Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
На уроке дети знакомятс с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений работы.Речевое развитие, игра и общение со сверстниками, игровые методы обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа ), упорядочивание и систематизация познавательной информации об окружающем, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, развитие мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Лесные опасности" | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Фефилова Наталия Борисовна
Учитель начальных классов ГБОУ НАО «СШ п. Красное»
Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности»
УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»
Урок для учеников 2 класса с Задержкой психического развития ( 8, 9 лет)
Предварительная работа:
Наглядность: картинки, проектор (слайд), проигрыватель.
Учитель подготовил презентацию по теме урока, записи звуков природы, иллюстрации с грибами, ягодами, насекомыми, загадки.
Картинки – знаки для проверки предыдущей темы - какие опасности нас могут подстерегать дома и правила безопасности, которые нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и удобно жить в своем доме.
Игра «Насобирай грибы» (У детей на партах конвертик с иллюстрациями грибов. Собираем только съедобные грибы, ягоды)
Рассказ подготовленного ученика.
Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим. Опасны и ягоды, они могут вызвать очень сильное отравление.
Цель урока: Создать условия для полноценного развития ученика, успешной адаптации в образовательной и социальной сфере. Знакомство с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разработать правила безопасного поведения в лесу.
Принципы:
• Учёт возрастных особенностей детей ( 8, 9 лет)
• Сочетание различных направлений работы
Технологии : Речевое развитие, игра и общение со сверстниками, игровые методы обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа ), упорядочивание и систематизация познавательной информации об окружающем, обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи, развитие мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Задачи урока:
- Создание условий для успешной адаптации в начальной школе.
- Обучение с учётом психического и физического развития личности.
- Сохранение и укрепление здоровья ученика.
- Предоставление возможностей для самоутверждения ребенка в коллективе.
- Закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды, ядовитые растения. Научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые.
- Развить познавательную активность учащихся и самостоятельность добывания новых знаний.
- Воспитывать стремление заботиться о своём здоровье и сохранении своей жизни, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедиа проектор(презентация),проигрыватель музыкальный
Учебные материалы: Знаки для проверки домашнего задания, иллюстрации с грибами , ягодами , насекомыми; учебник по окружающему миру ( авт. А. А. Плешаков),рабочая тетрадь.
Ход урока.
- Актуализация знаний
Используем картинки – знаки. Упорядочивание и систематизация познавательной информации об окружающем; развитие связной речи.
- Начнём с проверки домашнего задания: какие опасности нас могут подстерегать дома и правила безопасности, которые нужно соблюдать, чтобы нам было уютно и удобно жить в своем доме.
Посмотрите внимательно на эти знаки и скажите, что они означают.
На доске знаки:
1.розетка, выключатель, чайник. ( Ответы учащихся - электрические приборы, может ударить током ,получить ожог)
2. бутылочки с надписью «Уксус», бензин (Ответы учащихся - горящие, опасные вещества)
3. Огонь – наш друг и враг. Когда он враг? ( Пожар)
-Откройте рабочие тетради. Какие знаки нарисовали к памятке «Чтобы не было пожара»?
( Ответы детей.)
По какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных. (Ответы учащихся)
- Пожарных вызывают по телефону 01. чётко сказать, по какому адресу пожар.
- Мотивация учебной деятельности
-Сегодня на уроке мы выясним, какие опасности могут нас подстерегать в лесу и правила безопасности, которые нужно соблюдать. Я думаю, что на уроке вы все будете очень активными и дружными. Желаю вам успеха.
- Работа по теме урока.
(Наглядность : картинки, слайд, проигрыватель )
-А о чём мы будем говорить сегодня? (вспомнить слова учителя )
Демонстрируются картинки: лес, грибы, ягоды, насекомые. (Слайд 1)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Ответы учащихся)
- Тема нашего урока «Лесные опасности».
Физкультминутка ( здоровьесберегающие технологии)
Мы входим с вами в лес. ( Дети маршируют.)
Сколько здесь чудес! ( Удивляются, разводят руками )
Посмотрели вправо, влево. ( Дети наклоняются )
Наклонились и присели. (Наклон вперёд, приседание )
Заниматься тихо сели. (Дети садятся за парты. )
Изучение нового материала.
- Что удивительного можно увидеть в лесу? (Ставим проблему. Ответы детей.)
- Скажите, какие опасности нас подстерегают в лесу?
-много грибов: съедобные и несъедобные; много разных ягод: съедобные и несъедобные; в лесу живут насекомые и животные; можно заблудиться
- Представьте, что мы пришли в лес. Отгадав загадку, вы узнаете, что мы встретили:
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. (Гриб.)
- Посмотрите на следующий слайд. Какие это грибы (Слайд 2)
- А все ли грибы мы собираем (ответы детей ). Мухомор и поганка. Это ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает тяжёлое отравление, иногда и смерть. Поэтому надо запомнить: если ты не знаешь, какой гриб перед тобой,- не бери его, а ядовитые грибы надо хорошо знать. И в первую очередь узнавать бледную поганку. Этот гриб зовут лесной смертью. Съешь кусочек гриба – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства.
-А как вы думаете, почему у мухомора такое название?
В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или другое насекомое прикоснётся к этой воде, она погибает.
- А сейчас посмотрите на следующие картинки. ( слайд 3) - Прочитайте задание
Найдите сходство и различия между этими грибами. ( ответы детей ).
У грибов есть опасные двойники. Несъедобный двойник есть у белого гриба. Это желчный гриб. Шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки – белый гриб. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде черной сеточки.
Работа по учебнику. Откройте учебник стр. 28. Посмотрите на рисунок. Прочитаем текст (чтение по «цепочке»)
Игра «Насобирай грибы» (У детей на партах конвертик с иллюстрациями грибов. Собираем только съедобные грибы)
Разговор о лесных ягодах. Загадка
Жемчужный колокольчик
Пришел в леса весной.
По лесу он разносит
Чудесный запах свой. (Ландыш.) (слайд 4)
- Встречаются, как съедобные, так и ядовитые ягоды
- Мы поговорим о ядовитых ягодах.
Ландыш (Учитель)
Следует отметить, что после созревания из цветков образуются блестящие, шаровидные ягоды красного цвета диаметром в 6 – 8 мм. Ягоды ландыша майского на протяжении длительного времени сохраняются на растении, которое плодоносит в период с июня по июль месяцы
Важно! Ландыш майский занесен в Красную Книгу, поэтому заготовка его может осуществляться в незначительных количествах, и при соблюдении определенных условий
Рассказ подготовленного ученика . ( слайд 5)
Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд. Если он попадёт на кожу, вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадёт в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим. Опасны и ягоды, они могут вызвать очень сильное отравление.
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
- А на что похоже это растение ? (слайд 6)
Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними – круглую чёрную ягоду. Она напоминает глаз, а за чёрный цвет назвали вороньим. Ягода эта красивая, но не бери её в рот – она ядовита.
- Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожными и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.
- Прислушайтесь в лесу к звукам. Какие звуки услышим? Слушаем звуки леса (проигрыватель)
( Ответы учеников)
– Ещё одна опасность в лесу – это жалящие насекомые. (Слайд 8)
- Услышим жужжание пчелы. Пчела – это жалящее насекомое, Почему? (Ответы учеников – есть жало, может ужалить.)
- Какие ещё жалящие насекомые есть? (Ответы учеников – оса, шмель, шершень.)
- Откройте учебник. Посмотрите на рисунок, как выглядят эти насекомые.
- Обычно они не нападают на человека просто так. Они жалят человека для самозащиты . Как нам защититься от них ? ( Ответы учеников.)
-не приближаться к пчелиным ульям, не махать руками, не разорять осиные гнёзда, если насекомое залетело в дом, не гоняться за ним, а открыть окно , пока насекомое не вылетит само.
Осы часто забираются в мёд, варенье. Будьте осторожны, когда едите.
Но если вас ужалило насекомое, надо удалить жало, как занозу. Ранку обработать перекисью водорода, положить что-то холодное (платок, смоченный в холодной воде.) Если укусит в губу, веко – обратитесь к врачу.
Игра « Насобирай ягоды « ( у детей на партах конвертик с иллюстрациями ягод. Собираем только съедобные ягоды)
- Обобщение.
Составляем «Памятку « ( слайд 9)
- Рефлексия ( дети поднимают кружки разного цвета : красный- не понравилось, не понял, желтый – не все понял, зеленый- все понравилось)
- Что полезного узнали на уроке?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какое задание выполняли с удовольствием?
- Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?
- Домашнее задание:
Придумать условные знаки к изученным правилам.
Использованная литература:
А. А. Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба»
А.А. Плешаков «Окружающий мир» - 2 класс
Т.Н. Максимова «Поурочные разработки по курсу окружающий мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)
Цель урока: познакомить обучающихся с природой Арктики.Задачи урока:Образовательная:- сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических...
Презентация и конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Лесные опасности". Программа "Школа России".
Урок разработан согласно принципам и требованиям развивающего обучения с применением ИКТ и направлен на расширение и обогащение знаний учащихся об окружающем мире. На уроке дети знакомятся с лесными о...
Конспект развивающего занятия для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития на тему: «Планета развлечений»
Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Занятие можно проводить в групповой и индивидуаьной форме....
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...
Коррекционно-развивающее занятие в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» Города Троицка Челябинской области для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития по теме: " Я и мои эмоции"
научить детей различать эмоции, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития
Представлено календарно-тематическое планирование по окружающему миру для обучающихся 2 класса с задержкой психического развития...