план-конспект к уроку по окружающему миру 1класс "Хвойныедеревья. Практическая работа "Сравнительное исследование сосны и ели""
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Определение отличительных признаков сосны и ели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy__mir__1_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Е. А.

Тема: «Хвойные деревья. Практическая работа «Сравнительное исследование                   сосны и ели».

Цель: формирование представления о хвойных деревьях.

Задачи: 1. Выявить показатель принадлежности деревьев к виду хвойных.

              2. Определить отличительные признаки сосны и ели.

              3. Воспитывать экологическую культуру.

Метод: исследование.

Форма проведения: урок- практикум.

План.

1.Постановка целей и задач.

1. 1.Сегодня мы дадим характеристику хвойным деревьям и научимся различать сосну и ель.

1.2. Все вы входите в состав исследовательских групп, которые будут искать ответы на вопросы и делать выводы. (дети разбиты на две группы)

1.3. Сопровождать вас в работе будет весёлый человечек-смайлик. Он уверен, что хорошее настроение- залог успеха в любом деле. Так улыбнёмся ему и друг другу.

2. Минуты календаря.

2.1. Начинаем с минуток календаря. Слово дежурным.

2.2.Загадка

     - Пусты поля, мокнет земля,

     - Дождь поливает, когда это бывает? (осенью)

2.3. Сегодня ... (день недели), …(число, месяц,год)

2.4. Облачность, осадки, ветер.

2.5. Стихотворение

    И. Токмакова

    - Ветер с запада летел на восток,

      Оборвал кленовый листок,

      Он родился прошлой весной,

      Весь такой красивый, резной,

      Жёлтый- по краям – красный!

     Я дарю тебе его от души,

     В толстой книжке его засуши-

     Он тебя согреет зимой,

     Лист осенний- подарок мой.

(ставит листья в вазочки)

2.6. Как называются засушенные растения?(ГЕРБАРИЙ)

Правильно. В переводе с латинского языка herba- коллекция засушенных растений.

2.7. Ребята, посмотрите, в почтовом ящике календаря пригласительные открытки.

«Приглашаю завтра на свой День рождения. Ель.»

«Завтра мой День рождения. Приходите. Сосна.»

2.8. Пойдём? Мы не сможем все вместе пойти и к ели и к сосне. Давайте разделимся на две группы. А ещё вам нужно научиться различать эти деревья. Кто- нибудь уже умеет это делать?

3. Практическая работа.

3.1.На столах гербарии лиственных и хвойных деревьев. Названия закрыты.

Попробуйте определить именинниц, не открывая названий. Что отличает ель и сосну от других деревьев?

Правильно. У ели и сосны есть хвоинки (листья), поэтому эти деревья называют хвойными.

Учитель убирает гербарии лиственных деревьев. Дети открывают названия ели и сосны.

Почему о ели и сосне говорят: зимой и летом одним цветом?

3.2. Ель и сосна похожи и вам их нельзя путать. Давайте искать различия.

Рассмотрите ствол каждого дерева. Опишите.

(У ели ветки снизу до верха, а у сосны только вверху.)

Разберёмся, почему у сосны нижние веточки погибают, а у ели нет?

Показ рисунка.

Вывод: Если у сосны нижних веточек нет, значит они погибли из-за недостатка света. Сосна- светолюбивое растение, а ель-теневыносливое.

3.3.Попробуем найти ещё различия. Рассмотрим хвоинки.(Дети используют лупы)

Сравните хвою сосны и ели по длине.(У ели - короткая, у сосны- длинная.)

Как хвоинки прикрепляются к веточкам?  ( У ели поодиночке, близко друг к другу. Потому ветки дают густую тень. А у сосны хвоинки расположены попарно.  Рисунки.)

3.4. Есть ещё различие в шишках. Какое?(Рассматривают иллюстрации.)

Вывод: шишка у ели продолговатая, у сосны небольшая, округлая.

В коробке шишки сосны и ели перемешаны. Разложите их правильно.

4. Словесное рисование.

4.1. Возьмём в руки волшебные краски, кисти .Рисуем  именинницу-ель.

4.2. 1 группа словесно описывает и в воздухе рисует ель:

Ствол высокий, по всему стволу-ветки, хвоинки на них растут близко друг к дружке, шишка продолговатая.

Эмоциональные краски: ель колючая, но добрая, любит праздники, дружит со многими животными.

4.3. 2 группа описывает и рисует  именинницу-сосну.

Ствол высокий, ветки в самом верху, хвоинки длинные, растут попарно, шишка округлая, небольшая.

Эмоциональные краски: сосна высокая, значит, любознательная, всё про всех знает, добрая, стройная, хорошо пахнет хвоей.

5.Физминутка.

Теперь мы без труда узнаем наших красавиц. Воспитанные гости всегда приветствуют хозяев. Кто знает, как называется еловый лес? ( ельник).

Сосновый лес? (бор).

Здравствуй, лес, необычный лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы- свои!

6. Закрепление.

6.1. Какой День рождения без подарков? Что обычно дарят именинникам?

Вывод: то, что им очень нравится.

6.2. Начнём с поздравительной открытки.( Вывешивается плакат)

Есть места, где ель и сосна не растут. Например, на севере, где холодно.

(Показ картинки) Значит, что любят ель и сосна? (Свет и тепло)

ЖЕЛАЕМ ТЁПЛЫХ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ

6.3. Без чего не может жить ни одно растение? (без влаги, если дети)

И НУЖНОЙ ВЛАГИ ТОЖЕ

6. 4. Есть ещё заветная мечта у каждого жителя леса. Вы сейчас поймёте, какая. Стихотворение Геннадия Ладонникова.

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину- сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех- сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке

И смотреть

На это было больно.

Обсуждение стихотворения.  Озвучивание знаков- правил поведения в лесу. Знаки сложить в подарочную коробку.

Не зря это стихотворение автор назвал «Дикарь в лесу». Пожелаем всем жителям леса:

ХОРОШИХ, ПРЕДАННЫХ ДРУЗЕЙ,
КОТОРЫМ ДОВЕРЯТЬ ТЫ СМОЖЕШЬ.

Чтение пожелания хором.

7. Тест.

1. ЕЛЬ

2. СОСНА

Дети сигнализируют ответы математическим веером (1 или 2)

7.1. О каком дереве загадка?

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год.

Хоть иголки коротки, очень острые они. (1- ель, обоснование)

7.2. Ветка какого дерева на иллюстрации?(2- сосна, обосновать)

7.3. Шишка какого дерева на иллюстрации? (1- ели, обосновать)

7.4. Какое дерево о себе рассказало?ЛЮБЛЮ: заботу и

(1 и 2 )

8. Рефлексия.

8.1. Идя в лес, никогда не забывайте, что вы идёте в гости. Значит, и вести себя надо как и полагается гостю. Тогда лес будет ждать встречи с вами с радостью и щедро одаривать подарками:

летом- ягодами и лекарственными травами,

осенью- орехами и грибами,зимой- чистым воздухом весной- звонким пением птиц8.2. Ладошка- смайлики.  

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР  1 КЛАСС

Тема: «Времена года»

Цель: формирование представления о смене времён года.

Задачи:

  1. Раскрыть причину смены времён года.
  2. Обучать умению производить сравнительный анализ особенностей живой и неживой природы в разные времена года.
  3. Развивать экологическое мышление.
  4. Воспитывать наблюдательность, умение планировать свою деятельность.

Форма проведения: урок-игра.

ПЛАН- КОНСПЕКТ

  1. Мотивация деятельности

1.1Загадка

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, красный и жёлтый.

Ответ тут мудрёный, его нашёл ты?

- Что за рукодельницы? Кто какой ковёр ткал? ( зима, весна, лето, осень)

1.2 Назовём тему сегодняшнего урока (читают с доски: «Времена года»)

- Может, достаточно знать название времён года? Или вы что-то ещё хотели бы узнать?

- Итак, сегодня мы дадим ответы на многие вопросы, среди них самые главные:

Почему происходит смена времён года?

Какие изменения происходят?

1.3 А для чего любому человеку это нужно знать? (рассуждают)

Вывод: необходимо планировать свою деятельность.

1.4 Тема важна. Я знаю, что у вас уже есть большой запас знаний, поэтому вы сегодня будете учёными- исследователями: будете делать открытия и делиться ими с телезрителями, т. к. во второй части урока наш класс превратится в телестудию, где в прямой эфир выйдут передачи «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

1.5 А сопровождать вас в работе, как всегда, будет весёлый человечек- смайлик. В конце урока он поможет вам ответить на вопросы теста. Он считает, что улыбка- залог успеха любого дела. Так улыбнёмся друг другу!

  1. Изучение нового материала

2.1 Открытие1. Учитель даёт любому ученику воздушный шарик-смайлик, предлагает покружить его вокруг себя. Затем на голову ребёнка надевается маска солнышка, а вместо шарика даётся глобус. Движение повторяется.

Вывод: наша планета постоянно вращается вокруг Солнца и согревается им. Полный оборот делает за 1 год.

  1. Открытие2. Возникает проблема: на той стороне, которая повернута к Солнцу, жарко, там лето. На той, которая отвёрнута, холодно, там зима. И так весь год. Но это же не так. В чём загадка?
  2. Учитель крутит игрушку-юлу. Дети делают вывод.

Вывод: Земля не только вращается вокруг Солнца, но и сама вращается наподобие юлы, подставляя ему то одну сторону, то другую. Так происходит смена времён года.

2.4 Более наглядно эту картину нам поможет представить прибор теллурий.

Показ вращения.

  1. Итак, ответим на первый вопрос урока: почему происходит смена времён года?

Вывод: Земля вращается вокруг Солнца и сама вращается, подставляя Солнцу то одну, то другую сторону. Та сторона, которая больше получает тепла, там- лето, на противоположной – зима.

  1. Физминутка

Каждому времени года соответствуют определённые месяцы. Повторим их и отдохнём.

Замела зима, закружила-

Декабрь, январь, февраль.

А весна-краса разбудила, оживила-

Март, апрель, май.

Лето краски разбросало,

И запело, заплясало-

Июнь, июль, август.

Дождём всплакнула осень,

И стало грустно очень-

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Но мы не унываем,

Год новый поджидаем!

  1. Закрепление изученного
  1. Вы уже много знаете о временах года и можете поделиться своими знаниями с другими. Представим, что класс- телецентр, состоящий из двух студий: прямого эфира и звукозаписи.

В прямом эфире будут транслироваться передачи «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», комментирующие репортажи «Прогноз погоды» и «Живые новости».

    Студия звукозаписи будет работать одновременно. Всю информацию, звучащую в студии прямого эфира, она будет коротко записывать на компакт-диск (карточки нужно разместить согласно временам года).  В студию будут приглашаться гости. А телезрители смогут задать свои вопросы.

  1. Итак, оборудование проверено (микрофон). Начинаем со слов: «Здравствуйте, уважаемые телезрители! Вас приветствует ведущий передачи «Зима». (Ученик рассказывает о приметах зимы, растениях, животных, жизни и занятиях людей зимой.)
  2. Гости студии- дети со своими фотографиями рассказывают, чем любят заниматься зимой.
  3. Вопрос телезрителя: «Какое событие пройдёт зимой 2014 года в городе Сочи?»
  4. Аналогично проходят передачи «Весна», «Лето», «Осень».

  5.Рефлексия

5.1. Каждое время года имеет свои особенности и хорошо по-своему. Зная особенности сезона, мы можем планировать свою деятельность.

5.2 Проверим, насколько хорошо вы освоили особенности времён года и правильную ли информацию несёт наш компакт-диск? Проведём тест.

     Я буду озвучивать информацию на диске, а вы, если согласны, сигнализируете улыбающегося смайлика, если нет, наоборот.

5.3 Информация с « диска».

- Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.  (Зима)

- Пришла. Улыбнулась- утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Взревев за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)

- Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай,

Румяный, душистый испечь каравай.  (Лето)

- Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима».  (Осень)

5.4 Вы молодцы. Этот диск сохраним для себя и можем поделиться этой информацией с другими ребятами.

    Смайлик-ладошка сигнализирует конец урока:

- тема;

- задачи;

- всё ли было понятно;

- интересно;

-хорошее настроение (улыбка).

Поощрение на память от смайлика- улыбка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру во 2 классе "Исследование глубин морей и океанов" по программе "Планета Знаний".

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Элементы содержания: Продолжить формирование представлений о познаваемости мира методами научного познания.Цель: создать условия для формирования предст...

План-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).

Материал представляет собой план-конспект для проведения урока по "Окружающему миру" на тему "Труд людей" в 4 классе (8 вид 1 вариант).Цель·      Познакомить учащихся с различ...

Конспект урока по окружающему миру «Хвойные деревья: ель и сосна»

Цель урока: Познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; Учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; Развивать внимание, наблюдательность; Воспитывать бе...

План-конспект урока по окружающему миру "Страны мира".

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Страны мира. Проект «Страны мира»...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения определения сторон горизонта; формирование логического мышления, включение развивающих заданий.Планируемые результаты:Предметные:- знать:  что ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучени...

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему

План-конспект проекта внеурочного занятия по окружающему миру(экология: природные связи) + дорожная карта к нему3 классПродукт проекта(изделие): памятка "Я - эколог"...