работу с тестовыми заданиями. Вид деятельности учащихся - это индивидуальная работа.
Дети работают самостоятельно, учитель выборочно проверяет ответы.
- Этап подведения итогов.
Цель этого этапа организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.
Используется метод рефлексии (итоговой). Дети выполняют творческое задание. Вид деятельности – индивидуальная работа и фронтальная.
Используется презентация «Кто такие звери». Дети формулируют общий вывод урока.
- Рефлексия.
Цель этапа организовать рефлексивный анализ учебной деятельности, результат своего труда. Применяемый метод «метод конструирования» (предложений) и прогнозирование результатов. Вид деятельности - фронтальная работа. Дети дополняют мои предложения и оценивают свое настроение на уроке (поднимают смайлики). Используется презентация «Кто такие звери».
На уроке проводится две физкультминутки. Первая проводится на этапе изучения нового материала. Тематика физкультминутки не отходит от темы данного урока «Рыбы, птицы, звери». Вторая физкультминутка «Зверь или нет» проводится на этапе первичного осмысления и закрепления знаний, и также соответствует теме урока.
Текущие цели урока все достигнуты, задача выполнена. В результате использования активных и различных методов и форм обучения, используя деятельностный подход, учащиеся получили возможность искать необходимые знания, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а это способствует формированию активной, творческой личности.
Технологическая карта урока
Кто такие звери?
Цели деятельности учителя | Формировать представления об отличительных признаках зверей |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке; определять зверей с помощью атласа – определителя; получат возмож – ность научиться устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска(в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Методы и формы обучения | Словесный метод, игровой метод, проблемный метод, «тренинг»-метод, метод целепологания, метод сравне- вн ния и наблюдения, поисково – исследовательский метод; фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа с тестом, работа с учебником. |
Образовательные ресурсы | Презентация на тему «Кто такие звери?»[Электронный ресурс]. Презентация к уроку (подготовленная учителем). Презентация «Московский зоопарк». |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1.Организа ционный момент | Эмоциональная, психологическая и и мотивационная подготовка уча- щихся к усвоению изучаемого мате риала | Проверяет готовность обучающихся к уроку, желает им успеха, создает эмоциональный настрой. (Слайд 1) | Слушают учителя, проверяют принадлежности к уроку | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школь- ника. | Устный опрос |
2.Актуализация знаний | Игра «Раздели на группы». К доске прикреплены рисун- ки с различными группами живот- ных(щука, голубь, белка, кузнечик, сом, бабочка, утка, заяц, дятел). Учащиеся группи- руют рисунки, объясняют свой выбор | Знакомит с правилами игры, осуществляет контроль, следит за ее ходом; организует беседу -На какие группы вы разделили данных животных? | Активно участвуют в игре, делят животных на группы, отвеча- ют на вопросы: -Кузнечик, бабочка- насеко- мые, потому что у них 6 лап и т.д. | Фронтальная | Познавательные: обще- учебные- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных животных; логические- осуществление поиска необходимой информа- ции(из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненно- го опыта, рассказов, сказок и т.д.) | Устные ответы |
3.Создание проблемной ситуации | Собирают слово из букв, используя подсказки(работа с презентацией) определяют проблему. | Задает вопросы: -К кому вы отнесете животных 4 группы? Организует актуализацию мыслительных операций. Читает подсказки (слайд 2и 3) (прослеживается межпредметная связь). Подводит детей к самостоятельному определению темы урока и задач (слайд 4) | Прогнозируют, анализируют проблемную ситуацию, выдвигают свои предположения. Собирают слово на парте, дают название группе «звери». Самостоятельно формулируют тему урока. | Фронтальная | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. | Устные ответы |
4. Изучение нового материала 4.1 4.2 5.Первичное осмысление и закрепление знаний. 5.1 6. Этап подведения итогов. 7. Рефлексия Дополнительный материал урока | Работа по учебнику (стр.38) Работа с презентацией к уроку. Физкультминутка (приложение 1) Работа с электронным приложением к уроку. Практическая работа «Исследование шерсти животных», работа в рабочих тетрадях. Работа с презентацией и Учебником Работа с тестом Физкультминутка (Приложение 2). Творческое задание Обобщить полученные на уроке сведения . Определить свое эмоциональное состояние на уроке. Фильм «Московский зоопарк» | Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу. Демонстрирует и комментирует слайды презентации (слайд 5) Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. (слайд 6). -Начнем наше наблюдение со знакомства со строением тела зверей. Отгадайте загадку (слайд 7) (слайд 8) Давайте сравним строение тела жирафа с другими представителями данной группы(конь, собака) (слайд 9) Учитель побуждает учащихся извлечь из представленной презентации нужные знания. Демонстрирует и комментирует слайды презентации Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания Знакомит с дополнительной информацией(слайд 12) и новым понятием (слайд13-19) Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. Формулирует задание. Задает вопросы. -Выберите из конвертиков только зверей и прикрепите на доску. (слайд 20) -Продолжите мои предложения(слайд 21) -Сегодня я узнала… -Я научилась… -На уроке мне понравилось… -Мое настроение на уроке было… - Спасибо за урок. Комментирует | Выполняют задание(закрывают фишкой зверя) Дети встречают затруднение. Выдвигают свои предположения.
Составляют свой план действий. Дают ответ (жираф) Рассматривают жирафа и называют части тела(голова, шея, туловище, ноги, хвост) Рассматривают и сравнивают строение тела зверей и формулируют вывод «строение тела у всех одинаковое» (слайд 10) Внимательно прослушивают информацию и делают вывод «Тело зверей покрыто шерстью»(слайд 11) Выполняют задание. Делают вывод: «Шерсть у зверей разная». Рассматривают слайды, обобщают свои знания, делают вывод «Звери вскармливают детенышей молоком» Выполняют задания Самостоятельно выполняют работу. Формулируют общий вывод у доски. Продолжают предложения. Показывают смайлики(зеленый, желтый, красный) Смотрят фильм | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Работа в парах Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная | Познавательные: общеучебные –осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические- анализируют объект, выделяют главное. Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические- дополнение и расширение имеющихся знаний. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск нужной информации, анализируют объект, выделяют главное. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Самостоятельное задание, самопроверка. Устные ответы. Устные ответы. Проверка заданий, взаимопроверка. Устный опрос. Устный опрос Проверка задания фронтально Оценивание учащихся за работу на уроке. |
Приложение 1.
Физкультминутка 1.
« Рыбы, звери, птицы».
Рыбы – хлопаем 1 раз
Звери – шагаем1, 2
Птицы – руки в стороны и потрясли
Щука, ворона, сорока, карась, заяц, мышь, сом, воробей, белка.
Приложение 2.
Физкультминутка 2.
«Зверь или нет».
Если услышите название зверя - хлопаем
Если не зверь – приседаем
Жук, окунь, медведь, кузнечик, жираф, пчела, карп, коза, петух, мышь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Собери слова из букв В слове 2 слога Слово начинается со звука [ з ] Заканчивается звуком [ и ]
Звери
Узнать кто такие звери Цель урока: выделить основные признаки этой группы Задачи урока:
Кто из животных зверь?
ПЛАН 1. Выяснить отличительные признаки животных этой группы. 2. Чем вскармливают звери своих детенышей. з. Как передвигаются, где обитают, чем питаются.
Очень длинношеее животное…
Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … шея голова туловище ноги хвост
Вывод: Строение тела у зверей одинаковое
Вывод: Тело зверей покрыто шерстью
Звери - млекопитающие
КТО ЗВЕРЬ?
Звери – это животные, у которых тело покрыто шерстью, они вскармливают детёнышей молоком.
Домашние дикие
Как передвигаются звери и где обитают?
на земле под землей в воздухе в воде
Чем питаются? травоядный всеядный насекомоядное хищная
Вывод Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Они выкармливают детёнышей молоком, их называют млекопитающими. Звери имеют одинаковое строение тала.
Рефлексия Сегодня я узнал(а)… . Дома родителям расскажу о … . На уроке мне понравилось и запомнилось … .
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...