урок по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области." с использованием мультимедийной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Берегите воду! Водоемы Воронежской области.
Цели: Рассмотреть причины загрязнения водоемов; познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить ее; расширить знания детей о водоемах Воронежской области.
Задачи:
- обратить внимание на красоту водоемов планеты и Воронежской области, достойную уважения, восхищения и заботы
- вспомнить области применения воды человеком
- узнать об источниках загрязнения водоемов и предложить свои пути решения проблемы загрязнения водоемов
Оборудование: презетация, учебник Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»
Ход урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема нашего урока «Берегите воду» (слайд №1)
Без воды не может жить самое маленькое насекомое, не может расти самая маленькая травка.
Все воды, как и земли, прекрасны.(слайд №2) Тихие пруды и озера, заводи и речки, ласкают взоры и умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звезд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Жить нельзя нам без….(воды).
Человек не только любуется водой, он ее использует для своих нужд. (слайд №3) Где человек использует воду?
Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая. Но ее остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди.
- Оказывается вода находится в опасности! Почему?
- Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает.
- Беседа по теме «Почему воду надо беречь»
- Воды на земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.(слайд №4,5,6)
Сказка А.А. Рыжова «Жила-была река»
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Обсуждение:
- Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?
- Как речка помогала людям?
- Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели? Почему?
- Что случилось с горожанами, когда река ушла?
-Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей реки?
Вывод: не надо загрязнять водоемы, от этого страдает все живое.(слайд 7)
- Водоемы Воронежской области
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество - больших и скромных…
…Но мне милей речушка та,
Быстра, прозрачна и чиста,
Где я босым мальчишкой в детстве,
На даче, летом, по соседству,
Рубцом, оставив в сердце память,
Нарвал кувшинок жёлтых маме.
- А вы знаете, какие реки протекают в нашей области? (слайд №8)
Сообщения детей:
1.Река Дон (слайд №9)
Самой большой водной артерией области является Дон. Его длина 1870 км. На своем пути Дон принимает 5255 притоков. Главное почвенное богатство бассейна - чернозем. Несмотря на природное разнообразие, бассейн Дона представляет собой единую связанную экологическую систему. (слайд 100Название Дону дали в глубокой древности скифо-сарматские племена, на чьем языке это слово означало просто «река». Древние греки называли его «Танаис» и считали границей между Европой и Азией. Истоком реки Дон долгое время считали Иван-oзеро. Сейчас доказано что начало реки Дон в реке Урванка в городе Новомосковске.(слайд №11,12)
2.Река Хопер(слайд №13)
Чуден и воронежский отрезок Хопра — самой чистой реки в Европе. Она протекает от с. Губари до устья р. Савала на протяжении 218 км. Здесь в Хопер впадают притоки: Ворона, Карачан, Савала. Вдоль реки, выше Новохоперска, тянутся лесные массивы Хоперского заповедника. В нем очень много пойменных озер, самое большое из них — Юрмище. В среднем течении реки на участке от г. Борисоглебска до г. Новохоперска, между которыми примерно 50 км, по долине реки простирается территория Хоперского государственного заповедника. Под его охраной один из богатейших по природному разнобразию на Восточно-Европейской равнине островок дикой природы.
3.Река Воронеж( слайд №14)
Очень живописна и река Воронеж. Река Воронеж — левый приток Дона. От границы Воронежской области с Липецкой до Воронежского водохранилища река является гидрологическим памятником. Своеобразие реке придают многочисленные извилины и петли. В таких местах много заводей, озер, поросших камышом, осокой. Длина реки 520 км. На Воронеже по левобережью обширные сосновые боры, по правобережью лиственный лес с преобладанием дубрав на высоких местах. По левом берегу от Ступино до Воронежа тянется древний природный массив — Усманский бор, находящейся под защитой Воронежского заповедника. Петровские корабельные верфи на Воронеже — колыбель военно-морского флота России. В 1696 году Петр I начал подготовку ко второму Азовскому походу, важной составной частью которого явилось создание в городе Воронеже военного флота.
4. Тихая Сосна (слайд №15)
В ста километрах к югу от г. Воронежа течет река с поэтическим названием Тихая Сосна. Русло ее извилистое, местами разделяется на рукава. Вода светлая, в глубине видны рдесты, на поверхности плавают листья кувшинок и кубышек. Длина 161 км. Тихая Сосна — правый приток Дона. В низовьях, в месте сближения Тихой Сосны с Доном, на правом высоком берегу реки удивительное место - Дивногорье. В 1991 году здесь создан природный историко-археологический музей-заповедник "Дивногорье", территория которого простирается по правому берегу реки, от хутора Дивногорье, до её устья и далее по правому берегу Дона до села Селявное.
5.Река Битюг (слайд №16)
Очень редкая по красоте река Битюг. В верховьях берега реки безлесые, в среднем течении, от поселка Анна, берега украшает лиственный лес и долина река преобретает живописный вид. Ниже притока Чиглы начинается на правом берегу Хреновский бор - самый южный естественный сосновый лес в России.
В бассейне Битюга много старых сахарных заводов. С начала сезонов сахароварения здесь часто бывали аварийные сбросы сточных загрязняющих веществ. Особенно в этом отношении отличаются Новопокровский Мордовского района Тамбовской области, Эртильский и Нижнекисляйский сахарные заводы Воронежской области. В результате загрязнения снижается содержание в воде растворенного кислорода, гибнет рыба, исчезают раки — индикаторы чистой воды.
6.Река Осередь (слайд №18)
Осередь — левый приток Дона.Название от тюрского слова сярант — «литься, течь».Длина 65 км. Наиболее заметные притоки слева, ручьи - Данило и Гаврило. Река протекает по условной границе степной и лесостепной зоны. Правый берег более высокий, достигает отметок 187 м, практически на всем протяжении он покрыт лиственным лесом с преобладанием дуба - это известный Шипов лес.
7. Река Усманка (слайд №19,20)
Усмань(Усманка), левый приток Воронежа. Одна из наиболее живописных лесных речек Воронежской области. Пойма Усмани заросла сырыми ольшаниками и ивняками, выше располагаются дубравы, сосновые боры. Среди лесов встречаются болота, на которых можно найти даже северную клюкву. Усманский бор имеет водоохранное значение и представляет интерес для изучения развития лесной растительности в условиях лесостепи. Здесь сохранились некоторые редкие виды животных (европейский благородный олень, речные бобры)(слайд №21). Ниже управления заповедника расположены подпорные плотины, поддерживающие уровень воды в реке.
8. Водохранилища и озера (слайд №22)
Особым источником воды в области являются озера. Большинство озер располагается в пойме р. Дон, и котловины их заполняются весенними речными водами. Наиболее крупные пойменные озера — Погоново, Кременчуг, Жировское. Озерная группа располагается вблизи устья р. Хворостань (Бадеевское, Степное и др.) У г. Лиски наиболее крупными озерами являются Песковатское и Богатое. Вблизи г. Павловска на песчаной террасе долины р. Дон сформировалось озеро Тахтарка. Ниже встречаются озера Черное, Короб, Зуй, Малое Гороховское, Осиновое, Песчаное. Все они, как правило, весной заливаются полой водой и имеют общий режим с рекой. Большое количество озер и в пойме р. Хопер. Самое большое озеро — Ильмень. Интересное озеро Бабье недалеко от слияния рек Токай и Елань — близ с. Вязовка.
В 21 веке проблем с объемами воды для развития г. Воронежа, вероятно, не будет.(слайд №23) Другое дело — качество воды «моря». Водохранилище подвергается загрязнению. Больше всего вода загрязняется у плотины. За 25 лет наблюдений в 15 случаях вода характеризовалась умереннозагрязненной, в 4-х — загрязненной, один год наблюдалась грязная вода, четыре года — очень грязная. В «море» никогда не было чистой воды. Решить проблему Воронежского водохранилища предстоит в будущем совместно горожанам и властным структурам города.
- Итог урока
- Что нового вы узнали о значении воды для людей?
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнений?
- Как каждый человек должен беречь воду? (слайд №24)
Вывод в учебнике на стр. 61 :
Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистительные сооружения. Строятся такие предприятия на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!
- Домашнее задание (слайд №25)
- Прочитать статью в учебнике «Береги воду» с.57-60
- Выполнить задания 1,2 р.т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"
Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...
конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"
Личностно – ориентированный урок, который был не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина развитие его личности, его познавательной и сози...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"...
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...
Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды"
Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды". Урок предпочтительно проводить совместно с учителем физики в кабинете с оборудованной лаборатрией. Урок вк...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человекаПланируемые результаты: предметные:- узнат...