Урок русского языка в 3 классе.Упражнения в определении склонения имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кулекина Юлия Борисовна

Тема урока: Упражнения в определении склонения имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_3_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе на тему  

"Упражнения  в  определении  склонения  имен  существительных

и  в распознавании  падежей".

Цели: 

  1. Отработка умения определить склонение и падеж имен существительных;
  2. развитие орфографической зоркости;
  3. развитее логического мышления учащихся, связной речи, творческого воображения, фантазии;
  4. обогащение и активизация словарного запаса;
  5. воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: звукозапись зимней вьюги, компьютерная презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель. Какое время года сейчас хозяйничает?

Дети. Зима.

У. Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

Звучит мелодия с записью зимней вьюги.

  • Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
  • А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
  • Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.
  1. Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

                                                        С.Есенин.

У. Сегодня в чистописании мы будем писать буквы из слов второй строки, которые обозначают согласный,  парный, глухой звук, этот звук повторяется во второй строке…4 раза. Кто догадался, какой это звук?  ([c])

У. – Какими буквами он обозначен? (ЭС и ЗЭ.) Запишем буквосочетание сз.

У. – В каких словах вы встретили этот звук? (Сказка, лес, сна.)

Какие слова не вызвали затруднения? А какое слово требует проверки? Кто запишет транскрипцию слова СКАЗКА? [скаска]. Молодцы!

У. – Что позволяет объединить эти слова в одну группу? (Это имена существительные.)

У. – Форма какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного падежа единственного числа является начальной для имен существительных).

У. – Есть ли здесь имена существительные в начальной форме? (Да, это существительное – лес.)

У. – Составьте предложение со  словом  ЛЕС  в Д.п. по схеме:

                                  По Какому? Чему? Что делает? Какой? Кто?

(По   зимнему   лесу   скачет   беленький   заяц.)

У. – Поставьте остальные имена существительные второй строчки в начальную форму,

        определите их род.

Д. – под сказку – сказка (ж.р.),

       сна – сон (м.р.).   

  1. Поработаем с именами существительными в начальной форме.

Диктант – цепочка. (Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).

Мороз, метель, снегопад,

Шубка, снеговик, лед,

             Снегирь, лыжник, северный.

  • Кто записал все слова?
  • Какое слово вызвало затруднение?
  •    Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).
  • В каком падеже стоят имена существительные?
  • Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
  • Как называются остальные падежи? (Косвенными).
  • Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).
  • Что такое склонение имен существительных?

-    Выпишите слово – метель определите род и склонение, запишите однокоренное существительное другого склонения, определите род и склонение – метелица.

-   Найдите еще слово, из тех, что записали и придумайте к нему пару.           (лыжник – лыжница).

-  Какие еще пары однокоренных имен существительных, относящихся к разным склонениям, вы можете предложить.

  1. -  Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять. (Просклонять по цепочке в парах. Один называет падеж, вспомогательное слово и вопрос,  а сосед по парте отвечает, называя окончание.
  • Что происходит с существительными при склонении?

                                         (Изменяется окончание.)

  • Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать. (Устно.)
  • Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.

  1. Прочитать предложения. Списать, вставляя пропущенные буквы.

(На)старой  б_резе  с_дела  любопытная  с_ни(ч?к)а.  Она

(с)интересом   наблюдала   (за)д_тьми   (под)дер_вом.

                                                           (Проверяем коллективно.)

  • Какое правило вспомнили, вставляя буквы?

   (О правописании безударных гласных и о правописании предлогов.)

  • Как же проверить безударную гласную?
  • Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
  • Что знаете о падеже подлежащего?

                 (Подлежащее всегда стоит в именительном падеже).

  • Как определить падеж имени существительного в предложении?

           Памятка.

Для определения падежа существительного в предложении нужно:

  1. Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.
  2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.

  1. Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа.
  • Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.

Ветка (рябина) (Р.)                          (Ветка рябины)

Гулять (улица) (Д.)                        (Гулять по улице)

Любоваться (снежинка) (Т.)        (Любоваться снежинкой)

  • Какая особенность у существительных в дательном падеже?

                                         (Предлоги к, по.)

  1. Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р. Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весной.

  • Узнали падеж? Докажите.
  • Какая особенность у существительных в предложном падеже?

                       (Употребляются только с предлогами).

IX. Итог урока.

У. Чем мы занимались сегодня на уроке?

Д. Закрепляли умение определять склонение и падеж существительных.

У. Как правильно определить склонение и падеж имени существительного?

Дети вспоминают правила.

У. Уверенно шагает русская зима.

                                                        Солнце, всё белым-бело.

                                                        Ночью землю замело.

                                                        Ель одна лишь зелена,

                                                        Жизнь зимой ей не страшна.

                                                        Иглы у неё кругом,

                                                        На стволе  - синичек дом.

                                                        Кажется, прекрасней нет,

                                                        И вокруг волшебный свет.

Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну - единственную снежинку, - не похожую ни на чью. Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется подарить вам эти чудесные звездочки - снежинки. Каждый выберет себе снежинку белого или голубого цвета, оценив свои знания по нашей теме. Если вы не испытываете затруднений в определении склонений и падежей имен существительных, то берете белую, а если еще есть вопросы, то голубую.

X. Домашнее задание.

У. – Но вы получаете непросто подарок. Дома попробуйте составить акростих «Зима» (Акростих - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово или фразу).

Определите склонение и падеж всех имен существительных, которые вы используете в своем стихотворении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Урок по русскому языку по теме:"Упражнение в определении склонения имён существительных"

Данный открытый урок был дан в рамках проведения "Недели начальных классов"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Склонение имён существительных"

Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...