Урок русского языка в 3 классе.Упражнения в определении склонения имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока: Упражнения в определении склонения имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_3_klasse.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 3 классе на тему
"Упражнения в определении склонения имен существительных
и в распознавании падежей".
Цели:
- Отработка умения определить склонение и падеж имен существительных;
- развитие орфографической зоркости;
- развитее логического мышления учащихся, связной речи, творческого воображения, фантазии;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- воспитание чувства прекрасного.
Оборудование: звукозапись зимней вьюги, компьютерная презентация.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель. Какое время года сейчас хозяйничает?
Дети. Зима.
У. Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.
Звучит мелодия с записью зимней вьюги.
- Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
- А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
- Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.
- Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин.
У. Сегодня в чистописании мы будем писать буквы из слов второй строки, которые обозначают согласный, парный, глухой звук, этот звук повторяется во второй строке…4 раза. Кто догадался, какой это звук? ([c])
У. – Какими буквами он обозначен? (ЭС и ЗЭ.) Запишем буквосочетание сз.
У. – В каких словах вы встретили этот звук? (Сказка, лес, сна.)
Какие слова не вызвали затруднения? А какое слово требует проверки? Кто запишет транскрипцию слова СКАЗКА? [скаска]. Молодцы!
У. – Что позволяет объединить эти слова в одну группу? (Это имена существительные.)
У. – Форма какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного падежа единственного числа является начальной для имен существительных).
У. – Есть ли здесь имена существительные в начальной форме? (Да, это существительное – лес.)
У. – Составьте предложение со словом ЛЕС в Д.п. по схеме:
По Какому? Чему? Что делает? Какой? Кто?
(По зимнему лесу скачет беленький заяц.)
У. – Поставьте остальные имена существительные второй строчки в начальную форму,
определите их род.
Д. – под сказку – сказка (ж.р.),
сна – сон (м.р.).
- Поработаем с именами существительными в начальной форме.
Диктант – цепочка. (Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).
Мороз, метель, снегопад,
Шубка, снеговик, лед,
Снегирь, лыжник, северный.
- Кто записал все слова?
- Какое слово вызвало затруднение?
- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).
- В каком падеже стоят имена существительные?
- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
- Как называются остальные падежи? (Косвенными).
- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).
- Что такое склонение имен существительных?
- Выпишите слово – метель определите род и склонение, запишите однокоренное существительное другого склонения, определите род и склонение – метелица.
- Найдите еще слово, из тех, что записали и придумайте к нему пару. (лыжник – лыжница).
- Какие еще пары однокоренных имен существительных, относящихся к разным склонениям, вы можете предложить.
- - Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять. (Просклонять по цепочке в парах. Один называет падеж, вспомогательное слово и вопрос, а сосед по парте отвечает, называя окончание.
- Что происходит с существительными при склонении?
(Изменяется окончание.)
- Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать. (Устно.)
- Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.
- Прочитать предложения. Списать, вставляя пропущенные буквы.
(На)старой б_резе с_дела любопытная с_ни(ч?к)а. Она
(с)интересом наблюдала (за)д_тьми (под)дер_вом.
(Проверяем коллективно.)
- Какое правило вспомнили, вставляя буквы?
(О правописании безударных гласных и о правописании предлогов.)
- Как же проверить безударную гласную?
- Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
- Что знаете о падеже подлежащего?
(Подлежащее всегда стоит в именительном падеже).
- Как определить падеж имени существительного в предложении?
Памятка.
Для определения падежа существительного в предложении нужно:
- Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.
- Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная работа.
- Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.
Ветка (рябина) (Р.) (Ветка рябины)
Гулять (улица) (Д.) (Гулять по улице)
Любоваться (снежинка) (Т.) (Любоваться снежинкой)
- Какая особенность у существительных в дательном падеже?
(Предлоги к, по.)
- Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р. Рождественский при помощи одного из падежей говорит о ней:
О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О гроздьях рябины, о шорохах бора,
О ландышах ранней весной.
- Узнали падеж? Докажите.
- Какая особенность у существительных в предложном падеже?
(Употребляются только с предлогами).
IX. Итог урока.
У. Чем мы занимались сегодня на уроке?
Д. Закрепляли умение определять склонение и падеж существительных.
У. Как правильно определить склонение и падеж имени существительного?
Дети вспоминают правила.
У. Уверенно шагает русская зима.
Солнце, всё белым-бело.
Ночью землю замело.
Ель одна лишь зелена,
Жизнь зимой ей не страшна.
Иглы у неё кругом,
На стволе - синичек дом.
Кажется, прекрасней нет,
И вокруг волшебный свет.
Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну - единственную снежинку, - не похожую ни на чью. Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется подарить вам эти чудесные звездочки - снежинки. Каждый выберет себе снежинку белого или голубого цвета, оценив свои знания по нашей теме. Если вы не испытываете затруднений в определении склонений и падежей имен существительных, то берете белую, а если еще есть вопросы, то голубую.
X. Домашнее задание.
У. – Но вы получаете непросто подарок. Дома попробуйте составить акростих «Зима» (Акростих - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово или фразу).
Определите склонение и падеж всех имен существительных, которые вы используете в своем стихотворении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
Урок русского языка "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается пр...
Урок по русскому языку по теме:"Упражнение в определении склонения имён существительных"
Данный открытый урок был дан в рамках проведения "Недели начальных классов"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"
Презентация к уроку русского языка по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных"...
Урок русского языка в 4 классе "Три типа склонения имён существительных" по программе "Школа 2100"
Урок закрепления склонения имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Склонение имён существительных"
Урок разработан для 3-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...