План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Кравченко Наталья Витальевна

План-конспект урока по окружающему миру «Птицы – лесные обитатели леса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_-_lesnye_obitateli_lesa.docx75.94 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект по окружающему миру

Программа: «Начальная школа 21 века», 2 класс, Виноградова Н.Ф.

Тема урока: «Птицы – лесные обитатели лесса».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создание условий на уроке  для формирования представлений о лесных жителях - птицах, особенностях их строения, поведения и обитания.

Задачи:

Предметные – способствовать знакомству детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения; с многообразием пернатых; формированию представления о разновидностях птиц, их строении, среде обитания, образе жизни, происхождении названий некоторых птиц; научить детей выделять признаки сходства и различия у птиц.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – содействовать проявлению своего отношения к произведению, оцениванию своей  учебной деятельности;  эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;

осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценности совместной деятельности; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Метапредметные задачи – содействовать формированию УУД

  1. Регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила  с текстом, работать со словарём учебника; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; выполнять самостоятельную работу в тетрадях по окружающему миру.
  2. Коммуникативных - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
  3. Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний; давать определение понятиям; анализировать и сравнивать; выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;  делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие тетради: Виноградова Н.Ф, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Вре мя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы работы

1.Орг.момент

1мин

1.Прверяет готовность к уроку

Наш урок - урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному.

И научишься всему!

Сообщают о готовности к уроку

(слайд 2)

2.Проверка домашнего

8мин

- Ребята, кто подскажет какое домашнее задание было задано на дом?

-Кто желает ответить?

Пересказ с.62-67

Фронтальный опрос

3.Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация

5мин

- Как вы считаете, что нам может пригодится для успешной работы на уроке?

- Какие царства живой природы вы знаете?

- Какое царство пропущено?

- Кто уже догадался по какому царству сегодня мы будем путешествовать? («Животные и человек»)

  • Какие природные сообщества вы знаете? (ответы детей)
  • А в какое природное сообщество мы сегодня попадём?

Мы попадаем в сообщество «Лес»

В лесу живут и растут представители многих видов животных и растений. Наше знакомство состоится только с одним из них.

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...
(птицы)

-А всё ли вы знаете о птицах?

- А знаете ли вы

  1. Зачем птицам клюв?
  2. Для чего птицам перья?
  3. Зачем птицам летать?
  4. Почему птицы поют?
  5. Каково значение птиц в жизни природы и  человека?

- Почему мы не может ответить на все эти вопросы?

- Чего мы ещё не знаем?

- Какова тема нашего урока?

- Какова же цель урока? Задачи?

- Что мы должны знать к концу урока?

- Кто или что нам поможет получить эти знания?

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения

В паре определяют тему, цель и задачи урока

Беседа

(слайд 3)

(слайд 4)

(слайд 5)

Парная работа, работа с учебником

4.Первичное усвоение новых знаний

15мин

- Лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса. Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.

На 1 этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев, козодой. (Подготовленные рассказы детей о птицах.)

1. - Эта красивая крупная птица – глухарь.

Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют. Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, порой на самых заметных местах.

2. А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – козодой.

У козодоя клюва почти и вовсе нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек. Разинет рот пошире, догонит жука, накроет, как сачком, и на лету проглотит.

- Кто-нибудь уже догадался почему эти птицы занимают

1 этаж?  

-Жители 2 этажа- дятлы, совы.

3. -А эта птица  умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать крыса, это сова. Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок.. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.

4. -Дятла называют лесным санитаром или лесным доктором. Кто знает почему?  Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить. Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках.

- Жители верхних- это крупные хищные птицы- канюки, ястребы, иволги.

5. - Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается в вниз.

--Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна из самых лучших певуний наших лесов-это иволга

- Для того, чтобы обладать чёткими и полными знаниями, необходимо работать по плану или алгоритму. Чтобы наша работа была более успешная мы организуем её в группе.

- Вспомните правила работы в группе.

- Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ (представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).

- Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:

1.Зачем птицам клюв?

2.Для чего птицам перья?

3.Зачем птицам летать?

4.Почему птицы поют?

5.Каково значение птиц в жизни природы и  человека?

Приложение №1

- Выслушаем наши группы.

Слушают рассказ учителя, который сопровождается наглядным материалом

Читают тексты, выбирают опорные слова

(Слайд 6)

Рассказ учителя

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

(слайд 11)

(слайд 12)

Плакат «Правила работы в группе»

(слайд 13)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

5.Физкультминутка

1мин

Руки подняли и помахали –

Это деревья шумят.

В сторону руки и помахали –

Это к нам птицы летят.

Быстро присели, руки сложили –

В норке зверюшки сидят.

Встали и тихо за парты все сели.

Дети учиться хотят.

Выполняют физкультминутку

6.Первичная проверка понимания

7мин

- Рассмотрите рисунок на с.69. Выберите текст о любой птице и подготовьте его пересказ. Объясните свой выбор в тексте. Подумайте на каких этажах живут эти птицы?

- Обратимся к учебнику, страница 70. Прочитайте текст. Выскажите свое мнение: кто из детей прав?

-Теперь обратимся к рубрике «птичьи голоса» и угадаем лесных птиц, к которым можно  отнести тексты. Найдем этих птиц на рисунках на с.71. Прочитаем название других птиц, живущих в лесу

Читают текст про птиц (синица, свиристель, трясогузка,  ласточка)

Почему птицы не летают?

Учебник с.67-69

Работа в парах

Учебник с.70

Учебник с.71

7.Первичное закрепление

5мин

- А теперь проверим, как внимательно вы слушали отчёт о работе своих товарищей  по группам и запомнили те сведения, которые узнали о птицах.

Детям раздаются листочки, где они должны отметить правильный ответ Приложение 2

- Выберите правильный вариант ответа, закрасьте кружок цветным карандашом.

- А теперь давайте проверим вашу работу

- Теперь выполним задания в рабочей тетради

- А Вы знаете, что, несмотря на то, что кукушка плохая «мать», она одна из самых полезных птиц. Кукушка - птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное, она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.

Рубрика «Этот удивительный мир» (с.79). А теперь, в рубрике «Этот удивительный мир» прочитаем о том, какие у кукушки птенцы.

Выполняют задания на листочках(Проверка выводится на слайд)

Работа в группах (тестирование)

(слайд 14-18)

Р.Т с.22 – 13, с.23 – 14(самостоятельное выполнение)

(слайд 19)

Работа с учебником с.79

8.Информация о домашнем задании

1мин

Стр.67 – 73 пересказ. Творческое задание – рассказ о птице

Записывают в дневник

(слайд 20)

9.Рефлексия

1мин

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось ли решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Где можно применить новые знания?
  • Оцените работу своей группы. Спикеры отчитайтесь о работе группы: что получилось, над чем необходимо поработать. Кто в группе работал успешно?

Чтение текста,

Обсуждение и выполнение задания по тексту

Работа с карточками-ответами

           

             Работали дружно со всеми заданиями справились.

           

             Работали хорошо, но могли показать лучшие результаты.

                     

             Работа в группе не получилась, но надо стараться.

  • Оцените себя на линейке успеха.

Фронтальный опрос(обсуждение)

10.Итог урока

1мин

- Для чего птицам нужны перья?

- А зачем птица летать?

- Что важного нам нужно запомнить?

Выставление отметок

Фронтальный опрос(обсуждение)

Приложение 1

Откройте конверт № 1 – прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.

Группа № 1 «Зачем птицам клюв?»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «клюв»

Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот  чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.

Карточки:

добывают пищу

строят гнёзда

кормят птенцов

чистят перья

защищаются от врагов

издают звуки

привлекают самочек

служат маскировкой

не служит ни для какой цели

Группа № 2 «Для чего птицам перья»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «перья»

Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.

Карточки

защищаются от перегрева, холода, ушибов

помогают летать

привлекают самочек

служат маскировкой

помогают нырять и не промокать

служат постелью

не служит ни для какой цели

ловят в воздухе добычу

строят гнёзда повыше

Группа № 3 «Зачем птицам летать?»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «летать»

Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов.  Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

Карточки

строит гнёзда повыше

спасаться от врагов

ловить в воздухе добычу

добираться до тёплых стран

высматривать добычу на земле

не служит ни для какой цели

издавать звуки

охранять территорию

Группа № 4 «Почему птицы  поют?»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «поют»

Разнообразны и красивы голоса птиц! Вы задумывались над вопросом: «Для чего птицы издают звуки?».  Наступает весна, и песню заводят самцы, чтобы привлечь внимание самочки. Пением дают понять, что территория уже занята. Звуками предупреждают об опасности. Пение – это сигнал к тому, чтобы птицы собрались все вместе, в стаю. Перелётные птицы издают звуки для того, чтобы никто не потерялся и не отстал во время перелёта.

Карточки

привлекают внимание самочек

охраняют территорию

предупреждают об опасности

сигнал, помогающий не потеряться

сигнал, созывающий вместе

не служит ни для какой цели

высматривать добычу на земле

кормят птенцов

Группа № 5 «Значение птиц в жизни природы и  человека»

Текст для работы

Найдите  слова-действия, которые относятся к слову «природа и человек»

Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например,  щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях.  В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.

Карточки

помогают в борьбе в вредителями

помогают растению расселяться

служат для выполнения поручений человека

поедают семена сорных растений

участвуют в опылении растения

помогают человеку отдохнуть

не служит ни для какой цели

приносят только вред и загрязняют местность

Приложение 2

  1. Клюв птицам необходим потому, что

а) для птиц он является носом, ртом и руками

б) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов, чистить пёрышки и защищаться

в) он служи маскировкой и привлекает внимание самочек

  1. Перья птицам необходимы для того, чтобы:

а) высматривать добычу на земле и добираться до тёплых мест.

б) защищаться от перегрева, холода и ушибов

в) летать, маскироваться, привлекать самочек и оставаться сухими в воде

3.Птицы летают для того, чтобы:

а) высматривать добычу на земле добираться до тёплых мест.

б) помогать людям отдыхать

в) строить гнёзда повыше, спасаться от врагов, ловить добычу в воздухе

4.Птицы поют для того, чтобы

а) привлечь внимание самочки, охранять территорию, предупреждать об опасности

б) собираться вместе в стаю, не отбиться от стаи во время перелёта

в) добывать пищу, строить гнёзда, кормить птенцов

5.Птицы необходимы в природе и человеку для того, чтобы:

а) украшать природу, помогать в борьбе с вредителями, участвовать в расселении растений и опылении, поедают семена сорных растений

б) выполнять поручения людей и помогать им отдыхать

в)приносят только вред и загрязняют местность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План-конспект проведения урока по окружающему миру

Тема: «Как живут животные. Бурый медведь» (УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» - 1 ч.; авт. А.А. Плешаков)...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект урока по окружающему миру "Птицы - лесные жители", 2 класс

Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.Оседлыми называют птиц, обитающих вблизи человека и зависящих от него: сизый г...