Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Баева Татьяна Ивановна

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx77.66 КБ

Предварительный просмотр:

1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

Литературное чтение  - один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.

2. Адресат

Рабочая программа предназначена для уч-ся 4 класса общеобразовательных школ.

3.Соответствие Государственном образовательному   стандарту

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования УМК " Школа России", авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. Литературное чтение  для 2-4 классов четырехлетней начальной школы, утвержденной МО РФ ( Москва 2004г) в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

4. Цели курса

Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

            • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;

• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

5.Задачи программы

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

6. Специфика программы

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо 

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)

7. Основные содержательные линии   курса .

            В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

 Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

            Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

            Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

            Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

            Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

8. Требования к уровню подготовки обучающихся

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

      Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; 

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Учащиеся должны

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему. 

 Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

Знать/ понимать:

♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

♦   читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

♦   определять тему и главную мысль произведения;

♦   пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);

♦   делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

♦   составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

♦   читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

♦   создавать небольшой устный текст на заданную тему;

♦   приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);

♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

♦   приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦   самостоятельного чтения книг;

♦   высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

♦   самостоятельного выбора и определения содержания книги  по ее элементам;

♦   работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

9. Виды и формы организации учебного процесса.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».

10.Планируемые результаты

Личностные результаты:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6)  овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

и составления текстов в устной и письменной формах;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)  готовность слушать собеседника и вести  диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности

научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Планируемые результаты

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

11. Объем и сроки изучения

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 136 часов.

1 четверть -

2 четверть -

3 четверть -

4 четверть -

12. Формы и средства контроля

устный выборочный опрос учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства;

фронтальный опрос;

письменная проверка знаний и умение учеников всего класса;

тестирование

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета, критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

13. Перечень учебно - методических средств обучения.

14. Список литературы.

Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2011, 1 часть.

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 1. М.: Просвещение, 2014

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса, часть 2. М.: Просвещение, 2014

М.Б. Бойкина, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для 4-го класса. М.: Просвещение, 2014

С. В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. М. «Вако», 2014

 

             

                                                                                       

                                                                                           

                                 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

В  программе представлено пять основных содержательных линий:

Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

 Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов.  Осознанное чтение про себя.

2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи.  Темп чтения вслух – 90 слов.    Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)

Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

№ п/п

Раздел программы

Всего часов

                                          Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Летописи, былины, сказания, жития

11

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать жанр «летопись», «былина»,  произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

2

Чудесный мир классики

.23

Различные виды чтения. Выразительное

чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова,  Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

3

Поэтическая тетрадь

.49

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

4

Сказки русских писателей

11

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

5

Делу время – потехе час

7

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.

6

Страна   далекого детства

.9

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст.

7

Природа

и   мы

мы

13

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале.

8

Родина

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Знать: основное содержание текста.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию

9

Страна «Фантазия»

3

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

10

Литература зарубежных

стран.

10

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

Итого

час.

Учебно - тематический план

График проведения проверочных и контрольных работ

Период обучения

Количество часов

Тест

Контрольная работа

Проверка техники чтения

Диагностическая работа

1 четверть

2

1

2 четверть

1

1

3 четверть

1

-

4 четверть

1

1

Итого:

5

3

Контрольно-измерительные материалы

№ ур

Вид работы

Тема

1

Стартовая диагностическая работа

6

Тест № 1

Летописи, былины, жития

8

Проверка навыка чтения

Входная диагностика

25

Тест № 2

Чудесный мир классики

26

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

27

Контрольная работа № 1

Чудесный мир классики

7

Тест № 3

Чудесный мир классики

8

Контрольная работа № 2

Поэтическая тетрадь

19

Диагностическая работа

диагностика (за 1 полугодие)

20

Проверка навыка чтения

 диагностика (за 1 полугодие)

21

Контрольная работа № 3

Литературные сказки

9

Контрольная работа № 4

Делу время - потехе час

16

Тест № 4

Страна детства

17

Контрольная работа № 5

Страна детства

22

Контрольная работа № 6

Поэтическая тетрадь

2

Тест № 5

Природа и мы

4

Контрольная работа № 7

Природа и мы

9

Проверка навыка чтения

Промежуточная диагностика

10

Контрольная работа № 8

Поэтическая тетрадь

15

Контрольная работа № 9

Родина

20

Контрольная работа № 10

Страна Фантазия

28

Проверка навыка чтения

Итоговая диагностика

29

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика

Календарно-тематическое планирование  

по литературному чтению в 4 классе.

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Всего

часов

Их них:

Сроки проведения

Экскур

сии

Приме

чание

Сроки

изучения

темы.

Контроль-

ные и диагности-

ческие

работы.

1.

Летописи, былины, сказания, жития

9 ч.

Проверка

техники

чтения.

2.

Чудесный мир классики.

25 ч.

Тест

3.

Поэтическая тетрадь!

9 ч.

Конкурс стихов

4.

Литературные сказки.

12 ч.

Тест

5.

Делу время – потехе час.

10 ч.

Тест

6.

Страна далекого детства.

9 ч.

Проверка

техники

чтения

7.

Поэтическая тетрадь.

6 ч.

Конкурс стихов

8.

Природа и мы.

14 ч.

Пересказ

9.

Поэтическая тетрадь.

8 ч

Конкурс стихов 

10.

Родина

8 ч.

Тест

11.

Страна фантазия.

6 ч

Тест

12.

Зарубежная литература.

15 ч

Постанов

ка сказки

13.

Повторение

5 ч

Проверка

техники

чтения

Всего:

136 ч

Учебно-тематическое планирование

курса литературное чтение 4 класс

Раздел №1

Тема: ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (9 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенности былин.

УМЕТЬ:

- анализировать прочитанное;

- правильно читать и понимать исторические произведения;

- находить аналогии с реальными историческими событиями;

- характеризовать героев;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Раздел темы №1 «ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ»  (9 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

1.

Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Фронталь

ный опрос

2.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

3.

«И вспомнил Олег коня своего».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

4.

«Ильины три поездочки».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

5.

«Ильины три поездочки».

1

Закрепление  знаний

Выразитель

ное чтение

6.

«Ильины три поездочки».

1

Обобщение и систематизация знаний

7.

«Житие Сергия Радонежского»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

8.

Внеклассное  чтение

Летописи, былины, сказания 

1

Закрепление  знаний

9.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №2

Тема: ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (25 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенности литературных сказок;

- особенности басен.

УМЕТЬ:

- давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;

- находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,

- определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,

- находить в тексте средства художественно выразительности;

- создавать план произведения;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Раздел темы №2 «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ» (25 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

10.

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

11.

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

12.

П. П. Ершов «Конек - горбунок»

1

Закрепление  знаний

Выразитель

ное чтение

13.

А. Слонимский. «О Пушкине»

А.С. Пушкин «Няне»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

14.

А.С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! Очей очарование».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

15.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

16.

Внеклассное  чтение

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

1

Обобщение и систематизация знаний

17.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Закрепление  знаний

Выразитель

ное чтение

18.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1

Обобщение и систематизация знаний

19.

Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.

1

Обобщение и систематизация знаний

20.

Всероссийский урок чтения.

КВН «Угадай …»

1

Обобщение и систематизация знаний

21.

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

22.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

1

Изучение и первичное закрепление знаний

23.

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)

1

Закрепление  знаний

Пересказ

24.

Внеклассное  чтение

«Что такое?» (серии книг  и каково их назначение)

1

Обобщение и систематизация знаний

25.

Творчество М. Ю. Лермонтова.

1

Обобщение и систематизация знаний

26.

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

27.

Л. Толстой «Детство»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Мини-сочинение

28.

Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

29.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

30.

А.П. Чехов «Мальчики»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

31.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Творческие задания

32.

Внеклассное  чтение

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого

1

Обобщение и систематизация знаний

33.

Библиотечный урок. Читательский дневник. Оформление, ведение дневника

1

Обобщение и систематизация знаний

34.

Резервный урок

1

Раздел №3

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (9 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенности стихотворения.

УМЕТЬ:

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- определять позицию автора;

- выразительно читать;

- выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

 

Раздел темы №3 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» (9 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

35.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

36.

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

37.

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

38.

А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

39.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

40.

Внеклассное  чтение

«Русь, Россия, Родина моя …»(Устный журнал)

1

Обобщение и систематизация знаний

41.

Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

42.

И. А. Бунин  «Листопад»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

43.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №4

Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ  (12 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенности авторских сказок.

УМЕТЬ:

- характеризовать героев;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- делить текст на смысловые части;

- составлять план пересказа.

Раздел темы №4 «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»  (12 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

44.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

45.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Закрепление  знаний

46.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

1

Обобщение и систематизация знаний

Краткий пересказ

47.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

48.

Внеклассное  чтение

Сказки писателей о детях

1

Обобщение и систематизация знаний

49.

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

50.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

51.

П. П. Бажов «Серебряное копытце»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

52.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

53.

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

54.

Литературные сказки.

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №5

Тема: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС  (10 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенности сказок, рассказов.

УМЕТЬ:

-высказывать свои суждения о прочитанном;

- соотносить заглавие и основную мысль произведения;

-подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.

Раздел темы №5 «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»  (10 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

55.

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

56.

Внеклассное  чтение

Детская приключенческая книга: повести, повести – сказки писателей: К. Чуковский, Я. Лари, Ю. Олеша, Н. Некрасов, А. Гайдар, А. Рыбаков

1

Обобщение и систематизация знаний

57

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

58.

  В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

59.

В. Ю. Драгунский «Главные реки»

1

Закрепление  знаний

Выразитель

ное чтение

60.

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

61.

 В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

62.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

63.

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

64.

Внеклассное  чтение

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (книги о сверстниках, о школе)

1

Обобщение и систематизация знаний

65.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №6

Тема: СТРАНА ДАЛЁКОГО ДЕТСТВА  (9 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность рассказов.

УМЕТЬ:

-устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий;

- подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением;

- передавать содержание через разные виды пересказа по плану.

Раздел темы №6 «СТРАНА ДАЛЁКОГО ДЕТСТВА»  (9 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

66.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

67.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

68.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

69.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Закрепление  знаний

Выборочное чтение

70.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Обобщение и систематизация знаний

71.

М. М. Зощенко «Елка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

72.

Внеклассное  чтение

 «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

1

Обобщение и систематизация знаний

73.

М. М. Зощенко «Елка»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

74.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №7

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ  (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность стихотворения.

УМЕТЬ:

- определять позицию автора;

- самостоятельно заучивать наизусть;

- выразительно читать.

Раздел темы №7 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»  (6 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

75.

В.Я. Брюсов. «Опять сон»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

76.

В.Я. Брюсов. «Детская».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

77.

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

78.

М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

79.

М. Цветаева «Наши царства».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

80.

Внеклассное  чтение

«Лес не школа, а всему учит» (урок – конкурс по рассказам Н.И. Сладкова)

1

Обобщение и систематизация знаний

81.

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №8

Тема: ПРИРОДА И МЫ  (14 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность рассказов.

УМЕТЬ:

-определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать героев;

- делить текст на смысловые части;

- выделять в тексте слова автора и персонажей.

Раздел темы №8 «ПРИРОДА И МЫ»  (14 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

82.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

83.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

84.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

85.

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

1

Обобщение и систематизация знаний

86.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

87.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

88.

Внеклассное  чтение

Рассказы о дрессированных животных и о людях которые их дрессируют

1

Обобщение и систематизация знаний

89.

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Пересказ

90.

Е. И. Чарушин «Кабан»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выборочное чтение

91.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

92.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Закрепление  знаний

Составление плана пересказа

93.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

1

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

94.

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

Раздел №9

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ  (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность стихов.

УМЕТЬ:

- определять позицию автора;

- находить в тексте средства художественной выразительности;

- самостоятельно заучивать наизусть;

- выразительно читать.

Раздел темы №9 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»  (8 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

95.

С. А. Клычков  «Весна в лесу»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

96.

Внеклассное  чтение

Стихи русских поэтов о природе

1

Обобщение и систематизация знаний

97.

Б. Л. Пастернак  «Золотая осень».

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

98.

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Мини - сочинение

99.

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

100

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

101

С. А. Есенин «Лебедушка»

1

Закрепление  знаний

Чтение наизусть

102

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

                                                                          Раздел №10

Тема: РОДИНА (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность стихов.

УМЕТЬ:

- высказывать свои суждения о прочитанном,

- выразительно читать;

- анализировать прочитанное;

- характеризовать прочитанное.  

Раздел темы №10 «РОДИНА»  (8 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

103

И. С. Никитин «Русь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

104

Внеклассное  чтение

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» (книги о ратных подвигах русского народа)

1

Обобщение и систематизация знаний

105

И. С. Никитин «Русь»

1

Закрепление  знаний

106

С. С. Дрожжин «Родине»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Чтение наизусть

107

А. В. Жигулин «О, Родина!»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

Выразитель

ное чтение

108

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

109

Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

Закрепление  знаний

Выразитель

ное чтение

110

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

                                                                          Раздел №11

Тема: СТРАНА ФАНТАЗИЯ (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность рассказов.

УМЕТЬ:

- высказывать суждения о прочитанном;

- характеризовать героев,

- подробно и кратко пересказывать,

- читать выразительно по ролям.

Раздел темы №11 «СТРАНА ФАНТАЗИЯ» (6 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

111

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

112

Внеклассное  чтение

Урок – викторина по сказкам Дж. К. Роулинг о Гарри Потере 

1

Обобщение и систематизация знаний

113

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

Закрепление  знаний

Пересказ

114

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

115

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Закрепление  знаний

Чтение по ролям

116

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

                                                                          Раздел №12

Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность сказок и рассказов.

УМЕТЬ:

- определять тему и основную мысль произведения;

- характеризовать героев;

- делить текст на смысловые части;

- выделять в тексте слова автора и персонажей;

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Раздел темы №12 «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (15 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

117

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

118

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

119

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

120

Внеклассное  чтение

Зарубежная приключенческая книга: Д. Дефо, М. Твен, Л. Кэрролл, Дж. Свифт

1

Обобщение и систематизация знаний

121

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

Закрепление  знаний

Составление плана пересказа

122

Г. Х. Андерсен «Русалочка»

1

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

123

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

124

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Закрепление  знаний

125

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Обобщение и систематизация знаний

Пересказ

126

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

127

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

1

Закрепление  знаний

Краткий пересказ

128

Внеклассное  чтение

Библиографическое пособие для детей: «Что читать»

1

Обобщение и систематизация знаний

129

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

1

Изучение и первичное закрепление знаний

130

Сельма Лагерлеф «В Назарете»

1

Закрепление  знаний

Выборочное чтение

131

Проверь себя!

1

Обобщение и систематизация знаний

Тест

                                                                          Раздел №13

Тема: ПОВТОРЕНИЕ (5 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

- особенность сказок, рассказов и стихотворений.

УМЕТЬ:

- высказывать свои суждения о прочитанном.

Раздел темы №13 «ПОВТОРЕНИЕ» (5 ч)

№ те

мы

Тема урока

Кол-во часов

Типы  уроков

Вид

контроля

Дата проведе

ния

урока

Примечания

132

Литературная игра-викторина «Как хорошо уметь читать!».

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

133

Игра «Литературные тайны»

1

Обобщение и систематизация знаний

Фронталь

ный опрос

134- 136

Резервные уроки

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,  предметные результаты изучения...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Математика" ("Школа России") ФГОС, содержание учебного предмета, предметные результаты изучения курса, место учебного предмета в учебном план...

пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Школа России" 2 кл.

В пояснительной записке говорится о назначении предмета, даётся содержательная линия, указаны принципы, лежащие в основе построения программы по математике....

пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО УМК "Школа России" 1 класс

пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО УМК "Школа России" 1 класс...