Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhnenie_v_opredeleniiskloneniya_imen_sushchestvitelnyh_4_klass.doc | 850 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по теме:
«Упражнение в определении склонения имен существительных»
Цель: учить определять склонение имен существительных
Задачи:
- Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже).
- Совершенствовать умения распознавать части речи по их существенным признакам; определять падеж имен существительных.
- Развивать внимание, зрительную память учащихся.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык», 4 класс, 1ч. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2007
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
- Таблицы-опоры, карточки для индивидуальной работы
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Организация учащихся на работу
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Проверка домашнего задания
Стр. 107, упр. 70
Спишите стихи. Укажите тип склонения, падеж существительных, выделите окончания.
- Чистописание
1. - Отгадайте загадку:
Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
Слайд 1.
- О какой рубашке говорится в загадке?
- Как мы должны вести себя в лесу?
- Сколько звуков в слове лес? (3)
- Произнесите их.
- Дайте характеристику звуку (л,)
- Какой буквой обозначается звук (л,)?
- Повторим написание заглавной и строчной буквы Лл, соединений с буквами с и е:
- Пишем неторопливо. Очень четко и красиво!
Лл лс ле
- Повторение пройденного. Актуализация знаний учащихся
1. – Подберите однокоренные слова с корнем лес
Запись слов:
Лесок, лесная, перелесок, лесник.
- Какая орфограмма во всех этих словах? (безударная гласная –е)
- Какое слово является проверочным?
- Разберите слова по составу.
- Составьте предложение с прилагательным лесная. (Н-р: Ребята идут по лесной дороге.)
- Разберите предложение по членам
- Укажите род и падеж существительных
- Распознавание типа склонения имен существительных.
- Шли мы, шли по лесной дороге и вышли на поляну.
На ней зашифрованы слова.
Слайд 2 (на слайде схемы слов)
б_ _ _ а к_ _ н е_ь
о_ _ _ а т_ _ _ _ ь с_ _ _ _ ь
с_ _ _а я_ _ _ ь
я_ _ _ _ я д_б
- Попробуйте, не отгадывая слов, определить на какие группы разделены эти слова? (по склонениям)
- Почему так решили? (по окончаниям)
- Как определить склонение имен существительных?
- Какие существительные относятся к 1-ому склонению? Приведите примеры.
- На стенд вывешивается таблица-опора:
1 скл. | м. р. ж. р. | -а, -я | папа дядя мама тётя |
- Какие существительные относятся ко второму склонению? Приведите примеры.
- На стенд вывешивается таблица-опора:
2 скл. | м. р. ср. р. | - -о,-е | слон сарай конь поле окно |
- Какие существительные относятся к третьему склонению? Приведите примеры.
- На стенд вывешивается таблица-опора:
3 скл. | ж. р. | ь | ночь степь |
- Чему будем учиться сегодня на уроке?
- Назовите тему урока
- Сообщение темы и целей урока
- На уроке будем учиться определять склонение имен существительных.
На доске:
Упражнение в склонении имен существительных
- Работа над новым материалом
1. Работа с зашифрованными словами
Здесь зашифрованы слова, обозначающие растения. Назовите их.
(Берёза, осина, сосна, яблоня, клён, тополь, ясень, дуб, ель, сирень)
- Записать слова в три столбика по склонениям (учитель диктует слова в разброс, слайд закрыт)
- Какое из растений является национальной гордостью России (берёза)
- Какая орфограмма в этом слове?
- Написание еще каких слов надо запомнить? (осина, сирень, яблоня, тополь, ясень)
- Какие орфограммы встретились в других словах? (сосна, дуб)
- Взаимопроверка
Слайд 3
1 скл. 2 скл. 3 скл.
берёза клён ель
осина тополь сирень
сосна ясень
яблоня дуб
- На какие две группы можно разделить все деревья?
1) дикорастущие и культурные
2) хвойные и лиственные
- Физкультминутка
Физкультурные упражнения
Зарядка для глаз
VIII. Продолжение работы по теме урока
2. Распознавание склонения имен существительных одного и того же рода
- Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные
Слайд 4
ночь – (ночка)
ладонь – (ладошка)
- Определите, какого рода имена существительные?
- Какого склонения могут быть существительные женского рода? (1-ого или 3-его)
- От чего это зависит? (От окончания в именительном падеже)
- Запишите пары слов, выделите окончание, укажите склонение, продолжите этот ряд (печь – печка)
- Распознавание склонения имен существительных, имеющих одинаковые окончания.
- А теперь перейдем на другую полянку, понаблюдаем за другими обитателями леса.
- Вставьте подходящие по смыслу существительные с мягким знаком на конце:
Слайд 5
Уснул до весны в своей берлоге………..(медведь). Веточками деревьев питается…………(лось). Осторожно крадется…………(рысь).
- Чем сходны имена существительные медведь, лось, рысь? (по написанию – ь знак на конце)
- Что обозначает мягкий знак в этих словах?
- К какому склонению могут относиться существительные с мягким знаком на конце слова в начальной форме? (2, 3)
- Спишите текст, укажите склонение имен существительных.
- Дополните текс еще одним предложением (желательно с существительным с мягким знаком на конце).
- Проверка
IX. Закрепление изученного материала
1. - В каком месяце лес выглядит так?
Слайд 6
- Прочитайте стихотворение А. Твардовского «Ноябрь» (текст записан на доске)
Ноябрь
В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.
(Александр Твардовский)
- С чем сравнивает автор лес? (с метелкой)
- Что такое изморозь?
(И́ЗМОРОЗЬ, -и, ж. Род инея рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане. Серебристая и.)
- Найдите словосочетание изморозью золкой. Как в литературе называется это словосочетание? (эпитет)
- Что означает слово золкий?
(Золкий - злой и суровый, яростный, жестокий)
- Спишите стихотворение.
Задание:
- Найдите в стихотворении имена существительные, определите их род и склонение (1 ученик работает у доски)
2. Самостоятельная работа по учебнику
Стр. 103, упр.69
Списать предложения, изменяя форму существительных в скобках. Указать тип склонения существительных, падеж, выделить окончания.
- Индивидуальная работа по карточкам (Гайдуков, Гринина).
Определить род и склонение существительных
Снег , метель , трава , осень , дождь , утро , гром , буря , ночь,
вещь , конь , окно , газета , копьё , свобода , дядя , соль ,
беседа .
- Выделить окончание
- Проверка
X. Домашнее задание
Стр. 104, упр. 71
- Что могут обозначать имена существительные, кроме явлений природы?
XI. Итог урока
- Чему учились на уроке?
- От чего зависит склонение имен существительных?
- Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям
- Могут ли существительные разных родов относится к одному и тому же склонению?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение» и презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" 3 класс
ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи)....
Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»
Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"
Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"...