урок по окружающему миру "Осень в неживой природе" 2 класс 1 триместр
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Воронина Раиса Васильевна.

  Урок организван так, чтобы деятельность учащихся была направлена  на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе.  Проблемный вопрос: "Почему стало холодать.  Установление   связи между живой и неживой природой, развивая устную речь, память, мышление, воображение, умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_v_nezhivoy_prirode.docx405.75 КБ

Предварительный просмотр:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и задач урока.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

– Ребята, какому времени года посвящены эти строки?

 Почему вы так решили?

 Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

3. Работа по теме урока.

  • Актуализация знаний.
  1. Назовите осенние месяцы.
  2. Расскажите об их старинных названиях (выступления уч-ся)
  3. Установите соответствие

Сентябрь                Капустник, грязник

Октябрь                  Полузимник, бездорожник

Ноябрь                    Зоревник, дождезвон

  • Объясните народные пословицы:

* Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

* Октябрь – месяц близкой пороши.

* Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

  • Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

- На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

-  Что мы называем природой?  Перечислите все то, что относится к природе.

-  Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их (живая и неживая природа). Выберите, что относится к неживой природе?

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется таблички-надписи:

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в водоемах

– Что такое погода? Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске). Как она изменилась с приходом осени?

(Делаются выводы):

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

4. Планирование деятельности.

- Мы превращаемся с вами в исследователей, будем изучать осенние изменения в неживой природе. Вы получите маршрутный лист, который будете заполнять по ходу урока.

- Чем вызвано осеннее похолодание?

- Какие дожди идут осенью?

- Почему осенью часто образуются туманы?

- Чем интересен день 23 сентября?

 - Что такое ледостав?

– Я каждому раздаю маршрутный лист. Внимательно рассмотрите его.  Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

5. Работа над темой урока.

- Какое главное изменение происходит в природе осенью?

- Какие есть предположения?

- Давайте попробуем выяснить.

- Почему улетают птицы? (стало холоднее)

- Почему желтеют и опадают листья? (стало холоднее)

- Почему исчезают насекомые? (стало холоднее)

- Значит, какое изменение в природе осенью самое главное?

- По своим дневникам наблюдений посмотрите, что происходило с температурой воздуха?

- А почему температура воздуха стала понижаться? С чем это связано?

  • Работа в Р/ Т с.38, №1

- Выберите схему, где показано положение солнца осенью?

- Как меняется его положение, в сравнении с летом?

- Какой вывод можно сделать?

- На какой вопрос мы с вами сейчас нашли ответ? (1 - закрасьте квадрат зеленым или красным цветом.) Заполните маршрутный лист.

- У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

  • -  В этом сентябре “небо прохудилось”.  Что это значит? Когда так говорят?

 - Сравните летний и осенний дождь.

 - Прочитайте текст. Какие дожди идут осенью?

В основном идут моросящие, холодные, затяжные дожди. Стелются над землёй туманы. Кажется, будто облака опустились и окутали землю густым и пушистым покрывалом. Гуще всего бывает туман по утрам, когда земля сильно остывает. Но стоит взойти солнцу, пригреть землю – и туман исчезает. Туман, дождь, заморозки – обычные явления для осени

- О каких ещё явления природы обычных для осени говорится в тексте?

- Как вы думаете, почему осенью часто бывают туманы?

- Как они образуются?

- Заполните маршрутный лист.

  • - Посмотрите наш маршрутный лист. На какие вопросы мы еще не нашли ответ?

- Чем интересен день 23 сентября?

- Учебник стр. 59. Найдите ответ на этот вопрос. (Проверка)

- После этого дня ночь становится всё длиннее, а день всё короче.

- Заполните маршрутный лист.

- Что такое ледостав?

- Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

- Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)

- А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней, он не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.)

- Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)

  • Учебник с. 28-29 (рисунки, задание к ним)

- Какой осенний месяц относится к поздней осени?

- Ноябрь называют ледовым кузнецом. Как вы думаете, почему?

- Найдите ответ на последний вопрос в учебнике стр. 58. (Проверка)

6. Физкультминутка.

     Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

7. Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

7. Закрепление.

1. Работа в парах

Прочитайте стихотворение. Выделите осенние приметы в неживой природе, о которых пишет автор?

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – (понижение t воздуха)

Дорога промерзает, (замерзание почвы)

Журча, еще бежит

За мельницу ручей,

Но пруд уже застыл… (лед на водоемах)

(А. С. Пушкин)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало, (понижение t воздуха)

Короче становился день,        (день короче, ночи)

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,     (частые туманы)

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

8. Самостоятельная работа

1. Объясните, что приходит осенью. Впишите нужные слова в предложения.

     Осенью солнце ____________________________ над горизонтом.

Дни становятся ____________. Небо _________________цвета. Всё

чаще идут ______________. Температура воздуха ____________, чем

летом, а в конце осени становится ______________.

Всё чаще дует __________________ ветер

2. Обведите номера предложений, в которых говорится об осенних явлениях в неживой природе.

1. Температура воздуха, воды, почвы стала ниже.

2. Изменилась окраска листьев на деревьях.

3. Солнце поднимается высоко над горизонтом.

4. Часто идут тёплые, ливневые дожди.

5. Замерзают водоёмы, на почве заморозки.

6. По утрам часто туманы.

9. Итог урока

- О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какое из них самое главное.

- Какой сделаем вывод?

- Сравните его с авторским выводом (стр. 61).

      Осень - время, когда красота природы становится наиболее зрелищной и вместе с тем ускользающей. В цветовой палитре осени преобладают коричневые, красные и золотые тона - яркие насыщенные оттенки, подчеркивающие естественные тона сезона.

       Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, часто идут холодные дожди, а иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. Каждый из нас находит для осени свои краски, слова, вопросы, ответы на которые летят, летят, как осенние листья.

 Да и сама осень так разнообразна! Осень красок, осень ветров, осень народных

примет, поговорок, золотая пора знаний…

10. Рефлексия

- А сейчас посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.  

- Оцените свою работу на уроке.

11. Задание на дом.

* стр. 29-30  вопросы;

* Р/Т стр.

   

                                         МБОУ «Ситне- Щелкановская СОШ»

Открытый урок

по окружающему миру

«Осень в неживой природе»

на районном методическом объединении для учителей начальной школы

1450900159_1

Учитель Воронина Р.В.

24октября 2017г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории (окружающий мир) в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

Цель этого урока: познакомить детей с загадочным миром древнерусской живописи, раскрыть особенности икон, воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому иску...

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Урок по окружающему миру "Куликовская битва" 4 класс

Урок по окружающему миру в 4 классе...

урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс

Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...