РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «УМК «Школа России» 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Кольянова Татьяна Николаевна

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyanova_programma_lit_chtenie_4klass.docx75.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

 «Школа – интернат №5 среднего (полного) общего образования г. Нижнеудинск»

Рассмотрено на методсовете_____       Утверждено приказ № _______

Зам.директора по УВР                             Директор

________________/_________                   _________________/__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАМММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

«УМК «Школа России»

4 класс

Учитель начальных классов

Кольянова Татьяна Николаевна

2014-2015 уч.год.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Ниже представлено тематическое планирование по учебникам «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская)


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Федеральный компонент образовательного стандарта

Виды деятельности учащихся

Виды контроля

План.

факт.

Введение 1 час

1

Введение. Знакомство с учебником.

Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем в конце учебника.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

Летописи, былины, сказания, жития. 11ч

2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица ее героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать свое отношение.

Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Слушание, чтение, говорение выразительное чтение

Фронтальный опрос

3

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Слушание, чтение, говорение чтение наизусть,

Индивидуальный опрос

Выразительное чтение.

4

Сравнение текста летописи и исторических источников.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

5

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

Слушание, чтение, говорение

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

6

Сравнение летописи с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

7

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Слушание, чтение, говорение, чтение наизусть

Индивидуальный. Выразительное чтение.

8

Прозаический текст былины в пересказе И . Карнауховой.

Слушание, чтение, говорение

Проверка техники чтения

9

Герой былины- защитник Руси. Картина Васнецова «Богатыри»

Слушание, чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

10

Сергий Радонежский – святой земли русской.

Слушание, чтение, говорение

Тематический. Тест

 (8 мин)

11

Житие Сергия Радонежского.

Слушание, чтение, говорение, пересказ

Индивидуальный. Выразительное чтение.

12

Проект «Создание календаря исторических событий»

Фронтальный опрос

Индивидуальный

ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ 22ч

13

Жизнь и творчество П, П. Ершова. «Конек- горбунок»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объему произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный

14

«Конек - горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Слушание, чтение, говорение, пересказ

Индивидуальный. Выразительное чтение.

15

П, П. Ершова. «Конек- горбунок». Характеристика героев.

Слушание, чтение, говорение

Беседа

Тестирование

Фронтальный

16

Жизнь и творчество А. С. Пушкина.  «Няне», «Туча»

Слушание, чтение, говорение, пересказ

Фронтальный опрос

17

А. С. Пушкин «Унылая пора». Средства художественной выразительности.

Слушание, чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

18

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Слушание, чтение, говорение, чтение наизусть, выразительное чтение

Фронтальный опрос.

Выразительное чтение

19

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев

Слушание, выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

Пересказ

20

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

Слушание, выразительное  чтение, говорение, чтение наизусть

Чтение наизусть

Тестирование

21

Внеклассное чтение. КВН по сказкам Пушкина.

Слушание, чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

Кроссворд

22

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

Слушание, чтение, говорение

беседа

23

М.Ю. Лермонтов «Ашик -  Кериб»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

24

М.Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

Слушание, чтение, говорение, чтение наизусть

Фронтальный

Выразительное чтение

25

М.Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб»Характеристика героев

Слушание, выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

26

Жизнь и  творчество Л.Н. Толстого

Слушание, чтение, говорение

Беседа

27

Л.Н. Толстой «Детство»

Слушание,

говорение

Фронтальный опрос

28

Л. Н Толстой. «Детство». Герои и судьбы

Слушание, чтение наизусть, говорение

29

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня

Слушание, говорение

30

Внеклассное чтение. Толстой – детям.

Слушание, выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

31

Жизнь и творчество А. П. Чехова. «Мальчики»

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

32

А. П. Чехов. «Мальчики». Герои рассказа-герои своего времени

Слушание, чтение, говорение

33

Проект «Антон Павлович Чехов - русский классик»

Фронтальный опрос

34-

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики»

Беседа

Фронтальный опрос

Кроссворд

                                  ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ   12 ч.

35

Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…»

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение

Слушание, выразительное чтение, говорение

Выразительное чтение

36

Ф.   И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…! Средства художественной выразительности.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

37

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Слушание, чтение наизусть,  говорение

Чтение наизусть

38

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист»

Слушание, выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

39-

А. Н. Плещеев «Дети и птичка» . Ритм стихотворения.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

Выразительное чтение

40

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями»

41

А. А. Некрасов «Школьник»

Слушание, чтение, говорение

беседа

Индивидуальный. Выразительное чтение

42

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

43

И. А. Бунин «Листопад».

Слушание,  выразительное чтение, говорение

44

Проект «Картины осени в стихах И. А.Бунина»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

Беседа

45

Внеклассное чтение. Писатели нашего края об осени.

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

46

Обобщающий урок- викторина «Поэтическая осенняя тетрадь»

Слушание,  выразительное чтение, говорение, пересказ

Индивидуальный

Литературные сказки   16 ч.

47

Жизнь и творчество В. Ф. Одоевского . «Городок в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Планировать работу на уроке.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Слушание,

чтение , говорение

Индивидуальный. Фронтальный

48

В. Ф. Одоевский . «Городок в табакерке». Составление плана сказки

Фронтальный опрос

49

В. Ф. Одоевского . «Городок в табакерке» Характеристика героев

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

Тестирование

50

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» текст описание в содержании произведения

Слушание,  чтение, говорение, пересказ

Фронтальный

Индивидуальный.

51

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герои литературного текста

Слушание,  чтение, говорение

52

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Слушание,  чтение, говорение

53

П. П. Бажов.- Уральский сказочник. Произведения Бажова

Слушание,  чтение, говорение

54

П. П. Бажов. «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок в авторском тексте

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

Беседа

Тестирование

55

П. П. Бажов. «Серебряное копытце». Герои произведения.

Слушание,  выразительное чтение, говорение

56

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Слушание,  чтение, говорение,

пересказ

57

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Беседа

58

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Деление текста на части. Пересказ

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

Индивидуальный

Тестирование

59

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Словесное иллюстрирование

Слушание,  выразительное чтение, говорение

60

Внеклассное чтение «Сказки любимых писателей»

Слушание,  выразительное чтение, говорение, чтение наизусть

61

Проект «Отличие авторской сказки от народной»

62

Оценка достижений. Контрольная работа за 1-е полугодие.

Итоговый

Делу время- потехе час  9 ч.

63

Жизнь и творчество Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссера.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своем авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Фронтальный

Фронтальный опрос

Кроссворд

64

Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

Слушание,  выразительное чтение, говорение

65

Проект «Произведения, которые учат нас ценить время»

Слушание,  чтение, говорение,

66

В.И. Драгунский «Главные реки»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный.

Пересказ

67

В.И. Драгунский «Что любит Мишка»

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос..

68

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Слушание,  чтение, говорение

69-

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Нравственный смысл произведения.

Слушание,  чтение, говорение

Индивидуальный. Беседа

70

Внеклассное чтение. Произведения В. Ю . Драгунского

71

Обобщающий урок «Делу время- потехе час». Оценка достижений.

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос.

Тестирование

Страна детства 8 ч.

72

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Слушание,  чтение, говорение

Индивидуальный. Фронтальный

73

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Характеристика главного героя.

74

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Слушание,  чтение, говорение

75

Образ природы в произведении «Корзина с еловыми шишками».

Слушание,  чтение, говорение

76

Жизнь и творчество М. М. Зощенко. «Ёлка»

Слушание,  чтение, говорение

77

Проект «Писатель из «Страны детства»»

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный

Беседа

78

Внеклассное чтение. Что такое серии книг, их назначение

Слушание,  чтение, говорение

79

Обобщающий урок «Страна детства» . Оценка достижений.

Слушание, чтение, говорение, пересказ

Тестирование

Поэтическая тетрадь  5 часов

80

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение

81

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный.

82

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

83

Проект «Жизнь и творчество М. И. Цветаевой»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Итоговый.

Тестирование

84

Обобщающий урок « Поэтическая тетрадь №2»

Оценка достижений.

Говорение, письмо, слушание

Природа и мы    12 ч.

85

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определить отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Слушание,  чтение, говорение

Индивидуальный.

86

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе

Индивидуальный.

87

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Фронтальный опрос.

88

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос.

Беседа

89

Проект « Собаки в художественных произведениях»

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос.

90

М. М. Пришвин «Выскочка»

91

М. М. Пришвин «Выскочка»

Характеристика героя на основе поступка.

Индивидуальный. Выразительное чтение.

92

Е. И. Чарушин «Кабан»

Фронтальный опрос. Пересказ.

93

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос.

Беседа

94

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герои рассказа.

95

Проект «Природа и мы» Оценка достижений

Слушание,  чтение, говорение, пересказ

Тестирование

Фронтальный

Поэтическая тетрадь 8 ч.

96

Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Слушание, говорение, письмо

Индивидуальный. Выразительное чтение.

97

С. А. Клычков «Весна в лесу»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

98

Д. Б. Кедрин «Бабье лето»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

99

Н. М. Рубцов «Сентябрь»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

100

С. А. Есенин «Лебедушка»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

101

Внеклассное чтение . Стихотворения Сергея Есенина. Конкурс чтецов

Слушание,  выразительное чтение, говорение, чтение наизусть

Фронтальный опрос

102

Проект « Времена года в поэзии русских поэтов»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

103

Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений

Слушание,  выразительное чтение, говорение, работа в группах

Итоговый. Фронтальный опрос

Родина    8 ч.

104

И. С. Никитин «Русь» образ родины в поэтическом тексте

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

105

С.Д. Дрожжин «Родине» Авторское отношение к изображаемому.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

106

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

107-

Внеклассное чтение «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

108

Проект «Они защищали Родину»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

109

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы.

110

Обобщающий урок «Родина». Оценка достижений

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный опрос

111

Контрольная работа по разделам «Природа и мы», «Родина», «Страна детства»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

Страна Фантазия 7 часов

112

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Слушание,  чтение, говорение,

Фронтальный опрос.

113

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» Герои фантастического рассказа

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

114

«Приключение Электроника». Сравнение произведение и одноименного кинофильма

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

115

Кир Булычев «Путешествие Алисы» Особенности фантастического жанра.

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

116

Кир Булычев «Путешествие Алисы» Сравнение героев.

Слушание,  чтение, говорение, пересказ

Фронтальный опрос. Пересказ.

117

Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях)

Слушание,   говорение, письмо

Итоговый.

 Тестирование

118

Проект «Путешествие по стране Фантазия». Оценка достижений

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Беседа

Зарубежная литература 18 ч.

119

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

120

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета

Фронтальный опрос

121

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

Индивидуальный.

122

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

123

Г.Х. Андерсен «Русалочка» Характеристика героев

Фронтальный опрос.

124

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Составление плана, пересказ.

Фронтальный опрос

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Авторская сказка

Индивидуальный. Беседа

126

Проект «Сказки Андерсена»

127

М. Твен «Приключение Тома Сойера»

Слушание,  выразительное чтение, говорение, пересказ

Фронтальный опрос

128

М. Твен «Приключение Тома Сойера» Сравнение героев, их поступков

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Фронтальный

кроссворд

129

М. Твен «Приключение Тома Сойера» Развитие сюжета

130

С . Лагерлеф «Святая ночь»

Слушание,  выразительное чтение, говорение

Индивидуальный. Выразительное чтение.

131

С . Лагерлеф «В Назарете» Святое семейство

Слушание,  чтение, говорение

Фронтальный опрос

132

С . Лагерлеф «В Назарете» Иисус и Иуда

133

С . Лагерлеф «В Назарете». Связь произведения и Библии

Слушание,  выразительное чтение, говорение

134

Внеклассное чтение. Урок- отчет «Путешествие по дорогам любимых книг»

Слушание,  выразительное чтение, говорение, работа в группах

135

Контрольная работа за 2- е полугодие.

Слушание, чтение, говорение

Фронтальный опрос

136

Урок- КВН «Литератруные тайны»


[1] Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по предмету литературное чтение УМК «Школа России» ФГОС

Рабочая программа  по литературному чтению разработана  на основе программы...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для 1-4 классов

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" для 1-4 классов составлена в соотвествии с требованиями ФГОС НОО,примерной программы по литературному чтению. Рабочая программа предназначена ...

Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение УМК "Школа России" 4 класс

          Рабочая программа по  литературному чтению  для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета "Литературное чтение" для 1-4 классов по умк "ШколаРоссии"...

рабочая программа по предмету "Литературное чтение", УМК " Школа России"

Рабочая  программа по литературному чтению  разработана для 1-4 классов  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духо...