Рабочие материалы учителя по литературному чтению 4 класс. УМК "Школа России".
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочие материалы составлены в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочие материалы по литературному чтению составлены в соответствии с ФГОС. | 97.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 2 имени В. В. Тихонова
Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Утверждаю
Директор
________ (М. Б. Серова)
. Пр. №____от ________ 2017
Рабочие материалы учителя
по
литературному чтению
4 класс
Составитель:
Маркова Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017 г.
Литературное чтение
Четвёртый класс
Данные рабочие материалы по литературному чтению составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования») и на основе рабочей программы НОО МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова.
Согласно учебному плану МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 105 часов из расчёта 3 ч в неделю (35 учебных недель).
Согласно годовому календарному графику МОУ лицея № 2 имени В.В. Тихонова и расписанию уроков на 2017 – 2018 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 105 часов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;
- соотносить их с нравственными нормами;
- делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения;
- выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);
- эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту;
- находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- составлять план, озаглавливать текст;
- пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;
- готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета
Данные рабочие материалы по литературному чтению для 4 класса разработаны на основе авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2015).
Содержание программы (105 ч)
Вводный урок по курсу литературного чтения – 1 ч.
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.
Летописи, былины, жития – 9 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли Русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.
Чудесный мир классики – 16 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
П. Ершов. «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М. Лермонтов. «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. Л. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого. Басня. «Как мужик убрал камень». Особенности басни. Главная мысль. А. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений
Поэтическая тетрадь – 8 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е. Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. Никитин. «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении. Н. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки...». Выразительное чтение. И. Бунин. «Листопад». Картина осени в стихах И. Бунина.
Пополнение активного словарного запаса. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.
Литературные сказки – 12 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. Одоевский. «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С. Аксаков. «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.
Делу время — потехе час – 8 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Драгунского. В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.
Страна детства – 7 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Б. Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь – 5 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
В. Брюсов. «Опять сон», «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. Есенин. «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Природа и мы – 9 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А. Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М. Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е. Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.
А. Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь – 6 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела
Б. Пастернак. «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Кедрин. «Бабье лето». С. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н. Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.
Родина – 8 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
И. Никитин. «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.
А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер. Проект «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений.
Страна Фантазия – 6 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.
Зарубежная литература – 10 ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела.
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете». Святое Писание. Иисус и Иуда. Оценка достижений.
Календарно-тематическое планирование.
Дата урока | № уро ка | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | ||
по плану | коррек тировка | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |||||
1 | Вводный инструктаж по т/б. Вводный урок. Знакомство с учебником. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | |||
Летописи, былины, жития (9 ч) | |||||
2 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника. | |||
3 | Сравнение текста летописи и исторических источников Из летописи « И вспомнил Олег коня своего». | ||||
4 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге». | ||||
5 | Вводная контрольная работа. | ||||
6 | Поэтический текст былины « Ильины три поездочки». | ||||
7 | Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой. | ||||
8 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. | ||||
9 | Житие Сергия Радонежского. | ||||
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Летописи, былины, жития». Проект «Создание календаря исторических событий». | ||||
Чудесный мир классики (16 ч) | |||||
11 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
12 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | ||||
13 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика героев. | ||||
14 | А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» | ||||
15 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | ||||
16 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. | ||||
17 | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. | ||||
18 | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». | ||||
19 | М. Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». | ||||
20 | М. Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | ||||
21 | М. Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». Характеристика героев. | ||||
22 | Л. Н. Толстой «Детство». | ||||
23 | Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. | ||||
24 | А. П. Чехов «Мальчики». | ||||
25 | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | ||||
26 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики». | ||||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | |||||
27 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид..», «Как неожиданно и ярко…». | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений, определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору, или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. | |||
28 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки». | ||||
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Где сладкий шёпот…». | ||||
30 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». | ||||
31 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». | ||||
32 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | ||||
33 | И. А. Бунин « Листопад». | ||||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». | ||||
Литературные сказки (12 ч) | |||||
35 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
36 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | ||||
37 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | ||||
38 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | ||||
39 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | ||||
40 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». | ||||
41 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | ||||
42 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | ||||
43 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». | ||||
44 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | ||||
45 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. | ||||
46 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». | ||||
Делу время – потехе час (8 ч) | |||||
47 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | |||
48 | Инструктаж по т/б. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени». Характеристика героев. | ||||
49 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | ||||
50 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | ||||
51 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Чтение по ролям. | ||||
52 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. | ||||
53 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. | ||||
54 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Делу время – потехе час». | ||||
Страна детства (7 ч) | |||||
55 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
56 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. | ||||
57 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | ||||
58 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. | ||||
59 | М.М. Зощенко «Ёлка». | ||||
60 | М.М. Зощенко «Ёлка». Характеристика героев. | ||||
61 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства». | ||||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | |||||
62 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | |||
63 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». | ||||
64 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». | ||||
65 | М. И. Цветаева «Наши царства». | ||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». | ||||
Природа и мы (9 ч) | |||||
67 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
68 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | ||||
69 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | ||||
70 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | ||||
71 | М.М. Пришвин «Выскочка». | ||||
72 | Е. И. Чарушин «Кабан». | ||||
73 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | ||||
74 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | ||||
75 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа и мы». | ||||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | |||||
76 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | |||
77 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | ||||
78 | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». | ||||
79 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». | ||||
80 | С.А. Есенин «Лебёдушка». | ||||
81 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь». | ||||
Родина (8 ч) | |||||
82 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И.С. Никитин «Русь». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
83 | И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | ||||
84 | С.Д. Дрожжин «Родине». | ||||
85 | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | ||||
86 | А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…». | ||||
87 | А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…». Поэтический вечер. | ||||
88 | Проект «Они защищали Родину». | ||||
89 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина». | ||||
Страна Фантазия (6 ч) | |||||
90 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
91 | Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра. | ||||
92 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | ||||
93 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | ||||
94 | Обобщающий урок «Путешествие по стране Фантазии». | ||||
95 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна Фантазия». | ||||
Зарубежная литература (10 ч) | |||||
96 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
97 | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | ||||
98 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | ||||
99 | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. | ||||
100 | Итоговая контрольная работа за год. | ||||
101 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». | ||||
102 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки. | ||||
103 | С. Лагерлёф «Святая ночь». | ||||
104 | С. Лагерлёф «В Назарете». | ||||
105 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература». |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам. директора по УВР
ЛМО учителей ____________(Паламарчук В.Н.)
начальных классов _________________ 2017 г.
_________________ (Сальхина С.И.)
____________ 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...
Рабочая программа учителя по литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа учителя по литературному чтению УМК "Школа России"для 4 класса на 2013-2014 учебный год.В рабочую программу входят пояснительная записка,календарно-тематическое планирование на год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по предмету литературное чтение УМК «Школа России» ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе программы...
Рабочие материалы учителя по математике 4 класс. УМК "Школа России".
Рабочие материалы составлены в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся....
Рабочие материалы учителя по технологии 4 класс. УМК "Школа России". Автор Лутцева Е.А.
Рабочие материалы по технологии составлены в соответствии с ФГОС. Ккалендарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся....