Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru.docx | 60.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2017-2018 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой «Окружающий мир. 1-4 классы».
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственноСущественная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Общая характеристика курса.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Программу определяют важнейшие компоненты культуры – норма, ценность. Идеал, что позволяет представить такое явление, как мир. Системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Постепенно с позиций культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимосвязи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражениедуховного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Результаты изучения курса.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса.
Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев:
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Материально-техническое обеспечение.
Дополнительная литература.
Для учителя:
- Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" 2014 год.
- Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
- CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
- Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.
- Поурочные разработки по окружающему миру2 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ., автор Н. Ю. Васильева, изд-во "Вако" 2015 .
- Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс, изд-во "Вако" 2014, составитель И.Ф. Яценко.
Для учащихся:
- Учебник по окружающему миру для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год.
- Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 2 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
- CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 2 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран. Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Календарно-тематическое планирование уроков
по окружающему миру во 2 классе
к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой,
УМК «Перспектива»
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вселенная, время, календарь (14 ч) | |||||||||
1 | Мы – союз народов России | 1 | Урок изучения нового | Политическая карта мира, России. Знакомство с официальным названием страны, в которой живут. Обозначение на карте крупнейших городов Российской Федерации. Многообразие культур народов Российской Федерации. Государственный язык | Уметь: - называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа; - находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности; - определять самое интересное и важное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса; - понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации | Работа в паре: ответить, почему название нашей страны часто пишут вот так: РФ? | - Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру. - Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. - Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и культуры. - Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…) | ||
2 | Мы – жители Вселенной | 1 | Урок повторе ния | Строение Солнечной системы. Изобретение подзорной трубы и телескопа. Звезды и планеты — это совершенно разные небесные тела, их различие | Знать названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе Уметь видеть взаимосвязь Земли и Вселенной | Работа в паре: выполне ние заданий рабочей тетради | |||
3 | Наш космический корабль – Земля | 1 | Урок изучения нового | Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. Линия горизонта | Знать понятия «горизонт» и «стороны света»; Уметь обращаться с компасом, определять стороны горизонта | Работа по определению сторон света во дворе школы | |||
4 | Наш космический корабль – Земля | 1 | Урок закрепления | Линия горизонта, стороны горизонта и способах их определения без компаса и с помощью компаса. Знакомство о древних способах изображения Земли. Кругосветные путешественники. Практическая работа с глобусом | Знать особенности формы планеты Земля. Уметь работать с глобусом | Текущий контроль | |||
5 | Время | 1 | Урок изучения нового | Приметы времени. Обсуждение фотографий рубрики «Заглянем в семейный альбом». Рассказы детей о добрых делах и поступках (своих и своих земляков), благодаря которым и будущее должно стать светлым, радостным. Минута — единица измерения времени | Уметь: - приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт; - перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения; - рассказывать о старинных и современных часах; - объяснить, как действуют солнечные, водяные, песочные часы | Практическая работа под руководством учителя | |||
6 | Сутки и неделя | 1 | Урок изучения нового | Отрывок стихотворения Г. Новицкой «Сказка о найденном времени». Смена дня и ночи. Знакомство с различными точками зрения. Вращение Земли вокруг воображаемой оси | Уметь: - по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени - сутки и неделю; - выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления | Текущий контроль | |||
7 | Месяц и год | 1 | Урок изучения нового | Связь естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли. Наблюдение за живой и неживой природой | Уметь: - с помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; - устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев | Работа в паре | |||
8 | Времена года | 1 | Урок изучения нового | Причина смены времен года, последовательность этой смены, связь изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца | Уметь: - объяснять причину смены времен года; - понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; - называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года | Текущий контроль | |||
9 | Погода | 1 | Урок изучения нового | Понятие «погода». Устройство и особенности работы разных видов термометров. Измерение температуры, запись показаний термометра | Уметь различать виды термометров и пользоваться каждым из них | Практическая работа с термометром | |||
10 | Погода | 1 | Урок закрепле ния | Теоретические понятия о погоде | Фронтальный опрос | ||||
11 | Календарь – хранитель времени, страж памяти | 1 | Урок изучения нового | Календарь как очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Разнообразные виды и устройство старинных и современных календарей | Уметь: - ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; - находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких | Текущий контроль | |||
12 | Красные дни календаря (Праздники для всех) | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Важнейшие праздники современного российского гражданского | Уметь: - кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; - описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе) | Творчес кая работа | |||
13 | Народный календарь | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Народный календарь как сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Народные приметы | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы | Текущий контроль | |||
14 | Экологический календарь | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Формирование экологического сознания детей. Понятие об экологии, о необходимости охраны природы. Экологический календарь как проявление культуры высокоразвитого общества | Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы. | Работа в паре | |||
Осень (18 ч) | |||||||||
15 | Осенние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Признаки осени в живой и неживой природе, события в жизни людей осенью. Нравственный смысл и красота старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде. Творчество художников И. И. Левитана и А. А. Пластова, главные темы их художественного творчества | Уметь: - находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; - описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде | Работа в паре | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | ||
16 | Осень в неживой природе | 1 | Урок изучения нового | Зависимость осенних изменений в неживой природе от наклона оси вращения Земли по отношению к ее орбите. Наблюдения учащихся за состоянием погоды осенью. День осеннего равноденствия | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др. | Фронтальная работа | |||
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия у разных народов России | Уметь: - в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; - называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе | Работа в группах | |||
18 | Звездное небо осенью | 1 | Урок изучения нового | Звезды и созвездия. Созвездия Большая Медведица и Лебедь | Понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Узнать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые | Текущий контроль | |||
19 | Экскурсия на луг | 1 | Урок-экскурсия | Травянистые растения. Причины пожелтения травы. | Беседа, обмен впечатлениями | ||||
20 | Трава у нашего дома | 1 | Урок повторе ния | Наиболее часто встречающиеся травянистые растения; Пользование атласом-определителем «От земли до неба». Распознавание травянистых растений | Знать причины пожелтения травы осенью. Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя | Фронтальная работа | |||
21 | Старинная женская работа | 1 | Урок изучения нового | Содержание и последовательность трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани. Социально-нравственное значение совместной работы людей | Уметь: - назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; - выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе | Текущий контроль | |||
22 | Деревья и кустарники осенью | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники. Вечнозеленые хвойные растения средней полосы | Понять причины листопада | Текущий контроль | |||
23 | Осенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Текущий контроль | ||||||
24 | Чудесные цветники осенью | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Садовые цветы осенью | Понять, что выращивание цветов - большой труд на радость людям | Текущий контроль | |||
25 | Грибы | 1 | Урок изучения нового | Грибы как особое царство живой природы. Строение гриба. Грибы съедобные, несъедобные, ядовитые | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы. Знать строение грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых | Текущий контроль | |||
26 | Шестиногие и восьминогие | 1 | Урок изучения нового | Паукообразные. Этапы развития бабочки и стрекозы | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных | Текущий контроль | |||
27 | Птичьи секреты | 1 | Урок изучения нового | Перелетные и зимующие птицы | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края. Уметь различать перелетных и зимующих птиц | Текущий контроль | |||
28 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | Урок изучения нового | Подготовка к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет | Текущий контроль | |||
29 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | Урок изучения нового | Связи в природе. Выявление связей в осеннем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
30 | Осенний труд | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Разнообразная работа осенью в городах и селах, соотнесение ее с особенностями осенней живой и неживой природы | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью. Уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме | Работа в группах | |||
31 | Будь здоров! | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Правила здорового образа жизни в осенний период. Приобщение детей к игровой культуре народов России | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Текущий контроль | |||
32 | Охрана природы осенью | 1 | Урок изучения нового | Правила охраны природы при сборе ее даров осенью. Изучение страниц Красной книги. Исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов. Выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
Зима (15 ч) | |||||||||
33 | Зимние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Соотнесение признаков зимы в природе и особенностями жизни людей зимой со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края. Творчество художников А. К. Саврасова и И. И. Шишкина. Главные темы их художественного творчества | Уметь: - находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; - описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме | Творчес кая работа | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | ||
34 | Зима – время науки и сказок | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Народные погодоведческие приметы. Нравственное значение сказок народов России | Знать несколько зимних народных примет на погоду. Уметь: - объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений | Беседа. Ответы на незаконченные предложения учителя: «Зима - хорошее время для ...» «Народ ные приметы и сказки учат нас ...» | |||
35 | Зима в неживой природе | 1 | Урок изучения нового | Зимние природные явления: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед. Понятие о зимнем солнцестоянии и поговорках о нем | Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). | Фронтальная беседа | |||
36 | Звездное небо зимой | 1 | Урок изучения нового | Карта звездного неба. Созвездия Малая Медведица и Орион. Полярная звезда и звезда Сириус | Уметь: - находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; - ориентироваться по Полярной звезде | Текущий контроль | |||
37 | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | Сезонные изменения в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих. | Текущий контроль | ||||
38 | Зима в мире растений | 1 | Урок закрепле ния | Зимние погодные явления и состояние природы зимой. Способы определения деревьев по их стволам и плодам | Знать способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам | Работа в паре | |||
39 | Зимние праздники | 1 | Урок изучения нового | познакомить детей с Рождественский праздник в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем). Происхождение и особенности зимнего новогоднего праздника. Два типа календаря - гражданский и православный. Рождественский обычай украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России. Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай. Уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками | Работа в паре | |||
40 | Растения в домашней аптечке | 1 | Урок изучения нового | Разнообразие лекарственных растений. Правилам их сбора, хранения и использования | Уметь: - называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; - рассказывать о лекарственных растениях в домашней аптечке, приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
41 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Зимующие птицы. Способы приспособления к зимним условиям зверей. Питание птиц и зверей зимой | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц. Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку | Фронтальный опрос | |||
42 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Связи в природе. Выявление связей в зимнем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу Уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу | Текущий контроль | |||
43 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | Урок изучения нового | Особое положение февраля в годовом круге. Обычаи праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта. Нравственное значение этих обычаев во взаимоотношениях разных поколений в семье | Знать - что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; - когда в народе отмечали первую встречу весны. Уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу (или3другой местный праздник февраля) и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края | Фронтальный опрос: почему февраль - особый зимний месяц? | |||
44 | Зимний труд | 1 | Урок изучения нового | Старинная традиция зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; необходимость поддерживать порядок на улице. Знать особенности ухода зимой за растениями и животными. Уметь вырастить в домашних условиях 1-2 витаминных растения | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
45 | Будь здоров! | 1 | Урок изучения нового | Правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период | Уметь выполнять правила здорового образа жизни в зимний период. Знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
46 | Будь здоров! | 1 | Подвиж ные игры на свежем воздухе | Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | Текущий контроль | ||||
47 | Охрана природы зимой | 1 | Урок закрепле ния | Эстетическое чувство при восприятии красоты зимней природы. Бережное отношение к природе. Правила соблюдения зимой чистоты в парке, сквере, лесу. Способы подкормки зверей и птиц. Изучение страниц Красной книги | Знать особенности жизни зимой 2-3 диких животных. Уметь: - соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу - не оставлять после себя мусор; - изготовить простейшие кормушки для птиц | Фронтальная беседа. | |||
Весна и лето (17 ч) | |||||||||
48 | Весенние месяцы | 1 | Урок изучения нового | Признаки наступающей весны в живой и неживой природе. События в жизни людей весной. Нравственный смысл и красота народных примет и обычаев дня Евдокии-Весновки как старинного весеннего нового года | Уметь: - находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; - описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; - проводить наблюдения за погодой | Творчес кая работа в группе: придумывание весенней заклички | - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. - Познавательные: организация работы по обобщению информации из учебника, обучение умению анализировать представленный материал путём наблюдения | ||
49 | Весна в неживой природе | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Сезонные изменения в неживой природе. День весеннего равноденствия. Природные весенние явления: таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы. Проблема безопасности (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах) | Понять причины потепления весной. Знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления | Текущий контроль | |||
50 | Весна – утро года | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Старинный русский обычай трехкратной встречи весны. Праздник нового года у нанайцев в период весеннего равноденствия | Уметь: - объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; - находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия; - изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору) | Текущий контроль | |||
51 | Звездное небо весной | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Строение Вселенной. Положение на небе изученных созвездий весной. Созвездия Кассиопея и Лев | Знать положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица Уметь находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе | Текущий контроль | |||
52 | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок-экскурсия | Раннецветущие растения | Текущий контроль | ||||
53 | Весеннее пробуждение растений | 1 | Урок закрепле ния | Обобщение и расширение сведений, полученных на экскурсии | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми | Работа в паре | |||
54 | Чудесные цветники весной | 1 | Урок изучения нового | Культурные растения весеннего цветника. Мифы и легенды, связанными с этими цветами | Знать названия культурных растений весенних цветников. Уметь находить их в атласе-определителе | Текущий контроль | |||
55 | Весна в мире насекомых | 1 | Урок изучения нового | Весеннее пробуждение насекомых, их красота | Понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; взаимосвязь насекомых и птиц | Текущий контроль | |||
56 | Весна в мире птиц и зверей | 1 | Урок изучения нового | Весеннее поведение птиц и зверей: возвращение перелетных птиц, гнездование, насиживание и кормление птенцов. Пробуждение зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождение у зверей потомства. Понятие о гнездовых и выводковых птенцах | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей | Текущий контроль | |||
57 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Связи в природе. Выявление связей в весеннем лесу на конкретных примерах | Знать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу. Уметь приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу | Текущий контроль | |||
58 | Весенний труд | 1 | Урок изучения нового | Виды старинной женской и мужской работы весной. Сопоставление их с современными видами весенних работ в селе и городе | Уметь: - различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; - объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; - проводить наблюдения за состоянием природы | Текущий контроль | |||
59 | Старинные весенние праздники | 1 | Урок изучения нового | Народные обычаи весенних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с животворящей силой весенней природы | Уметь: - выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; - оформлять рамочки для фотографий | Текущий контроль. Самостоятельная работа | |||
60 | Будь здоров! | 1 | Урок изучения нового | Правила здорового и безопасного образа жизни в весенний период | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края). Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой | Работа в паре | |||
61 | Будь здоров! | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе | Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | Текущий контроль | ||||
62 | Охрана природы весной | 1 | Урок комплексного применения новых знаний | Правила охраны природы весной. Способы защиты и помощи зверям и птицам. Изучение страниц Красной книги | Уметь контролировать себя время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.) | Текущий контроль | |||
63 | Лето красное | 1 | Урок изучения нового | Признаки лета в живой и неживой природе. Социально-нравственный смысл и красота старинных летних присловий и обычаев. Творчество художника А. И. Куинджи, главная особенность его художественного творчества | Уметь: - находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни люде летом в старинных названиях летних месяцев; - описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка | Текущий контроль | |||
64 | Летние праздники и труд | 1 | Урок изучения нового | Народные обычаи летних старинных праздников, их глубокий нравственный смысл, связанный с плодоносящей силой летней природы, с трудом земледельцев и скотоводов. Традиции празднования летнего нового года по старинному якутскому календарю. Нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. Итоги полученным в течение года знаниям | Уметь: - выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; - разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; - перечислять летние дары природы своего края | Текущий контроль | |||
Резерв учебного времени (4 ч) | |||||||||
Итого 68 часов |
Выполнение практической части программы
№ п/п | Вид работы | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Экскурсия на луг. Травянистые растения. Причины пожелтения травы. Беседа, обмен впечатлениями | 1 | ||
2 | Осенняя прогулка. Осенние изменения в природе. Наблюдение | 1 | ||
3 | Зимняя прогулка. Сезонные изменения в живой природе. Наблюдение за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, растений под снегом, за жизнью зимующих | 1 | ||
4 | Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в осенний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | 1 | ||
5 | Весенняя прогулка. Раннецветущие растения. Наблюдение | 1 | ||
6 | Будь здоров! Подвижные игры на свежем воздухе. Правила здорового образа жизни в весенне-летний период. Контроль во время игры своего поведения по отношению к сверстникам, соблюдение правил, предусмотренные игрой | 1 | ||
Итого 6 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...