Урок истории (окружающий мир) в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Цель этого урока: познакомить детей с загадочным миром древнерусской живописи, раскрыть особенности икон, воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи. Этот урок по УМК «Классическая начальная школа» для 4 класса как дополнительный материал. Окружающий мир ("Введение в историю"). Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.zip | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории (окружающий мир)
в 4-м классе по теме:
"Древнерусские иконописцы"
(как дополнительный материал)
Подготовила:
Гугнина Юлия Станиславовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска
Задачи:
Познакомить детей с загадочным миром древнерусской живописи.
- Раскрыть особенности икон.
- Воспитывать духовную культуру. Обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству – иконописи.
Оборудование:
- УМК «Классическая начальная школа» для 4 класса как дополнительный материал.
- Окружающий мир ("Введение в историю"). Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
- Ксерокопии из рабочей тетради к учебнику. Авторы: Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
- Фрагменты видеофильмов “Троица” А Рублёва, «Владимирская Богоматерь»
- Картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”, В. А. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.
- В. М. Васнецова “Богатыри”.
- Мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка знаний.
- Мы с вами посетили картинную галерею. Внимательно ли вы всё запомнили?
- Какие вы знаете жанры живописи?
(Портрет, пейзаж, натюрморт)
- Какие картины исторического жанра и мастеров, их написавших, можешь назвать? Показ слайдов 1-5 во время ответов детей.
(Карл Павлович Брюллов “Последний день Помпеи”, Василий Иванович Суриков “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”,
Виктор Михайлович Васнецов “Богатыри”)
- Как вы думаете, почему исторический жанр в живописи один из самых трудных?
- Расскажите о картине, которая вам больше всего понравилась.
3. Переход к новой теме.
(Связь с ранее изученным, вспомнить экскурсии по городу)
- Давайте вспомним, как выглядит православный храм?
Слайд 6. Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам.
От остальной части он отделяется стеной с иконами, размещёнными в определённом порядке – иконостасом.
Двери в центре иконостаса называются Царскими Вратами.
Христиан созывают к богослужению колокольным звоном. Слайд 7.
Рядом с православным храмом строится колокольня.
Живописным убранством храмового интерьера являются мозаика, фреска, иконы.
Слайд 8. Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взоры молящихся.
В древних рукописях об иконах сказано так: “Красота её несказанна, и писана она дивно”
Мы с вами были на экскурсии «Церкви и соборы Г. Новосибирска». Что вам больше всего запомнилось? Слайд 9.
Ответы детей:
- Никольская часовня - символ города Новосибирска и Новосибирской области. В 2002 году Новосибирск стал центром празднования Дней славянской письменности и культуры. 24 мая был совершен крестный ход от Вознесенского кафедрального собора к собору св. Александра Невского, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. У Никольской часовни состоялось торжественное открытие празднования. В дар часовне Святейшим Патриархом был передан образ святителя Николая с дарственной надписью:
«В благословние часовне Святителя и чудотворца Николая г. Новосибирска, в память посещения и служения в ней в день празднования Славянской письменности 24 мая 2002 г. АЛЕКСИЙ II Патриарх Московский и всея Руси». - Строительство началось в 1896 году. Строитель - дворянин, инженер Николай Михайлович Тихомиров (1857- 1900), один из основателей Новониколаевска. Погребен на территории храма, в 1971 году его останки перенесены на Заельцовское кладбище. Собор построен в нео-византийском стиле как храм-памятник устроителю Великого Сибирского пути Императору Александру III Миротворцу. Собор - первое каменное здание города. Освящен Собор был 29 декабря 1899 года Епископом Томским и Барнаульским Макарием. В начале 30-х годов храм был закрыт. После возвращения его Русской Православной Церкви вновь освящен в 15 мая 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
4. Тема урока: “Древнерусские иконописцы”
Сегодня мы с вами продолжем путешествие в мир Прекрасного, побываем в гостях у мастера.
- Кого так на Руси называли?
(Ответы детей: Мастер – это искусный, опытный в каком-нибудь деле человек)
Рассматриваем иконы. Слайд 10.
- Вы видите лики с выразительными глазами, которые смотрят на вас с икон осуждающе, может быть сурово. Непонятные сюжеты, непривычные приёмы изображения. Для человека неверующего или не изучающего историю религии, христианское искусство малопонятно.
Икона – основная святыня, которая призвана приковывать взгляды молящихся.
Попробуем с вами приоткрыть дверь в загадочный мир древнерусской живописи.
Она насыщена многочисленными символами.
А) Нимб – сияющий круг вокруг головы.
Б) Крест – напоминание о мученической смерти Христа.
В) Цвет – яркий, чистый, звучный.
Белый цвет (по представлению древних мастеров ) олицетворяет нравственную чистоту, святость.
Черный – символизирует смерть, загробное царство, силы зла.
Красный (червленый, багряный) символизирует жизнь, цвет крови Христа.
Золотой (один из любимых цветов) – изображается на фоне икон, нимбе святых, считается божественным цветом.
Церкви и храмы украшали фресками и мозаикой, но самое большое распространение получила икона – картина с религиозным содержанием. В переводе с греческого означает “образ” В старину иконы были в каждом доме на почётном месте – в красном углу, а так же у развилок дорог, у колодцев, на воротах при въезде в город.
Иконы писали на деревянных досках, которые сушили несколько лет, затем выглаживали топором и передавали иконописцу. Он наклеивал на доску холстину, поверх которой накладывался грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом. Затем мастер полировал доску до блеска.
Краски разводились на яичном желтке. А в завершении работы икона покрывалась олифой (конопляным маслом)
Писание икон считалось богоугодным делом. Первым иконописцем в истории христианства был евангелист Лука, написавший образ Богоматери. Слайд 11.
- Каковы же были требования к иконописцам? Слайд 12.
- Должен быть праведником;
- Иметь талант художника;
- Знание богослова;
- Иконописцем не могла быть женщина;
- Не мог быть иконописцем человек другой веры;
- Иконописец постился, накануне работы над иконой ходил в баню, облачался в белую рубаху, возносил молитву Богу.
Просмотр видеофильма “Владимирская Богоматерь” слайд 13.
(Работа по иконе “Владимирская Богоматерь” )
- Иконописное искусство прославляли и русские мастера. Кто же они?
(Работа по учебнику стр. 86-87)
Просмотр видеофильма Андрей Рублёв “Троица” слайд 14.
Вывод: Сюжет иконы вечный, как сама жизнь, и трогательный, как любовь.
Лучшая в мире коллекция древнерусской живописи хранится в Москве в Третьяковской галерее.
5. Закрепление.
Самостоятельная работа (в группах по 4 человека) в ксерокопиях из рабочих тетрадей, задание на странице 45.
Пользуясь учебником дать ответы на вопросы:
- Какие имена русских иконописцев вам известны?
- Как мастер готовил доску для будущей иконы?
(При проверке показать иконы в книге. Проверка коллективная)
6. Итог.
- Что вы узнали об иконописном искусстве?
- Какие мастера прославили иконопись?
7. Заключительное слово учителя:
Академик Лихачёв заметил, что “национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творении двух его гениев – Рублёва и Пушкина.
Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте.
Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его способность к самопожертвованию”. Спасибо за урок.
Интернет – ресурсы:
- http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0282/p0282.htm
- http://www.sinodipc.ru/page/304/?PHPSESSID=b17b00586448b8f159a53762da0a4979
- http://www.ansobor.ru/page.php?id=1
- http://jnp.ucoz.ua/photo/3-0-55
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&rpt=simage&p=1&img_url=content.foto.mail.ru%2Fbk%2Feddi36%2F_blogs%2Fi-2451.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)
Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему «Если хочешь быть здоров»
Цели: сформировать у ребёнка ценности здорового образа жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.Сформировать представление о здоровье как одной из главных ...
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"
План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...
Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"
Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...
Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Как Русь воевала с войском Золотой Орды"
Данная презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок построен в форме диалога с учениками. Материал подобран так, чтобы дети самостоятельно подхо...