Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение «Мы – дети природы», 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_deti_prirody.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Главная цель курса краеведения "Мы - дети природы"- формирование у учащихся целостных представлений об окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь "природа - человек", выявить правовые норы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность.
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный учебный предмет входит в образовательную область естественно – научных дисциплин. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как окружающий мир. Так же прослеживается связь с уроками изобразительного искусства, технологии.
На изучение предмета «Мы – дети природы» во 2 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч: в 2—4 классах — по 1 ч (34 учебные недели в каждом классе).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.
Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры. На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...). Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как: - экологический; - этнографический; - культурологический; - исторический.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА «МЫ – ДЕТИ ПРИРОДЫ»
В результате изучения курса «Окружающий мир» интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;
- обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ - средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценит как хорошие или плохие.
-Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценивать как хорошие или плохие.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
-В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему .
-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, приборы, простейшие инструменты).
-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-Ориентироваться в новой системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.
-Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
-Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенном учителем словарях, энциклопедиях.
-Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную, в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
-Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи ( на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Выразительно читать и пересказывать текст.
-Вступать в беседу на уроке и в жизни.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
-- вести самостоятельные наблюдения в природе;
- обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах;
- проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать
выводы и обобщения;
- называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.
- знать характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своем крае;
- природные сообщества края: лес, болото, луг;
- некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года;
- охраняемые растения и животные (1-2);
- правила поведения в природе
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы", даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.
ЗНАТЬ: - характерные признаки осени, зимы, весны, лета в своѐм крае; - природные сообщества края: лес, болото, луг; - некоторые особенности состояния растений в разные сезоны года; - охраняемые растения и животные; - правила поведения в природе.
УМЕТЬ: - вести самостоятельные наблюдения в природе; - обнаруживать и объяснять связи в природных сообществах; - проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения; - называть жилища и предметы быта (домашняя утварь) народов Югры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
1 класс
«Введение»
«Любовь к Отчизне окрыляет сердце»
«Природа Югры»
«Коренные народы Югры, их занятия и традиции».
2 класс
"Мир природы"
"Традиции и быт народов Севера"
"Югорская земля в творчестве поэтов, писателей Севера"
3 класс
«Природа Югорского края»
«Подземная кладовая Югры»
« Земля и люди Югорского края»
« Художники Югорского края»
4 класс
«Моя земля - Югория»
«Край таежных рек и озер»
«Живая связь времен»
«МОЯ ЗЕМЛЯ – ЮГОРИЯ»
Наш край на карте Родины. Ханты-Мансийск – столица края- город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края.
Картины природы в лесной зоне.
Взаимосвязь растительного и животного мира
Грибы - часть живой природы.
Разнообразие птиц Югры.
Священные птицы: гусь, гагара, кулик, орел и др.
Лес - «легкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края.
Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера.
Экскурсии: в этнографический, краеведческий музей
«КРАЙ ТАЕЖНЫХ РЕК И ОЗЕР»
Водоемы нашего края: реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Загадки и тайны югорских болот. 'Значение водоемов нашего края, их охрана.
Рыбье царство Югры,
Традиционное деление рыб нашего края на «черных» и «белых». Хищные и растительноядные рыбы. Минеральные, подземные воды -богатство нашего края.
Практическая работа: нахождение на контуре карты Югры реки, > озера своего города (поселка)
« ЖИВАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН»
Югра - древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком. Первые упоминания о сибирской нефти. Главные события в истории нашего края. Гражданская война. Формирование национального округа. Округ в годы Великой Отечественной войны. Наша Югра сегодня.
Замечательные люди Югры: поэты, писатели и сказители -Ю. Шесталов, А. Тархановым., Шульгин, А.Конькова, Ю. Вэлла (Айваседа), Р. Ругин, Е. Айпин и др.
Местный композитор В. Шесталов. Имена нефтяников-первооткрывателей.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Подведение итогов по курсу краеведения "Мы - дети природы" в 1-4 классах проводится по результата практической деятельности школьника. В зависимости от возможностей школы, это может быть конкурс на лучший рассказ о проведенном наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведение праздника, конференции, деловой или имитационной игре и др.
Основные знания и умения, которыми должны овладеть школьники при изучении интегрированного курса краеведения "Мы - дети природы", даны в специальных разделах программы по каждому классу. Требования к знаниям и умениям школьников - это своеобразный ориентир для учителя.
Отметки выставляются в случаях яркого, полного ответа, самостоятельно выполненного рисунка, модели и т.д. Во всех остальных случаях учитель одобряет, хвалит ребенка. Удовлетворительные и неудовлетворительные отметки ставить не рекомендуется.
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час);
- Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
Формы проведения
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия; поездка, поход
- практическое занятие, викторина, консультация
- проблемная лекция, работа в музеях
- встречи с участниками исторических событий
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности по курсу «Мы – дети природы»
Книгопечатная продукция
Рабочие тетради
Т.К.Орлова. Рабочая тетрадь «Мы – дети природы», 2 класс. 2011 год
Методические пособия
1. Хрестоматия по краеведению "Мы - дети природы", 2012 год.
2. Интегрированный курс краеведения «Мы – дети природы»: Книга для учителя начальных классов /Ав. – сост: Т.К.Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Боргодаева, Л.Н.Нечаева. – Ханты – Мансийск, 2003
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru 3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok 5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
|
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
«Мы – дети природы», 2 класс
№ п/п | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Тема урока |
Мир природы (12 ч) | |||
1. | 1 | Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. | |
2. | 1 | Экскурсия в парк | |
3. | 1 | Лес - природная зона Югры. | |
4. | 1 | Лес -"легкие" Югры. Бережное использование богатств края. | |
5. | 1 | Растительный мир Югры. | |
6. | 1 | Охрана растительности нашего края. | |
7. | 1 | Животный мир Югры | |
8 9. | 2 | Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. | |
10. | 1 | Охрана водоемов нашего края. Загадки и тайны Югорских болот. | |
11. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей "Живая природа Югры". | |
12. | 1 | Красная книга Югры. | |
Традиции и быт народов Севера (11 ч) | |||
13. | 1 | Жилище народов Севера | |
14. | 1 | Основные виды жилищ | |
15. | 1 | Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. | |
16. | 1 | Культура и быт коренного населения. | |
17. | 1 | Югорская семья | |
18. | 1 | Домашняя утварь – искусное мастерство северян | |
19. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" | |
20. | 1 | Игры и игрушки детей Югры. | |
21. | 1 | Дети – помощники родителей. | |
22. | 1 | Кухня народов Югры | |
23. | 1 | Традиционные праздники северных народов. | |
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера (11 часов) | |||
24. | 1 | Современные архитектурные памятники Югорского края. | |
25. | 1 | Современные архитектурные памятники Югорского края. | |
26. | 1 | Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. | |
27. | 1 | Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. | |
28. | 1 | Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. | |
29. | 1 | Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. | |
30. | 1 | Сказки и легенды Югры. | |
31. | 1 | Сказки и легенды Югры. | |
32. | 1 | Загадки, пословицы, поговорки. | |
33. | 1 | Загадки, пословицы, поговорки. | |
34. | 1 | Экскурсия в музей национального творчества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Русский язык, 2 класс
Тематическое планирование 2 класс 2016-2017 учебный год...
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Литературное чтение, 2 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Математика, 2 класс
Рабочая общеобразовательная программа по математике для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Искусство (ИЗО), 2 класс
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Окружающего мира, 2 класс
Рабочая общеобразовательная программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Искусство (музыка), 2 класс
Данная рабочая программа по музыке для учащихся 2 классов составлена на основе авторской программы по предмету «Музыка» в рамках Федерального государственного стандарта нач...
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение Технология, 2 класс
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014./ , в соответствии с т...