Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru.docx | 60.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2017-2018 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственноСущественная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Общая характеристика курса.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражениедуховного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Результаты изучения курса.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса.
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев:
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Материально-техническое обеспечение.
Дополнительная литература.
Для учителя:
- Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" 2014 год.
- Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
- CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
- Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.
- Поурочные разработки по окружающему миру2 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ., автор Н. Ю. Васильева, изд-во "Вако" 2015 .
- Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, изд-во "Вако" 2014, составитель И.Ф. Яценко.
Для учащихся:
- Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год.
- Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
- CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран. Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Календарно-тематическое планирование уроков
по окружающему миру во 2 классе
к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,
УМК «Перспектива»
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вселенная, время, календарь (14 ч) | |||||||||
1 | Мы – союз народов России | 1 | Урок изучения нового | Политическая карта мира, России. Знакомство с официальным названием страны, в которой живут. Обозначение на карте крупнейших городов Российской Федерации. Многообразие культур народов Российской Федерации. Государственный язык | Уметь: - называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа; - находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; - понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации | Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ? | - Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. - Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. - Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и культуры. - Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…) | ||
2 | Мы – жители Вселенной | 1 | Урок повторе ния | Строение Солнечной системы. Изобретение подзорной трубы и телескопа. Звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела, их различие | Знать названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе Уметь видеть взаимосвязь Земли и Вселенной | Работа в паре: выполне ние заданий рабочей тетради | |||
3 | Наш космический корабль – Земля | 1 | Урок изучения нового | Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. Линия горизонта | Знать понятия «горизонт» и «стороны света»; Уметь обращаться с компасом, определять стороны горизонта | Работа по определению сторон света во дворе школы | |||
4 | Наш космический корабль – Земля | 1 | Урок закрепления | Линия горизонта, стороны горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса. Знакомство о древних способах изображения Земли. Кругосветные путешественники. Практическая работа с глобусом | Знать особенности формы планеты Земля. Уметь работать с глобусом | Текущий контроль | |||
5 | Время | 1 | Урок изучения нового | Приметы времени. Обсуждение фотографий рубрики «Заглянем в семейный альбом». Рассказы детей о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Минута — единица измерения времени | Уметь: - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы | Практическая работа под руководством учителя | |||
6 | Сутки и неделя | 1 | Урок изучения нового | Отрывок стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени». Смена дня и ночи. Знакомство с различными точками зрения. Вращение Земли вокруг воображаемой оси | Уметь: - по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления | Текущий контроль | |||
7 | Месяц и год | 1 | Урок изучения нового | Связь естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли. Наблюдение за живой и неживой природой | Уметь: - с помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев | Работа в паре | |||
8 | Времена года | 1 | Урок изучения нового | Причина смены времен года, последовательность этой смены, связь изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца | Уметь: - объяснять причину смены времен года; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года | Текущий контроль | |||
9 | Погода | 1 | Урок изучения нового | Понятие «погода». Устройство и особенности работы разных видов термометров. Измерение температуры, запись показаний термометра | Уметь различать виды термометров и пользоваться каждым из них | Практическая работа с термометром | |||
10 | Погода | 1 | Урок закрепле ния | Теоретические понятия о погоде | Фронтальный опрос | ||||
11 | Календарь – хранитель времени, страж памяти | 1 | Урок изучения нового | Календарь как очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Разнообразные виды и устройство старинных и современных календарей | Уметь: - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких | Текущий контроль | |||
12 | Красные дни календаря (Праздники для всех) | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Важнейшие праздники современного российского гражданского | Уметь: - кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе) | Творчес кая работа | |||
13 | Народный календарь | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Народный календарь как сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Народные приметы | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы | Текущий контроль | |||
14 | Экологический календарь | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Формирование экологического сознания детей. Понятие об экологии, о необходимости охраны природы. Экологический календарь как проявление культуры высокоразвитого общества | Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы. | Работа в паре | |||
Осень (18 ч) | |||||||||
15 | Осенние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью. Нравственный смысл и красота старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде. Творчество художников И. И. Левитана и А. А. Пластова, главные темы их художественного творчества | Уметь: - находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; - описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде | Работа в паре | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | ||
16 | Осень в неживой природе | 1 | Урок изучения нового | Зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите. Наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью. День осеннего равноденствия | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др. | Фронтальная работа | |||
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия у разных народов России | Уметь: - в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; - называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе | Работа в группах | |||
18 | Звездное небо осенью | 1 | Урок изучения нового | Звезды и созвездия. Созвездия Большая Медведица и Лебедь | Понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые | Текущий контроль | |||
19 | Экскурсия на луг | 1 | Урок-экскурсия | Травянистые растения. Причины пожелтения травы. | Беседа, обмен впечатлениями | ||||
20 | Трава у нашего дома | 1 | Урок повторе ния | Наиболее часто встречающиеся травянистые растения; Пользование атласом-определителем «От земли до неба». Распознавание травянистых растений | Знать причины пожелтения травы осенью. Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя | Фронтальная работа | |||
21 | Старинная женская работа | 1 | Урок изучения нового | Содержание и последовательность трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Социально-нравственное значение совместной работы людей | Уметь: - назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; - выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе | Текущий контроль | |||
22 | Деревья и кустарники осенью | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники. Вечнозеленые хвойные растения средней полосы | Понять причины листопада | Текущий контроль | |||
23 | Осенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Текущий контроль | ||||||
24 | Чудесные цветники осенью | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Садовые цветы осенью | Понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям | Текущий контроль | |||
25 | Грибы | 1 | Урок изучения нового | Грибы как особое царство живой природы. Строение гриба. Грибы съедобные, несъедобные, ядовитые | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы. Знать строение грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых | Текущий контроль | |||
26 | Шестиногие и восьминогие | 1 | Урок изучения нового | Паукообразные. Этапы развития бабочки и стрекозы | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных | Текущий контроль | |||
27 | Птичьи секреты | 1 | Урок изучения нового | Перелетные и зимующие птицы | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Уметь различать перелетных и зимующих птиц | Текущий контроль | |||
28 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | Урок изучения нового | Подготовка к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет | Текущий контроль | |||
29 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | Урок изучения нового | Связи в природе. Выявление связей в осеннем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
30 | Осенний труд | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Разнообразная работа осенью в городах и селах, соотнесение ее с особенностями осенней живой и неживой природы | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью. Уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме | Работа в группах | |||
31 | Будь здоров! | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Правила здорового образа жизни в осенний период. Приобщение детей к игровой культуре народов России | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Текущий контроль | |||
32 | Охрана природы осенью | 1 | Урок изучения нового | Правила охраны природы при сборе ее даров осенью. Изучение страниц Красной книги. Исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов. Выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
Зима (15 ч) | |||||||||
33 | Зимние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Соотнесение признаков зимы в природе и особенностями жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края. Творчество художников А. К. Саврасова и И. И. Шишкина. Главные темы их художественного творчества | Уметь: - находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; - описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме | Творчес кая работа | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | ||
34 | Зима – время науки и сказок | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Народные погодоведческие приметы. Нравственное значение сказок народов России | Знать несколько зимних народных примет на погоду. Уметь: - объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений | Беседа. Ответы на незаконченные предложения учителя: «Зима - хорошее время для ...» «Народ ные приметы и сказки учат нас ...» | |||
35 | Зима в неживой природе | 1 | Урок изучения нового | Зимние природные явления: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед. Понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем | Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Фронтальная беседа | |||
36 | Звездное небо зимой | 1 | Урок изучения нового | Карта звездного неба. Созвездия Малая Медведица и Орион. Полярная звезда и звезда Сириус | Уметь: - находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; - ориентироваться по Полярной звезде | Текущий контроль | |||
37 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | Сезонные изменения в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих. | Текущий контроль | ||||
38 | Зима в мире растений | 1 | Урок закрепле ния | Зимние погодные явления и состояние природы зимой. Способы определения деревьев по их стволам и плодам | Знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам | Работа в паре | |||
39 | Зимние праздники | 1 | Урок изучения нового | познакомить детей с Рождественский праздник в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем). Происхождение и особенности зимнего новогоднего праздника. Два типа календаря - гражданский и православный. Рождественский обычай украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России. Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками | Работа в паре | |||
40 | Растения в домашней аптечке | 1 | Урок изучения нового | Разнообразие лекарственных растений. Правилам их сбора, хранения и использования | Уметь: - называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; - рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
41 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Зимующие птицы. Способы приспособления к зимним условиям зверей. Питание птиц и зверей зимой | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц. Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку | Фронтальный опрос | |||
42 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Связи в природе. Выявление связей в зимнем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу Уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу | Текущий контроль | |||
43 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | Урок изучения нового | Особое положение февраля в годовом круге. Обычаи праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта. Нравственное значение этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье | Знать - что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; - когда в народе отмечали первую встречу весны. Уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или3другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края | Фронтальный опрос: почему февраль - особый зимний месяц? | |||
44 | Зимний труд | 1 | Урок изучения нового | Старинная традиция зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; необходимость поддерживать порядок на улице. Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
45 | Будь здоров! | 1 | Урок изучения нового | Правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период | Уметь выполнять правила здорового образа жизни в зимний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
46 | Будь здоров! | 1 | Подвиж ные игры на свежем воздухе | Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | Текущий контроль | ||||
47 | Охрана природы зимой | 1 | Урок закрепле ния | Эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы. Бережное отношение к природе. Правила соблюдения зимой чистоты в парке, сквере, лесу. Способы подкормки зверей и птиц. Изучение страниц Красной книги | Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. Уметь: - соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; - изготовить простейшие кормушки для птиц | Фронтальная беседа. | |||
Весна и лето (17 ч) | |||||||||
48 | Весенние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Признаки наступающей весны в живой и неживой природе. События в жизни людей весной. Нравственный смысл и красота народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года | Уметь: - находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; - описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проводить наблюдения за погодой | Творчес кая работа в группе: придумывание весенней заклички | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | ||
49 | Весна в неживой природе | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Сезонные изменения в неживой природе. День весеннего равноденствия. Природные весенние явления: таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы. Проблема безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах) | Понять причины потепления весной. Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления | Текущий контроль | |||
50 | Весна – утро года | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Старинный русский обычай трехкратной встречи весны. Праздник нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия | Уметь: - объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; - находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; - изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору) | Текущий контроль | |||
51 | Звездное небо весной | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Строение Вселенной. Положение на небе изученных созвездий весной. Созвездия Кассиопея и Лев | Знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица Уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе | Текущий контроль | |||
52 | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | Раннецветущие растения | Текущий контроль | ||||
53 | Весеннее пробуждение растений | 1 | Урок закрепле ния | Обобщение и расширение сведений, полученных на экскурсии | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми | Работа в паре | |||
54 | Чудесные цветники весной | 1 | Урок изучения нового | Культурные растения весеннего цветника. Мифы и легенды, связанными с этими цветами | Знать названия культурных растений весенних цветников. Уметь находить их в атласе-определителе | Текущий контроль | |||
55 | Весна в мире насекомых | 1 | Урок изучения нового | Весеннее пробуждение насекомых, их красота | Понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; взаимосвязь насекомых и птиц | Текущий контроль | |||
56 | Весна в мире птиц и зверей | 1 | Урок изучения нового | Весеннее поведение птиц и зверей: возвращение перелетных птиц, гнездование, насиживание и кормление птенцов. Пробуждение зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождение у зверей потомства. Понятие о гнездовых и выводковых птенцах | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей | Текущий контроль | |||
57 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Связи в природе. Выявление связей в весеннем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу | Текущий контроль | |||
58 | Весенний труд | 1 | Урок изучения нового | Виды старинной женской и мужской работы весной. Сопоставление их с современными видами весенних работ в селе и городе | Уметь: - различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; - объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; - проводить наблюдения за состоянием природы | Текущий контроль | |||
59 | Старинные весенние праздники | 1 | Урок изучения нового | Народные обычаи весенних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы | Уметь: - выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; - оформлять рамочки для фотографий | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
60 | Будь здоров! | 1 | Урок изучения нового | Правила здорового и безопасного образа жизни в весенний период | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Работа в паре | |||
61 | Будь здоров! | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе | Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | Текущий контроль | ||||
62 | Охрана природы весной | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Правила охраны природы весной. Способы защиты и помощи зверям и птицам. Изучение страниц Красной книги | Уметь контролировать себя время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.) | Текущий контроль | |||
63 | Лето красное | 1 | Урок изучения нового | Признаки лета в живой и неживой природе. Социально-нравственный смысл и красота старинных летних присловий и обычаев. Творчество художника А. И. Куинджи, главная особенность его художественного творчества | Уметь: - находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни люде летом в старинных названиях летних месяцев; - описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка | Текущий контроль | |||
64 | Летние праздники и труд | 1 | Урок изучения нового | Народные обычаи летних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю. Нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. Итоги полученным в течение года знаниям | Уметь: - выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; - разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; - перечислять летние дары природы своего края | Текущий контроль | |||
Резерв учебного времени (4 ч) | |||||||||
Итого 68 часов |
Выполнение практической части программы
№ п/п | Вид работы | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Экскурсия на луг. Травянистые растения. Причины пожелтения травы. Беседа, обмен впечатлениями | 1 | ||
2 | Осенняя прогулка. Осенние изменения в природе. Наблюдение | 1 | ||
3 | Зимняя прогулка. Сезонные изменения в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих | 1 | ||
4 | Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | 1 | ||
5 | Весенняя прогулка. Раннецветущие растения. Наблюдение | 1 | ||
6 | Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | 1 | ||
Итого 6 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...