Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова системы «Школа России», М. Просвещение, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_okruzhayushchiy_mir.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании МО Председатель МО Бурмистрова С.И./_________/ |
Утверждена директором МБОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района Хайдуковой А. П./__________/ |
Протокол № _________ Приказ № _____________
от «___» _________ 201__ г. от «___»__________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса окружающего мира
(3 «А» класс)
по учебнику Плешакова А.А.Окружающий мир. 3 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Составитель:
Г.А. Мадяева,
учитель высшей
квалификационной категории
Рузаевка, 2016 г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской рабочей программы «Окружающий мир» А.А.Плешакова системы «Школа России», М. Просвещение, 2014г.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего бразования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
• находить на карте страны — соседи России и их столицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
• вырабатывать правильную осанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
• соблюдать правила безопасного поведения в природе;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
• раскрывать роль экономики в нашей жизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
• понимать, как ведётся хозяйство семьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
• приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
- Содержание учебного курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.
Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Города Золотого кольца России (по выбору).
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи..
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти- чески | ||||
1 | Как устроен мир | 7 | |||
1 | 1.1 | Природа. Ценность природы для людей | 1 | ||
2 | 1.2 | Человек — часть природы. | 1 | ||
3 | 1.3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | ||
4 | 1.4 | Общество | 1 | ||
5 | 1.5 | Что такое экология | 1 | ||
6 | 1.6 | Природа в опасности! | 1 | ||
7 | 1.7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 | ||
2 | Эта удивительная природа | 19 | |||
8 | 2.1 | Тела, вещества, частицы | 1 | ||
9 | 2.2 | Разнообразие веществ | 1 | ||
10 | 2.3 | Воздух и его охрана | 1 | ||
11 | 2.4 | Вода | 1 | ||
12 | 2.5 | Превращения и круговорот воды | 1 | ||
13 | 2.6 | Берегите воду! | 1 | ||
14 | 2.7 | Что такое почва | 1 | ||
15 | 2.8 | Разнообразие растений | 1 | ||
16 | 2.9 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | ||
17 | 2.10 | Размножение и развитие растений | 1 | ||
18 | 2.11 | Охрана растений | 1 | ||
19 | 2.12 | Разнообразие животных | 1 | ||
20 | 2.13 | Кто что ест | 1 | ||
21 | 2.14 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | ||
22 | 2.15 | Размножение и развитие животных | 1 | ||
23 | 2.16 | Охрана животных | 1 | ||
24 | 2.17 | В царстве грибов | 1 | ||
25 | 2.18 | Великий круговорот жизни | 1 | ||
26 | 2.19 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1 | ||
3 | Мы и наше здоровье | 9 | |||
27 | 3.1 | Организм человека | 1 | ||
28 | 3.2 | Органы чувств | 1 | ||
29 | 3.3 | Надёжная защита организма | 1 | ||
30 | 3.4 | Опора тела и движение | 1 | ||
31 | 3.5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 1 | ||
32 | 3.6 | Дыхание и кровообращение | 1 | ||
33 | 3.7 | Умей предупреждать болезни | 1 | ||
34 | 3.8 | Здоровый образ жизни | 1 | ||
35 | 3.9 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1 | ||
4 | Наша безопасность | 8 | |||
36 | 4.1 | Огонь, вода и газ | 1 | ||
37 | 4.2 | Чтобы путь был счастливым | 1 | ||
38 | 4.3 | Дорожные знаки | 1 | ||
39 | 4.4 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | ||
40 | 4.5 | Опасные места | 1 | ||
41 | 4.6 | Природа и наша безопасность | 1 | ||
42 | 4.7 | Экологическая безопасность | 1 | ||
43 | 4.8 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 | ||
5 | Чему учит экономика | 12 | |||
44 | 5.1 | Для чего нужна экономика | 1 | ||
45 | 5.2 | Природные богатства и труд людей — основа экономики | 1 | ||
46 | 5.3 | Полезные ископаемые | 1 | ||
47 | 5.4 | Растениеводство | 1 | ||
48 | 5.5 | Животноводство | 1 | ||
49 | 5.6 | Какая бывает промышленность | 1 | ||
50 | 5.7 | Проект «Экономика родного края» | 1 | ||
51 | 5.8 | Что такое деньги | 1 | ||
52 | 5.9 | Государственный бюджет | 1 | ||
53 | 5.10 | Семейный бюджет | 1 | ||
54 | 5.11 | Экономика и экология | 1 | ||
55 | 5.12 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 1 | ||
6 | Путешествие по городам и странам | 13 | |||
56 | 6.1 | Золотое кольцо России | 1 | ||
57 | 6.2 | Золотое кольцо России | 1 | ||
58 | 6.3 | Золотое кольцо России | 1 | ||
59 | 6.4 | Проект «Музей путешествий» | 1 | ||
60 | 6.5 | Наши ближайшие соседи | 1 | ||
61 | 6.6 | На севере Европы | 1 | ||
62 | 6.7 | Что такое Бенилюкс | 1 | ||
63 | 6.8 | В центре Европы | 1 | ||
64 | 6.9 | По Франции и Великобритании | 1 | ||
65 | 6.10 | На юге Европы | 1 | ||
66 | 6.11 | По знаменитым местам мира | 1 | ||
67 | 6.12 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 1 | ||
68 | 6.13 | Экскурсия «Мой город» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...